Поиск по сайту

Культура и цивилизация, их взаимосвязь. Концепция А. Тойнби, О. Шпенглера


Цивилизация – это определенный этап развития культуры. Для нее нужны определенные условия - центр культуры город, письмо, формы государственного устройства. Если этих условий не хватает тогда культурный процесс отстает навсегда. Понятие "цивилизация" было известно с античных времен как противопоставление античного общества варварскому окружению. В эпоху Просвещения (XVIII в.) понятие "цивилизация", как правило, использовали для характеристики общества, основанного на разуме, справедливости, образовании.

Концепция Шпенглера. Каждый из выделенных им культурных миров имеет идентичный жизненный цикл, напоминающий жизненный цикл организма: зарождение, рост, развитие, упадок и гибель. Поэтому в каждой культуре выделяют – детство (варварство первобытного общества), юность (начало развития политической организации, искусства и науки), зрелость (расцвет всех важных сфер общественной жизни) и старость с ее непременным спутником - смертью. Каждая фаза в любой культуре Шпенглера автоматически переходит в следующую, как только наступает ее время. По его мнению, каждая культура является "живым организмом" и имеет свою историю. Он отрицал существование общечеловеческой культуры, доказывая, что всемирная история состоит из истории восьми замкнутых в своем развитии великих культур. К таким культурам ученый относил китайскую, индийскую, египетскую, аполлоновскую, византийско-арабскую (магическую), западноевропейскую (фаустовскую) и культуру майя. На историческую арену выходит российско-сибирская культура, находящаяся в стадии становления. Каждая культура, по мнению ученого, имеет свою судьбу и живет примерно 1000-1500 лет. Затем культура умирает и следы от нее остаются в форме цивилизации. Концепция судьбы является основополагающей в философии культуры О. Шпенглера. Угрозу земной истории Шпенглер видит в излишне рационализированной и крайне запрагматизованной деятельности людей.

Цивилизация для Тойнби – это самоидентификация культуры, которая достигла своих пределов.

Как сторонник концепции исторического круговорота в развитии локальных культур, он разделил историю человеческого общества на отдельные цивилизации. Их исследованию ученый посвятил 12-томный труд "Исследование истории". Сначала А. Тойнби выделил для анализа 21 цивилизацию, затем сократил перечень до 13 самых развитых. Цивилизации, ранее рассматривались самостоятельными, были отнесены к цивилизациям-спутникам. Впоследствии перечень было им сужено до пяти действующих, а именно западной, испанской, индийской, китайской и православной.

В развитии каждой цивилизации ученый выделяет и анализирует четыре фазы: возникновение, рост, надлом и распад. После гибели цивилизации ее место занимает другая. Если на первых двух фазах движущей силой выступает творческое меньшинство, что является носителем "жизненного порыва", то последние две фазы связаны с "истощением жизненных сил". По соседству с цивилизацией появляется «внешний пролетариат» – это народы, которые по тем или иным причинам не смогли подняться до уровня цивилизованности. А. Тойнби остро критиковал западную цивилизацию за потерю духовности и чрезмерное развитие меркантильных интересов и потребительской психологии. Безудержная индустриализация и гонка вооружений, по мнению ученого, приведет к обострению экологического кризиса и усиления борьбы за сырьевые ресурсы. Индустриальные страны встретятся с вражеской позицией технически отсталых стран, что неизбежно завершится глобальным конфликтом, и в конечном итоге наступит экономический упадок. Концепция А. Тойнби интересна еще и тем, что в ней достаточно четко сформулированы критерии определения цивилизационной идентичности. Он называет религию, историю, язык, обычаи и культуру. Особое значение А. Тойнби предоставляет религии, которую считает "цельной и направленной в одну сторону по сравнению с разнообразной и повторяющейся историей цивилизаций".


Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 22
0  
Користувачів 893
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация