Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Государственные органы Украины во внешних сношениях

Государственные
органы Украины во внешних сношениях. Структура и функции органов внешних сношений
Украины

В структуру внутригосударственных органов внешних сношений
Украины входит:

— Парламент — Верховная Рада Украины;

— Глава государства — Президент Украины;

— Правительство — Кабинет Министров Украины;

— Ведомство иностранных дел — Министерство иностранных дел
Украины;

— Министерства и ведомства Украины. В соответствии с положениями Конституции Украины
Верховная Рада Украины: определяет основы внутренней и внешней политики; заслушивает
внеочередные и ежегодные послания Президента Украины о внутреннем и внешнем положении
Украины; объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключение
мира; одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины
и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины, осуществляет
контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; подтверждает решение о предоставлении
Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным
организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных
финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины,
осуществляет парламентский контроль в рамках Конституции Украины, дает в установленный
законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсацию
международных договоров Украины. Верховная
Рада Украины осуществляет другие полномочия, в соответствии с Конституцией Украины
к ее ведению (статья 85 Конституции Украины).

Президент Украины: является гарантом государственного суверенитета,
территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины (статья 102
Конституции Украины), он обеспечивает государственную независимость, национальную
безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу, ежегодными
и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении
Украины; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство
внешнеполитической деятельностью государства; ведет переговоры и заключает международные
договоры Украины, принимает решения о признании иностранных государств; назначает
и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах
и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических
представителей иностранных государств; присваивает высшие дипломатические раги;
возглавляет Совет национальной безопасности и обороны; вносит в Верховную Раду Украины
представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании
Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против нее, принимает решение
о принятии в гражданство и прекращения гражданства Украины, о предоставлении убежища
в Украине. Президент Украины осуществляет
другие полномочия, определенные Конституцией Украины (статья 106 Конституции Украины).

Кабинет Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины:
обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины,
осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, выполняет Конституцию и
законы Украины, акты Президента Украины, принимает меры по обеспечению прав и свобод
человека и гражданина, осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной
безопасности Украины; организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической
деятельности Украины; направляет и координирует работу министерств, других органов
исполнительной власти. Кабинет Министров
выполняет другие функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента
Украины (статья 116 Конституции Украины).

Практическое осуществление внешней политической деятельности
государства и организация ее дипломатической деятельности возложена на Министерство
иностранных дел Украины (МИД Украины). МИД
Украины действует на основании Положения о Министерстве иностранных дел Украины,
утвержденного Кабинетом Министров Украины 18 февраля 1993 года. МИД обеспечивает в пределах своих полномочий
проведение внешней политики Украины и осуществляет координацию деятельности всех
участников внешнеполитических связей Украины.В пределах своих полномочий МИД организует выполнение актов законодательства
Украины и осуществляет контроль за их реализацией. В своей деятельности МИД Украины руководствуется
Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины,
указами и распоряжениями Президента Украины, решениями Кабинета Министров Украины.

Главными задачами МИД Украины являются:

— Участие в реализации государственного суверенитета Украины
в сфере внешней политики, содействие повышению международного авторитета государства;

— Обеспечение в пределах своих полномочий проведение единого
внешнеполитического курса Украины с целью всестороннего развития политических, экономических,
гуманитарных, научных и иных связей с зарубежными государствами;

— Разработка и участие в осуществлении концепции развития
внешнеполитической деятельности государства;

— Защита прав и интересов Украины, ее физических и юридических
лиц за границей;

— Анализ внешнеполитической деятельности Украины, разработка
и осуществление комплекса мероприятий, направленных

на повышение эффективности внешнеполитических связей Украины,
в первую очередь, оказание организационно-методической и информационной помощи участникам
внешнеполитических отношений;

— Организация, координация и финансирование работы представительств
Украины за рубежом, а также содействие деятельности представительств иностранных
государств на территории Украины и др..

Соответствии с этими задачами МИД Украины:

— Разрабатывает приоритетные направления сотрудничества с
другими государствами;

— Обеспечивает участие Украины в подготовке международных
договоров с другими государствами и международными организациями;

— Подает в Кабинет Министров Украины предложения о подписании,
ратификации, принятии, одобрении международных договоров или присоединении к ним;

— Вносит в Кабинет Министров Украины предложения о создании,
реорганизации и ликвидации за рубежом посольств, консульских учреждений, постоянных
представительств Украины при международных организациях и представительств Министерства
иностранных дел в Украине, направляет на работу;

— Ведет учет иностранных представительств, их персонала на
территории Украины, поддерживает с ними контакты в целях активизации и расширения
международного сотрудничества со странами, которые они представляют;

— Обеспечивает визовую политику Украины, выдачу дипломатических
и служебных паспортов;

— Обеспечивает проведение в системе МИД Украины единой кадровой
политики и функционирования структур, связанных с подготовкой, переподготовкой и
повышением квалификации кадров для представительств Украины за рубежом;

— Организует осуществление мероприятий по вопросам эвакуации
имущества и персонала дипломатических представительств Украины из государств, находящихся
с ней в состоянии войны;

— Разрабатывает и утверждает сметы доходов и расходов иностранных
учреждений Украины.

Министерства и ведомства Украины являются органами внешних
сношений государства специальной компетенции, они действуют на основании положений
о соответствующем министерстве или ведомство разрабатываются и утверждаются Кабинетом
Министров Украины, или их подтверждает президент Украины. В основе организации системы внешних сношений
министерств и ведомств Украины лежит функциональный подход — объективная необходимость
осуществления международных контактов с аналогичными министерствами и ведомствами
иностранных государств, с целью более эффективного решения вопросов, входящих в
профильную компетенцию этих органов, посредством обмена или восприятие зарубежного
опыта или с целью объединения усилий для коллективного решения возникающих проблем. Это прежде всего относится к министерствам и
ведомствам внешней торговли, внутренних дел, связи, здравоохранения, охраны окружающей
среды и т.д.

К зарубежным органов внешних сношений относятся:

— Постоянные органы (дипломатические представительства: посольства
и миссии, консульские представительства, торговые представительства, постоянные
представительства государств при международных организациях);

— Временные органы (специальные комиссии или миссии, направляемые
в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров
и разрешения других вопросов, делегации, направляемые для участия в международных
конференциях).

 

Дипломатические
представительства: понятие, виды, состав, функции. Дипломатический корпус

Дипломатическое представительство — это орган внешних сношений
государства, находящегося за ее пределами на территории другого государства, для
осуществления дипломатических сношений с ними.

Следует иметь в виду, что дипломатическое представительство
является родовым понятием, определяющим различные виды иностранных органов внешних
сношений государства, осуществляющих дипломатическую деятельность.

Дипломатическое представительство – орган аккредитующего государства, учрежденный
на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между
ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному
соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто
совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений.
Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства – представительства высшего уровня,
возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства
Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства
Британского Содружества;

2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными
и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие
специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию
контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Структура дипломатических представительств – состав
и характер дипломатических представительств – в разных странах различна и определяется
собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические
представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и
те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический,
административно-технический, обслуживающий. (Подробнее см. ниже – Дипломатический
корпус).

Административно-технический персонал включает
заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей,
шифровальщиков и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы,
повара, дворники и т.д.

 

Все категории атташе являются дипломатическими работниками дипломатического
представительства и включаются в состав членов дипломатического корпуса. Они пользуются
всеми дипломатическими привилегиями.

Венская конвенция 1961 года «О дипломатических сношениях»
в статье 3 закрепила функции дипломатического
представительства в соответствии с международным правом. К ним относятся:

— Представительская функция, заключающаяся в представительстве
государства, аккредитующим в государстве пребывания;

— Защита в государстве пребывания интересов государства, аккредитует
и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом;

— Ведение переговоров с правительством государства пребывания;

— Информационная функция — выяснение всеми законными способами
условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству государства,
аккредитует;

— Функция поощрения дружественных отношений между государством,
аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений
в области экономики, культуры и науки.

Представительная функция заключается в том, что дипломатическое
представительство государства, аккредитует, представляет ее в государстве пребывания
в полном объеме, то есть оно вправе полностью представлять ее политические, экономические,
социальные, культурные и другие интересы. Эта
функция основана на суверенной власти государства — субъекта международного права,
имеет объективное право на представительство (право посольства).

Представительская функция дипломатического представительства
в теоретическом аспекте начинается а момента объявления о создании дипломатического
представительства и его открытие, а на практике, конечно, — с момента вручения главой
дипломатического представительства верительных грамот.

Расширительное толкование представительской функции дипломатического
представительства позволяет выделить в этой функции подфункцию, что в определенных
обстоятельствах становится самостоятельной функцией, — это функция дипломатической
защиты, что упоминалась в предыдущих разделах.Она заключается в том, что дипломатическое
представительство за рубежом представляет и защищает не только интересы государства,
аккредитует, но и осуществляет подобные меры в отношении физических и юридических
лиц, то есть субъектов, которые находятся в правовой связи с государством, аккредитует
( граждане и юридические лица государства).

В международном праве на основе практики выработаны критерии
правомерности дипломатической защиты:

а) функция дипломатической защиты предоставляется только дипломатическим
представительством;

б) дипломатическая защита распространяется в основном только
на граждан государства, аккредитует;

в) эта функция начинает действовать не сразу после совершения
лицом правонарушения, а только после того, как посольством исчерпаны все законные
средства, предусмотренные рамками законодательства государства пребывания (суть
дипломатической защиты состоит не столько в правовой защите гражданина, сколько
в его политической защите, поскольку к этому вопросу присоединяются политическое
руководство и другие центральные органы государства, аккредитует);

г) дипломатическая защита не предоставляется иностранным гражданам,
гражданам страны пребывания или апатридам (функция дипломатической защиты не совпадает
с правом дипломатического убежища).

Функция ведения переговоров с правительством страны пребывания
является основной процессуальной функцией, указывает на средство осуществления дипломатических
полномочий. В широком смысле эта функция
понимается как общение дипломатического представителя с властями страны пребывания. В узком смысле — это переговоры по вопросам
заключения международного договора или иных сделок. Эта функция основана на функции представительства,
поэтому переговоры в широком и узком смысле дипломатический представитель ведет
без предоставления разовых полномочий, так как ранее им была вручена верительная
грамота главе государства пребывания.

Информационная функция заключается в том, что дипломатическое
представительство имеет право всеми легальными, допустимыми средствами (в рамках
законодательства страны пребывания) осуществлять сбор информации и передавать ее
правительства своей страны. Эта информация
носит многоаспектный характер, потому что касается политической обстановки в государстве
пребывания, расстановка в ней политических сил, экономической ситуации в стране
и другие вопросы. Однако информационную
функцию следует понимать более широко. Она
включает в себя обязательства не только информировать государство, аккредитует,
но и обязательства предоставлять информационные услуги субъектам, находящимся на
территории страны пребывания. Таким образом,
любой гражданин, организация, тем более орган страны пребывания, вправе обратиться
в дипломатическое представительство с запросом о предоставлении интересующих его
информации по конкретным вопросам. Одновременно:
следует отметить, что информационная функция должна осуществляться дипломатическим
представительством очень осторожно, чтобы избежать нарушений законов страны пребывания.

Если все перечисленные выше функции были выработаны в процессе
длительной международной практики, то функция укрепления дружественных отношений
между государствами и сотрудничества в области экономики, культуры и науки появилась
уже в современный период. Эта функция была
предложена делегацией Чехословакии в процессе проведения

Венской конференции и нашла свое место в принятом ею кодифицированном
документе.

Следует отметить, что организационно-правовые формы реализации
функций дипломатического представительства очень широки и разнообразны, они обсуждаются
и устанавливаются, находя свое закрепление на межправительственном уровне в соответствующих
соглашениях.

Дипломатический корпус (в узком смысле) – главы посольств и миссий, аккредитованных
в данной стране. Дипломатический корпус (в широком смысле) – лица, имеющие дипломатические
паспорта и дипломатические карточки, выдаваемые государством пребывания.

Члены дипломатического персонала – это лица, имеющие
дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими
в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники,
советники). Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции
о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев,
аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых
также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах
иностранных дел.

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К
дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители,
военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические
ранги.

Класс главы дипломатического представительства
определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства
осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным
законодательством аккредитующей страны.

Главы посольств и миссий в стране пребывания избирают
старейшего по возрасту или сроку пребывания, но самого уважаемого иностранного дипломата-дуайена.
Дуайен (старшина или декан) – глава дипломатического корпуса в стране пребывания.
Его функции – не только представительские, но иногда и немаловажные, и деликатные
консультативные услуги, подача просьб в МИД от имени всего дипкорпуса.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+