Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Соціологія (Семінари)

Понятие общества. Социальная структура общества

Типы общества

Общественный прогресс: критерии и тенденции

Базовые компоненты общественной жизни

 

 

Понятие общества. Социальная структура общества


Общество — это исторический продукт естественно склады­вающихся взаимоотношений людей, а государство — специально создаваемый институт, призванный управлять этим обществом Понятие «страна» описывает одновременно естественно сло­жившуюся общность людей и территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Страна — населенная территория, имеющая определенные гра­ницы и обладающая суверенитетом.

Государство политическая организация власти в стране, включающая определенную форму правления (монархия, республика), форму государственного устройства (унитарная, федеративная), вид политического режима (авторитарный, демократический).

Общество социальная организация людей, основой которой является социальная структура. Общество как социальная орга­низация характеризует не только страны, но также нации, на­родности, племена. Было время, когда четких государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Да и стран в привычном нам смысле слова не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, стали формироваться государства, появились гра­ницы. Сразу же возникли и войны: страны и народы, считаю­щие себя обделенными, начали борьбу за перекройку границ. Таким образом, исторически страны возникли как результат территориального раздела мира, который начался несколько ве­ков назад.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Социальная структура общества является элементом социальной системы.

Социальная структура - это совокупность устойчивых, упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных распределением и кооперацией труда, формам собственности и деятельностью различных социальных общностей.

Социальная общность - это совокупность индивидов, функционально объединенных на время конкретными связями и взаимодействием. Примером социальной общности могут быть молодежь, студенты и т. д.

Разновидностью социальной общности является социальная группа. Социальная группа - относительно стало количество людей, связанных между собой формой деятельности, общностью интересов, норм, ценностей.

Зависимости от численности группы делятся на:

- Большие - включают значительное количество людей, которые между собой не взаимодействуют (коллектив предприятия);

- Малые - относительно небольшое количество людей, которые непосредственно связаны личностными контактами; объединенные общими интересами, целями (студенческая группа), как правило, в малой группе есть лидер.

В зависимости от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:

- Формальные - организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной деятельности (студенческая группа);

- Неформальные - добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).

Социальную структуру также определяют как совокупность социально-классовых, социально-демографических, профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, конфессиональных общностей, связанных относительно устойчивыми взаимоотношениями.

Социально-классовая структура общества - совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой структуры составляют классы-большие социальные общности людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

Английский социолог Чарльз Бут (1840-1916) на основе разделения населения в зависимости от условий его существования (район проживания, прибыль, тип жилья, количество комнат, наличие слуг) выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже». Таким распределением пользуются и современные социологи.

Социально-демографическая структура включает общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических признаков (молодежь, пенсионеры, женщины и т. д.).

Профессионально-квалификационная структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности, тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели и т. п.).

Социально-территориальная структура - обязательный компонент социальной структуры любого общества. Территориальные общности распределяются по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов).

Этнические общности - это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация).

Конфессиональные общности - это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.)

 

 


Типы общества


Типология - выделение определенных типов обществ по определенным сходными признаками или критериями. В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Письменность, например, можно выделить дописьменного (доцивилизованим) и грамотные общества.

По способу добывания средств существования: охотники и собиратели; скотоводы и огородники; земледельцы (традиционное общество) индустриальное общество.

По способу производства и форме собственности (типология, предложенная карпом Марксу) - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди влияют друг на друга, и эта система взаимодействий (непосредственных и опосредованных, сознательных и неосознанных) людей, занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа - форма собственности - отличают один тип общества или, как еще называют, общественный строй, от другого:

- Первобытнообщинный строй характерен для общества с примитивно-присваивающего способом производства, разделение труда здесь происходит половозрастной признаку;

- При рабовладельческом строе, доминирующими являются отношения между рабовладельцами и рабами, (отношения) отмечаются тем, что одним людям относятся все средства производства, а другие - не только не обладают ничем, но и сами являются собственностью рабовладельцев, "орудиями, умеющие разговаривать ";

по феодального строя крестьяне уже не является орудием труда, однако, поскольку основное средство труда - земля, - является собственностью феодалов, то крестьяне вынуждены платить оброк и отрабатывать барщину за право использовать землю;

при капиталистическом строе, доминирующими являются отношения между капиталистами и наемными рабочими. Наемники есть лично свободными, но лишены орудий труда и вынуждены продавать свою рабочую силу;

и в конце концов, при коммунизме, начальной стадией которого является социализм, по мнению Маркса, рабочие должны были стать собственниками средств производства, а следовательно - работать на себя и, таким образом, должна была исчезнуть эксплуатация человека человеком.

Согласно теории Уолта Ростоу, общество в своем развитии проходит пять стадий.

Первая стадия - традиционное или в индустриальное общество.Для этого типа общества характерно аграрное хозяйство, примитивное ручное производство, а главное - "в ньютоновский" уровень мышления. Традиционное общество характеризуется отсталостью, застоем, воспроизведением своей собственной структуры в относительно неизменном масштабе (простое воспроизводство).

Вторая стадия - переходное общество, или период подготовки так называемого сдвига. На этой стадии появляются люди, способные преодолеть отсталость и застой консервативного традиционного общества. Главной движущей силой выступают предприимчивые люди. Еще одной движущей силой является "национализм", т.е. стремление народа создать политическую и экономическую систему, которая бы обеспечивала защиту от иностранного вмешательства и завоеваний. Этот период охватывает примерно XVIII - нач. XIX в.

Третья стадия - стадия "сдвиг". Она ознаменована промышленной революцией, повышением части капитала в национальном доходе, развитием техники и т.д.. Этот период охватывает XIX - нач. XX в.

Четвертая стадия - стадия "зрелости". На этой стадии значительно возрастает национальный доход, бурно развивается промышленность и наука. Некоторые страны, как Англия, достигли этой стадии раньше. Такие же, как Япония, - позже (Уолт Ростоу считал, что Япония достигла этой стадии в 1940 г.).

Пятая стадия - "эра массового потребления". На этой стадии в центре общественного внимания оказываются уже НЕ производственные проблемы, а проблемы потребления. Основными отраслями в экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. На базе технического прогресса возникает общество "всеобщего благоденствия". Первыми этой стадии достигли СЕЛА, впоследствии - Западная Европа и Япония.

 



Общественный прогресс: критерии и тенденции


Термином "прогресс" обозначают развитие тех качеств, которые люди оценивают как положительные с позиции определенных ценностей (то, что один считает прогрессивным, другой может считать регрессивным).

Прогресс бывает и глобальный (достижения человечества на протяжении всей истории), и локальный (достижения определенной человеческой общности), а регресс (движение назад, обратное развитие от высших форм к низшим) - бывает только локальный, охватывающий отдельные общества в течение непродолжительного (в историческом измерении) времени.

Социальный прогресс основывается на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства.

Основными условиями социального прогресса считаются:

а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;

b) принцип невмешательства во внутренние дела государств;

c) уважение суверенитета и территориальной целостности государств;

d) неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами;

е) право и ответственность каждого государства, и, в той степени, в какой это касается каждой нации и народа, свободно определять свои собственные цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;

f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами.

Теории Исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества.

Г. В.Ф. Гегель утверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции свою собственную противоположность, т. е. совершенное.

К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению о конечном совершенном состоянии, которое завершает социальную эволюцию.

В XIX в. по мере упрочнения капитализма идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему большой эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию дифференциации и интеграции.

Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Циклический характер развития социальных систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали также А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Кондратьев и А. Тойнби.

Помимо связи с историей, восприятие направленности общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи.

Мировоззрение средневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое место выдвигались обретение духовных ценностей, личное спасение).

В Новое время мировоззрение человека становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость в установлении общества разума (А. Тюрго, К. Гельвеции).

Циклически - волновой процесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых исход событий заранее не предрешен.

В историческом прошлом при всем многообразии социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войн, гибели государств и целых человеческих популяций.

 

 


Базовые компоненты общественной жизни


Важнейшие компоненты общественной жизни: социальные факты (Э.Дюркгейм), политические и экономические явления (М.Вебер), социальные закономерности (Г.Зиммель).

Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье). Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных), В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс).

С целью лучшей ориентации в многообразии общественных явлений социальную жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:

- экономическую;

- политическую;

- духовную;

- социальную.

Экономическая сфера включает в себя все социальные институты, организации, системы и структуры, которые обеспечивают использование доступных обществу ресурсов (земля, рабочая сила, капитал, управление, полезные ископаемые) для обеспечения удовлетворения определенного уровня первичных и вторичных потребностей членов этого общества. К экономической сфере, таким образом, относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, финансовые потоки, инвестиции, а так же специальные органы, занимающиеся регулированием экономической деятельности, взиманием налогов.

В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:

- производство;

- распределение;

- обмен;

- потребление.

Непосредственно во всем цикле экономической жизни общества участвуют не более 50% населения. Эту часть называют экономически активным населением. К ним следует отнести рабочих, служащих, предпринимателей, финансистов и др. Однако косвенно к экономической сфере имеют отношение все члены общества, поскольку все они по крайней мере являются потребителями товаров и услуг. Здесь присутствуют дети, пенсионеры, инвалиды все нетрудоспособное население.

Политическая сфера в первую очередь представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношенийвласти. В современных демократических обществах государственные органы включают в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае нарушения ими законов.

Основная задача государства как целостной политической системы состоит в сохранении социальной стабильности, обеспечении эффективного и гармоничного развития основных сфер общественной жизни. Выполнение этой задачи предполагает:

- сохранение стабильного политического режима;

- сохранение суверенитета страны, защиту от внешних политических угроз;

- развитие законодательной базы и контроль исполнения законов;

- обеспечение необходимыми средствами социальной и культурной сфер;

- готовность к ликвидации последствий природных катаклизмов;

Духовная сфера включает систему воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы, учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры, религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни  это культура, наука, воспитание и образование, религия.

Наука призвана обеспечивать прирост знаний и представлений в технической и гуманитарной областях. Одно из основных требований к этим знаниям  их практическая применимость, возможность использовать их в интересах общественного развития. Воспитание и образование имеют целью передавать новым поколениям накопленные и сформированные в обществе знания, навыки, способы и правила действий, ценностные ориентир. Культура призвана хранить и создавать художественные ценности, обеспечивать преемственность поколений, распространять присущие данному обществу представления. Религия, в случае необходимости, выполняет функцию онтологической стабилизации человеческой жизни, служит делу обоснования и утверждения моральных и нравственных норм.

Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные отношения относятся к социальной сфере.

Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции, например, экономические, духовные.

Категорія: Соціологія (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter