Античные взгляды на культуру


Термин "культура" появился в Древнем Риме. В переводе с латинского он означал уход, улучшение, обработку, обработку, совершенствование. Первоначально термин "культура" означал целенаправленное воздействие человека на окружающую среду: обработка почвы, возделывание земли, земледельческий труд. В своем первоначальном значении термин "культура" был близок к современному слову "агрокультура". Со временем его значение расширяется. Процесс культурного преобразования стали связывать не только с природой, но и с человеком, его внутренним миром.

Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков. Средства такого совершенствования античные мыслители видели прежде всего в философии, науке и искусстве. В этом смысле термин "культура" впервые был применен Цицероном (106-34 гг.). Цицерон писал о том, что "культура души это философия". При этом он имел в виду не столько состояние души, сколько способ ее совершенствования. Одной из своих главных жизненных целей Цицерон считал философское просвещение римлян. Таким образом, термин "культура" сначала употребляется в сочетании с чем-то конкретным, на что был направлен процесс совершенствования, обработки, культивирования: культура почвы, культура растений, культура ума, культура речи.

Древние греки термин "культура" не применяли. У них был в чем-то похож срок - пайдейя. Термином "пайдейя" древние греки обозначали воспитанность, образованность человека. Центром образованности считался город. В связи с этим горожанин как человек культурный противопоставлялся жителю села. Если первый был, согласно представлениям греков, носителем образованности и культуры, то последний ассоциировалась у них с невежеством и дикостью, то есть с отсутствием культуры. Следует заметить, что ценностная координата "культура – отсутствие культуры" в древней римской истории была перенесена в другую плоскость - "римлянин – не римлянин". Римлян здесь относили к культурному народу, не римляне удостаивались только оценки "варвары".

Древние греки использовали и такой термин, как "калогатия". Он высказывал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. Идеалом античного общества была гармонично развитая личность, в которой достигалась единство, равновесие физического и духовного начала. Греческие мыслители впервые в истории культуры выдвинули идею всесторонне развитой личности как цели культурного развития. Культурный человек, должен был обладать следующими качествами:

  • Он должен быть патриотом – защитником полиса. Поэтому от него требовались военные умения.
  • Он должен активно участвовать в политической и общественной жизни полиса: знать его законы, уметь хорошо, красиво говорить – быть оратором, владеть навыками государственного управления.
  • Культурный человек должен быть эстетически совершенным.

На формирование этих качеств была направлена вся система греческого образования и воспитания. Образование составляют единство гимнастического и мусического.

Гимнастическое образование – это занятия спортом, физической культурой. Гимнастические дисциплины способствовали развитию тела.

Мусическое образование – это обучение искусствам. Нужно было овладеть искусством стихосложения, основами музыкального исполнительства, знать произведения литературы, прежде всего поэмы Гомера и Гесиода, владеть ораторским искусством, философией. Мусические дисциплины формировали душу, сознание, разум.

Главными моральными качествами, которыми должен обладать культурный человек, считались мудрость, мужество, умение владеть собой, чувство меры. По определению древнегреческого философа Аристотеля, добродетель– это мудрая середина между крайностями. Например, мужество – это середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость– середина между скупостью и расточительством. Нравственный человек во всех отношениях должен избегать крайностей, излишеств. Аристотель обращал внимание на то, что если мера нарушается, добродетель может переходить в свою противоположность (доброта в безволие, требовательность в придирчивость, осторожность в трусость).

В период античности понятие "культура" было тесно связано с понятиями "гуманизм" и "цивилизация". Первое из них означало человеческий, человечный, второе – гражданский, общественный, государственный. Понятие "цивилизация" употреблялось для характеристики общественной жизни как организованного и упорядоченного целого. Цивилизация противопоставлялась варварству как более низкой ступени культурного развития. Известный римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг ..) как главные признаки цивилизации выделяет:

  • высокий уровень материального положения;
  • возникновения государства;
  • появление письменности.

Материальная сторона является ведущей при определении цивилизации. От Тацита идет традиция понимать цивилизацию как более высокую, чем варварство, степень общественного развития. Тацит обращает внимание и на то, что переход от варварства к цивилизации был связан не только с приобретениями, но и с потерями. Тацит показывает, что богатый и культурный Рим с высоким уровнем развития политической, правовой, инженерно-технической, художественной культурой характеризуется упадком и распущенностью нравов. В то же время, описывая образ жизни древних германцев-варваров, Тацит отмечает, что их неграмотность, примитивность их общественная и военная организация сочетается с физическим и моральным здоровьем. Это проявляется и в воспитании юношей, и в отношениях членов семьи между собой. Таким образом, Тацит отмечает у германцев положительные черты, которые отсутствовали у римлян, которые находятся на более высокой ступени культуры. Римский историк поднимает проблему противоречий культурного прогресса.


Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 18
0  
Користувачів 231
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация
Голосование
Якою пошуковою системою Ви користуєтесь ?