Переосмысление культуры деятелями Просвещения


Просвещение – широкое идейное течение, которое отражало антифеодальные настроения образованной части населения во второй половине XVII-XVIII века. Просвещение зародилось практически одновременно в странах Западной Европы: Великобритании, Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Испании, Португалии, но быстро распространилось по всей Европе, включая Речью Посполитой и Российской империей.

Просветители критиковали феодальный строй и его культуру, требовали установления новых, общественных порядков, выступали в защиту народных масс, за их право на образование и культуру. Они верили в человека, его разум и высокое призвание. Основной путь к прогрессу они видели в распространении образования, культуры, идей добра и справедливости, уделяли большое внимание проблемам воспитания. Они считали культуру главным ориентиром в человеческой жизни. Эпоха Просвещения создала общие понятия о культуре как о духовном творчестве, совершенствование людей с помощью разума. Просветители относят к культуре не только духовные, но и материальные ценности – это улучшение жизни людей с помощью земледелия, ремесел.

Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого разума. В ряде работ понятие "культура" и "природа" противопоставляются. Так, Жан-Жак Руссо считает природу продуктом совершенного божественного разума, а культуру – несовершенным человеческим умом, и негативно относится к культурному прогрессу. Устранению оппозиции "культура" - "природа", поиска путей их гармоничного сочетания посвящены работы Иммануила Канта. По Канту причиной возникновения культуры является общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, зла, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). В этике Кант вводит категорический императив, то есть обязательное и безусловное моральное правило, всеобщий закон поведения, который преодолевает и исключает любое зло.

Ко второй половине XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И.Г.Гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и умственной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государстве, религии, семьи. Гердер впервые определил культуру как необходимую и неотъемлемую реальность человеческого общества, утверждая, что некультурных народов вообще не существует. Есть более культурные и менее культурные народы. Уровень культуры философ связывает с прогрессом образования. В работе «О происхождении языка" (1772) Гердер связывает появление языка с физиологически заложенной в человеке способностью к мышлению, в развитии речи видит прогресс культуры. Он одним из первых заинтересовался изучением национальных культур как форм существования мировой. Гердер выделил этапы, через которые проходит национальное возрождение:

  • изучение истории, этнографии;
  • формирования национального литературного языка;
  • возникновения национальных политических организаций, борьба за независимость.

Окончательно оппозиция "природы" и "культуры" снимается в философии Георга Фридриха Вильгельма Гегеля, (1770-1831), для которого "культура есть ... освобождение и работа высшего освобождения", понимаемая как поэтапное движение от естественной непосредственности к высшей духовности. История человечества по Гегелю это лестница вверх, по которым человек, освобождаясь, поднимается путем познания абсолютного духа. Гегель сводит культуру к духовному развитию человечества, понимая творчество как диалектическое восхождение духа.

В первой половине XIX в. появились работы российского ученого М.Я.Данилевського. В книге "Россия и Европа" он выдвинул концепцию "замкнутого (локального) развития культур". Каждый народ, за Данилевским, создает специфическую систему ценностей. Выработанная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее "тело" чужеродных элементов. Данилевский создал "систему типов" человечества. Он писал, что есть народы, преданные идее государственности, а есть такие, которым она чужая. Есть люди, которые исповедуют идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Народы Востока создали изысканную, но малоподвижную, созерцательную культуру, которая из поколения в поколение воспроизводит саму себя. На Западе была создана динамичная, утилитарно-практическая культура, направленная на преобразование природы и общества. Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на культурологию ХХ в.


Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 15
1  
Користувачів 139
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация
Голосование
Чи доводилося Вам стикатися з випадками корупцiї у ВНЗ?