Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие уг-исп. политики и ее место в уголовной политике

Понятие уг-исп. политики и ее место в
уголовной политике. Современные тенденции отечественной пенитенциарной политики

В основе
формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства,
его правовых форм и направлений лежит социальная политика. Она отражает принципы,
стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, стоящих перед
обществом, его политическими и властными структурами Общая цель социальной политики
должно сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности деятельности
государства и органов по реализации этой деятельности

Одно из
таких направлений — правоохранительная политика В ней в концентрированном виде содержатся
задачи, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства
за преступностью Эта политика должна выражать и обеспечивать защиту прав и законных
интересов граждан Украины от преступных посягательств, ведь согласно ст 3 Конституции
Украины «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность
и безопасность определяются в Украине наивысшей социальной ценностью Обеспечение
прав и свобод человека является главной обязанностью государства»

Правоохранительная
политика направляет деятельность государства, его соответствующих органов на профилактику
преступлений и других правонарушений, их своевременное предотвращение и прекращение,
реализацию ответственности лиц, совершивших преступления, исполнения наказания в
отношении осужденных и достижения его целей.

Политика
государства в этой сфере многоплановая и, в первую очередь, она определяет основы
уголовной политики, представляет собой основанный на объективных законах развития
общества направление деятельности государственных и общественных органов по охране
интересов народа от преступных посягательств, выполнения мер государственного принуждения
к лицам, их совершивших, а также мероприятий по предупреждению преступлений.

Уголовная
политика делится на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную.

Уголовно-правовая
политика — направление деятельности законодательных и правоприменительных органов
по созданию уголовного законодательства, криминализации и декриминализации, пенализации
и депе-нализации, дифференциации уголовной ответственности.

Уголовно-процессуальная
политика — направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов
по созданию и применению форм реализации уголовного закона на всех этапах его действия.

Уголовно-исполнительная
политика — направление деятельности государственных и общественных органов в области
исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная
политика не является особой политикой, а является частью единой политики государства
и непосредственно вытекает из уголовной политики. Вместе с тем, она влияет на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы
наказаний, отдельных их видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге политика в названной сфере
влияет на правоохранительную политику в целом и частично на принятие решений по
профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказания
им помощи.

Современные
проблемы уголовно-исполнительной политики Украины обусловлены отсутствием в украинской
науке и социальной практике адекватного представления о понятии и сущности этой
политики как социально-правового явления. Чтобы
ответить на эти вопросы, выясним сущность, цели, задачи, функции, содержание, субъектов
и формы реализации уголовно-исполнительной политики Украины.

Если исходить
из этимологии понятия «политика», под уголовно-исполнительной политикой
следует понимать самостоятельную отрасль государственно-правовой деятельности уполномоченных
на то субъектов социального управления по определению обязательных к выполнению
руководящих идей, принципов , доктринальных положений, установок, требований, целей
и задач в сфере обеспечения ресоциализации лиц, отбывающих наказание, которые отвечали
бы законам и закономерностям социализации личности, сбалансировано обеспечивали
удовлетворение законных прав и интересов гражданина, общества и государства.

Анализируя
содержание уголовно-исполнительной политики, прежде всего следует остановиться на
терминологии, применяемой в юридической литературе по указанной тематике. Традиционно, в соответствии с наименованием
законодательстве, она называлась «исправительно-трудовая политика». Но этот срок после внесения существенных изменений
в начале 90-х годов в систему наказаний перестал соответствовать своему содержанию,
поскольку с исправительно-трудового законодательства исключены высылки и ссылки,
приостановлены такие виды уголовно-правового воздействия, как условное осуждение
к лишению свободы и условное освобождение с мест лишения свободы с обязательным
привлечением к труду. Сегодня, с точки
зрения действующего законодательства, меры исправительно-трудового воздействия в
полном объеме применяются только при выполнении лишения свободы. Следовательно, нормы действующего исправительно-трудового
законодательства носят преимущественно уголовно-исполнительный характер. Кроме того,
словосочетание «исправительно-трудовая политика» и соответствующая отрасль
права ориентируют, в первую очередь, на привлечение осужденных к труду при выполнении
уголовных наказаний. Между тем предыдущая
история системы мест лишения свободы показала, что идея использования труда осужденных
в значительной мере дискредитировала себя.

Таким образом,
как составная часть политики в области борьбы с преступностью уголовно-исполнительная
политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы
деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных,
предупреждению совершения новых преступлений не только осужденными, но и другими
лицами.

Исходя из
этого, целями современной уголовно-исполнительной политики Украины является защита
прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства от преступных посягательств; обеспечение законности и справедливости при
исполнении уголовных наказаний; ресоциализация
лиц, отбывающих уголовные наказания.

На пути
к достижению этих целей субъекты уголовно-исполнительной политики реализуют сегодня
ряд конкретных задач. Прежде всего это создание самостоятельного Государственного
департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, непосредственно подчиненного
правительству. Департамент как орган исполнительной
власти должен объединять усилия и координировать действия всех субъектов социальной
жизни. Далее, это и предоставление администрации
УИН права самостоятельно решать все вопросы на основании действующего законодательства
и в рамках бюджета с полной ответственностью за результаты своей деятельности, ограничения
компетенции вышестоящих организационных структур функциями методического руководства
и оказанием практической помощи; объединение
вокруг УВП всех субъектов социальной жизни с целью оказания этим учреждениям дополнительной
помощи и поддержки человеческими ресурсами, средствами и материалами.

Цели и задачи
современной уголовно-исполнительной политики самых-стабильные, поскольку базируются
на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными,
соответствующих международных актах, достижениях науки.

К актуальных
задач, стоящих перед уголовно-исполнительной политики, также относятся всестороннее
контроля за соблюдением персоналом УВП требований действующего законодательства,
парламентских и правительственных решений с использованием возможностей суда, прокуратуры,
органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления, объединений
граждан, отдельных физических лиц в пределах предоставленных им законом полномочий;
стимулирования на государственном уровне формирования объединений граждан, которые
ставят своей целью содействие усовершенствованию деятельности уголовно-исполнительной
системы Украины, оказание им помощи и поддержки; развертывания в средствах массовой
информации широкомасштабного объективного освещения роли уголовно-исполнительной
системы в жизни общества и государства, которая обеспечивает общественную безопасность
и нравственное возрождение украинского общества; создание общественных фондов для УВП за счет
добровольных взносов, отчислений и пожертвований предприятий, организаций, учреждений
и отдельных граждан; воплощение в практику
деятельности УВП новейших научных достижений и технологий, в частности методик воздействия
на личность; создание в УВП условий, утверждают
общечеловеческие ценности, культуру человека, идеалы добра, справедливости и гуманизма,
дают осужденным уроки нравственности, милосердия, человечности, формируют систему
знаний, умений и навыков, возможность почувствовать себя личностью, в судьбе которой
заинтересованы общество и государство; обеспечение
социальной и правовой защиты персонала УИН по проблемам общеобразовательного, бытового,
юридического и методического характера исходя из объективных потребностей качественного
выполнения им своих функций и ресоциализации осужденных; создание государственной системы опеки с целью
оказания помощи и поддержки освобожденным из мест лишения свободы в адаптации к
жизни в условиях свободного общества.

Главными
критериями оценки целей и задач уголовно-исполнительной политики является соответствие
их содержания природе человека, нормам права и морали цивилизованного общества,
обеспечения сбалансированного удовлетворения законных прав и интересов граждан,
общества и государства, системное выражение всего комплекса основных составляющих
проблем пенитенциарной функции государства, максимальное и эффективное использование
в деле ресоциализации преступников всего национального потенциала.

Реализуя
названные цели и задачи, уголовно-исполнительная политика создает первооснову эффективной
практики исполнения наказаний в Украине.

Эта практика
должна базироваться на принципах:

— Суверенитета,
научной обоснованности и независимости от идеологических установок и решений любых
политических партий и течений;

— Приоритета
общепризнанных человеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

— Примата
прав человека над государственными и общественными интересами в условиях их гармоничного
сочетания;

— Ответственности
перед гражданами и обществом за результаты своей деятельности;

— Распределения
компетенции между субъектами уголовно-исполнительной политики, исключающее возможность
монопольного принятия для уголовно-исполнительной системы решений любой отдельным
лицом или отдельной ветвью власти;

— Политического
и экономического плюрализма;

— Системного
охвата всего комплекса взаимосвязанных проблем уголовно-исполнительной деятельности;

— Интеграции
с другими отраслями социальной политики государства;

— Связь
с национальными и региональными культурными и соци-ально-экономическими условиями;

— Максимального
использования институтов социализации, которые есть в распоряжении государства и
общества;

— Уважения
к загальновизначених принципов международного права;

— Гуманизма
и милосердия;

— Справедливости
и нравственности;

— Гласности;

— Демократический
характер уголовно-исполнительной деятельности.

В содержании
уголовно-исполнительной политики можно выделить три основных элемента:

1) уголовно-исполнительное
право;

2) уголовно-исполнительную
деятельность органов и учреждений исполнения наказаний, прокуратуры и суда;

3) правоотношения
участников процесса исполнения (отбывания) наказания.

Эти элементы
соотносятся друг с другом, как форма и содержание. Уголовно-исполнительное право — это, во-первых,
правоотношения между органами и учреждениями исполнения наказаний, прокуратурой
и судом; во-вторых, это правоотношения
названных субъектов процесса с осужденными и другими участниками процесса исполнения
наказания, а также правоотношения этих участников между собой.

 

 

Субъект формирования и реализации уг.-исп. политики, ее
задачи и функции

І. Субъекты
формирования уголовно-исполнительной политики Украины
:

а) Верховная Рада Украины, которая, согласно п.5 ст.85
Конституции Украины — определяет основы внутренней и внешней политики (в том числе
уголовно-исполнительной):

создает нормативно-правовую основу, базовую фундаментальную
часть правового регулирования для всех субъектов и участников уголовно-исполнительной
правоотношений, в том числе и субъектов этой политики;

на законодательном уровне осуществляет конституционное
регулирование государственного курса уголовно-исполнительного направления по обращению
с осужденными, в частности, ч.3 ст.63 Конституции Украины провозглашает, что осужденный
пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных
законом и установленных приговором суда, а также п.14 ст.92 Конституции Украины
отмечает, что исключительно законами Украины определяются организация и деятельность
органов и учреждений исполнения наказаний;

как субъект уголовно-исполнительной политики Верховная
Рада Украины рассматривает законопроекты и принимает законы и постановления (в том
числе Уголовно-исполнительный кодекс, другие законы) изменения и дополнения к ним,
ратифицирует международные соглашения по уголовно-исполнительной деятельности и
т.д. благодаря которым формирует современную уголовно исполнительную политику Украины
на самом высоком законодательном уровне;

б) Президент Украины — согласно раздела 5 Конституции Украины
имеет право законодательной инициативы, подписание законов, в том числе по законопроектам
и законам уголовно-исполнительного характера, а также право вето по этим законопроектам;присваивает
специальные звания, чины, ранги представителям уголовно-исполнительной системы Украины,
осуществления помилования осужденных, издания указов и распоряжений, которые являются
обязательными к выполнению на территории Украины и утверждение концепции и стратегии
реформирования уголовно-исполнительного законодательства и деятельности системы
исполнения наказаний, что соответствует его статусу субъекта как формирование так
и реализации уголовно-исполнительной политики государства;

в) Кабинет Министров Украины как высший орган исполнительной
власти в соответствии с разделом в Конституции Украины и Закона Украины «О Кабинете
Министров Украины» обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики Украины,
в том числе уголовно-исполнительной;
разрабатывает проекты законов, регулирующих уголовно-исполнительную деятельность,
ее бюджетные, материально-технические основы, программы борьбы с преступностью,
концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, координирует работу министров
и ведомств, в том числе в сфере исполнения наказаний;
образует, реорганизует и ликвидирует в соответствии с законом
центральные органы исполнительной власти, действующие в пределах определенных средств;
назначает на должности и освобождает от должностей
по представлению Премьер-министров Украины руководителей центральных органов исполнительной
власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины;
в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения,
в том числе по уголовно-исполнительной деятельности, которые являются обязательными
к выполнению, чем осуществляет свое влияние на формирование и реализации Уголовно-исполнительной
политики Украины.

II. Субъекты реализации уголовно-исполнительной политики Украины:

а) Государственная пенитенциарная служба (Положение о Государственной
пенитенциарной службе Украины)

К следующей группе субъектов, которые имеют отношение к реализации
уголовно-исполнительной политики не в полном объеме, а частично в пределах своих
полномочий можно отнести органы внутренних дел Украины (в частности
по выполнению таких наказаний как общественные и исправительные работы, где согласно
ст. 34 и 41 КВН Украины на них возложено проведение индивидуально профилактической
работы по месту жительства осужденного и других функций, связанных с исполнением
наказаний);органы местного самоуправления, руководители предприятий и организаций
на которых работают осужденные (ст.ст. 39,44 КВН Украины), которые в пределах своих
полномочий реализуют определенные элементы уголовно-исполнительной политики, а также
наблюдательные комиссии, согласно Положению о наблюдательную комиссию, утвержденного
Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.04.2004 г.. №429 принимают участие
в процессе исправления и ресоциализации осужденных.

Поэтому, на наш взгляд, котле категории субъектов целесообразнее
отнести к статусу участников, которые в пределах своей компетенции принимают участие
в реализации уголовно-исполнительной политики.

В качестве специфической группы субъектов (участников) реализации
уголовно-исполнительной политики можно отнести
систему органов прокуратуры Украины,
на которую по статье 121 Конституции Украины возлагается
надзор за соблюдением законов при применении судебных решений, других мер принудительного
характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, надзор за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов по этим вопросам органами
исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами
(в том числе уголовно-исполнительной системы при фактической реализации уголовно-исполнительной
политики).

 

 

Цели и задачи уголовно-исполнительной политики

Целями уголовно-исполнительной политики Украины является обеспечение эффективной
деятельности социально-правовых институтов по:

а) защиты интересов личности, общества и государства путем создания
условий для исправления и ресоциализации осужденных;

б) предупреждение совершения новых преступлений как осужденными,
так и другими лицами;

в) предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
обращения с осужденными.

На пути к достижению этих целей субъекты уголовно-исполнительной
политики реализуют ряд конкретных задач.
Цели и задачи современной уголовно-исполнительной политики
стабильные, поскольку базируются на выработанных международным сообществом положениях
об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.

К актуальных задач, стоящих сегодня перед уголовно-исполнительной
политики, относятся:

— разработка и доктринальное определение генеральной
стратегической линии по обеспечению эффективного функционирования нормативно-правовой
системы и практической деятельности органов и учреждений исполнения наказаний на
определенный период времени в соответствии с курсом внутренней политики и действующим
законодательством;

— определение актуальных проблем в сфере правового регулирования
состояния и процесса исполнения наказаний по эффективности действия конкретных нормативно-правовых
актов и отдельных их норм, разработка законопроектов о поправках в действующие и
издание новых законодательных и подзаконных актов в соответствии с требованиями
и положениямиуголовно
правовой, уголовно — процессуальной и криминологическойполитики изаконодательства Украина;

— обеспечения надлежащего функционирования организационно-управленческих
структур системы исполнения наказаний, их реформирования и реорганизации;

— совершенствования уголовно-исполнительной практики,
внедрения новейших форм, методов и средств исправления иресоциализации
осужденных, воплощение положительногоотечественного и зарубежного опыта в практику органовиучреждений выполнениянаказаний;

— кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое
обеспечение системы органов и учреждений исполнения наказаний;

— всестороннее контроля за соблюдением персоналом УВП
требований действующего законодательства, парламентских и правительственных решений
с использованием возможностей суда, прокуратуры, органов государственной исполнительной
власти, местного самоуправления, объединений граждан, отдельных физических лиц в
пределах предоставленных им законом полномочий;

— стимулирования на государственной уровне формирования
объединений граждан, которые ставят целью содействие усовершенствованию деятельности
уголовно-исполнительной системы Украины, оказание им помощи и поддержки;

— развертывания в средствах массовой информации широкомасштабного
объективного освещения роли уголовно-исполнительной системы в жизни общества и государства,
которая обеспечивает общественную безопасность и нравственное возрождение украинского
общества;

— Создание общественных фондов для УВП за счет добровольных взносов,
отчислений и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан;

— воплощение в практику деятельности УВП новейших научных
достижений и технологий, в частности, методик воздействия на личность;

— создание в УВП условий, утверждают общечеловеческие
ценности, культуру человека, идеалы добра, справедливости и гуманизма, дают осужденным
уроки нравственности, милосердия, человечности, формируют систему знаний, умений
и навыков, возможности почувствовать себя личностью, в судьбе которой заинтересованы
общество и государство;

— обеспечение социальной и правовой защиты персонала,
органов и учреждений по повышению уровня общеобразовательного, бытового, юридического
и медицинского характера исходя из объективных потребностей качественного выполнения
ими своих функций;

— создание государственной системы опеки с целью оказания
помощи и поддержки освобожденным из мест лишения свободы в адаптации к жизни в условиях
свободного общества.

Главными критериями оценки, целей и задач уголовно-исполнительной
политики является соответствие их содержания природе человека, нормам морали и права
цивилизованного общества, обеспечения сбалансированного удовлетворения законных
прав и интересов граждан, общества и государства, системное выражение всего комплекса
основных составляющих проблем уголовно-исполнительной функции государства , максимальное
и эффективное использование в деле ресоциализации преступников всего национального
потенциала.

Принципы
уголовно-исполнительной политики.
Реализуя названные цели и задачи, уголовно-исполнительная
политика создает первооснову эффективной практики исполнения наказаний в Украине.

Эта практика должна базироваться на принципах:

· суверенитета, научной обоснованности и независимости
от идеологических установок и решений любых политических партий и течений;

· приоритета общепризнанных человеческих ценностей,
жизни и здоровья человека;

· приоритета прав человека над государственными и общественными
интересами в условиях их гармоничного соединении;

· ответственности перед гражданами и обществом за результаты
своей деятельности;

· распределения компетенции между субъектами уголовно-исполнительной
политики, исключающее возможность монопольного принятия для уголовно-исполнительной
системы решений любой отдельной личности или отдельной ветвью власти;

· политического и экономического плюрализма;

· системного охвата всего комплекса взаимосвязанных
проблемы уголовно-исполнительной деятельности;

· интеграции с другими отраслями социальной политики
государства;

· связи с национальными и региональными культурными
и социально экономическими условиями;

· максимального использования институтов социализации,
которые есть в распоряжении государства и общества;

· уважения к в определенных принципов международного
права;

· гуманизма и милосердия;

· справедливости и нравственности;

· гласности;

· демократического характера уголовно-исполнительной
деятельности.

Функции уголовно-исполнительной политики называются
уголовно-исполнительными функциями.

Можно выделить следующие функции уголовно-исполнительной политики:

1. инициативную

2. программно-координационный

3. информационную

4. гарантийную

5. защитную

6. регулятивную

Инициативная функция уголовно-исполнительной политики заключается
в том, что она как результат согласования воли субъектов является одновременно актом
проявления их инициативы (например, законодательной).

Программно-координационная функция определяет, с одной
стороны, что уголовно-исполнительная политика является своеобразной программой деятельности
субъектов уголовно-исполнительных правоотношений между собой, а с другой — средством
координации этой деятельности на принципах законности, гласности, демократизма и
гуманизма.

Информационная функция уголовно-исполнительной
политики проявляется в том, что благодаря четко сформулированным положениям и принципам
она содержит определенную информацию о процессе исполнения уголовных наказаний в
государстве, имеющиеся права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений
и др.

Гарантийная функция сводится к привлечению для надлежащего исполнения
наказания, системы обеспечительных средств, приобретают определенную организационно-правовой
обязательной формы.

Защитная функция заключается в том, что благодаря уголовно-исполнительной
политике включается в действие механизм защиты общества от новых преступных посягательств.

Названные функции уголовно-исполнительной политики объединяются
более общей — регулятивной функцией, поскольку эта политика организационно-правовым
средством регулирования поведения субъектов и участников уголовно-исполнительных
правоотношений.

 

 

Понятие уг.-исп. права. Принципы уг.-исп. права

Сегодня
осуществляется трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное
Понятие «исправительно-трудовое право» стало применяться С середины 20-х
годов XX в К этому все включалось в содержание понятия «пенитенциарная или
исправительно-трудовая политика», под которой понималась совокупность мероприятий
по исправления и перевоспитания осужденных, к которым относилось и принятия соответствующих
юридических норм

Принятие
в 1925 г. Исправительно-трудового кодекса Украины и практика применения его норм
показали фактическое существование исправительно-трудового права В 1931 г. в Украине
был подготовлен новый проект Исправительно-трудового кодекса, однако окончательно
он не был принят С середины 1930-х годов в связи с массовыми репрессиями и грубыми
нарушениями законности в сфере уголовной ответственности и реализации нормы Исправительно-трудового
кодекса (1925 г.) фактически подменялись ведомственными нормативными актами Хотя
на него и делались ссылки, он был формальным Другими словами — исправительно-трудовое
право перестало существовать.

Такое положение
сохранялось до 50-х годов XX ст Восстановление, а фактически, второе рождение исправительно-трудового
права произошло в силу принципиальных политических решений 1954-1956 гг Достали
развитие новые положения исправительно-трудовой политики, возобновилось правовое
регулирование исполнения наказания, прежде всего, в виде лишения свободы Сначала
на уровне Положения, которое было утверждено правительством Украины в 1961 г., а
затем — Исправительно-трудовым кодексом Украины, который был принят 23 декабря 1970
г. И вступил в силу с 1 июня 1971 г. Этот законодательный нормативный акт с соответствующими
изменениями и дополнениями действует, как подчеркивалось выше, и сегодня

Отметим,
что до принятия действующего исправительно-трудового законодательства в юридической
литературе была уже высказана мысль, согласно которой нормами этого законодательства
следует урегулировать порядок и условия выполнения уголовных наказаний Впервые эту
точку зрения еще в 1964 г. высказал Л В Багрий-Шахматов

Опять этот
вопрос встал после принятия действующего Исправительно-трудового кодекса Украины
Дело в том, что в ч 2 и 3 ст 2 Исправительно-трудового кодекса Украины предусматривалось
создание законодательных актов о порядке и условиях отбывания наказания осужденными
в дисциплинарном батальоне и Других видов уголовных наказаний, кроме тех, которые
предусмотрены Исправительно-трудовым кодексом
. В связи
с этим возникает вопрос к какой отрасли законодательства следует отнести щ законодательные
акты Сам Исправительно-трудовой кодекс
указывает на возможность включения их в состав исправительно-трудового законодательства,
поскольку в ст 1 Исправительно-трудового кодекса Украины поставлена задача «обеспечение
исполнения уголовного наказания» При такой формулировке закона можно сделать
вывод, что речь идет о наказании вообще, а не о каком конкретное наказание
. Эта мысль подтверждается положением Закона Украины от 15 декабря 1992 г.
«О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Украины»,
в соответствии с которыми ч 2 ст 2 Исправительно-трудового кодекса Украины изложена
в следующей редакции: «Исправительно-трудовое законодательство Украины устанавливает
порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия
к лицам, осужденным к лишению свободы, исправительным работам без лишения свободы,
осужденных к направлению в дисциплинарный батальон, порядок и условия исполнения
и отбывания других видов уголовного наказания, а также порядок деятельности учреждений
и органов, исполняющих приговоры к этим видам наказания … «.

Расширение
предмета правового регулирования исправительно-трудового законодательства является
вполне допустимым, поскольку отражает реальную тенденцию расширения предмета этой
отрасли права.

Если первый
Исправительно-трудовой кодекс Украины регулировал порядок и условия исполнения наказания
в виде лишения свободы, а также принудительных работ (сегодня — исправительные работы),
то позже исправительно-трудовым законодательством стали регулироваться порядок и
условия исполнения других уголовных наказаний: ссылки, высылки, условного осуждение
к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условного освобождения
из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

С принятием
в 1984 Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных
с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, встал актуальный вопрос
о расширении предмета правового регулирования общественных отношений, возникающих
в связи с исполнением наказаний. Иными
словами, сегодня выполнение всех видов уголовных наказаний должно регламентироваться
единственным документом — Уголовно-исполнительным кодексом Украины.

Рассмотрим
понятие, признаки и предмет правового регулирования исполнения наказаний.

Каждая отрасль
права, в том числе и уголовно-исполнительное, закрепляет в своих институтах и нормах
цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства
в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное
право закрепляет основные положения политики государства в сфере исполнения наказания.

Уголовно-исполнительное
право является самостоятельной отраслью права, к признакам которой относят собственно
предмет и методы правового регулирования, а также систему норм. Традиционно считалось, что предметом данной
отрасли права является регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания,
связанного с применением мер исправительно-трудового воздействия. Вследствие существенных изменений в законодательстве
менялся предмет правового регулирования исправительно-трудового права, оно все меньше
становилось исправительно-трудовым. Поэтому
сегодня к предмету правового регулирования этой отрасли права можно отнести выполнение
(отбывания) всех видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством.

Есть, предметом
уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие при исполнении (отбывании)
всех видов уголовного наказания; отношения,
возникающие между учреждениями и органами, исполняющими приговоры к различным видам
наказаний, и осужденными; отношения, возникающие
в связи с участием общественности и трудовых коллективов в исправлении осужденных; отношения, возникающие между администрацией
предприятий, учреждений и организаций и осужденными, которые там работают, по поводу
исполнения наказания; отношения, возникающие
между учреждениями и органами исполнения наказания и отдельными гражданами по поводу
выполнения определенных видов наказания.

Самостоятельность
отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования
общественных отношений, входящих в ее предмета. Хотя этот признак вспомогательная, все же она
влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также
на соотношение их прав и обязанностей. Поскольку
наказание является формой государственного принуждения, его исполнение определяет
характер основного метода правового регулирования — императивный, предполагающий
неравенство субъектов правоотношений. Однако
это не исключает применения и других методов правового регулирования — диспозитивного,
поощрительного и т.д.

По признак
самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы
правовых норм, принятых для регулирования определенного вида общественных отношений. К системе норм уголовно-исполнительного права
входят нормы Исправительно-трудового кодекса, а также Положение о порядке и условиях
исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия
на осужденных, принятого на основании ч. 4 ст. 2 ИТК Украины; нормы, записанные в Положении о дисциплинарном
батальоне в Вооруженных Силах Украины, утвержденным Указом Президента Украины от
5 апреля 1994 за № 139/94, и Законе Украины «О государственной исполнительной
службе» от 24 марта 1998 и Законе Украины «Об исполнительном производстве»
от 21 апреля 1999
.

Признание
уголовно-исполнительного права самостоятельной отраслью права обусловливает постановку
вопроса о его соотношение с другими отраслями права. Этот вопрос можно рассматривать в нескольких
аспектах.

Соотношение
уголовно-исполнительного права с другими отраслями права в рамках уголовно-правового
комплекса, то есть с уголовным правом и уголовно-процессуальным правом. Уголовно-исполнительное право входит в общий
комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. В связи с этим важное значение приобретает место
уголовно-исполнительного права в данном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение
с уголовным правом и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное
право — базовое отношении всех правовых отраслей, регулирующих борьбу с преступностью. Это определяет его первичность и одновременно
единство целей, принципов и методов правового регулирования, одинаковый понятийный
аппарат этих отраслей.

Уголовное
право и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, которые
возникают при применении наказания и освобождении от него. В этой сфере правового регулирования можно выделить
приоритеты уголовного права относительно уголовно-исполнительного. Уголовное право определяет понятие, цели, виды,
основания ответственности и наказания, освобождение от него, то есть формулирует
ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирования
общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.

Базовая
роль уголовного права в отношении уголовно-исполнительного определяется еще одним
принципиальным положением. Формой жизни
материального права является процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации
является не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право
определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное — процедурный.

Сравнительный
анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить
три уровня взаимосвязи этих отраслей. На
первом, высшем уровне обеспечивается единство целей, принципов и общих положений
понятийного аппарата, а также институтов этих отраслей законодательства (содержание
наказания и его исполнение, система исправительно-трудовых учреждений, основания
освобождения от наказания). На втором уровне
их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон
лишь определяет характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных
видов наказания. Он определяет сущность
и содержание конкретных видов наказания и делегирует полномочия исполнительному
закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных
интересов осужденных при определении порядка выполнения конкретных видов наказания,
но в пределах, установленных им же. В частности,
в Уголовном и Исправительно-трудовом кодексах Украины прослеживается четкая взаимосвязь
между классификацией осужденных и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь еще более опосредуется. Уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки
для развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например
оценка уголовным законом степени тяжести совершенного преступления, определяет условия
отбывания осужденными наказания.

Тесная взаимосвязь
этих отраслей права требует их разграничения, что позволит устранить конкуренцию
и дублирование смежных институтов и норм. Исходное
положение для решения этой проблемы — понимание нормы уголовного права как материальной,
а исполнительного — как процедурной. Иными
словами, уголовно-исполнительное право как процедурное относительно уголовного,
представляет собой форму реализации материального права, в частности исполнения
наказания.Поэтому рубежом в разграничении этих отраслей права должно стать понимание
наказания с точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+