Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Уголовно-процессуальное право (Семинары)

Понятие и виды подсудности уголовных дел судам первой инстанции. Значение правил о подсудности. Соотношение понятий подсудности и компетенции судов

1. Уголовное производство в суде первой инстанции осуществляется профессиональным судьей единолично, кроме случаев, предусмотренных частями второй, третьей и девятой этой статьи.

2. Уголовное производство в суде первой инстанции по преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет, осуществляется коллегиально судом в составе трех профессиональных судей.

3. Уголовное производство в суде первой инстанции по преступлениям, за совершение которых предусмотрено пожизненное лишение свободы, осуществляется коллегиально судом в составе трех профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого - судом присяжных в составе двух профессиональных судей и трех присяжных. Уголовное производство в отношении нескольких обвиняемых рассматривается судом присяжных в отношении всех обвиняемых, если хотя бы один из них заявил ходатайство о таком рассмотрении.

В суде первой инстанции - коллегиально судом в составе трех профессиональных судей, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, а в случае осуществления уголовного производства в отношении преступлений, за совершение которых предусмотрено пожизненное лишение свободы, по ходатайству обвиняемого - судом присяжных в составе двух профессиональных судей, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, и трех присяжных;

Подсудность - это разграничение полномочий судов по рассмотрению дел. Определить подсудность означает указать, какой суд будет рассматривать данное дело.

Споры между судами о подсудности не допускаются.

Виды подсудности

·1.1 Территориальная подсудность

·1.2 Инстанционная подсудность

·1.3 Исключительная подсудность

·1.4 Императивная подсудность

·1.5 Диспозитивная подсудность

 

 


Понятие территориальной подсудности; правила определения территориальной подсудности

Статья 32. Территориальная подсудность

1. Уголовное производство осуществляет суд, в пределах территориальной юрисдикции которого совершено уголовное правонарушение. В случае если было совершено несколько уголовных правонарушений, уголовное производство осуществляет суд, в пределах территориальной юрисдикции которого совершено более тяжкое правонарушение, а если они были одинаковыми по тяжести, - суд, в пределах территориальной юрисдикции которого совершено последнее по времени уголовное правонарушение. Если место совершения уголовного преступления установить невозможно, уголовное производство осуществляется судом, в пределах территориальной юрисдикции которого закончено досудебное расследование.

2. Уголовное производство по обвинению судьи в совершении уголовного преступления не может осуществляться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи.Если согласно части первой настоящей статьи уголовное производство в отношении судьи масс осуществляться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи, уголовное производство осуществляет суд, наиболее территориально приближенный в суд, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи, другой административно-территориальной единицы (Автономной Республики Крым, области, города Киева или Севастополя).

1. Подсудность - это совокупность юридических свойств уголовного производства, на основании которых уголовный процессуальный закон определяет, в каком именно суде и в каком составе судей должен рассматриваться и решаться по сути дело. Подсудность выступает процессуальным институтом, имеет большое значение для надлежащего отправления правосудия в уголовном производстве. Правила о подсудности вытекают из основных принципов судопроизводства, предусмотренных ст.129 Конституции Украины, принципов уголовного производства, определенных в гл. 2 УПК, а также принципов организации судебной власти, очерченных разд. 1 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей". Они непосредственно основываются на принципах построения системы судов общей юрисдикции, установленных ч. 1 ст. 17 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей", а именно территориальности, специализации и инстанционности.

Нарушение правил подсудности относится к существенным нарушениям требований уголовного процессуального закона (см. Комментарий к ст. 412 УПК). Если судебное решение принято с нарушением правил подсудности, оно в любом случае подлежит отмене вышестоящей инстанции по п. 6 ч. 2 ст. 412 УПК.

В зависимости от характера уголовного преступления, места его совершения, признаков, характеризующих подсудность, ее разделяют на следующие виды: территориальную, специальную (персональную) и инстанционного (о инстанционного подсудность см. Комментарий к ст. 33 УПК).

Территориальная (местная) подсудность указывает, какому конкретно суд с судов одного звена подсудное дело. По общему правилу территориальной подсудности, уголовное производство осуществляет суд, в пределах территориальной юрисдикции которого совершено уголовное правонарушение. В соответствии со ст. 19 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей" территориальная юрисдикция суда определяется с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности. Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда. Местные общие суды общей юрисдикции и апелляционные суды по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях образуются в соответствии с административно-территориального устройства Украины, поэтому территориальная юрисдикция указанных судов распространяется на определенную административно-территориальную единицу (район, город, район в городе, город и район для местных судов и область, АРК, городах Киеве и Севастополе для апелляционных судов), название которой отображается в названии соответствующего суда (например, "Купянский горрайонный суд", "Апелляционный суд Харьковской области" и т.д.). Согласно совершения уголовного преступления в рамках данной административно-территориальной единицы означает, что оно подлежит территориальной юрисдикции определенного суда, который и должен осуществлять по нему уголовное производство.

В случае если было совершено несколько уголовных правонарушений, причем они были совершены на территории разных административно-территориальных единиц, уголовное производство осуществляет суд, в пределах территориальной юрисдикции которого совершено более тяжкое правонарушение, а если они были одинаковыми по тяжести - суд, в пределах территориальной юрисдикции которого совершено последнее по времени уголовное правонарушение. Тяжесть уголовного правонарушения определяется в зависимости от вида уголовного преступления: был это уголовный проступок или преступление. Тяжесть преступлений определяется согласно классификации преступлений, приведенной в ст. 12 УК Украины.

Если место совершения уголовного преступления установить невозможно, уголовное производство осуществляется судом, в пределах территориальной юрисдикции которого закончено досудебное расследование. Исходя из правил определения подсудности по месту окончания досудебного расследования, на практике решается вопрос подсудности в тех случаях, когда место совершения уголовного преступления не может быть точно установлено (например, оно совершено во время полета на воздушном транспорте или переезда на железнодорожном транспорте).

2. Специальная (персональная) подсудность, которая зависит от личности обвиняемого, предусмотрена в случае осуществления уголовного производства по обвинению судьи в совершении уголовного преступления. Действует установлено ЗУ "О судоустройстве и статусе судей", а также КПК правило, согласно которому уголовное производство в этом случае не может осуществляться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи. Однако указанные акты по-разному регламентируют решения этого вопроса. Так, УПК устанавливает, что если согласно правилам территориальной подсудности уголовное производство в отношении судьи должно осуществляться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи, уголовное производство осуществляет суд, наиболее территориально приближенный в суд, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи, другой административно-территориальной единицы (Автономной Республики Крым, области, города Киева или Севастополя). Это положение вступает в коллизию с ч. 6 ст. 48 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей", согласно которой подсудность дела по обвинению судьи в совершении преступления определяется Председателем ВСУ. Учитывая, что нормы УПК должны рассматриваться как специальные относительно ЗУ "О судоустройстве и статусе судей", поскольку лишь уголовное процессуальное законодательство определяет порядок уголовного судопроизводства на территории Украины (см. Комментарий к ст. 1), именно они подлежат применению в случае осуществления уголовного производства по обвинению судьи в совершении уголовного преступления.

 

 


Инстанционная подсудность

Статья 33. Инстанционная подсудность

1. Уголовное производство в первой инстанции осуществляют местные (районные, городские, районные в городах, горрайонные) суды.

2. Уголовное производство в апелляционной инстанции осуществляют Апелляционный суд Автономной Республики Крым, апелляционные суды областей, городов Киева и Севастополя.

3. Уголовное производство по кассационной инстанции осуществляет Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

4. Судебные решения пересматриваются Верховным Судом Украины по вопросам неодинакового применения судом кассационной инстанции одних и тех же норм уголовного закона относительно подобных общественно опасных деяний, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений, и установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.

5. Уголовное производство по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, который вынес решение, что пересматривается.

1. инстанционного подсудность определяет объем полномочий суда каждого звена судебной системы Украины относительно осуществления уголовного производства. Понятие судебной инстанции определяет судебный орган в целом или его структурное подразделение, выполняющее определенную процессуальную функцию при осуществлении правосудия.Судебные инстанции отличаются по кругу процессуальных полномочий по осуществлению уголовного производства и принятия судебных решений. Различают суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции и ВСУ. Каждая следующая инстанция является вышестоящим судом относительно судебной инстанции, ранее постановил судебное решение. Суд апелляционной инстанции вышестоящим относительно суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции е выше относительно суда апелляционной инстанции.ВСУ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции в Украине.

ЗУ "О судоустройстве и статусе судей" устанавливает, что система судов общей юрисдикции составляют: 1) местные суды; 2) апелляционные суды; 3) высшие специализированные суды; 4) ВСУ (ч. 2 ст. 17).

Уголовное производство в первой инстанции осуществляют местные (районные, городские, районные в городах, горрайонные) суды. Это положение корреспондирует нормам ЗУ «О судоустройстве и статусе судей", согласно которому местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и районные суды (ч. 1 ст. 21), которые рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч. 2 ст. 22). Местный суд может выступать исключительно в качестве суда первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. Это означает, что уголовное производство не имеют права осуществлять специализированные административные или хозяйственные местные суды. Уголовное производство в первой инстанции заключается в рассмотрении и разрешении дела по существу.

2. В соответствии со ст. 26 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей", в системе судов общей юрисдикции действуют апелляционные суды как суды апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел, дел об административных правонарушениях.Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым. В составе апелляционного суда могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей юрисдикции (например, судебная палата по рассмотрению уголовных дел). Апелляционный суд в уголовном производстве может действовать как суд апелляционной инстанции. Производство в суде апелляционной инстанции состоит в проверке законности и обоснованности судебных решений, принятых судами первой инстанции и не вступившие в законную силу на основании их обжалования (см. Гл. 31 УПК).

3. В системе судов общей юрисдикции действуют высшие специализированные суды как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел. Уголовное производство по кассационной инстанции осуществляет ВССУ по рассмотрению гражданских и уголовных дел. В ВССУ образуются палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в пределах соответствующей юрисдикции (например, палата по рассмотрению уголовных дел), в уголовном производстве ВССУ может действовать как суд кассационной инстанции.Производство в суде кассационной инстанции состоит в проверке законности судебных решений, вступивших в законную силу: приговоров и постановлений о применении или отказе в применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также судебных решений апелляционной инстанции, принятых по указанных судебных решений суда первой инстанции, на основании их обжалования (см. гл. 32 УПК).

4. ВСУ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, не выступающим при этом какой-либо из указанных инстанций. ВСУ: 1) пересматривает дела по основаниям неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном процессуальным законом; 2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом; 3) дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления;вносит по обращению ВР Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья; 4) обращается в КСУ относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины.

В уголовном производстве судебные решения пересматриваются ВСУ по вопросам неодинакового применения судом кассационной инстанции одних и тех же норм уголовного закона относительно подобных общественно опасных деяний, что повлекло за собой принятие разных по содержанию судебных решений, и установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом. Неодинаковое применение судом кассационной инстанции (ВССУ) одних и тех же норм уголовного закона относительно подобных общественно опасных деяний случается в случаях неодинакового применения Высшим специализированным судом по рассмотрению гражданских и уголовных дел как судом кассационной инстанции одних и тех же норм закона Украины об уголовной ответственности относительно подобных общественно опасных деяний (кроме вопросов назначения наказания, освобождения от наказания и от уголовной ответственности), что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений. Установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом касается прежде решений ЕСПЧ. Порядок проведения в ВСУ определяется гл. 33 УПК.

5. Судебные решения, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь-обстоятельствам, которыми признаются: 1) искусственное создание или подделки доказательств, неправильность перевода заключения и пояснений эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, на которых основывается приговор; 2) злоупотребления следователя, прокурора, следственного судьи или суда в ходе уголовного производства; 3) отмена судебного решения, которое стало основанием для вынесения приговора или вынесения определения, что следует пересмотреть; 4) признание КСУ неконституционности закона, иного правового акта или их отдельного положения, примененного судом; 5) иные обстоятельства, которые не были известны суду на время судебного рассмотрения при принятии судебного решения и которые сами по себе или вместе с ранее обнаруженными обстоятельствами доказывают неправильность приговора или постановления, следует пересмотреть (см. Комментарий к ст. 459 УПК). Уголовное производство по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, который вынес решение, что пересматривается. Имеется в виду тот конкретный суд, определенный по правилам территориальной и инстанционного подсудности, который принял ошибочное судебное решение. Как правило, таким судом выступал суд первой инстанции, однако в случае обжалования судебного решения соответствующие ошибки могли повторяться и в судебных решениях апелляционной и кассационной инстанций.Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам возможен по судебному решению суда любой инстанции, вступившее в законную силу, однако заявление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд той инстанции, который первым допустил ошибку вследствие незнания о существовании таких обстоятельств (см. Комментарий к ст . 463 УПК). Порядок уголовного производства по вновь открывшимся обстоятельствам определяется гл. 34 УПК.

 

 


Направление уголовного производства из одного суда в другой. Недопустимость споров о подсудности

Статья 34. Направление уголовного производства из одного суда в другой

1. Уголовное производство передастся на рассмотрение другого суда, если:

1) до начала судебного разбирательства оказалось, что уголовное производство поступило в суд с нарушением правил территориальной подсудности;

2) после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других случаях невозможно образовать новый состав суда для судебного разбирательства;

3) обвиняемый или потерпевший работает или работал в суде, к подсудности которого относится осуществление уголовного производства;

4) ликвидирован суд, осуществлял судопроизводство.

До суда в исключительных случаях уголовное производство может быть передано на рассмотрение другого суда по месту жительства обвиняемого, большинства потерпевших или свидетелей в целях обеспечения оперативности и эффективности уголовного производства.

2. Вопрос о направлении уголовного производства из одного суда в другой в пределах юрисдикции одного суда апелляционной инстанции решается коллегией судей соответствующего суда апелляционной инстанции по представлению местного суда или по ходатайству сторон или потерпевшего не позднее пяти дней со дня внесения такого представления или ходатайства, о чем выносится мотивированное постановление.

3. Вопрос о направлении уголовного производства из одного суда в другой в пределах юрисдикции различных апелляционных судов, а также о направлении производства из одного суда апелляционной инстанции в другой решается коллегией судей Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел по представлению суда апелляционной инстанции или по ходатайству сторон или потерпевшего не позднее пяти дней со дня внесения такого представления или ходатайства, о чем выносится мотивированное постановление.

4. О времени и месте рассмотрения представления или ходатайства о направлении уголовного производства из одного суда в другой сообщаются участники судебного производства, однако их неприбытия не препятствует рассмотрению вопроса.

5. Споры о подсудности между судами не допускаются.

6. Суд, которому направлено уголовное производство из другого суда, начинает судебное производство по стадии подготовительного судебного заседания независимо от стадии, на которой в другом суде возникли обстоятельства, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

1. Направление уголовного производства из одного суда в другой имеет место в случаях, когда осуществление производства в определенном суде будет тянуть за собой нарушение правил подсудности или требований законного состава суда, сформулированных в статьях 31-33 УПК (см. Комментарий к статьям 31- 33 УПК), а также в целях обеспечения оперативности и эффективности уголовного производства.

Вопрос о том, подсудное уголовное производство этому суду, предстоит выяснить в подготовительном судебном заседании. В случае установления неподсудности уголовного производства суд согласно п. 4 ч. 3 ст. 314 УПК имеет право и обязан принять решение о направлении обвинительного акта, ходатайство о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера в соответствующий суд для определения подсудности (см. Комментарий к ст. 314 УПК).

Суд обязан передать уголовное производство на рассмотрение другого суда, если:

1) до начала судебного разбирательства оказалось, что уголовное производство поступило в суд с нарушением правил территориальной подсудности;

2) после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других случаях невозможно образовать новый состав суда для судебного разбирательства;

3) обвиняемый или потерпевший работает или работал в суде, к подсудности которого относится осуществление уголовного производства;

4) ликвидирован суд, осуществлял судопроизводство.

Правила территориальной подсудности изложены в ст. 32 УПК (см. Комментарий к ст. 32 УПК). их нарушение влечет за собой передачу уголовного производства в другой суд в случаях, когда оно установлено до суда (о начале судебного разбирательства см. комментарий к ст. 347 УПК). Установления нарушения этих правил чаще всего имеет место в подготовительном судебном заседании, когда суд обязан выяснить отсутствие нарушения правил подсудности; однако оно может иметь место и при выполнении подготовительных действий к судебному разбирательству, предусмотренных статьями 342-345 УПК.

Если нарушение правил территориальной подсудности оказалось после начала судебного разбирательства, суд продолжает судебное разбирательство, если это не может нанести вреда полноте и объективности выяснения обстоятельств дела. Когда нельзя обеспечить полноты и объективности выяснения обстоятельств дела, суд направляет уголовное производство по подсудности.

Требования относительно законного состава суда выложишь в ст. 31 УПК (см. Комментарий к ст. 31 УПК). Если невозможность создать законный состав суда выясняется до суда, действуют правила, предусмотренные в ч. 9 ст. 31 УПК, т.е. уголовное производство сразу направляется в суд, который является наиболее территориально близко в суд, которому подсудно уголовное производство. Если невозможность создать законный состав суда для судебного разбирательства выясняется после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других случаях после того, как уголовное производство поступило в суд, имеет место направления уголовного производства в другой суд.

В судебном рассмотрении вопроса об отводе судей решается после выполнения указанных в статьях 342, 343 и ч. 1 ст. 344 УПК действий (об объявлении состава суда и разъяснение права отвода см. Комментарий к ст. 344 УПК). Вопрос об отводе решается судом в соответствии со статьями 75-81 УПК.

Другими случаями, когда невозможно создать законный состав суда, может быть болезнь судьи, пребывания его в отпуске, длительной служебной командировке, на учебе в Национальной школе судей и др.

В случаях, когда обвиняемый или потерпевший работает или работал в суде, к подсудности которого относится осуществление уголовного производства, суд обязан передать уголовное производство на рассмотрение другого суда. Указанная требование установлено с целью обеспечения беспристрастности судебного разбирательства, которая является составляющей таких принципов уголовного производства, как законность (см. Комментарий к ст. 9 УПК), равенство перед законом и судом (см. Комментарий к ст. 10 УПК), доступ к правосудию (см. комментарий к ст. 21 УПК), состязательность (см. комментарий к ст. 22 УПК) и др. В случаях, когда бы суд осуществлял правосудие в уголовном производстве, стороной которого является лицо, работающее или работала в этом суде, служебные и личные отношения могли бы помешать объективному рассмотрению дела и принятию законного, обоснованного и справедливого судебного решения.

Специальным случаем относительно этого правила является установленная ч. 2 ст.32 УПК, ч. 6 ст. 48 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей" запрет осуществлять уголовное производство по обвинению судьи в совершении уголовного преступления тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи (см. Комментарий к ст. 32 УПК). В этом случае КПК определяет суд, в который должно быть передано уголовное производство - это суд, наиболее территориально приближенный в суд, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи, другой административно-территориальной единицы (Автономной Республики Крым, области, города Киева или Севастополя) .

Уголовное производство должно быть передано в другой суд в случае, когда ликвидирована суд, осуществлял судопроизводство.Это возможно на любом этапе судебного производства. Порядок ликвидации судов общей юрисдикции определяет ст. 19 ЗУ "О судоустройстве и статусе судей": суды образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда. Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной ЗУ "О судоустройстве и статусе судей" системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройства.

Уголовное производство может быть передано на рассмотрение другого суда по месту жительства обвиняемого, большинства потерпевших или свидетелей. Это допускается при одновременном наличии следующих условий: 1) в исключительных случаях (то есть такая практика не может быть распространена и допускается только если другим образом обеспечить выполнение задач уголовного судопроизводства невозможно); 2) до начала судебного разбирательства (о начале судебного разбирательства см. Комментарий к ст. 347 УПК); 3) в целях обеспечения оперативности и эффективности уголовного производства (т.е. определяющей в таких случаях является требование целесообразности).

2. Решение вопроса о направлении уголовного производства из одного суда в другой зависит от того, в пределах юрисдикции одного или нескольких судов апелляционной инстанции это осуществляется:

- В пределах юрисдикции одного суда апелляционной инстанции - коллегией судей соответствующего суда апелляционной инстанции;

- В пределах юрисдикции различных апелляционных судов, а также при направлении производства из одного суда апелляционной инстанции в другой - коллегией судей ВССУ.

Решение вопроса о направлении уголовного производства из одного суда в другой инициируется соответствующим судом (местным или апелляционным) в форме представления или сторонами или потерпевшим - в форме ходатайства. Как правило, суд этот вопрос инициирует в случаях, предусмотренных пп. 1-4 ч. 1 ст. 34 УПК, а стороны - в случаях, предусмотренных абз. 2 ч. 1 ст. 34 УПК.

На решение вопроса предоставляется не более пяти дней со дня внесения соответствующего представления или ходатайства.Решение о направлении уголовного производства из одного суда в другой или отказа в этом оформляется мотивированным постановлением, возможности обжалования которого законом не предусмотрено.

3. Рассмотрение представления или ходатайства происходит коллегиально коллегией судей соответствующего суда.Численность коллегии законом не устанавливается, но, как правило, не может быть меньше, чем численность коллегии для осуществления уголовного производства в апелляционном или кассационном порядке, то есть в составе не менее трех судей соответствующего суда, количество которых нечетным. О времени и месте рассмотрения представления или ходатайства о направлении уголовного производства из одного суда в другой сообщаются участники судебного производства, которые могут присутствовать на рассмотрении и заявлять по этому поводу свои соображения. Неприбытия участников судебного производства, как и их возражения против передачи уголовного производства из одного суда в другой, не препятствует рассмотрению вопроса.

Суд, в который должно поступить уголовное производство, определяется с учетом возможности эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства и соблюдения его принципов. Он должен соответствовать правилам о подсудности и возможности сформировать надлежащий состав суда. В основе его определения должны лежать соображения территориальной доступности, осуществление уголовного производства по месту жительства обвиняемого, большинства потерпевших или свидетелей и тому подобное.

УПК четко определяет суд, в который должно быть передано уголовное производство, в двух случаях:

1) если в суде, который согласно правилам подсудности должен осуществлять уголовное производство в отношении должностных лиц, занимающих особо ответственное положение в соответствии с ч. 1 ст. 9 ЗУ "О государственной службе", и лиц, должности которых отнесены к первой категории должностей государственных служащих, невозможно образовать состав суда, предусмотренное ч. 9 ст. 31 УПК, уголовное производство осуществляет наиболее территориально приближенный суд, в котором возможно создать такой состав суда (ч. 9 ст. 31 УПК);

2) если уголовное производство по обвинению судьи в уголовном правонарушении масс осуществляться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи, уголовное производство осуществляет суд, наиболее территориально приближенный в суд, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи, другой административно-территориальной единицы (Автономной Республики Крым, области, города Киева или Севастополя).

4. Участники судебного производства извещаются о времени и месте рассмотрения представления или ходатайства о направлении уголовного производства из одного суда в другой.Неприбытия участников не препятствует рассмотрению представления или ходатайства.

5. Споры о подсудности между судами не допускаются. Это означает, что суд, в отношении которого принято решение о передаче уголовного производства, не вправе возражать против такого решения. Суд, с которого направляется уголовное производство, не может настаивать на его оставлении на его рассмотрении. Один суд не может настаивать на передаче ему уголовного производства от другого суда. Суд, в который поступило уголовное производство из другого суда или от прокурора, не может отказываться от его принятия к рассмотрению.

6. Судебное производство в суде, в который поступило уголовное производство из другого суда, осуществляется по общим правилам. В любом случае такое судопроизводство начинается со стадии подготовительного судебного заседания независимо от стадии, на которой в другом суде возникли обстоятельства, которые стали основанием для направления уголовного производства из одного суда в другой.Обстоятельства, выяснены судом, от которого поступило уголовное производство, и сделанные им выводы не имеют для суда, в который оно поступило, заранее установленной силы и при новом судебного производства не учитываются.


Категорія: Уголовно-процессуальное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter