Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)

Общая характеристика наказаний не связанным с лишением свободы

Исследование любой правовой проблемы невозможно без обращения к теории понятие, системы, признаков, принципов и классификации Поскольку понятие \"наказаний, не связанных с лишением свободы\" (далее - НПВ-п наказаний) в зарубежной и отечественной литературе отсутствует, но сам термин \"наказания, не связанные с лишением свободы\" применяется не только юристами, но и социологами, психологами, педагогами,-нео бхидно рассматривать это понятие с позиции, в первую очередь, таких наук, как уголовное право, уголовно-исполнительное право и криминология.

Чтобы охарактеризовать понятие \"НПВ-наказание,\" необходимо определить его содержание и этапы формирования. В зарубежных источниках при использовании термина \"НПВ - наказание\" не дается его общее определение, а лишь подчеркиваются наиболее существенные характерные для него признаки Так, в своем труде \"нетюремного санкции и Сравнительная характеристика\" Жутсен и Углеш Звехич утверждают, что тюремное заключение является лишь рмою, а его альтернативы - вторичные Кроме того, с формальной точки зрения права некоторых стран это может быть справедливым в отношении многих серьезных преступлениинів.

В некоторых юрисдикциях так называемые \"НПВ - наказание\" внесены в перечень видов наказаний, допускающих применение в том числе и тюремного заключения Жозин Юнгер-Тас, анализируя результаты всемирного исследования эффективности видов наказаний альтернативных лишению свободы, делает вывод, что большинство проектов применения этих видов наказаний в 50-60% случаев предусматривает замену лишения свободы альтернативним видом.

Российский ученый-пенитенциарист В Уткин считает, что увеличение количества НПВ-наказаний может быть более влиятельным фактором, чем тюремное заключение Но это, по его мнению, невозможно без надежной организац ции выполнения альтернативных лишению свободы видов наказаний, вызвали бы у судей веру в их эффективность с позиции цели наказания, четко определенного Уголовным кодексомом.

Другой российский ученый, В В Филимонов, считает, что для создания механизма исполнения наказания, не связанного с изоляцией от общества, необходимо создать действенную правовую базу путем внесения изменений и дополнений в законодательные акты и закона, который бы обеспечивал регулирования назначения, исполнения и отбывания альтернативных лишению свободы видов наказаний Профессор СН Пономарев считается ае, что надежность альтернатив во многом зависит от готовности применять и выполнять их ведомствами, которые являются участниками уголовного судопроизводства, а также от лиц, в отношении которых введены эти a льтернативативи.

О В Беца в статье \"К вопросу о создании службы пробации в Украине\" определяет, что альтернативная заключению санкция пробации (испытания) заключается в установлении надзора за преступником, который оставляет ется в обществе, но судом на него возложены определенные обязательства и ограниченияня.

Кроме того, ни один из указанных выше научных подходов к альтернатив лишению свободы, с одной стороны, не может быть нами опровергнуто, а с другой-не охватывает всех сторон исследования проблемы В этих подходов одах не хватает реальных позиций, в том числе и материальных, со стороны заинтересованных лиц, пострадавших от преступлений, за совершение которых судом применены уголовные НПВ-наказание Характерно, что в настоящее время термин \"альтернативы\" широко применяется не только в праве, но и в экономике, психологии, политологии, педагогике Мы рассматриваем понятие \"НПВ-наказание\" с двух позицийій:

- во-первых, применение НПВ-наказаний предусмотрено в тех случаях, когда наряду с санкцией уголовного нормы, предусматривающей применение наказания в виде лишения свободы, существует другая норма, которая позволяет яе суда внедрить альтернативу НПВ-наказание

- во-вторых, альтернативы лишению свободы предусматриваются санкциями Уголовного кодекса Украины как основные, и дополнительные виды наказаний

Поэтому, \"уголовные наказания, не связанные с лишением свободы\" нами рассматриваются как что по своему статусу не лишают лицо, совершившее уголовное преступление и по приговору суда признан виновным в нем, социальных связей, работы, семейных отношений и выполнение которых предусматривает создание необходимых условий для достижения цели наказания.

Понятие \"альтернативы лишению свободы\", на наш взгляд, необходимо употреблять в тех случаях, когда санкция нормы Уголовного кодекса Украины предусматривает применение к лицу, совершившему преступление, как пока арання в виде лишения свободы, так и НПВ * наказаний.

Построение системы НПВ-наказаний осуществляется на основе следующих принципов: законности, гуманизма, демократизма, неотвратимости, индивидуализации, определенности, экономии карательных мер Анализ указанных х принципов показывает, что:

- принцип законности предполагает построение системы наказаний в точном соответствии с положениями Конституции, а также основанных на ней законов и других нормативных актов;

- принцип гуманизма характеризует отказ отечественного законодателя от неопределенных, а также грубых, жестоких, унижающих и позорящих наказаний, а также стремление выявить уважительное отношение к человеческой достоинства преступника

- принцип демократизма предполагает установление в системе НПВ - наказаний таких видов, которые можно было бы применять к любого гражданина, совершившего преступление, независимо от его социального, имущество ового и служебного положения, национальной, расовой принадлежности и вероисповедания, исходя из общественной опасности его личности и совершенного им преступления

- принцип неотвратимости характеризуется тем, что действующая система НПВ - наказаний предполагает определенную разнообразие видов для обеспечения возможности и обязательности реагирования государства и общественности на любой случай совершения преступления и, таким образом, предотвращения преступности

- принцип индивидуализации не только предполагает наличие в системе не только различных видов НПВ - наказаний для того чтобы назначать наказание с учетом характера и степени общественной опасности и совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающие и отягчающие ответственность, но и предусматривает действие наказания на конкретного преступника персонально, для того чтобы причинять по возможности меньше бремени близким ему лицам

- принцип определенности находит свое выражение в том, что устанавливаемый законом перечень видов уголовных НПВ-наказаний является исчерпывающим Никакие другие наказания, кроме охватываемых системой соответствующего Крым номинальной кодекса, не могут быть назначены судом;

- принцип экономии карательных средств выражается в стремлении законодателя установить такие виды наказания, порядок их применения и использования, при которых как можно меньше ограничивались бы свободы грома адян, существовала замены суровых наказаний более мягкими и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Вышеизложенное позволяет дать следующее определение наказаний, не связанных с лишением свободы, - это виды наказаний, восьмой своему статусу не лишают лицо, совершившее уголовное преступление и за приговором суда признана виновной в нем, социальных связей, работы, семейных отношений и выполнение которых предусматривает создание необходимых условий для достижения цели наказания.

 

 


Порядок исполнения наказания в виде штрафа

Общие принципы назначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовным законодательством Украины, в частности ст 53 УК Украины Штраф представляет собой меру уголовного наказания, поля ягае во взыскании с осужденного в доход государства определенной суммы денегей.

Штраф - это денежное взыскание, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных в Особенной части настоящего Кодекса Штраф применяется в качестве основного или дополнительного наказания его размер устанавливается ся в зависимости от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного положения виновного в пределах от С до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, если статьями Особенной части УК Украины не перед предусмотрено более высокого размера штраффу.

Штраф назначается как основное наказание в случаях, когда эта мера наказания предусмотрена санкцией соответствующей статьи УК Украины качестве основного наказания штраф может быть назначен также в порядке замены в исправительных работ лицам, признанным нетрудоспособными, и лицам, ставшим нетрудоспособными после вынесения приговора, а также замены наказания более мягким, если в последнем случае санкция статьи, по которой осужден виновного, среди основных мер наказания предусматривает еще и штраф.

Если санкция статьи УК Украины не предусматривает штрафа, он может быть назначен в качестве основного наказания лишь в порядке перехода к более мягкому виду наказания при наличии оснований, предусмотренных ст 69 УК Украине Штраф как дополнительное наказание может быть назначен только если его специально предусмотрено в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекссу.

В случае невозможности уплаты штрафа суд может заменить неспла-Чену сумму штрафа наказанием в виде общественных работ из расчета: десять часов общественных работ за один установленный законодательством облаг атковуваний минимум доходов граждан или исправительными работами из расчета один месяц исправительных работ за четыре установленных законодательством необлагаемых минимумов доходов граждан, но на срок не более двух Роки.

Штраф как денежное взыскание в доход государства, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных в Особенной части УК, является наиболее мягким видом наказания, может применяться как основной или как дополнительное наказание По своему содержанию штраф как наказание имеет имущественный характер время он не является откупом виновного за совершенное преступление Штраф является наименее строгим видом в системе основных наказаний и поэтому е н не может быть заменен другим наказанием (в 69 69).

Сумма штрафа исчисляется исходя из официально установленного необлагаемого минимума доходов граждан Имущественное положение виновного является понятием оценочным, поскольку в УК Украины не определен его содержание Для о оценки имущественного состояния виновного следует, в частности, учитывать размерр:

а) заработной платы, пенсии или стипендии виновного;

б) денежных доходов от его предпринимательской и иной законной деятельности;

в) доходов в виде процентов по банковским вкладам;

г) доходов от ценных бумаг;

д) доходов от земельного участка;

е) недвижимого и другого имущества, а также принимать во внимание наличие на иждивении нетрудоспособных лиц

При этом подлежат учету доходы как в национальной, так и в иностранной валюте, а также доходы, полученные виновным в натуральной форме соответствии с установленным порядком суд предлагает осужденному в м месячный срок добровольно уплатить определенную приговором сумму штрафа В случае неуплаты штрафа его взыскание осуществляется в принудительном порядке На основании исполнительного листа, выданного судом, обращается в ягнення на личное имущество осужденного или часть его имущества, находящегося в общей собственности, его заработную плату, пенсию, другой доход, за исключением имущества, не подлежащего конфискации по судебному приговоруком.

Предусмотрена ч 4 ст 53 замена неуплаченной суммы штрафа исправительными работами или общественными работами применяется тогда, когда невозможность оплаты возникла по объективным причинам: отсутствие заработной й платы, денежных сбережений, имущества, других доходов, на которые может обращаться взыскание Замена неуплаченной суммы штрафа другим наказанием не допускаетсяься.

Штраф может применяться как дополнительное наказание и в случае освобождения от отбывания основного наказания с испытанием (в 75, 77) В качестве основного наказания штраф может применяться судом при назначен УНИ более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 69), а также при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 82, 83) и при освобождении от наказания на основании закона Украины об ам нистию или акта помилования (СТ 85. 85).

Штраф как основное наказание, назначенное за одно из преступлений, не подлежит составлению с другими видами наказаний при назначении наказания по совокупности преступлений (ст. 70) и по совокупности приговоров (в 71), а а выполняется самостоятельно Штраф как дополнительное наказание также выполняется самостоятельно (ч С, 4 ст 72. 72).

Применение штрафа к несовершеннолетним регулируется статьями 98 и 100 УК Украины Лица, осужденные к штрафу, признаются не имеющими судимости, если они в течение года со дня отбытия наказания ( (основного и дополнительного) не совершат нового преступления (п. 5 ст 89) Лицо, которое уклоняется от уплаты штрафа, подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст 389 УК Украины.

В качестве дополнительной меры наказания штраф назначается только тогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, по которой подсудимый признан виновным, а также при применении дополнительных наказаний в случае освободите ние от отбывания основного наказания с испытанием (в 77 УК Украины).

 

 


Порядок исполнения наказания в виде конфискации имущества

Наказание в виде конфискации имущества заключается в принудительном безоплатиому изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного Если конфискуется часть имущества, суд должен указать, какая именно часть имущества конфискуется, или перечислить конфискуемыея.

Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и может быть назначена только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части КВН Украины Перечень имущества, не подле ягае конфискации, определяется законом Украины Конфискация имущества - дополнительный вид наказания, состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, належит ь осужденному на праве собственноститі.

По содержанию ч 1 ст 59 конфискация как законная форма лишения права собственности полной или частичной В приговоре суда должно быть четко определено ту часть имущества, которая конфискуется, или перечислены все пред дуете, конфискуемые (например, предприятие, являющееся собственностью виновного, его дом, дача, автомобиль, гараж, телевизор) Замена имущества конфискуется, на эквивалентную денежную сумму не допускаетсяться.

Особенностью конфискации имущества является то, что она: 1) может быть назначена только в случаях, прямо предусмотренных в санкциях норм Особенной части УК, 2) установлена ??за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступлений ини корыстных тяжким или особо тяжким преступлением может быть признано любое из преступлений, в ч 4 или 5 в 12, если оно совершено из корыстных мотивевів.

Для обеспечения конфискации имущества и гражданского иска в порядке, определенного уголовно-процессуальным законодательством, налагается арест на вклады, ценности и другое имущество обвиняемого или подозреваемого а ноги или лиц, на которых законом возложена материальную ответственность за его действия, а также изымается имущество, на которое наложен арене.

Изъятые деньги, ценные бумаги и драгоценности передаются по описи в финансовые органы для хранения Транспортные средства описываются, опечатываются и передаются на хранение в органы ГАИ Здания описуют ться, и в нотариальную контору или исполкома сельского совета направляется письмо или копия постановления о наложении ареста с предписанием не удостоверять никаких гражданско-правовых соглашений относительно них Сокрытие имущества, подлежащего конфискации, на которое наложен арест или которое описано, образует состав преступления, предусмотренного ст 38 388.

не обнаружении у виновного на время рассмотрения дела в суде в имущества, принадлежащего ему на праве собственности и может подлежать конфискации, не может быть основанием для неприменения конфискации Такое имущество может бы быть выявлено на стадии исполнения приговора по делу, вступившим в законную сили.

В ч С ст 59 указано, что Перечень имущества, не подлежащего конфискации, определяется законом Украины Такой Перечень является приложением к настоящему УК Конфискация, таким образом, не имеет абсолютного характера, поскольку мы инимум имущества (предметы первой необходимости), необходимого осужденному и лицам, находящимся на его иждивении, не подлежит конфискации.

Осужденный может быть освобожден от конфискации имущества по амнистии (в 86), а также при условии освобождения от отбывания наказания с испытанием беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до семи р лет (ч 1 ст 79), и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 81), если до дня вступления в силу закона об амнистии или в день освобождения от наказания не был выполнен приговор суд в в части конфискации имущества.

Конфискация как вид наказания не применяется к несовершеннолетним (ст. 98) Конфискации как вид дополнительного наказания следует отличать от принудительного безвозмездного изъятия, которое не является видом наказания Оно п предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством и состоит в принудительном безвозмездном изъятии в доход государства орудий, принадлежащих обвиняемому, а также денег, ценностей, других вещей нажитых преступным путем (например, в 176,177, 201,204,208,209,240,246,248, 249,305 УК Украины).

 

 


Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса

Наказание в виде лишения воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса возможно в качестве дополнительного наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 54 УК Украины)) совершение таких преступлений само по себе позорит звание, ранг, чин или квалификационный класс, поэтому закон предоставляет суду право лишить осужденного того или иного статуссу.

В разных ведомствах и службах исполнительной и судебной власти для должностных лиц устанавливаются соответствующие звания, ранги, чины и классы Так, в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, пограничных, внутренних войсках, войсках гражданской обороны Украины существуют воинские звания (например, капитан, подполковник, генерал-майор и др..).

В органах внутренних дел Украины установлены специальные звания (например, майор милиции, подполковник внутренней службы и др.) Специальные звания предусмотренные в Государственной налоговой службе Украины а также в Таможенной службе Украины (например, инспектор налоговой службы первого ранга, государственный советник налоговой службы и др.н.).

Законом Украины \"О государственной службе\" устанавливаются различные ранги в зависимости от той категории, к которой отнесены должности, например лицам, занимающим должности отнесены к первой категории, может быть пр рисвоено 3-й, 2-й или 1-й ранг, а, например, к седьмой категории - 15-й, 14-й или 13-й ранг Ранги также установлены в дипломатической службе (например, Чрезвычайный и Полномочный Посол, лакомую, атташе и др..).

В органах прокуратуры установлены классные чины (например, юрист первого класса, младший советник юстиции и др.) Такие же чины присваиваются специалистам хозяйственных судов (кроме судей) Квалификационные класс си присваиваются судьям различных судов, в том числе судьям хозяйственных судов, а также судебным экспертатам.

Уголовный закон не предусматривает право суда лишать осужденного ученых степеней и званий, а также почетных званий и государственных наград Согласно действующей редакции ст 54 УК Украины, суд имеет полномочия, при наличии оснований лишить лицо любого воинского или специального звания, ранга, чина или квалификационного класса, независимо от того, кем они были присвоены.

В таком решении вопроса находит конкретное выражение принцип равенства всех граждан перед законом, а также принцип независимости судебной власти. Кроме того, в 54 УК Украины (лишение военного, спец социальном звания, ранга, чина или квалификационного класса) предусматривает, что осужденный за тяжкое или особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское, специальное звание, ранг, чин или квалификационный класс может быть лишено по приговору суда этого звания, ранга, чина или квалификационного классу.

Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса является дополнительным наказанием, которое направлено не только на осуществление морального воздействия на осужденное лицо, но и на лишения ее, * тех преимуществ, которые предоставляют соответствующие звание, ранг, чин, квалификационный класс Согласно ст 54 УК Украины суд имеет право применить это наказание только при осуждении лица за особо тяжкое преступление (о понятии таких преступлений см. в 12 и комментарий к нейнеї).

Как вид наказания лишение военного, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса не указывается в санкциях норм Особенной части УК Его применение зависит от решения суда Суд довать практика свидетельствует, что суды, применяя такое наказание, учитывают, в частности, следующие обстоятельства: использование виновным своего звания, ранга, чина или квалификационного класса для совершения преступления или для получения не предусмотренных законом льгот или преимуществ для себя или для других лиц, его отношение к выполнению служебных обязанностей, наличие дисциплинарных взысканий; поведение виновного в коллективе и в п обутьті.

Воинское звание присваивается, в частности, лицам, которые проходят службу в ВС, ДЕЙСТВИЕ, СБ, других воинских формированиях, а также военнообязанным Воинские звания подразделяются на армейские и корабельные а также на звание рядового состава, сержантского и старшинского состава, состава прапорщиков и мичманов, младшего офицерского состава, старшего офицерского состава и высшего офицерского составу.

Что касается специальных званий, рангов, классных чинов и квалификационных классов, то они, согласно действующему законодательству, могут быть присвоены, в частности, специальные звания, работникам милиции, государств налоговой администрации, налоговой милиции, таможенной службы Ранги установленные для государственных служащих, дипломатов, классные чины - для работников прокуратуры, а квалификационные классы - для судей врачей - судебно-психиатрических экспертов, судебных экспертев.

соответствии с действующим законодательством суд не может лишить осужденного почетных и ученых званий, государственных наград, ученых степеней Кроме того, согласно ст 98 УК наказание, предусмотренное СТ 54 ККне ср стосовуеться к несовершеннолетним Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения воинского или специального звания определяются в 31 КВН Украинраїни.

Суд, постановивший приговор о лишении осужденного воинского или специального звания, направляет копию приговора после вступления его в законную силу органа, присвоившего звание После получения копии приговор ку, которым осужденного лишен воинского или специального звания, орган, присвоил это звание, вносит в установленном порядке соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суд.

Решая вопрос о целесообразности применения наказания в виде лишения воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса суд должен учитывать не только общественную опасности ЭКУ совершенного преступления, личность виновного, а также и то, что применение этого наказания осуществляет на осужденного моральное воздействие, а также влечет за собой определенные правовые последствия.

Обобщая вышеизложенное, делаем вывод, что применение данного вида наказания, безусловно, необходимо в тех случаях, когда объективные и субъективные признаки преступления свидетельствуют о том, что виновный за а своими моральными и деловыми качествами утратил способность выполнять обязанности и занимать должности, предусматривающие наличие такого звания.


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter