Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)

МЕТОДИЧКА

Правовые основы, основания и порядок освобождения от отбывания наказания. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания. Обеспечение социальной адаптации осужденными после отбытия наказания.

Согласно ст.1 Конституции Украины является социальным государством, на которое возлагается задача осуществления помощи гражданам, которые не в состоянии нести ответственность за свое благосостояние. При формировании социального государства особое значение приобретают механизмы реализации различных направлений социальной политики, которые должны утверждать механизмы социального жизнеобеспечения человека (Д. Ягунов).

В юридической литературе очень часто подчеркивается, что возвращение осужденного в общество требует много усилий в направлении их социально-бытового и трудоустройства (А. Джужа, В. Дремин, Ш. Иногамова, В. Петков, В. Трубников, И. Шмаров и другие авторы ).

В литературе, сфокусирована на проблемах разработки и внедрения механизмов социальной политики, очень часто признается, что осужденные и лица, уже отбывших наказание, относятся к наиболее уязвимых социальных групп населения (Т. Гансли, М. Панасюк, П. Спикер, П. Шевчук).

В Украине были сделаны определенные шаги, принят ряд нормативных актов, направленных на регулирование отношений в сфере предоставления социальной помощи бывшим осужденным. Однако следует констатировать, что пенитенциарная и постпенитенциарного деятельность в советской литературе фактически никогда не определялась как имеющая признаки социальной работы, оставило свой отпечаток на характере и формах современной работы с осужденными, которые уволились из учреждений исполнения наказаний.

Сегодня в Украине осуждены и заключены является многочисленной социальной группой, которая характеризуется наибольшей степенью социального исключения по сравнению с другими группами. Эта социальная группа с ее количественными и качественными показателями должна привлекать наибольшее внимание в сфере обеспечения общественной безопасности и стабильности социальных процессов (Д. Ягунов).

Студентам следует принимать во внимание, что в Украине, к сожалению, социальная группа осужденных и заключенных является группой социального исключения. И одной из главных задач, которые стоят перед украинским обществом, если мы говорим о преступлении и наказании, является уничтожение искусственных границ, которые отделяют заключенных от остального общества. Общеизвестно, что общество может увидеть себя только в своей тюрьме. Оно должно изменить свои взгляды на заключенных как на врагов и понять, что в этом случае оно становится врагом самому себе (Д. Ягунов).

Принцип ресоциализации, который предусматривает обязанность государства поддерживать тех граждан, которые нуждаются в помощи, находит свое наибольшее применение в отношении осужденных и заключенных. Они в Украине нуждаются не просто определенных услуг в сфере образования, медицины, обучение и трудоустройство. Они нуждаются именно социальных услуг, а последние могут предоставляться только комплексно, где работа с этой категорией социального исключения является работой социальной в полном смысле этого слова.

Именно поэтому пенитенциарная деятельность, если мы говорим о социальной и демократическое государство, - это не просто формализованное исполнения уголовных наказаний, хотя последнее, безусловно, является ее стержнем. Это деятельность социальная, которая предусматривает создание соответствующих государственно-управленческих ресоциализацийних механизмов, где ресоциализация рассматривается как комплексный направление социальной политики государства в отношении осужденных и заключенных (Д. Ягунов).

Студентам нужно принимать во внимание, что вопросы социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, раскрываются в статьях 156 - 157 УИК Украины.

В частности отмечается, что не позднее чем за три месяца до окончания срока наказания администрация учреждения исполнения наказаний через территориальные органы внутренних дел и центры занятости населения принимает меры к трудовому и бытовому устройству осужденного по избранному им месту жительства.

В учреждениях исполнения наказаний организуются курсы подготовки осужденных к освобождению.

Инвалиды первой и второй групп, а также мужчины старше шестидесяти лет и женщины - более пятидесяти пяти лет, в случае необходимости, с их согласия направляются в дома инвалидов и престарелых. Несовершеннолетние, лишенные родительской опеки, в необходимых случаях направляются службами по делам детей в школы-интернаты или над ними устанавливается опека или попечительство.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства или работы в пределах Украины.

В случае отсутствия необходимого по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение лица, освобожденные от отбывания наказания, обеспечиваются одеждой и обувью бесплатно. Им может быть выдана одноразовая денежная помощь за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на финансирование Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Условия и порядок предоставления помощи определяются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Лица, освобожденные от отбывания наказания и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе, а также несовершеннолетние направляются к месту жительства в сопровождении родственников или работника колонии.

Студентам также необходимо обратить внимание, что 14 апреля 2011 года вступил в силу новый Закон Украины, который устанавливает механизм социальной адаптации лиц, освобожденных из уголовно-исполнительных учреждений.

Речь идет о Законе Украины «О социальной адаптации лиц, отбывающих или отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок».

В Законе дается определение ключевых понятий:

- Социальная адаптация - процесс усвоения освобожденными лицами социального опыта с целью возвращения их к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе;

- Социальный патронаж - помощь уволенным лицам путем осуществления комплекса правовых, экономических, организационных, психологических, социальных и других мероприятий, в том числе предоставление услуг, направленных на их социальную адаптацию.

Готовясь к семинарского занятия, студентам необходимо в полном объеме ознакомиться с этим нормативным актом.

Анализируя вопросы социальной адаптации осужденных, студентам необходимо помнить о сочетании социальной помощи с контрольными мероприятиями, устанавливаются в отношении отдельных категорий бывших осужденных, принимает форму административного надзора.

Основания и порядок установления административного надзора регламентируется Законом Украины «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Законом административный надзор определяется как система временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляемых органами внутренних дел.

Административный надзор устанавливается с целью предупреждения совершения преступлений отдельными лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и осуществления воспитательного воздействия на них.

Студентам, кроме анализа законодательных положений об административном надзора, стоит обратить внимание на весьма важные аспекты относительно криминологического и социального обоснования этого надзора, а также рассмотреть проблему определенной противоречия этого институт правам человека. Во-первых, гуманный аспект работы с бывшими осужденными заключается не только в надзоре за ними. Во-вторых, осуществление милицией административного надзора означает выполнение двух функций, которые противоречат друг другу, социальной и карательно-репрессивной (Д. Ягунов).

Если делить бывших заключенных на абстрактные «большинство» и «меньшинство», то оказывается, что если этот институт и «срабатывает», то только за счет лиц, которые не имеют твердых антисоциальных установок. Поэтому можно высказать гипотезу, что несовершение ними рецидивных преступлений происходит не за счет действия этого института, а из-за отсутствия мотивации на совершение преступлений в самих бывших узников, учитывая, что те ограничения, которые возлагаются на поднадзорных согласно украинскому законодательству, не имеют серьезного предупредительного потенциала (Д. Ягунов).

 

 


Правовые основания и порядок освобождения осужденных из учреждений исполнения наказаний

Вынося приговор лицу, виновному в совершении преступления, суд назначает наказание на основании того, что оно является не только карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление осужденного. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Таким образом, перечень обстоятельств показывает, что конкретная мера наказания определяется исходя из возможности достижения исправления осужденного, отбывшего установленный судом срок наказания

В то же время определенная часть осужденных достигает исправления ранее определенных судом сроков, в некоторых меняются жизненные обстоятельства (болезнь), в ряде случаев государство сочтет возможным "простить" осужденного. В этих случаях увольнение осуществляется только на основании особых судебных или государственных указаний (постановление суда, Закон об амнистии, Указ о помиловании и т. Д.).

В соответствии со ст. 108 ОТК осужденные к лишению свободы освобождаются от отбывания наказания по следующим основаниям:

- После отбытия срока наказания, определенного приговором суда;

- В силу акта амнистии;

- В связи с помилованием;

- В связи с вынесением судом решения или постановления об освобождении от отбывания наказания за тяжелой болезни, условно-до-срочных и по другим основаниям, установленным законом.

От оснований увольнения нужно отличать их правовые формы, то есть соответствующие документы, в которых в установленном законом порядке закреплены основания освобождения и которые юридическим основанием для осуществления администрацией учреждения исполнения наказаний действий по освобождению осужденных. Такими документами-основаниями для увольнения могут быть:

1. Закон Украины об амнистии;

2. Указ Президента о помиловании;

3. Постановление суда об освобождении по болезни;

4. Постановление об условно-досрочном освобождении от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием;

5. Определение суда об освобождении от наказания за деяния, наказуемость которого законом устранена.

Освобождение после отбытия срока наказания, определенного приговором суда.Согласно ст. 111 ИТК, освобождение осужденных после отбытия срока наказания осуществляется в первой половине последнего дня срока. Если срок наказания истекает в выходной или праздничный день, осужденный освобождается накануне выходного или праздничного дня. При исчислении сроков месяцами срок истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца.

Своевременность освобождения осужденных зависит от правильного ведения учетов и материалов личных дел на осужденных. Ежегодно специальные отделы учреждений исполнения наказания в конце текущего года составляют контрольно-срочные картотеки на будущий год и списки лиц, подлежащих освобождению каждого квартала. При составлении списков стоит обращать внимание на то,

1) применимы к осужденному дополнительные наказания (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);

2) или предназначалось осужденному принудительное лечение от алкоголизма или наркомании и есть соответствующие документы в личном деле по этому поводу;

3) правильно рассчитан срок освобождения.

С осужденным, который освобождается, проводится полный расчет, ему выдаются деньги, хранившиеся на его лицевом счете, возвращаются личные документы, его ценности и вещи. Уволенному выдаются соответствующие документы об образовании и производственную квалификацию, а также справка установленного образца, где указываются основания его увольнения. По просьбе увольняемого ему выдается характеристика.

Освобождение в силу акта амнистии. Амнистия - это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и наказания определенных категорий лиц, виновных в совершении преступлений. Она объявляется законом об амнистии.

Виды амнистирования:

- Полное освобождение указанных в законе лиц от уголовной ответственности или от отбывания наказания (полная амнистия);

- Частичное освобождение указанных в законе лиц от отбывания назначенного судом наказания (частичная амнистия).

Закон об амнистии не может предусматривать замену одного наказания другим или снятие судимости в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания. Амнистия не распространяется на лиц:

а) каким пожизненное лишение свободы заменено на лишение свободы в порядке помилования;

б) имеют две и больше судимостей за совершение тяжких преступлений;

в) осужденных за особо опасные преступления против государства, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах;

г) осужденных за совершение тяжкого преступления (кроме осужденных за особо опасные преступления против государства, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах) и отбыли менее половины назначенного приговором суда основного наказания.

Закон об амнистии может определить и другие категории лиц, на которые амнистия не распространяется.

Лица, на которых распространяется амнистия, могут быть освобождены от отбывания как основного, так и дополнительного наказания, назначенного судом. Амнистия не освобождает от обязанности возместить причиненный преступлением ущерб, возложенной на виновное лицо приговором или решением суда.

Лица, в отношении которых, по закону об амнистии, применяется сокращение срока наказания, должны быть официально проинформированы о новом исчислении срока наказания и о дате окончания отбывания наказания в течение месяца после опубликования закона об амнистии. Администрация учреждения исполнения наказаний после опубликования закона об амнистии составляет список лиц, подпадающих под действие закона. Этот список утверждается начальником учреждения.Разрабатывается график подачи соответствующих документов на рассмотрение комиссии учреждения и устанавливается очередность рассмотрения с тем, чтобы обеспечить замену осужденным на производстве.

Для рассмотрения вопроса об освобождении лиц в силу акта амнистии В суд направляется представление начальника учреждения исполнения наказаний, согласованное с соответствующей наблюдательной комиссией или службой по делам несовершеннолетних, а также справка о поощрениях и взысканиях, личное дело осужденного и другие документы, необходимые для решения вопроса о применения амнистии. Решение о применении амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально, после собеседования с ней и на основании тщательной проверки материалов личного дела, сведений о поведении осужденного и его отношения к труду за время отбывания наказания. В случае отсутствия необходимых сведений на осужденного рассмотрение вопроса о применении амнистии откладывается до их получения.Присутствие прокурора в судебном заседании при рассмотрении дела о применении амнистии обязательна. После получения решения суда о применении амнистии осужденный освобождается из учреждения исполнения наказаний в порядке, предусмотренном ст. 111 ОТК.

Увольнение в связи с помилованием. Указом Президента Украины от 12 апреля 2000 под № 588/2000 объявлено "Положение о порядке осуществления помилования". В Положении говорится, что в соответствии с п. 27 ст. 106 Конституции! " Украина, помилование осужденных осуществляет Президент Украины. Президент кроме ходатайства о помиловании рассматривает:

- Материалы в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, не заботятся о помиловании;

- Представление Председателя Верховной Рады Украины или Генерального прокурора Украины о применении помилования к лицам, осужденным судами Украины к пожизненному лишению свободы.

Помилование осужденных осуществляется в виде:

1) замены пожизненного лишения свободы на лишение свободы на определенный срок;

2) полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания;

3) замена наказания или его неотбытой части более мягким наказанием;

4) снятие судимости.

Ходатайство о помиловании может быть подано только после вступления приговора в законную силу. Администрация мест лишения свободы или иного органа, ведающего исполнением наказания, принимая от осужденного ходатайство о помиловании, обязана проверить, адресовано оно по принадлежности, и при необходимости дает осужденному соответствующие разъяснения. Поручение комиссии при Президенте Украины по вопросам помилования выполняются не позднее 15 дней с момента их поступления

Лицо, осужденное к пожизненному лишению свободы, в течение 7 дней со дня получения им копии приговора или кассационного определения по делу имеет право обратиться с ходатайством о помиловании. Начальник следственного изолятора в день поступления сообщения о вступлении приговора в законную силу или копии кассационного определения, но не позднее следующего рабочего дня, обязан лично объявить

258засудженому к пожизненному лишению свободы о вступлении приговора в законную силу и разъяснить ему право подачи ходатайства о помиловании, срок и порядок подачи ходатайства, а также право на получение юридической помощи при написании ходатайства.О выполнении этих действий составляется акт, который подписывает начальник СИЗО (тюрьмы) и осужден.

Подача лица, осужденного к пожизненному лишению свободы, ходатайство о помиловании прекращает исполнение приговора до получения уведомления о результатах рассмотрения ходатайства и распоряжения по выполнению приговора.

Лица, осужденные к лишению свободы, подают ходатайство о помиловании Президенту Украины через администрацию учреждения исполнения наказания. Ходатайство о помиловании регистрируется в журнале. В этом журнале регистрируется также поступления и выполнения запросов и поручений комиссии при Президенте Украины по вопросам помилования.Администрация исправительного учреждения с ходатайством о помиловании добавляет:

- Анкету на осужденного;

- Копии всех приговоров, определений, постановлений судов;

- О вступлении приговора в законную силу;

- Медицинскую справку о состоянии здоровья осужденного с указанием данных о прохождении им принудительного лечения от алкоголизма, наркомании, лечения венерической болезни, если такое лечение ему предназначалось;

- Характеристику на осужденного с указанием отношения к труду, соблюдения требований режима, участия в работе самодеятельных организаций, а также мнение администрации и, как правило, наблюдательной комиссии или службы по делам несовершеннолетних, по существу ходатайства;

- Справку о размере материального ущерба, подлежащего взысканию по приговору, и суммы, взысканной на ее погашение;

- Другие документы, которые могут иметь значение при рассмотрении ходатайства.

Документы, присоединяются к ходатайству о помиловании, должны быть подготовлены, как правило, машинописным способом, копии документов заверяются подписью должностного лица и печатью исправительного учреждения.Ходатайство о помиловании с приложенными к ним документами не позднее 15 дней со дня подачи направляются некие почте в Комиссию при Президенте Украины по вопросам помилования; материалы о помиловании ссылаются на каждого осужденного отдельно сопроводительным письмом, подписанным начальником исправительного учреждения.

О направлении ходатайства о помиловании осужденных знакомят под расписку на копии сопроводительного письма. Копии указанных документов прилагаются к личному делу осужденного.

Исполнение Указов Президента Украины по вопросам помилования полагаются на такие учреждения:

- Департамент по вопросам исполнения наказаний Украины в отношении лиц, лишенных свободы, и других категорий;

- Соответствующие суды, в отношении лиц, наказание не отбывают или приговорены к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Департамент по вопросам исполнения наказаний, получив Указ Президента Украины о помиловании, не позднее трехдневного срока высылает администрации исправительного учреждения распоряжения установленной формы о выполнении Указа. Общий контроль за выполнением Указов Президента Украины по вопросам помилования осужденных осуществляется Главным управлением оперативной информации МВД Украины (ГУОИ). Контроль за своевременным выполнением Указов по вопросам помилования осуществляется управлениями-отделами оперативной информации ГУ, УМВД Украины в областях.

Главное управление оперативной информации МВД Украины в течение трех дней с момента получения Указа устанавливает место отбывания осужденным наказания и за подписью начальника Главного управления оперативной информации или его заместителя направляет распоряжение о выполнении Указа со своим сопроводительным письмом с грифом "секретно" ГУ, УМВД Украины в области по местом отбывания осужденным наказания.

Управления (отделы) оперативной информации ГУ, УМВД Украины в области, получив распоряжение, немедленно направляют его для выполнения начальнику учреждения Начальник учреждения знакомит осужденного распоряжению под расписку, о чем делается запись на обратной стороне распоряжение, с указанием даты. Указ выполняется в день поступления распоряжения, если же оно поступило после окончания рабочего дня - в первой половине следующего дня.

О выполнении Указа о помиловании администрация учреждения в течение двух дней уведомляет в Главное управление оперативной информации и управления (отделы) оперативной информации ГУ, УМВД Украины по территориальности.Распоряжение после его выполнения приобщается к личному делу осужденного.Администрация исправительного учреждения ставит в известность суд о выполнении Указа в течение трех дней, который, в свою очередь, добавляет это сообщение к уголовному делу.

Условно-досрочное освобождение. Одним из основных принципов права является экономия репрессии. Наказание должно обеспечивать достижение его целей, но вместе с тем быть минимально необходимым. Суд выбирает в рамках санкции статьи конкретное наказание, которое осужденный должен отбыть Однако нередко осужден всем своим поведением доказывает исправления ранее установленного приговором суда срока наказания. В этих случаях законодатель предусматривает освобождение такого лица досрочно (ст. 81 УК Украины).

Сущность условно-досрочного освобождения заключается в том, что осужденный, который доказал свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду и учебе и отбывший установленную законом часть срока наказания, может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания.

Среди признаков, необходимых для условно-досрочного освобождения, назовем основные. Субъективная (фактическая) признак - примерное поведение и че * сне отношение к труду и учебе, что свидетельствует о достижении осужденным высшей степени исправления. Этот признак зависит от самого осужденного.Вторым обязательным признаком для условно-досрочного освобождения является юридическое (формальное) признак - сам факт отбытия осужденным предусмотренной законом части срока наказания. Это условие зависит от законодательства, а не от осужденного. Условно-досрочное освобождение не является конечным, лицо освобождается при условии, которой она должна неуклонно придерживаться, а именно - в течение неотбытого срока наказания воздержаться от совершения какого-либо нового преступления.

Для применения условно-досрочного освобождения нужно установить наличие трех обстоятельств:

а) распространяется на осужденного закон об условно-досрочном

увольнения;

б) отбыл осужденный установленную законом часть срока наказания (расчет отбытой части срока наказания ведется от даты, указанной в приговоре суда);

в) достойный осужден применению этого вида освобождения, то есть доказал он свое исправление (исправление должно быть доказано ранее, чем отбытия установленной законом части срока наказания).

Вопрос представления осужденного к условно-досрочному освобождению и оформления соответствующих документов определяется ст. 407 УПК и ст. ПО ОТК, а также соответствующими ведомственными инструкциями. Рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении в учреждении исполнения наказаний отнесено к компетенции ее комиссии. Заседают комиссии по мере поступления материалов, но не реже двух раз в месяц. Заседание оформляется протоколом, который подписывает начальник учреждения исполнения наказаний и секретарь комиссии.

На каждого осужденного, материалы на которого подаюеться на комиссию, начальник отделения социально-психологической службы составляет характеристику, содержащую подробные сведения о поведении, труд, поощрения и взыскания, а также вывод о целесообразности его условно-досрочного освобождения. Характеристика соглашается с заместителем начальника учреждения по социальной работе. На заседании комиссии начальник отделения социально-психологической службы докладывает характеристику на осужденного.

При положительном решении комиссии о представлении материалов в суд на условно-досрочное освобождение, а также при отказе в этом в протоколе указываются мотивы.В случае отказа комиссии в представлении в суд материалов об условно-досрочном освобождении осужденного к его личному делу присоединяется выписка из протокола заседания комиссии с распиской осужденного об ознакомлении с таким решением. Повторное рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении возможен не ранее чем через шесть месяцев, а для лиц, осужденных за тяжкие преступления на срок не менее чем на пять лет, - через год. При положительном решении комиссии администрация учреждения исполнения наказаний готовит следующие документы:

- Представление, в котором указывается мнение комиссии о целесообразности условно-досрочного освобождения;

- Характеристика, утвержденная начальником учреждения исполнения наказаний;

- Личное дело на осужденного.

После согласования этих документов с наблюдательной комиссией или службой по делам несовершеннолетних, они направляются в суд. В соответствии со ст. 407 УПК суд в течение 10 дней рассматривает материалы и выносит свое постановление.

Если суд откажет в условно-досрочном освобождении осужденного от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, рассмотрение повторного представления по данному вопросу может иметь место не ранее чем через год со дня вынесения постановления об отказе для осужденных за тяжкие преступления к лишению свободы на срок не менее пяти лет, а для осужденных за другие преступления и несовершеннолетних осужденных - не ранее чем через шесть месяцев.

Постановление обжалованию не подлежит, но может быть опротестовано прокурором. В случае опротестования такого постановления, ее выполнение останавливается.

При условно-досрочном освобождении от основного наказания, осужденных, к которым было применено дополнительное наказание, суд во всех случаях по представлению органа, ведающего исполнением наказания, или по своей инициативе обязан решать вопрос об освобождении и от дополнительного наказания. Это решение, в соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Украины "О практике применения судами Украины законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким" от 26 декабря 1975, должно быть отражено в резолютивной части постановления.

Освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших тяжелой болезнью. Осужденные, заболевшие хронической душевной или иной тяжелой болезнью, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, могут быть освобождены судом от отбывания наказания в порядке, установленном ст. 408 УПК и ст. 109 ОТК.

В соответствии с приказом Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний и Министерства здравоохранения Украины № 3/6 от 18.01.2000 г.. Установлен перечень заболеваний, являющихся основанием для представления в суды материалов об освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания. К ним относят следующие заболевания: туберкулез (в трех формах), инфекция вируса иммунодефицита человека (ВИЧ / СПИД), лепра, новообразования, болезни эндокринной системы, психические расстройства, болезни нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, болезни почек с хронической почечной недостаточностью в терминальной стадии, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни обмена, анатомические дефекты вследствие заболевания или травмы в период последнего срока отбывания наказания, лучевая болезнь.

Представление об освобождении таких лиц от отбывания наказания готовит администрация учреждения исполнения наказаний. Кроме представления администрация учреждения направляет в суд заключение врачебной комиссии о необходимости освобождения осужденного от наказания в связи с болезнью и его личное дело. Медицинское обследование таких осужденных осуществляют специальные врачебные комиссии. Осмотр больного и рассмотрение материалов его медицинского обследования осуществляется комиссией после обязательного лечения и тщательного обследования больного в стационарных условиях лечебных учреждений.

Осужденные, в отношении которых служебной проверкой установлено, что их болезнь является результатом умышленного причинения себе повреждений во время отбывания наказания, освобождения от дальнейшего отбывания наказания по болезни не представляются, за исключением случаев, когда во время причинения таких повреждений лицо находилось в состоянии острого психического расстройства , что подтверждено врача-ми-специалистами. Если начальник учреждения исполнения наказаний возражает против освобождения осужденного в связи с болезнью, он передает на рассмотрение суда свою мотивированное возражение.

В соответствии со ст. 408, 409, 411 УПК начальник учреждения исполнения наказаний по требованию суда должен обеспечить явку в судебное заседание для участия в рассмотрении представления представителя администрации учреждения и представителя комиссии, давшей заключение о состоянии здоровья осужденного. Если после отказа судом в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания состояние здоровья осужденного ухудшилось, на основании заключения комиссии представление об освобождении от отбывания наказания повторно направляется в суд независимо от времени вынесения решения об отказе.

Освобождение осужденных из учреждения исполнения наказаний по другим основаниям, установленным законом.Освобождение осужденных из мест лишения свободы возможно и в случаях: а) приостановление исполнения приговора, определения и постановления суда; б) отмены приговора, определения и постановления в порядке надзора; в) восстановление дел по вновь открывшимся обстоятельствам; г) если осужденный отбывает наказание за деяние, наказуемость которого устранена законом.

В первом случае увольнения из учреждения исполнения наказаний осуществляется при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении закона в их опротестования, но на срок не более трех месяцев или до рассмотрения протеста в суде. Согласно ст. 387 УПК Украины, это означает и отложения исполнение, еще не началось, и перерыв в нем, когда приговор уже выполняется и осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы. В таком случае он подлежит освобождению.

Во втором случае увольнения из учреждения исполнения наказаний осуществляется на основании определения, постановления судебных надзорных инстанций (ст. 388, 393 УПК). Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, на основании ст. 389, 367 УПК Украины могут принимать решение об отмене приговора и всех последующих судебных решений, постановлений и закрыть дело.

В третьем случае увольнения из учреждения исполнения наказаний осуществляется в порядке возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Например, по ст. 397 УПК Украины, приговоры, определения и постановления суда, вступивших в законную силу, могут быть отменены по вновь открывшимся обстоятельствам, которые ранее не были известны суду при вынесении решения и доказывающих неправильность осуждения или оправдывают подсудимого.

В четвертом случае увольнения из учреждения исполнения наказаний осуществляется в результате изменений уголовного закона, когда деяния, которые ранее считались наказанными, перестают быть таковыми.

Соответствии с уголовным законодательством данное лицо подлежит освобождению от назначенного судом наказания, а предназначена осужденному мера наказания, превышающей санкцию новоизданные закона, снижается до максимального предела наказания, установленного этим законом.

Порядок выполнения данного закона осуществляется судом по месту нахождения учреждения по заявлению осужденного либо по представлению прокурора или органа, ведающего исполнением наказания (ст. Четыреста пятый УПК Украины).При этом решение суда должно быть своевременным, а в случае задержек, когда данный закон вступил в законную силу, за продолжение незаконного исполнения наказания предусматривается возмещение вреда по ст. 53 и УПК Украины.

Эта разновидность освобождения от дальнейшего отбывания наказания не означает реабилитации лица, которое было осуждено правомерно за деяния, было наказуемым на момент его совершения Лицо, освобождена от отбывания наказания за деяния, наказуемость которого устранена, считается не имеющим судимости. Так, ч. 1 ст. 1 Постановления Верховной Рады Украины от 11 марта 1992 года "Об освобождении от наказания лиц, осужденных за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу по религиозным убеждениям" гласит: "Учитывая, что в соответствии с Законом Украины" Об альтернативной (невоенной) службе "граждане Украина могут проходить альтернативную службу вместо военной, когда религиозные убеждения мешают им проходить военную службу, освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Украины до принятия этого Закона за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу по религиозным убеждениям со снятием судимости ".


Категорія: Уголовно-исполнительное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter