Бібліотека Studies працює за підтримки агентства Magistr.ua

Учение Никколо Макиавелли о государстве

Ясинская Д.В.

студентка 1 курса
социально-правового факультета

Национального
университета «Одесская юридическая академия»

УЧЕНИЕ НИККОЛО
МАКИАВЕЛЛИ О ГОСУДАРСТВЕ

 

На протяжении многих веков большинство мыслителей и ученых пытались
давать определение таким понятиям, как: власть, общество, государство. Так, в
древней Греции Аристотель и Платон проповедовали демократические мысли и
считали демократию – лучшей из форм правления. Однако, во все времена наихудшим
явлением считалась неуправляемая толпа, которая являлась злейшим врагом
государства. Даже анархия не в силах просуществовать долгий период без лидера,
некой власти.

Одним из первых, кто рассмотрел проблему данного явления стал Никколо
Макиавелли. Его труды чрезвычайно разнообразно рассматривались исследователями
и современниками, но за пять столетий совсем не утратили актуальности.

Сам Никколо Макиавелли являлся итальянским политическим
деятелем, жившем в период с 1469 по 1527 гг. Макиавелли детально изучал
различные формы социально-политических организаций, пытался раскрыть их
существенные черты. Его политическая философия носит научный и, вместе с тем,
эмпирический характер, она основывается на его собственном деловом опыте.

Свои примеры в произведениях он черпает из деятельности
великих законодателей: Ликурга, Солона. Его заслугой стали трезвые оценки особенностей
развития политики разных народов, стремление определить закономерности эволюции
государственных форм. Ему удалось создать учение о государстве – светском,
освободив его от официальной церковной морали. Мыслитель считал, что изучение
прошлого дает возможность предвидеть будущее, а по примеру древних – определить
действия в настоящем.

Государство незыблемо, если правительство не дает повода к
заговорам и возмущениям, если страх подданых не перерастает в ненависть, а
любовь в презрение. Макиавелли видел силу государя в знании и способности
учесть и осмыслить не только современный подход событий, но также и опыт
сходных ситуаций в истории, он считал обязательными качествами правителя
трезвость мысли, рационализм, понимание и использование в интересах государства
особенности человеческой психики. Его образцовый новый государь должен был
обладать несгибаемой волей, исключительным смыслом и традиционными нормами
морали.

Следует понимать, что государь, особенно новый, не может
исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения
государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против
милосердия, доброты и благочестия [Макиавелли Н. Избранные произведения /
Перевод с итальянского Муравьевой Г.В. – М.: «Художественная литература», 1982.
– С.48].

В книге «Государь» содержится ряд правил, а также
рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и
социальных групп, на примерах истории и современной ему практики различных
государств. Особенностью учения Макиавелли является то, что смешанную
республику он считал результатом консенсуса стремлений и интересов борющихся
социальных групп, ибо в каждой республике всегда наблюдается два
противоположных направления: народное и высших классов. Мыслитель существенно
дополняет свое учение о государстве исследованием общественной психологии
социальных групп.

По его мнению именно религия играет важнейшую роль в
государстве. Религия, по его мнению, сильнейшее средство воздействия на умы и
нравы людей. Там, где хорошая религия, легко создать армию – чрезвычайно важный
атрибут государства. В целом, Макиавелли рассматривал религию, как одно из
средств управления людьми. Также, в произведениях Никколо Макиавелли политика
не только отделялась от морали, но в каком-то смысле противоречила общепринятым
представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и
бесчеловечном, позорном и почетном. В своем сочинении «Государь» мыслитель
изобразил образ монарха, которому все дозволено ради одной цели – усиления и расширения
своей власти. Макиавелли считает, что в государстве существует два рода борьбы:
посредством законов и посредством силы. Первый характерен для людей, второй –
для зверей. Увы, часто первого приема оказывается недостаточно и тогда
прибегают ко второму. Именно по этой причине он считает, что государю
необходимо использовать приемы как человека, так и зверя. В своем сочинении он
проводит аналогию с лисой и львом, прототипом хитрости и силы.

Безусловно, Никколо Макиавелли – один из самых труднейших
для истолкования мыслителей, поскольку, с одной стороны – он беспощадно и
безжалостно раскрывает механизмы политической власти, ее средства и цели,
однако, с другой – он является первым в своем роде и единственным мыслителем
Эпохи Возрождения, который сумел достаточно определенно постичь смысл основных
тенденций той эпохи. К тому же, Макиавелли впервые в истории отделил политику
от морали и религии, сделав ее автономной и самостоятельной. Согласно мыслителю,
политика есть символ веры человека и потому занимает господствующее место в
мировоззрении. Этот политический философ оставил нам удивительное наследие,
которое продолжает быть актуальным в наши дни.

Всі опубліковані на сайті матеріали належать їх авторам. Матеріали розміщено виключно для ознайомлення. Копіювання та використання інформації суворо заборонено.
Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+