Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Система органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в Украине

Система органов и учреждений, исполняющих уголовные
наказания в Украине

Реализация государственного принуждения в его острейшей форме,
какова уголовное наказание, требует постоянного контроля государства за выполнением
возложенных на осужденных карательных ограничений. С этой целью исполнения уголовных наказаний
признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления
которой создаются специализированные учреждения и органы.

Так, исполнения лишения свободы на определенный срок и пожизненного
лишения свободы возлагается на исправительно-трудовые учреждения Государственного
департамента по вопросам исполнения наказаний. Исполнение наказания военнослужащих в виде направления
в дисциплинарный батальон возлагается на дисциплинарные части Вооруженных Сил Украины. Особые органы (уголовно-исполнительные инспекции)
образуются также для исполнения наказания в виде исправительных работ при Государственном
департаменте по вопросам исполнения наказаний. На них возложен контроль за выполнением таких
уголовных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью и общественных работ. Для нововведенных наказаний в виде
ограничения свободы и ареста создаются согласно уголовно-исполнительные учреждения
открытого типа (исправительные центры) и арестные дома.

Учреждения и органы исполнения наказаний образуют в своей
совокупности уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется
Исправительно-трудовым кодексом и другими нормативными актами.

На построение системы учреждений и органов, исполняющих наказания
оказывают влияние различные социально-экономические, политические и духовные факторы. Среди них — демографические, уголовно-правовые
и уголовно-исполнительные характеристики осужденных. Так, в соответствии с нормами международных
актов действующего уголовно-исполнительного законодательства в исправительных учреждениях
реализуется принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от пола, возраста,
гражданства, характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
преступной деятельности в прошлом и срока наказания. Признается необходимым изолированное
от других осужденных и одновременно раздельное содержание некоторых категорий осужденных
(например, злостных нарушителей режима).

Вследствие этого, с одной стороны, образуются исправительно-трудовые
учреждения различных видов, а с другой — в ИТУ одного вида раздельно отбывают наказание
различные категории осужденных. Это позволяет
дифференцировать карательно-воспитательный процесс в местах лишения свободы, подходить
к выполнению наказания и исправления преступника с учетом тяжести и характера совершенного
преступления, степени общественной опасности личности преступника, динамики ее изменения
во время отбывания наказания.

Отбывание наказания в виде лишения свободы заключается в соответствии
со статьей 63 УК в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовно-исполнительное
учреждение. Виды таких учреждений предусматриваются
главой С ОТК (статьи 12-18).

В ст. 12 ИТК перечисляются
виды исправительных учреждений: исправительно-трудовые колонии, тюрьмы и воспитательно-трудовые
колонии.

В исправительно-трудовых колоний относятся колонии-поселения
для лиц, совершивших преступления по неосторожности; колоний-поселения для лиц, совершивших умышленные
преступления; колонии общего, усиленного,
строгого и особого режима.

Категории лиц мужского пола, содержащихся в ИТК:

— Колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности
— впервые осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности;

— Колонии-поселения для лиц, совершивших умышленные преступления
— впервые осужденные к лишению свободы, а также лица, переведенные в эти колонии
в порядке, предусмотренном ст. 46 ИТК,
из колоний общего, усиленного и строгого режима;

— Колонии общего режима — впервые осужденные за преступления,
не являющиеся тяжкими;

— Колонии усиленного режима — впервые осужденные за тяжкие
преступления;

— Колонии строгого режима — осужденные за особо опасные государственные
преступления, или те, что ранее отбывали наказание в виде лишения свободы;

— Колонии особого режима — осужденные, которым наказание в
виде смертной казни заменено лишением свободы или каким пожизненное лишение свободы
заменено лишением свободы на определенный срок в порядке помилования или амнистии.

Категории лиц женского пола, отбывающих наказание в ИТК:

— Колонии строгого режима — осужденные за особо опасные преступления
против государства; женщины, которым наказание
в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы заменено лишением свободы
на определенный срок в порядке помилования или амнистии;

— Колонии общего режима — осужденные лица женского пола, переведены
из воспитательно-трудовых колоний общего режима в порядке, установленном ст. 26 ИТК, а также осужденные женщины, переведенные
из колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности, и из колоний-поселений
для лиц, совершивших умышленные преступления в порядке, установленном ст. 47 ИТК.

В тюрьмах отбывают наказание лица, осужденные к пожизненному
лишению свободы, лица, осужденные к лишению свободы в виде заключения в тюрьме,
по достижении 18-летнего возраста совершившим особо опасные государственные преступления
или совершили другие тяжкие преступления, за которые осуждены к лишению свободы
на срок более пяти лет; лица, переведенные
из исправительных колоний по основаниям, предусмотренным ст. 47 ИТК.

В тюрьмах также отбывают наказание лица, оставленные в тюрьме
в порядке, установленном ст. 24 ОТК, для
работы по хозяйственному обслуживанию.

В исправительно-трудовых колониях общего режима отбывают наказание
несовершеннолетние мужского пола, впервые осужденные к лишению свободы, причем осужденных
за преступления, не являющиеся тяжкими, содержатся отдельно от осужденных за тяжкие
преступления, а также все осужденные несовершеннолетние женского пола.

В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима отбывают
наказание несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения
свободы, а также переведены из воспитательно-трудовых колоний общего режима за злостное
нарушение требований режима (в. 47 ИТК).

Исправительно-трудовая колония является основным видом исправительно-трудовых
учреждений. Она имеет ряд преимуществ перед
другими учреждениями, исполняющих наказание в виде лишения свободы, например тюрьмой. Во-первых, для ОТК характерно применение мер
исправительно-трудового воздействия в полном объеме, в отличие от тюрьмы, где привлечение
осужденных к труду, учебе стимулируются потребностью строгой изоляции осужденных. Во-вторых, в организационном плане исправительно-трудовая
колония построена по принципу объединения осужденных в социально-психологические
отделения, размещаются в обычных жилых помещениях (общежитиях); воспитательная работа с осужденными ориентирована
в основном на применение коллективных методов воздействия на человека. В тюрьмах, а также по части осужденных в колониях
особого режима, обеспечивается покамерно содержания осужденных, определяет специфику
организационного построения этих учреждений, формы и методы воспитательной работы
с осужденными.

В зависимости от такой характеристики осужденных, как состояние
их здоровья, в системе ИТУ образуются специализированные учреждения (колонии-больницы),
а для лечения и содержания инфекционно-больных осужденных — исправительно-трудовые
колонии на правах лечебных. Режим отбывания
наказания в этих учреждениях, привлечения осужденных к труду имеют свои особенности,
зависящие от необходимости проведения лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической
работы с осужденными. Существование таких
учреждений является примером проявления заботы государства о здоровье осужденных
и о реальном действии принципа гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве.

Как субъекты, которые обязаны выполнять приговор суда, указанные
администрация предприятий, учреждений и организаций по таким наказаниям, как лишение
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
а о лишении специального или воинского звания — орган, который присвоил это звание. Таким образом, функция исполнения уголовного
наказания возлагается, как правило, на специализированные государственные учреждения
и органы, образующиеся в рамках Государственного департамента по вопросам исполнения
наказаний, Министерства обороны и Министерства юстиции. Администрации предприятий, учреждений и организаций
выполняют требования приговора суда в отношении конкретных осужденных к различным
видам наказания.

Как видим, уголовные наказания, применяемые в Украине, разноплановые. Одни из них связаны с мерами исправительно-трудового
воздействия, другие — нет. Часть наказаний
имеет длительный процесс выполнения, остальные — ограничиваются разовыми действиями. Есть наказания, предусматривающие изоляцию свободы
осужденного, но большинство не имеют такого строгого карательного содержания.

При такой разносторонности уголовных наказаний (соответственно
процесса их выполнения) можно выделить общие задачи учреждений и органов, исполняющих
наказания. Это можно сделать исходя из
целей уголовного наказания и задач, которые стоят перед законодательством, регулирующим
процесс исполнения наказания.

В ст. 50 УК как цели
наказания определяются исправления осужденных, предупреждение совершения новых преступлений
осужденными и другими лицами. В ст. 1 ОТК отмечается, что эта отрасль законодательства
имеет своей задачей обеспечение исполнения наказания с тем, чтобы оно было не только
карой за совершенное преступление, но и исправляло и перевоспитывала осужденных
в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, отвлекало совершения
новых преступлений как осужденными , так и другими лицами, а также способствовало
искоренению преступности.Аналогичные задачи стоят и перед системой норм, регулирующих
исполнения наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия
на осужденных.

Итак, перед учреждениями и органами исполнения наказаний поставлены
конкретные задачи — выполнение приговора суда в соответствии с правилами, установленными
уголовно-исполнительным и иным законодательством. При этом учреждения и органы выполняют определенное
в приговоре

80суду наказание как совокупность карательных правоограничений,
в отдельных видах наказания применяются меры исправительно-трудового воздействия
на осужденных. Однако этими функциями задачи
исполнения наказаний не ограничиваются. Учреждения
и органы, исполняющие наказания, обязаны, например, добиваться исполнения приговора
в части применения принудительных мер медицинского характера (в. 77 ИТК), взыскание
материального ущерба, вызванных осужденным (ст. 72 ИТК).

Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания
является обеспечение процесса исправления, создание условий для переоценки жизненных
ориентиров, мотивов и целей поведения самими осужденными путем повышения общеобразовательного
и культурного уровня осужденных, их физического, психического, правового и духовного
развития, а также обеспечения цивилизованного уровня жизнедеятельности осужденных
в местах лишения свободы. Задача исправления
осужденных приоритетное и самое сложное в числе задач, поставленных перед системой
учреждений и органов, исполняющих наказания.

Во-первых, его решения не исчерпывается применением наказания
как совокупности карательных ограничений. В
некоторых наказаниях с этой целью осуществляется специальный воспитательный процесс
— исправительно-трудовой влияние, основанный на изучении личности осужденного, психолого-педагогическом
и ином воздействии на нее.

Во-вторых, поскольку исправление осужденного — достаточно
удаленный по времени результат, нужны немалые усилия администрации для того, чтобы
ускорить внутренний процесс изменения личности осужденного.

В-третьих, исправления осужденных — важнейшая социальная задача,
которая стоит перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания. Его решения гарантирует решение проблемы специального
предупреждения преступлений во время отбывания наказания, а также правопослушного
поведения гражданина после отбытия наказания.

Задачи специального предупреждения считается выполненным в
том случае, когда осужденный лишен возможности совершить новое преступление во время
отбывания наказания. Для этого осужденные
к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории — друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за поведением
осужденного в местах лишения свободы, изменяется их правовой статус (например, вводится
просмотр корреспонденции, уход посылок, передач и бандеролей).

Контроль за поведением осужденных к исправительным работам
на производстве и в быту с целью предупреждения новых преступлений и правонарушений
возлагается на администрацию предприятий, учреждений и организаций, где работают
осужденные. Для этого осужденный к исправительным
работам обязан соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по
вызову в органы, которые выполняют этот вид наказания. В случае невыполнения этого требования без уважительных
причин осужденный может быть подвергнут приводу

Кроме того, учреждения и органы исполнения наказаний осуществляют
целый комплекс оперативно-розыскных, профилактических и других мероприятий, направленных
на выявление и предотвращение преступных проявлений среди осужденных.

Решение задачи специального предупреждения преступлений актуализируется
в зависимости от степени общественной опасности преступлений и личности преступника. С учетом этих признаков суд назначает вид наказания,
условия отбывания которого дифференцированы, в том числе и по нормам, определяют
специально-предупредительное воздействие

В условиях мест лишения свободы устанавливаются более строгие
меры, направленные на предупреждение преступлений, чем при исполнении наказаний
без изоляции осужденного от общества Специально-предупредительное воздействие дифференцируется
и в зависимости от поведения осужденного во время отбывания наказания. Например, за осужденными — злостными нарушителями
режима — устанавливается строгий надзор (ПКТ, участки усиленного надзора).

Загальнопопереджувальне задача решается учреждениями и органами
исполнения наказаний путем реализации в полном объеме и в точном соответствии с
законом карательных правоограничений. Именно
этим осуществляется загальнопопереджувальний влияние на граждан, не имеющих твердых
моральных установок и вследствие этого склонны к совершению преступлений.

Таким образом, перед учреждениями и органами исполнения наказаний
стоит четыре основные задачи: выполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления
осужденных, специальное и общее предупреждение (превенция).Каждое из указанных задач
имеет самостоятельное значение, а все вместе они раскрывают содержание процесса
исполнения уголовного наказания. Наряду
с основными задачами, учреждения и органы исполнения наказаний осуществляют разного
рода вспомогательные или обеспечительные функции. Особенно это характерно для исправительно-трудовых
учреждений.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+