Введение земельных участков в товарный оборот как результат реформирования отношений собственности на землю дает возможность постепенно и последовательно формировать рынок земли
"Рынок земли" и "оборот земли" - это разные по смыслу понятия. В литературе земельный рынок определяется как часть земельного оборота, при котором установление, изменение и прекращение прав на земельный участок осуществляется в результате юридически оформленного договора и косвенно обеспечивается денежным или натуральным платежом. Согласно гл. 20 ЗК он охватывает такие виды гражданских договоров, как купля-продажа, мена, дарение земельных участков, предоставления их в аренду, залог для получения кредита и т.п.
Земельный рынок можно классифицировать по различным основаниям. Так по категориям земель различают рынки сельскохозяйственных земель, земель общественной и жилой застройки, земель лесного фонда, водного фонда и т.п.; по размеру участков - рынки больших массивов земель и небольших земельных участков; по территориальному охвату - местный и городской, региональный и национальный, международный рынки; по форме собственности - рынки частных земельных участков граждан и юридических лиц, государственных и коммунальных земель; по типу рынка - организованный (аукцион, конкурс) и неорганизованный (купли-продажи среди индивидуальных продавцов и покупателей) рынки; по виду договора - купли-продажи земельных участков, первичный или вторичный рынок.
Земельный оборот может быть рыночным и внерыночным (административным). По внерыночного обращения осуществляется распределение и перераспределение земель путем административной процедуры. При этом объектом выступают земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, в первую очередь те, которые не подлежат приватизации. Рыночный оборот характеризуется свободным распоряжением землей, без причинения вреда окружающей среде и без нарушения прав и законных интересов других лиц.
Земельное законодательство предусматривает наличие государственного регулирования земельного оборота, что проявляется в создании специального правового механизма его функционирования. Это означает, что государство устанавливает в рамках закона параметры свободы поведения участников указанного обращения в процессе движения земельных участков от одних субъектов к другим. Основными целями государственного регулирования земельного рыночного оборота является обеспечение рационального перераспределения земель между различными субъектами и отраслями экономики и социальной сферы в соответствии с общественных интересов, охрана прав и законных интересов участников этого обращения от необоснованного государственного вмешательства в рыночные земельные отношения, а также предотвращения негативных социально -экономическим и экологическим последствиям осуществления сделок с земельными участками.
Оборот земель – это урегулированная нормами действующего законодательства общ. отношения, возникающие между соотв. субъектами в процессе перехода прав на зем участки.
Правовые основания: