Поиск по сайту

Новые идеи в трудах украинских деятелей культуры XVII-XVIII вв. Г.С. Сковорода


Значительную роль в общественно-культурной жизни Украины конца XVI - первой трети XVII в. играли братства – национально-религиозные организации православного населения украинских городов. В философствовании братьев довольно заметны традиции еще киеворусского византинизма: философия понимается как путь постижения истины через мистическое единение с Богом, приходится актуальность духовных ценностей княжества, высказываются мистически-аскетические идеи. При этом активно отстаивается идея использования старославянского языка, наделяется почти чудодейственной силой и сакральным смыслом. Что касается понимания смысла и тенденций развития культуры представителями братских школ этого времени, то здесь преобладают идеи превращения старозаповитной, проникнутой земными страстями и желаниями человека на человека нового - духовного, или "внутреннего", типа. Такими идеями проникнуты произведения Герасима Смотрицкого, Исайи Копинского, Клирика Острожского, Ивана Вышенского, Иова Княгиницкого, Виталия с Дубна и др.

Примерно к 1615 г. в братской традиции прослеживается отчетливо негативное отношение к культурным ценностям латинизированного католического Запада. Но с образованием Киевского братства, членами которого стали многие выпускники западноевропейских университетов и коллегий, ситуация медленно меняется. Усиливаются тенденции к развитию типично западных гуманистических идей, появляется заинтересованность натурфилософской проблематикой, логикой. Приоритет набожности все больше заменяется на приоритет образованности и ума. Приходит осознание необходимости синтеза достижений отечественной и европейской теоретической мысли. На этом этапе развития философской культуры братских школ активно выступают со своими идеями Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Касьян Сакович, Кирилл Транквилион-Ставровецкий, Фома Евлевич и др. Эти мыслители смотрели на человека уже не только в этическом ракурсе, но и в гносеологическом и естественном.

Новый этап формирования украинской культурологической мысли начался с образованием в 1632 г. Киево-Могилянской академии. Именно это учебное заведение начало не только традицию украинского высшего образования, но и традиции отечественной науки в ее современном понимании. Развитие философской мысли в стенах Киево-Могилянской академии способствовало значительному подъему натурфилософии, психологии, права и вообще повышению уровня теоретического мышления. К выдающимся представителям Киево-Могилянской научной школы относятся Иосиф Кононович- Горбацкий, Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Стефан Яворский, Георгий Канский, Амвросий Дубневич, Георгий Щербацкой, Иоанникий Галятовский Лазарь Барановский, Григорий Сковорода и многие другие известные деятели украинской культуры.

Обращение к специфически культурологической проблематике стало характерной чертой украинской философской мысли XVIII в. Григорий Сковорода (1722-1794), несомненно, был выдающимся украинским мыслителем этого времени. Его философские взгляды, в том числе с культурологической проблематики, изложенные прежде всего в трактатах и диалогах. Сковорода исповедует идею "трех миров": макрокосмос (вселенная), микрокосмос (человек) и особая символическая реальность, которая сочетает микро - и макрокосмос и воспроизводит их в идеальной форме. Хотя Сковорода, конечно, не употребляет слово "культура" (как известно, оно появилось в украинском лексике почти за столетие спустя), но понятие его идеального мира очень близко к более поздним культурологическим трактовкам мира культуры как пространства смыслов и значений. По Сковороде, что был близок к "внутреннему" христианства (духовная течение, выводится чаще всего от мистики ренессансной эпохи, отрицает абсолютный авторитет церкви и стремится к аллегорическому толкованию Священного Писания), совершенным образцом этого идеального мира является Библия.

Христианская культура в мировоззрении Г. Сковороды бесспорно доминировала, и ему не была чужда и античная философия (прежде всего платонизм). Г. Сковорода видел основной целью философствования достижения человеком состояния счастья и блаженства, гармонии с окружающим и внутренним миром.


Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 22
0  
Користувачів 889
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация