Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Уголовно-процессуальное право (Семинары)

Другие виды негласных следственных (розыскных) действий (обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица; установления местонахождения радиоэлектронного средства, наблюдение за лицом, вещью или местом; аудио, видеоконтроль места, контроль за совершением преступления, выполнение специального задания по раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации; негласное получение образцов, необходимых для сравнительного исследования)

Статья 267. Обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица

1 Следователь вправе обследовать публично недоступные места, жилье или другое владение лица путем тайного проникновения в них, в том числе с использованием технических средств, с целью:

1) выявления и фиксации следов совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, вещей и документов, имеющих значение для их досудебного расследования;

2) изготовление копий или образцов указанных вещей и документов;

3) выявление и изъятие образцов для исследования во время досудебного расследования тяжкого или особо тяжкого преступления;

4) выявление лиц, разыскиваемых;

5) установление технических средств аудио -, видеоконтроля лица.

2 Публично недоступным место, к которому невозможно войти или в котором невозможно находиться па правовых основаниях без получения на это согласия собственника, пользователя или уполномоченных ими лиц.

3 Помещения, предназначенные для содержания лиц, права которых ограничены в соответствии с законом (помещения с принудительного содержания лиц в связи с отбытием наказания, задержанием, заключением под стражу и т.п.), имеют статус публично доступных.

4 Обследование путем тайного проникновения в публично недоступных мест, жилья или иного владения лица в целях, предусмотренных в части первой настоящей статьи, проводится на основании постановления следственного судьи, постановленной в порядке, предусмотренном статьями 246,248,249 настоящего Кодекса.

1 Организация и проведение негласных следственных (розыскных) действий, регламентируемых настоящей статьей УПК, связана с ограничением задекларированных статьями 30, 32 Конституции Украины прав человека на неприкосновенность жилища и иного владения лица, тайну личной и семейной жизни.Проникновение в жилище, другое владение лица, публично недоступных мест осуществляется с целью раскрытия и расследования тяжкого или особо тяжкого преступления, если другим способом получить информацию невозможно.

УПК в ч. 2 ст. 233 на законодательном уровне закрепляет легальное определение понятий "жилище" и "иное владение лица". Под жильем лица понимается любое помещение, которое находится в постоянном или временном владении лица, независимо от его назначения и правового статуса, и приспособленное для постоянного или временного проживания в нем физических лиц, а также все составные части такого помещения. Не является жилищем помещения, специально предназначенные для содержания лиц, права которых ограничены по закону. Под другим владением лица понимают транспортное средство, земельный участок, гараж, другие здания или помещения бытового, служебного, хозяйственного, производственного и другого назначения и т.п., находящихся во владении лица.

В комментируемой статьи УПК также устанавливается ограничение в ходе производства негласных следственных (розыскных) действий доступа органам досудебного расследования в публично недоступных мест, обеспечивает не только реализацию права человека на неприкосновенность жилища и иного владения, но и возможность самостоятельно определять территорию, нарушение границ которой является ограничением его права на уединение или конфиденциальность.

Часть 1 комментируемой статьи определяет цели, для достижения которых в уголовном производстве может быть осуществлено обследование публично недоступных мест, жилья и иного владения лица. По смыслу этой статьи закона такое проникновение осуществляется негласно, то есть скрыто от лиц, являющихся их собственниками "пользователями или распорядителями этих объектов, а также их близкого окружения. С целью организационно-технического обеспечения этой негласной следственной (розыскной) действия к участию в ее проведении могут привлекаться специалисты.

Негласное проникновение в жилище, иное владение, публично недоступных мест заключается в системе действий, направленных на негласный осмотр и обследование указанных объектов, и прежде всего проводится с целью выявления и фиксации следов совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, вещей и документов, имеющих значение для досудебного расследования.

Выявленные в ходе негласного проникновения предметы, документы не изымаются. В рамках проведения этой негласной следственной (розыскной) действия следы совершение тяжкого или особо тяжкого преступления могут фиксироваться путем фото -, видеосъемки, изготовление оттисков, отпечатков, слепков и т.п.. В дальнейшем материальные носители этой информации выступают приложениями к протоколу о проведении этой негласной следственной (розыскной) действия.

В случае наличия хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 настоящей статьи оснований, когда другим путем получить эти сведения невозможно или иным образом нельзя осуществить действия по изготовлению копий или образцов вещей, документов или других материальных объектов, выявить лиц, которые разыскиваются, или установить технические средства аудио -, видеоконтроля лица в публично недоступном месте, жилище или ином владении лица, прокурор или следователь вносит ходатайство, согласованное с прокурором, к следственному судье о разрешении на проведение обследования публично недоступных мест, жилья или иного владения лица. Это ходатайство должно быть вынесено в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 248 УПК; к ходатайству прилагается выписка из Едрей по уголовного производства, в рамках которого подается ходатайство.

2 По содержанию ч. 2 комментируемой статьи публично недоступным место, к которому невозможно войти или в котором невозможно находиться на правовых основаниях без получения на это согласия собственника, пользователя или уполномоченных ими лиц. В контексте содержания этой статьи публично недоступными местами являются: номера гостиниц, каюты кораблей, купе поездов, комнаты в домах отдыха, санаториях, профилакториях и т.д..

3 Часть 3 этой статьи УПК закрепляет, что помещения, специально предназначенные для содержания лиц, права которых ограничены в соответствии с законом (помещения с принудительного содержания лиц в связи отбыванием наказания, задержания, взятием под стражу и т.п.), имеют статус публично доступных. Согласно указанной нормы на обследование этих помещений разрешения следственного судьи не требуется.

4 Негласное проникновения и обследования публично недоступных мест, жилья или иного владения лица в соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи УПК проводится на основании постановления следственного судьи, постановленной в порядке, предусмотренном статьями 246,248,249 УПК.

Особенности организации и проведения обследования публично недоступных мест, жилья или иного владения лица предусматривают привлечение специально уполномоченных оперативных подразделений на основании письменного поручения, предоставленного в порядке, определенном ст. 41, ч. 6 ст. 246 УПК.

По результатам обследования публично недоступных мест, жилья или иного владения лица составляется протокол о проведении всех выполненных действий и их результатов, в течение двадцати четырех часов с момента прекращения этой негласной следственной (розыскной ") действия передается прокурору (ч. 3 ст. 252 УПК). Приложениями к протоколу являются материальные носители полученной информации, содержащие признаки совершенного отдельными лицами уголовного преступления. В протоколе о результатах негласной следственной (розыскной) действия сведения о лицах, которые привлекались к ее проведению, в случае осуществления в отношении их мер безопасности, могут указываться с обеспечением конфиденциальности в порядке, определенном законодательством.

Статья 268. Установленный местонахождения радиоэлектронного средства

1 Установка местонахождения радиоэлектронного средства является негласной следственной (розыскной) действием, которая заключается в применении технических средств для локализации местонахождения радиоэлектронного средства, в том числе мобильного терминала систем связи и других радиоизлучающих устройств, активированных в сетях операторов подвижной (мобильной) свя связи, без раскрытия содержания сообщений, передаваемых если в результате его проведения можно установить обстоятельства, имеющие значение для уголовного производства.

2 Установка местонахождения радиоэлектронного средства проводится на основании постановления следственного судьи, постановленной в порядке, предусмотренном статьями 246,248-250 настоящего Кодекса.

3 В постановлении следственного судьи о разрешении на установление местонахождения радиоэлектронного средства в этом случае дополнительно должны быть указаны идентификационные признаки, которые позволят уникально идентифицировать абонента наблюдения, транспортную телекоммуникационную сеть, конечное оборудование.

4 Установка местонахождения радиоэлектронного средства до постановления решения следственного судьи может быть начато на основании постановления следователя, прокурора только в случае, предусмотренном частью первой статьи 250 настоящего Кодекса.

1 Установка местонахождения радиоэлектронного устройства заключается в применении специальных технических средств, обеспечивающих дистанционную локализацию местонахождения устройства системы радиосвязи, без раскрытия содержания передаваемых этими средствами, или иного радиоизлучающих устройства.

Организация и проведение этой негласной следственной (розыскной) действия непосредственно не ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, поскольку ее объектом является техническое средство, а не физическое лицо. Кроме того, во время установления местонахождения радиоэлектронного средства не контролируется любая информация, которая передается средствами связи или другая информация, которой обмениваются лица, находящиеся в помещении, где находится радиоэлектронное средство. Поэтому в соответствии с требованиями настоящей статьи проведения указанной негласной следственной (розыскной) действия не являются исключительным и допускается в расследовании преступлений любой степени тяжести.

Непосредственное установление местонахождения радиоэлектронного средства осуществляется с применением специальных технических средств уполномоченными специалистами оперативных подразделений. По результатам проведения этой негласной следственной (розыскной) действия может быть установлено местонахождение оконечного оборудования подвижной (мобильной) связи, используемое лицом, подозреваемым или причастным к совершению преступления, других радиоизлучающих устройств, активированных в сетях операторов подвижной (мобильной) связи и т.д..

Проведение этой негласной следственной (розыскной) действия обеспечивает получение данных, способствующих оперативному розыску лица, подозреваемого в причастности к совершению преступления, за счет установления местонахождения его персональной радиостанции сотовой радиосвязи. Проведение этой негласной следственной (розыскной) действия обеспечивает возможность установления местонахождения в определенный промежуток времени радиоэлектронных средств и других радиоизлучающих устройств, активированных в сетях операторов подвижной (мобильной) связи, которые принадлежат или использовались лицами, которые могут быть причастны к совершению преступления, признанные потерпевшими или свидетелями; или текущие координаты такого радиоэлектронного средства в пространстве и времени.

Установление местонахождения радиоэлектронного средства, используемого отдельным лицом, как правило, осуществляется с целью реализации отдельных задач уголовного судопроизводства, в частности, возможности проведения такой негласной следственной (розыскной) действия, как снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей, или же меры по задержанию подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. С целью организации и проведения этих негласных следственных (розыскных) действий уполномоченными подразделениями применяются специальные технические средства получения информации.

2 Часть 2 комментируемой статьи УПК устанавливает, что установление местонахождения радиоэлектронного средства проводится на основании постановления следственного судьи, постановленной в порядке, предусмотренном статьями 246,248-250 УПК.

3 В постановлении следственного судьи о разрешении на установление местонахождения радиоэлектронного средства в этом случае дополнительно должны быть указаны идентификационные признаки, которые позволят уникально идентифицировать абонента наблюдения, транспортную телекоммуникационную сеть, конечное оборудование. Такими идентификационными признаками могут выступать, в частности:

- Номер абонента в телефонной сети общего пользования в формате: код страны - код зоны или оператора - номер абонента в сети;

- Международный идентификатор мобильного терминала (ИМЕИ);

- Международный идентификатор мобильного абонента (IMSI).

4 Установка местонахождения радиоэлектронного средства до постановления решения следственного судьи может быть начато на основании постановления следователя, прокурора только в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 250 УПК, то есть в исключительных неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и предотвращение совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Установления местонахождения радиоэлектронного средства может быть начато до вынесения постановления следственного судьи по решению следователя, согласованного с прокурором, или прокурора. Согласно установленному порядку прокурор обязан безотлагательно после начала такой негласной следственной (розыскной) действия ходатайствовать к следственному судье. Согласно требованиям ст. 248 УПК следователь судья рассматривает такое ходатайство.Если следственный судья постановит решение об отказе в предоставлении разрешения на проведение этой негласной следственной (розыскной) действия, то ее проведение должно быть немедленно прекращено.Полученная в результате такой негласной следственной (розыскной) действия информация должна быть уничтожена в порядке, предусмотренном ст. 255 УПК. При условии, если решение о проведении установления местонахождения радиоэлектронного средства принимается следователем, он в соответствии с требованиями статей 110 и 251 УПК выносит соответствующее постановление и согласовывает ее с прокурором.

По результатам проведения этой негласной следственной (розыскной ") действия следователь или уполномоченный сотрудник оперативного подразделения, которому было поручено проведение установления местонахождения радиоэлектронного средства на основании ст. 41, ч. 6 ст. 246 УПК, составляет протокол в соответствии с требованиями статей 104, 106, 252 УПК, в котором описываются результаты проведения указанной следственного действия, а в необходимых случаях к нему присоединяются приложения. Протокол о проведении негласной следственной (розыскной) действия с приложениями не позднее двадцати четырех часов с момента прекращения этого действия передается прокурору. Прокурор принимает меры по сохранению полученных во время проведения негласных следственных (розыскных) действий вещей и документов, которые планирует использовать в уголовном производстве (в. 252 УПК).

Статья 269. Наблюдение за лицом, вещью или местом

1 Для поиска, фиксации и проверки во время досудебного расследования тяжкого или особо тяжкого преступления сведений о личности и ее поведение или тех, с кем это лицо контактирует, или определенной вещи или места в публично доступных местах может проводиться визуальное наблюдение за указанными объектами или визуальное наблюдение с использованием видеозаписи, фотосъемки, специальных технических средств для наблюдения.

По результатам наблюдения составляется протокол, в котором принимают участие полученные фотографии и / или видеозапись.

2 Наблюдение за лицом согласно части первой настоящей статьи производится на основании постановления следственного судьи, постановленной в порядке, предусмотренном статьями 246,248-250 настоящего Кодекса.

3 Наблюдение за лицом в вынесения постановления следственного судьи может быть начато на основании постановления следователя, прокурора только в случае, предусмотренном частью первой статьи 250 настоящего Кодекса.

1 Под наблюдением за лицом, вещью или местом, в контексте комментируемой статьи, законодателем понимается визуальное наблюдение, проводимое по этим объектам в публично доступных местах с применением фото - и видеосъемки, специальных технических средств для наблюдения (оптических и радиоприборов, других технических средств и т.п.). Часть 1 комментируемой статьи определяет цель проведения данной негласной следственной (розыскной) действия, которая заключается в поиске, фиксации и проверке в ходе досудебного расследования тяжкого или особо тяжкого преступления, сведений о личности и ее поведение или тех, с кем это лицо контактирует; определенной вещи или места в публично доступных местах, имеет отношение к совершению уголовного преступления. V ходе производства негласной следственной (розыскной) действия, регламентированной настоящей статьей УПК, может проводиться визуальное наблюдение за указанными объектами с применением специальных технических средств (биноклей, приборов ночного видения и т.д.).

Визуальное наблюдение может осуществляться с целью негласного наблюдения, слежения за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких или особо тяжких преступлений (объектов наблюдения), мест их постоянного проживания или временного пребывания, за их поведением, транспортными средствами, которые они используют. Указанное направлено на получение объективной информации о преступной деятельности отдельных лиц, их соучастников, выявление связей этих лиц, установление местонахождения лиц, разыскиваемых органами досудебного расследования или судом, выяснения обстоятельств безвестного исчезновения людей, а также установление мест хранения орудий, предметов совершения преступлений и незаконно добытого имущества. Визуальное наблюдение за конкретным лицом всегда имеет целью поиск и фиксацию сведений, которые могут использоваться в доказывании, а также с целью обеспечения других следственных и процессуальных действий: установление местонахождения радиоэлектронного средства, контролируемых и оперативных закупок товаров, задержание подозреваемого и т.п..

Полученные по результатам этой негласной следственной (розыскной) действия сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются под контролем прокурора (ч. 4 ст. 255 УПК).

По результатам проведения негласной следственной (розыскной) действия составляется протокол, в котором последовательно, в хронологическом порядке с указанием точного времени, а также места происшествия содержится описание результатов визуального наблюдения. Приложениями к протоколу наблюдения за лицом, вещью, местом могут быть фотографии, видеоматериалы, письменные объяснения специалистов, принимавших участие в проведении этой негласной следственной (розыскной) действия, стенограммы, аудиозапись, фототаблицы, схемы, слепки, носители компьютерной информации и т.п..

Протоколы по результатам наблюдения за лицом, вещью, местом могут использоваться в доказывании на тех же основаниях, что и результаты проведения других следственных (розыскных) действий в ходе досудебного расследования. Эти протоколы с приложениями не позднее чем через двадцать четыре часа с момента прекращения указанной негласной следственной (розыскной) действия передаются прокурору (ч. 3 ст. 252 УПК).

2 Наблюдение за лицом осуществляется по решению следственного судьи в соответствии с требованиями статей 246,248-250 УПК. Ходатайство о проведении этой негласной следственной (розыскной) действия выносится следователем по согласованию с прокурором или прокурором и представляется на рассмотрение следственного судьи, который выносит решение о предоставлении разрешения на проведение наблюдения за лицом, вещью, местом или отказе в этом. Такое ходатайство должно соответствовать требованиям ч. 2 ст. 248 УПК, к ходатайству прилагается выписка из Едрей по уголовного производства, в рамках которого подается ходатайство. Для каждого объекта наблюдения (конкретного лица, вещи или места) состоит отдельное ходатайство.

С, Наблюдение за лицом в вынесения постановления следственного судьи может быть начато на основании постановления следователя, прокурора только в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 250 УПК. В соответствии с требованиями законодательства прокурор после начала такой негласной следственной (розыскной) действия обязан безотлагательно обратиться с соответствующим ходатайством к следственному судье. Следственный судья рассматривает представленное ходатайство согласно требованиям ст. 248 УПК Если следственный судья вынесет решение об отказе в предоставлении разрешения на проведение этой негласной следственной (розыскной) действия, то ее проведение должно быть немедленно прекращено, а полученная информация немедленно уничтожается в порядке, предусмотренном ст. 255 УПК.

Статья 270. Аудио, видеоконтроль места

1 Аудио, видеоконтроль места может осуществляться во время досудебного расследования тяжкого или особо тяжкого преступления и заключается в осуществлении скрытой фиксации сведений с помощью аудио -, видеозаписи внутри публично доступных мест, без ведома их владельца, владельца или находящихся в этом месте человек, за наличии сведений о том, что разговоры и поведение лиц в этом месте, а также другие события, которые там происходят, могут содержать информацию, которая имеет значение для уголовного производства.

2 Аудио, видеоконтроль места согласно части первой настоящей статьи производится на основании постановления следственного судьи, постановленной в порядке, предусмотренном статьями 246,248,249 настоящего Кодекса.

1 Проведение негласной следственной (розыскной) действия, регламентированной настоящей статьей, осуществляется путем установления специальных технических средств в публично доступных местах при наличии сведений о том, что разговоры и поведение лиц в этом месте, а также другие события, которые там происходят, имеют значение для уголовного производства.Аудио, видеоконтроль места может проводиться также в местах возможного пребывания или появления лиц, подозреваемых в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, с целью фиксации информации, которая может использоваться в доказывании на предварительном расследовании и в суде.

Аудио, видеоконтроль места отличается от аналогичной негласной следственной (розыскной) действия по аудиоконтроля и видеоконтроля лица предшествует местом ее проведения, а также организационно-тактическими особенностями осуществления. Регламентирована этой статье УПК негласная следственная (розыскная) действие может проводиться в общественных местах и ??в местах общего пользования, доступ к которым ограничен, то есть внутри публично доступных мест, к которым согласно с толкованием положений частей 2 и 3 ст. 267 УК можно войти или в которых можно находиться на правовых основаниях без ведома их владельца, владельца или находящихся в этом месте человек. Такими местами являются кинотеатры, кафе, рестораны и т.д.. Помещение, специально предназначенные для содержания лиц, права которых ограничены в соответствии с законом (помещения с принудительного содержания лиц в связи с отбытием наказания, задержанием, заключением под стражу и т.п.), имеют статус публично доступных для проведения этой негласной следственной (розыскной) действия.

Как правило, проведение указанной негласной следственной (розыскной) действия обеспечивается работниками уполномоченных оперативных подразделений, а полученные результаты фиксируются на материальные носители и могут использоваться как приложения к протоколам об их проведении для доказывания в уголовном производстве.

2 Часть 2 комментируемой статьи закрепляет, что аудио -, видеоконтроль места проводится на основании постановления следственного судьи, постановленной в порядке, предусмотренном статьями 246,248, 249 УПК. В постановлении следователя судьи должна быть указана полная и точный адрес места, где будет проводиться негласная следственная (розыскная) действие, время и сроки ее осуществления.

Статья 271. Контроль за совершением преступления

1 Контроль за совершением преступления может осуществляться в случаях наличия достаточных оснований полагать, что готовится совершения или совершается тяжкое или особо тяжкое преступление, и проводится в следующих формах:

1) контролируемая поставка;

2) контролируемая и оперативная закупка;

3) специальный следственный эксперимент;

4) имитирование обстановки преступления.

2 Контроль за совершением преступления не проводится, если в результате таких действий невозможно полностью предотвратить:

1) посягательству на жизнь или причинению лицу (лицам) тяжких телесных повреждений;

2) распространение веществ, опасных для жизни многих людей;

3) побеги лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления;

4) экологической или техногенной катастрофе.

3 Во время подготовки и проведения мероприятий по контролю за совершением преступления запрещается провоцировать (подстрекать) лицо на совершение этого преступления с целью его дальнейшего разоблачения, помогая лицу совершить преступление, она бы не сделала, как бы следователь этом не способствовал, или с этой же целью влиять на ее поведение насилием, угрозами, шантажом.Полученные таким образом вещи и документы не могут быть использованы в уголовном производстве.

4 О результатах контроля за совершением преступления составляется протокол, к которому прилагаются вещи и документы, полученные в ходе проведения этой негласной следственной (розыскной) действия. Если контроль за совершением преступления заканчивается открытым фиксированием, об этом составляется протокол в присутствии такого лица.

5 Порядок и тактика проведения контролируемой поставки, контролируемой и оперативной закупки, специального следственного эксперимента, имитирование обстановки преступления определяется законодательством.

6 Контроль за совершением преступления по незаконному перемещению через территорию Украины транзитом, ввоз в Украину и вывоз за пределы Украины вещей, изъятых из свободного обращения или других вещей или документов может быть произведен в порядке, предусмотренном законодательством, по договоренности с соответствующими органами иностранных государств или на основании международных договоров Украины.

7 Прокурор в своем решении о проведении контроля за совершением преступления, кроме сведений, предусмотренных статьей 251 настоящего Кодекса, обязан:

1) изложить обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии при негласной следственной (розыскной) действия провоцирование лица на совершение преступления;

2) указать о применении специальных имитационных средств.

8 Если при проведении контроля за совершением преступления возникает необходимость временного ограничения конституционных прав личности, оно масс осуществляться в пределах, допускаемых Конституцией Украины, на основании решения следственного судьи в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

1 статья закрепляет общие положения, определяющие формы проведения негласных следственных (розыскных) действий, которые в комплексе представляют собой контроль за совершением преступления. Контроль за совершением преступления состоит в проверке по решению прокурора при наличии достаточных оснований полагать, что готовится совершения или совершается тяжкое или особо тяжкое преступление, и может осуществляться в определенных ч. И этой статьи формах: контролируемой поставки, контролируемой и оперативной закупки, специального следственного эксперимента, имитирование обстановки преступления.

Контроль за совершением преступления допустимо при условии, что установленными или неустановленными лицами совершается тяжкое или особо тяжкое преступление; это преступление является неоконченным; раскрытия и расследования готовящегося или совершенного преступления путем осуществления других гласных и негласных действий невозможны; есть возможность прекращения преступной деятельности на ранних стадиях ее совершения.

Устанавливая контроль за преступными действиями отдельного лица (лиц), орган досудебного расследования имеет целью раскрытие всех возможных сообщников, мест хранения объектов материального мира, выступали предметом или орудием преступления, установлению свидетелей, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и, как следствие, их устранение.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет основные формы контроля за совершением преступления. По ее содержанию, отдельными формами контроля за совершением преступления являются:

1) контролируемая поставка;

2) контролируемая и оперативная закупка;

3) специальный следственный эксперимент;

4) имитирование обстановки преступления.

Контролируемая поставка - это комплекс организационных гласных и негласных мероприятий, проводимых уполномоченными подразделениями государственных органов, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами, направленных на установление контроля за перемещением (ввозом, вывозом, транзитом) территории Украины любых товаров, предметов и веществ, с целью обеспечения безопасности такого перемещения; выявления причастных к подготовке и совершению преступления физических и юридических лиц, документирования их противоправных деяний. Поводом для контролируемой поставки является полученная и проверенная в установленном законом порядке информация по подготовке или осуществлении незаконного перемещения товаров, предметов и веществ в транспортных средствах, грузах, багаже, личных вещах, почтовых отправлениях и т.д..

Контролируемая закупка состоит в заключении притворной сделки по приобретению за плату товара или предоставления услуги лицу, обоснованно подозревается в совершении преступления. Контролируемая закупка является гласным приобретением товаров, предметов и веществ с целью проверки соблюдения продавцами законодательства, устанавливающего правила торговли последними и их обращения, а также разоблачения и документирования связанных с этим преступлений. Сначала эта негласная следственная (розыскная) действие проводится как обычная закупка. После завершения этой негласной следственной (розыскной) действия уполномоченное лицо, проводимой, объявляет о действительном характер последней и составляет соответствующий протокол, к которому прилагаются предметы, приобретенные в ходе проведения контролируемой закупки, документы, относящиеся к ним, а также подтверждают саму закупку. Проведение контролируемой закупки может фиксироваться аудио -, видеозаписи, фотографирования, также указывается в протоколе с добавлением в него соответствующих технических носителей информации. Протоколы, составленные по результатам проведения контролируемой закупки, и приложения к ним, имеющие доказательственное значение в уголовном производстве, могут непосредственно использоваться на досудебном следствии и в суде.

Оперативная закупка - негласная следственная (розыскная) действие, связанное с негласным приобретением у физических и юридических лиц независимо от форм собственности товаров, предметов и веществ, запрещенных или ограниченных для обращения, а также вещей, которые являются средством, орудием или предметом совершения преступления, с целью выявления и документирования фактов преступных деяний.

Постановлением ВР Украины от 17 июня 1992 № 2741-ХП установлен перечень видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан, общественных объединений, международных организаций и юридических лиц других государств на территории Украины. Этот перечень включает: оружие, боеприпасы (кроме охотничьего и пневматического оружия и боеприпасов к нему), боевую и специальную военную технику, ракетно-космические комплексы;взрывчатые вещества и средства взрыва, боевые отравляющие вещества; наркотические, психотропные, сильнодействующие ядовитые лекарственные средства (за исключением получаемых гражданами по назначению врача); противотуманные установки;государственные эталоны единиц физических величин;специальные технические средства негласного получения информации. Указанные предметы и объекты не могут находиться в собственности юридических лиц негосударственных форм собственности (перечень дополнен п. 7 и примечания к нему согласно постановлению ВР от 15.07.1994 г.. № 121/94-ВР). К видам имущества, изъятое из свободного обращения, относятся электрошоковые устройства и специальные средства, применяемые правоохранительными органами, кроме газовых пистолетов и револьверов и патронов к ним, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия (ц. 8 согласно постановлению ВР от 24.01.1995 г.. № 19/95-ВР).

Специальный следственный эксперимент - действие, которое заключается в искусственном создании условий в обстановке, максимально приближенной к реальной, для проверки направленности намерений лица, в действиях которого имеются отдельные признаки совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, и наблюдении за его поведением. Специальный следственный эксперимент применяется для проверки подлинности фактов, которые могут свидетельствовать о ведении преступной деятельности и причастности к ней конкретных лиц. С помощью созданных в ходе специального следственного эксперимента условиях можно сделать доступными для объективного восприятия внешние проявления тех или иных преступных деяний и намерения лиц, которые подготавливают или совершают. Содержание специального следственного эксперимента, проведенного с местью предупреждения и раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, заключается в том, что уполномоченное лицо, осуществляющее вносит необходимые и достаточные изменения в обстановку, в которой действует подозреваемый. Такое лицо, воспринимая эти изменения обстановки как необходимые ему для достижения цели, реагирует на них в соответствии со своими замыслов и планов. Уполномоченное лицо, в свою очередь, наблюдает за реакцией подозреваемого и получает информацию о его действиях (т.е. данные, которые могли бы быть получены им и без эксперимента, если бы такие же условия сложились объективно).

Имитирование обстановки преступления - это разновидность контроля за совершением преступления, заключается в совокупности подчиненных единому плану мероприятий, происходит с использованием специальных средств, которые воспроизводят ситуацию совершения преступления, с целью создания соответствующих условий для побуждения лица (или группы лиц), которая готовит совершения или совершает преступные действия, к поведению, что охватывается ее умыслом и одновременно позволяет предотвратить, предупредить или расследовать тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, общества и государства. Мстою осуществления имитации обстановки преступления являются предупреждение, пресечение и расследование тяжких и особо тяжких преступлений.

Термин "имитировать" (от лат. - Следовать) имеет несколько толкований: 1) точно следовать кого-нибудь, воспроизводить что-либо; 2) подделывать под что-нибудь. Имитирование обстановки преступления заключается в системе действий уполномоченного государственного органа, направленных на имитирование реальности события преступления в представлении лица, совершившего все необходимые подготовительные действия для его совершения.Имитирование обстановки преступления может проводиться как с целью выявления конкретных лиц, которые обоснованно подозреваются в подготовке и совершении тяжких или особо тяжких преступлений, так и для выявления намерений неустановленных лиц, совершивших такие преступления. В ходе проведения этой негласной следственной (розыскной) действия могут использоваться ненастоящие (имитационные) и идентифицированы (отмечены) средства. Ход событий в ходе проведения контроля за совершением преступления может фиксироваться с помощью технических средств (аудио -, видеозапись, фотографирование и т.д.).

2 Контроль за совершением преступления не проводится, если невозможно полностью предотвратить:

1) посягательству на жизнь или причинению лицу (лицам) тяжких телесных повреждений,

2) распространение веществ, опасных для жизни многих людей;

3) побеги лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления;

4) экологической или техногенной катастрофе.

3 Особыми условиями осуществления этой негласной следственной (розыскной) действия по содержанию ч. 3 комментируемой статьи является то, что во время подготовки и проведения контроля за совершением преступления запрещается провоцировать (подстрекать) лицо на совершение этого преступления с целью его дальнейшего разоблачения, помогая лицу совершить преступление, она бы не сделала, если бы следователь этом не способствовал, или с этой же целью влиять на ее поведение насилием, угрозами, шантажом (см. решения ЕСПЧ по делам "Романаускас против Литвы" от 5 февраля 2008, "Тейшейра де Кастро против Португалии "от 9 июня 1998).Полученные таким образом вещи и документы не могут быть использованы в уголовном производстве.

4 По результатам контроля за совершением преступления составляется протокол, приложениями к которому могут быть вещи и документы, полученные в ходе проведения этой негласной следственной (розыскной) действия. Если контроль за совершением преступления заканчивается задержанием подозреваемого и открытым фиксированием, об этом составляется протокол в присутствии такого лица.

5 Порядок и тактика проведения предусмотренных этой статьей различных форм контроля за совершением преступления определяется законодательством Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено ВР Украины.

6 На основе толкования положений ч. 6 комментируемой статьи можно сделать вывод о существовании двух видов контроля за совершением преступления контроль за совершением преступления может быть внутренним, т.е. с преступлениями, подготавливаются или совершаются на территории Украины, а также транзитным, которым является контроль за подготовкой и совершением преступлений, связанных с пересечением государственной границы Украины, а именно незаконным перемещением через территорию Украины транзитом, ввозом в Украину или вывозом за пределы Украины вещей, изъятых из свободного обращения или других вещей или документов, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, по договоренности с соответствующими органами иностранных государств или на основании международных договоров Украины.

7 Согласно содержанию ч. 7 комментируемой статьи решение прокурора о проведении контроля за совершением преступления оформляется постановлением, в которой кроме сведений, предусмотренных ст. 251 УПК, излагаются обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии при негласной следственной (розыскной) действия провоцирование лица на совершение преступления, а также отмечается о применении специальных имитационных средств.

8 В случае если при проведении контроля за совершением преступления возникает необходимость временного ограничения конституционных прав человека (например, права на неприкосновенность жилища, личной и семейной жизни), он должен осуществляться в пределах, допускаемых Конституцией Украины, на основании решения следственного судьи по ходатайству прокурора в соответствии с требованиями статей 246-249 УПК. В постановлении следователя судьи также должно быть указано конкретного исполнителя проведения контроля за совершением преступления. В соответствии с требованиями статей 104,106,252 УПК о результатах контроля за совершением преступления составляется протокол, к которому прилагаются вещи и документы, полученные в ходе проведения этой негласной следственной (розыскной) действия. Если контроль за совершением преступления заканчивается открытым фиксированием, об этом составляется протокол в присутствии такого лица. Протокол о проведении негласной следственной (розыскной) действия с приложениями не позднее чем через двадцать четыре часа с момента прекращения этого действия передается прокурору. Прокурор принимает меры по сохранению полученных во время проведения негласных следственных (розыскных) действий вещей и документов, которые планирует использовать в уголовном производстве (в. 252 УПК).


Категорія: Уголовно-процессуальное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter