Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)

Понятие уг-исп. политики и ее место в уголовной политике. Современные тенденции отечественной пенитенциарной политики

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, его правовых форм и направлений лежит социальная политика. Она отражает принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, стоящих перед обществом, его политическими и властными структурами Общая цель социальной политики должно сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности деятельности государства и органов по реализации этой деятельности

Одно из таких направлений - правоохранительная политика В ней в концентрированном виде содержатся задачи, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью Эта политика должна выражать и обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан Украины от преступных посягательств, ведь согласно ст 3 Конституции Украины "человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются в Украине наивысшей социальной ценностью Обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства"

Правоохранительная политика направляет деятельность государства, его соответствующих органов на профилактику преступлений и других правонарушений, их своевременное предотвращение и прекращение, реализацию ответственности лиц, совершивших преступления, исполнения наказания в отношении осужденных и достижения его целей.

Политика государства в этой сфере многоплановая и, в первую очередь, она определяет основы уголовной политики, представляет собой основанный на объективных законах развития общества направление деятельности государственных и общественных органов по охране интересов народа от преступных посягательств, выполнения мер государственного принуждения к лицам, их совершивших, а также мероприятий по предупреждению преступлений.

Уголовная политика делится на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную.

Уголовно-правовая политика - направление деятельности законодательных и правоприменительных органов по созданию уголовного законодательства, криминализации и декриминализации, пенализации и депе-нализации, дифференциации уголовной ответственности.

Уголовно-процессуальная политика - направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов по созданию и применению форм реализации уголовного закона на всех этапах его действия.

Уголовно-исполнительная политика - направление деятельности государственных и общественных органов в области исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, а является частью единой политики государства и непосредственно вытекает из уголовной политики. Вместе с тем, она влияет на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний, отдельных их видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге политика в названной сфере влияет на правоохранительную политику в целом и частично на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказания им помощи.

Современные проблемы уголовно-исполнительной политики Украины обусловлены отсутствием в украинской науке и социальной практике адекватного представления о понятии и сущности этой политики как социально-правового явления. Чтобы ответить на эти вопросы, выясним сущность, цели, задачи, функции, содержание, субъектов и формы реализации уголовно-исполнительной политики Украины.

Если исходить из этимологии понятия "политика", под уголовно-исполнительной политикой следует понимать самостоятельную отрасль государственно-правовой деятельности уполномоченных на то субъектов социального управления по определению обязательных к выполнению руководящих идей, принципов , доктринальных положений, установок, требований, целей и задач в сфере обеспечения ресоциализации лиц, отбывающих наказание, которые отвечали бы законам и закономерностям социализации личности, сбалансировано обеспечивали удовлетворение законных прав и интересов гражданина, общества и государства.

Анализируя содержание уголовно-исполнительной политики, прежде всего следует остановиться на терминологии, применяемой в юридической литературе по указанной тематике. Традиционно, в соответствии с наименованием законодательстве, она называлась "исправительно-трудовая политика". Но этот срок после внесения существенных изменений в начале 90-х годов в систему наказаний перестал соответствовать своему содержанию, поскольку с исправительно-трудового законодательства исключены высылки и ссылки, приостановлены такие виды уголовно-правового воздействия, как условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение с мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Сегодня, с точки зрения действующего законодательства, меры исправительно-трудового воздействия в полном объеме применяются только при выполнении лишения свободы. Следовательно, нормы действующего исправительно-трудового законодательства носят преимущественно уголовно-исполнительный характер. Кроме того, словосочетание "исправительно-трудовая политика" и соответствующая отрасль права ориентируют, в первую очередь, на привлечение осужденных к труду при выполнении уголовных наказаний. Между тем предыдущая история системы мест лишения свободы показала, что идея использования труда осужденных в значительной мере дискредитировала себя.

Таким образом, как составная часть политики в области борьбы с преступностью уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений не только осужденными, но и другими лицами.

Исходя из этого, целями современной уголовно-исполнительной политики Украины является защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства от преступных посягательств; обеспечение законности и справедливости при исполнении уголовных наказаний; ресоциализация лиц, отбывающих уголовные наказания.

На пути к достижению этих целей субъекты уголовно-исполнительной политики реализуют сегодня ряд конкретных задач. Прежде всего это создание самостоятельного Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, непосредственно подчиненного правительству. Департамент как орган исполнительной власти должен объединять усилия и координировать действия всех субъектов социальной жизни. Далее, это и предоставление администрации УИН права самостоятельно решать все вопросы на основании действующего законодательства и в рамках бюджета с полной ответственностью за результаты своей деятельности, ограничения компетенции вышестоящих организационных структур функциями методического руководства и оказанием практической помощи; объединение вокруг УВП всех субъектов социальной жизни с целью оказания этим учреждениям дополнительной помощи и поддержки человеческими ресурсами, средствами и материалами.

Цели и задачи современной уголовно-исполнительной политики самых-стабильные, поскольку базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.

К актуальных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной политики, также относятся всестороннее контроля за соблюдением персоналом УВП требований действующего законодательства, парламентских и правительственных решений с использованием возможностей суда, прокуратуры, органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления, объединений граждан, отдельных физических лиц в пределах предоставленных им законом полномочий; стимулирования на государственном уровне формирования объединений граждан, которые ставят своей целью содействие усовершенствованию деятельности уголовно-исполнительной системы Украины, оказание им помощи и поддержки; развертывания в средствах массовой информации широкомасштабного объективного освещения роли уголовно-исполнительной системы в жизни общества и государства, которая обеспечивает общественную безопасность и нравственное возрождение украинского общества; создание общественных фондов для УВП за счет добровольных взносов, отчислений и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан; воплощение в практику деятельности УВП новейших научных достижений и технологий, в частности методик воздействия на личность; создание в УВП условий, утверждают общечеловеческие ценности, культуру человека, идеалы добра, справедливости и гуманизма, дают осужденным уроки нравственности, милосердия, человечности, формируют систему знаний, умений и навыков, возможность почувствовать себя личностью, в судьбе которой заинтересованы общество и государство; обеспечение социальной и правовой защиты персонала УИН по проблемам общеобразовательного, бытового, юридического и методического характера исходя из объективных потребностей качественного выполнения им своих функций и ресоциализации осужденных; создание государственной системы опеки с целью оказания помощи и поддержки освобожденным из мест лишения свободы в адаптации к жизни в условиях свободного общества.

Главными критериями оценки целей и задач уголовно-исполнительной политики является соответствие их содержания природе человека, нормам права и морали цивилизованного общества, обеспечения сбалансированного удовлетворения законных прав и интересов граждан, общества и государства, системное выражение всего комплекса основных составляющих проблем пенитенциарной функции государства, максимальное и эффективное использование в деле ресоциализации преступников всего национального потенциала.

Реализуя названные цели и задачи, уголовно-исполнительная политика создает первооснову эффективной практики исполнения наказаний в Украине.

Эта практика должна базироваться на принципах:

- Суверенитета, научной обоснованности и независимости от идеологических установок и решений любых политических партий и течений;

- Приоритета общепризнанных человеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

- Примата прав человека над государственными и общественными интересами в условиях их гармоничного сочетания;

- Ответственности перед гражданами и обществом за результаты своей деятельности;

- Распределения компетенции между субъектами уголовно-исполнительной политики, исключающее возможность монопольного принятия для уголовно-исполнительной системы решений любой отдельным лицом или отдельной ветвью власти;

- Политического и экономического плюрализма;

- Системного охвата всего комплекса взаимосвязанных проблем уголовно-исполнительной деятельности;

- Интеграции с другими отраслями социальной политики государства;

- Связь с национальными и региональными культурными и соци-ально-экономическими условиями;

- Максимального использования институтов социализации, которые есть в распоряжении государства и общества;

- Уважения к загальновизначених принципов международного права;

- Гуманизма и милосердия;

- Справедливости и нравственности;

- Гласности;

- Демократический характер уголовно-исполнительной деятельности.

В содержании уголовно-исполнительной политики можно выделить три основных элемента:

1) уголовно-исполнительное право;

2) уголовно-исполнительную деятельность органов и учреждений исполнения наказаний, прокуратуры и суда;

3) правоотношения участников процесса исполнения (отбывания) наказания.

Эти элементы соотносятся друг с другом, как форма и содержание. Уголовно-исполнительное право - это, во-первых, правоотношения между органами и учреждениями исполнения наказаний, прокуратурой и судом; во-вторых, это правоотношения названных субъектов процесса с осужденными и другими участниками процесса исполнения наказания, а также правоотношения этих участников между собой.

 

 


Субъект формирования и реализации уг.-исп. политики, ее задачи и функции

І. Субъекты формирования уголовно-исполнительной политики Украины:

а) Верховная Рада Украины, которая, согласно п.5 ст.85 Конституции Украины - определяет основы внутренней и внешней политики (в том числе уголовно-исполнительной):

-создает нормативно-правовую основу, базовую фундаментальную часть правового регулирования для всех субъектов и участников уголовно-исполнительной правоотношений, в том числе и субъектов этой политики;

-на законодательном уровне осуществляет конституционное регулирование государственного курса уголовно-исполнительного направления по обращению с осужденными, в частности, ч.3 ст.63 Конституции Украины провозглашает, что осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных законом и установленных приговором суда, а также п.14 ст.92 Конституции Украины отмечает, что исключительно законами Украины определяются организация и деятельность органов и учреждений исполнения наказаний;

-как субъект уголовно-исполнительной политики Верховная Рада Украины рассматривает законопроекты и принимает законы и постановления (в том числе Уголовно-исполнительный кодекс, другие законы) изменения и дополнения к ним, ратифицирует международные соглашения по уголовно-исполнительной деятельности и т.д. благодаря которым формирует современную уголовно исполнительную политику Украины на самом высоком законодательном уровне;

б) Президент Украины - согласно раздела 5 Конституции Украины имеет право законодательной инициативы, подписание законов, в том числе по законопроектам и законам уголовно-исполнительного характера, а также право вето по этим законопроектам;присваивает специальные звания, чины, ранги представителям уголовно-исполнительной системы Украины, осуществления помилования осужденных, издания указов и распоряжений, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины и утверждение концепции и стратегии реформирования уголовно-исполнительного законодательства и деятельности системы исполнения наказаний, что соответствует его статусу субъекта как формирование так и реализации уголовно-исполнительной политики государства;

в) Кабинет Министров Украины как высший орган исполнительной власти в соответствии с разделом в Конституции Украины и Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики Украины, в том числе уголовно-исполнительной; разрабатывает проекты законов, регулирующих уголовно-исполнительную деятельность, ее бюджетные, материально-технические основы, программы борьбы с преступностью, концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, координирует работу министров и ведомств, в том числе в сфере исполнения наказаний; образует, реорганизует и ликвидирует в соответствии с законом центральные органы исполнительной власти, действующие в пределах определенных средств;назначает на должности и освобождает от должностей по представлению Премьер-министров Украины руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины; в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, в том числе по уголовно-исполнительной деятельности, которые являются обязательными к выполнению, чем осуществляет свое влияние на формирование и реализации Уголовно-исполнительной политики Украины.

II. Субъекты реализации уголовно-исполнительной политики Украины:

а) Государственная пенитенциарная служба (Положение о Государственной пенитенциарной службе Украины)

К следующей группе субъектов, которые имеют отношение к реализации уголовно-исполнительной политики не в полном объеме, а частично в пределах своих полномочий можно отнести органы внутренних дел Украины (в частности по выполнению таких наказаний как общественные и исправительные работы, где согласно ст. 34 и 41 КВН Украины на них возложено проведение индивидуально профилактической работы по месту жительства осужденного и других функций, связанных с исполнением наказаний);органы местного самоуправления, руководители предприятий и организаций на которых работают осужденные (ст.ст. 39,44 КВН Украины), которые в пределах своих полномочий реализуют определенные элементы уголовно-исполнительной политики, а также наблюдательные комиссии, согласно Положению о наблюдательную комиссию, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.04.2004 г.. №429 принимают участие в процессе исправления и ресоциализации осужденных.

Поэтому, на наш взгляд, котле категории субъектов целесообразнее отнести к статусу участников, которые в пределах своей компетенции принимают участие в реализации уголовно-исполнительной политики.

В качестве специфической группы субъектов (участников) реализации уголовно-исполнительной политики можно отнести систему органов прокуратуры Украины, на которую по статье 121 Конституции Украины возлагается надзор за соблюдением законов при применении судебных решений, других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов по этим вопросам органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (в том числе уголовно-исполнительной системы при фактической реализации уголовно-исполнительной политики).

 

 


Цели и задачи уголовно-исполнительной политики

Целями уголовно-исполнительной политики Украины является обеспечение эффективной деятельности социально-правовых институтов по:

а) защиты интересов личности, общества и государства путем создания условий для исправления и ресоциализации осужденных;

б) предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами;

в) предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с осужденными.

На пути к достижению этих целей субъекты уголовно-исполнительной политики реализуют ряд конкретных задач. Цели и задачи современной уголовно-исполнительной политики стабильные, поскольку базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.

К актуальных задач, стоящих сегодня перед уголовно-исполнительной политики, относятся:

разработка и доктринальное определение генеральной стратегической линии по обеспечению эффективного функционирования нормативно-правовой системы и практической деятельности органов и учреждений исполнения наказаний на определенный период времени в соответствии с курсом внутренней политики и действующим законодательством;

определение актуальных проблем в сфере правового регулирования состояния и процесса исполнения наказаний по эффективности действия конкретных нормативно-правовых актов и отдельных их норм, разработка законопроектов о поправках в действующие и издание новых законодательных и подзаконных актов в соответствии с требованиями и положениямиуголовноправовой, уголовно - процессуальной и криминологическойполитики изаконодательства Украина;

обеспечения надлежащего функционирования организационно-управленческих структур системы исполнения наказаний, их реформирования и реорганизации;

совершенствования уголовно-исполнительной практики, внедрения новейших форм, методов и средств исправления иресоциализации осужденных, воплощение положительногоотечественного и зарубежного опыта в практику органовиучреждений выполнениянаказаний;

кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое обеспечение системы органов и учреждений исполнения наказаний;

всестороннее контроля за соблюдением персоналом УВП требований действующего законодательства, парламентских и правительственных решений с использованием возможностей суда, прокуратуры, органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления, объединений граждан, отдельных физических лиц в пределах предоставленных им законом полномочий;

стимулирования на государственной уровне формирования объединений граждан, которые ставят целью содействие усовершенствованию деятельности уголовно-исполнительной системы Украины, оказание им помощи и поддержки;

развертывания в средствах массовой информации широкомасштабного объективного освещения роли уголовно-исполнительной системы в жизни общества и государства, которая обеспечивает общественную безопасность и нравственное возрождение украинского общества;

- Создание общественных фондов для УВП за счет добровольных взносов, отчислений и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан;

воплощение в практику деятельности УВП новейших научных достижений и технологий, в частности, методик воздействия на личность;

создание в УВП условий, утверждают общечеловеческие ценности, культуру человека, идеалы добра, справедливости и гуманизма, дают осужденным уроки нравственности, милосердия, человечности, формируют систему знаний, умений и навыков, возможности почувствовать себя личностью, в судьбе которой заинтересованы общество и государство;

обеспечение социальной и правовой защиты персонала, органов и учреждений по повышению уровня общеобразовательного, бытового, юридического и медицинского характера исходя из объективных потребностей качественного выполнения ими своих функций;

создание государственной системы опеки с целью оказания помощи и поддержки освобожденным из мест лишения свободы в адаптации к жизни в условиях свободного общества.

Главными критериями оценки, целей и задач уголовно-исполнительной политики является соответствие их содержания природе человека, нормам морали и права цивилизованного общества, обеспечения сбалансированного удовлетворения законных прав и интересов граждан, общества и государства, системное выражение всего комплекса основных составляющих проблем уголовно-исполнительной функции государства , максимальное и эффективное использование в деле ресоциализации преступников всего национального потенциала.

Принципы уголовно-исполнительной политики. Реализуя названные цели и задачи, уголовно-исполнительная политика создает первооснову эффективной практики исполнения наказаний в Украине.

Эта практика должна базироваться на принципах:

· суверенитета, научной обоснованности и независимости от идеологических установок и решений любых политических партий и течений;

· приоритета общепризнанных человеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

· приоритета прав человека над государственными и общественными интересами в условиях их гармоничного соединении;

· ответственности перед гражданами и обществом за результаты своей деятельности;

· распределения компетенции между субъектами уголовно-исполнительной политики, исключающее возможность монопольного принятия для уголовно-исполнительной системы решений любой отдельной личности или отдельной ветвью власти;

· политического и экономического плюрализма;

· системного охвата всего комплекса взаимосвязанных проблемы уголовно-исполнительной деятельности;

· интеграции с другими отраслями социальной политики государства;

· связи с национальными и региональными культурными и социально экономическими условиями;

· максимального использования институтов социализации, которые есть в распоряжении государства и общества;

· уважения к в определенных принципов международного права;

· гуманизма и милосердия;

· справедливости и нравственности;

· гласности;

· демократического характера уголовно-исполнительной деятельности.

Функции уголовно-исполнительной политики называются уголовно-исполнительными функциями.

Можно выделить следующие функции уголовно-исполнительной политики:

1. инициативную

2. программно-координационный

3. информационную

4. гарантийную

5. защитную

6. регулятивную

Инициативная функция уголовно-исполнительной политики заключается в том, что она как результат согласования воли субъектов является одновременно актом проявления их инициативы (например, законодательной).

Программно-координационная функция определяет, с одной стороны, что уголовно-исполнительная политика является своеобразной программой деятельности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений между собой, а с другой - средством координации этой деятельности на принципах законности, гласности, демократизма и гуманизма.

Информационная функция уголовно-исполнительной политики проявляется в том, что благодаря четко сформулированным положениям и принципам она содержит определенную информацию о процессе исполнения уголовных наказаний в государстве, имеющиеся права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений и др.

Гарантийная функция сводится к привлечению для надлежащего исполнения наказания, системы обеспечительных средств, приобретают определенную организационно-правовой обязательной формы.

Защитная функция заключается в том, что благодаря уголовно-исполнительной политике включается в действие механизм защиты общества от новых преступных посягательств.

Названные функции уголовно-исполнительной политики объединяются более общей - регулятивной функцией, поскольку эта политика организационно-правовым средством регулирования поведения субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений.

 

 


Понятие уг.-исп. права. Принципы уг.-исп. права

Сегодня осуществляется трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное Понятие "исправительно-трудовое право" стало применяться С середины 20-х годов XX в К этому все включалось в содержание понятия "пенитенциарная или исправительно-трудовая политика", под которой понималась совокупность мероприятий по исправления и перевоспитания осужденных, к которым относилось и принятия соответствующих юридических норм

Принятие в 1925 г. Исправительно-трудового кодекса Украины и практика применения его норм показали фактическое существование исправительно-трудового права В 1931 г. в Украине был подготовлен новый проект Исправительно-трудового кодекса, однако окончательно он не был принят С середины 1930-х годов в связи с массовыми репрессиями и грубыми нарушениями законности в сфере уголовной ответственности и реализации нормы Исправительно-трудового кодекса (1925 г.) фактически подменялись ведомственными нормативными актами Хотя на него и делались ссылки, он был формальным Другими словами - исправительно-трудовое право перестало существовать.

Такое положение сохранялось до 50-х годов XX ст Восстановление, а фактически, второе рождение исправительно-трудового права произошло в силу принципиальных политических решений 1954-1956 гг Достали развитие новые положения исправительно-трудовой политики, возобновилось правовое регулирование исполнения наказания, прежде всего, в виде лишения свободы Сначала на уровне Положения, которое было утверждено правительством Украины в 1961 г., а затем - Исправительно-трудовым кодексом Украины, который был принят 23 декабря 1970 г. И вступил в силу с 1 июня 1971 г. Этот законодательный нормативный акт с соответствующими изменениями и дополнениями действует, как подчеркивалось выше, и сегодня

Отметим, что до принятия действующего исправительно-трудового законодательства в юридической литературе была уже высказана мысль, согласно которой нормами этого законодательства следует урегулировать порядок и условия выполнения уголовных наказаний Впервые эту точку зрения еще в 1964 г. высказал Л В Багрий-Шахматов

Опять этот вопрос встал после принятия действующего Исправительно-трудового кодекса Украины Дело в том, что в ч 2 и 3 ст 2 Исправительно-трудового кодекса Украины предусматривалось создание законодательных актов о порядке и условиях отбывания наказания осужденными в дисциплинарном батальоне и Других видов уголовных наказаний, кроме тех, которые предусмотрены Исправительно-трудовым кодексом. В связи с этим возникает вопрос к какой отрасли законодательства следует отнести щ законодательные акты? Сам Исправительно-трудовой кодекс указывает на возможность включения их в состав исправительно-трудового законодательства, поскольку в ст 1 Исправительно-трудового кодекса Украины поставлена задача "обеспечение исполнения уголовного наказания" При такой формулировке закона можно сделать вывод, что речь идет о наказании вообще, а не о каком конкретное наказание. Эта мысль подтверждается положением Закона Украины от 15 декабря 1992 г. "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Украины", в соответствии с которыми ч 2 ст 2 Исправительно-трудового кодекса Украины изложена в следующей редакции: "Исправительно-трудовое законодательство Украины устанавливает порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, исправительным работам без лишения свободы, осужденных к направлению в дисциплинарный батальон, порядок и условия исполнения и отбывания других видов уголовного наказания, а также порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих приговоры к этим видам наказания ... ".

Расширение предмета правового регулирования исправительно-трудового законодательства является вполне допустимым, поскольку отражает реальную тенденцию расширения предмета этой отрасли права.

Если первый Исправительно-трудовой кодекс Украины регулировал порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы, а также принудительных работ (сегодня - исправительные работы), то позже исправительно-трудовым законодательством стали регулироваться порядок и условия исполнения других уголовных наказаний: ссылки, высылки, условного осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

С принятием в 1984 Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, встал актуальный вопрос о расширении предмета правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с исполнением наказаний. Иными словами, сегодня выполнение всех видов уголовных наказаний должно регламентироваться единственным документом - Уголовно-исполнительным кодексом Украины.

Рассмотрим понятие, признаки и предмет правового регулирования исполнения наказаний.

Каждая отрасль права, в том числе и уголовно-исполнительное, закрепляет в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное право закрепляет основные положения политики государства в сфере исполнения наказания.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права, к признакам которой относят собственно предмет и методы правового регулирования, а также систему норм. Традиционно считалось, что предметом данной отрасли права является регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания, связанного с применением мер исправительно-трудового воздействия. Вследствие существенных изменений в законодательстве менялся предмет правового регулирования исправительно-трудового права, оно все меньше становилось исправительно-трудовым. Поэтому сегодня к предмету правового регулирования этой отрасли права можно отнести выполнение (отбывания) всех видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством.

Есть, предметом уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания; отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими приговоры к различным видам наказаний, и осужденными; отношения, возникающие в связи с участием общественности и трудовых коллективов в исправлении осужденных; отношения, возникающие между администрацией предприятий, учреждений и организаций и осужденными, которые там работают, по поводу исполнения наказания; отношения, возникающие между учреждениями и органами исполнения наказания и отдельными гражданами по поводу выполнения определенных видов наказания.

Самостоятельность отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмета. Хотя этот признак вспомогательная, все же она влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Поскольку наказание является формой государственного принуждения, его исполнение определяет характер основного метода правового регулирования - императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и других методов правового регулирования - диспозитивного, поощрительного и т.д.

По признак самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, принятых для регулирования определенного вида общественных отношений. К системе норм уголовно-исполнительного права входят нормы Исправительно-трудового кодекса, а также Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, принятого на основании ч. 4 ст. 2 ИТК Украины; нормы, записанные в Положении о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 5 апреля 1994 за № 139/94, и Законе Украины "О государственной исполнительной службе" от 24 марта 1998 и Законе Украины "Об исполнительном производстве" от 21 апреля 1999.

Признание уголовно-исполнительного права самостоятельной отраслью права обусловливает постановку вопроса о его соотношение с другими отраслями права. Этот вопрос можно рассматривать в нескольких аспектах.

Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права в рамках уголовно-правового комплекса, то есть с уголовным правом и уголовно-процессуальным правом. Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. В связи с этим важное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в данном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным правом и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право - базовое отношении всех правовых отраслей, регулирующих борьбу с преступностью. Это определяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, одинаковый понятийный аппарат этих отраслей.

Уголовное право и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, которые возникают при применении наказания и освобождении от него. В этой сфере правового регулирования можно выделить приоритеты уголовного права относительно уголовно-исполнительного. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания, освобождение от него, то есть формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.

Базовая роль уголовного права в отношении уголовно-исполнительного определяется еще одним принципиальным положением. Формой жизни материального права является процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное - процедурный.

Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей. На первом, высшем уровне обеспечивается единство целей, принципов и общих положений понятийного аппарата, а также институтов этих отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, система исправительно-трудовых учреждений, основания освобождения от наказания). На втором уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь определяет характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при определении порядка выполнения конкретных видов наказания, но в пределах, установленных им же. В частности, в Уголовном и Исправительно-трудовом кодексах Украины прослеживается четкая взаимосвязь между классификацией осужденных и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь еще более опосредуется. Уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например оценка уголовным законом степени тяжести совершенного преступления, определяет условия отбывания осужденными наказания.

Тесная взаимосвязь этих отраслей права требует их разграничения, что позволит устранить конкуренцию и дублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этой проблемы - понимание нормы уголовного права как материальной, а исполнительного - как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное относительно уголовного, представляет собой форму реализации материального права, в частности исполнения наказания.Поэтому рубежом в разграничении этих отраслей права должно стать понимание наказания с точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter