Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Земельне право (Семінари)

Общие основания прекращения права собственности на землю и права пользования земельным участком

Способы и порядок прекращения права собственности на землю и права пользования земельным участком

Особенности применения специальных оснований прекращения права собственности на землю

 

 

Общие основания прекращения права собственности на землю и права пользования земельным участком


Институт прекращения прав на землю является традиционно принятым в земельном праве. Он всегда составлял особый интерес с точки зрения обеспечения законности в земельных отношениях, реализации прав на землю и выполнения земельно-правовых обязанностей. В действующем земельном законодательстве сохранено большинство бывших основ прекращения прав на землю, и рядом с ними, предусмотрены новые основания, которые ранее не были известны отечественному законодательству. Поэтому их рассмотрение в контексте современного законодательного закрепления необходимо для познания механизма реализации земельных прав и обязанностей.

Поскольку действующее земельное законодательство предусматривает возможности использования земельных участков главным образом на основании права собственности, а также ограниченного права постоянного пользования на бессрочной основе или временного на условиях аренды, включая концессионной деятельности, то рассмотрению подлежат основания, условия и порядок прекращения именно этих прав. Они являются субъективными правами собственников земли и землепользователей, которым присущи все признаки этих прав.

Вместе основаниям прекращения прав на землю присущи специфические признаки, которые обусловлены видами субъективных прав, подлежат прекращению. Отличаются, например, основания прекращения права собственности на землю от оснований прекращения права пользования земельными участками. Однако общим критерием, объединяет их в единый правовой институт является то, что все они направлены на прекращение прав на землю.

Засадный характер права земельной собственности требует законодательного определения оснований его прекращения. Согласно ст. 140 ЗК основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются: добровольный отказ собственника от права на земельный участок, смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника; отчуждение земельного участка по решению собственника; обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора; отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; конфискация по решению суда; не отчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных ЗК.

Приведенный перечень является общим для всех владельцев земли. Он охватывает физических и юридических лиц, территориальные общины, государственных и негосударственных субъектов права земельной собственности. Так, передача земель государственной собственности в коммунальную собственность или земель государственной или коммунальной собственности в частную собственность граждан в порядке приватизации земельных участков, приобретения земельных участков в собственность за давностью пользования (приобретательной давности) и другие способы передачи земельных участков, вполне обоснованно относятся к основаниям приобретения права собственности на землю. Однако одновременно они являются основаниями для прекращения этого права в соответствующих субъектов, подпадающих под такую ??предусмотренную законом основание, как отчуждение земельного участка по решению собственника, потому что закон не связывает его осуществления с платность или бесплатность.

Законодательные формулировки оснований прекращения права собственности на землю имеют определенную универсальность и охватывают достаточно широкий круг действий собственников земельных участков и корреспондирующих им лиц. Так, добровольный отказ собственника от права на земельный участок обусловливает необходимость совершения конкретных юридически значимых действий со стороны видмовоодержувача.Однако наиболее существенным в законодательном определении оснований прекращения права собственности на землю является их исчерпывающее закрепление, которое не подлежит расширению. Это означает, что другими законодательными актами и подзаконными нормами права не могут быть предусмотрены иные основания прекращения права собственности на земельные участки.

Теоретически можно предположить наступление и других оснований прекращения права собственности на землю. Это может иметь место, например, при "исчезновении" земельного участка в результате действия стихийных сил природы или ликвидации юридического лица частной формы собственности без обращения взыскания на земельный участок кредиторами. Но вероятность наступления таких оснований настолько невелика, что законодатель не придает им юридического значения.

Основания прекращения права собственности на земельный участок можно сгруппировать по различным критериям. Удачной следует признать классификацию А.П. Гетьмана. Он выделяет добровольное прекращение права собственности на земельный участок, не принудительное изъятие земли, например, при отчуждении земельного участка по решению собственника, его добровольного отказа от права собственности на земельный участок, смерти владельца при отсутствии наследника; изъятии земельного участка без согласия собственника при наличии его вины, например, при обращении взыскания на участок земли по требованию кредитора или ее конфискации по решению суда; изъятии земельного участка без согласия ее владельца при отсутствии его вины, например, при отчуждении участка земли по мотивам общественной необходимости или для общественных нужд или, наоборот , при неотчуждение земельного участка иностранными субъектами течение установленного срока и в случаях, предусмотренных ЗК. Безусловно, основания прекращения права собственности на земельный участок могут быть сгруппированы и по другим критериям, например, по способам прекращения права государственной, коммунальной и частной собственности на землю; по требованиям к прекращению права собственности на земельный участок физических и юридических лиц; по признакам прекращения права индивидуальной и совместной земельной собственности, по условиям и порядку их применения и осуществления и т.п..

Несколько иные основания предусмотрены для прекращения права пользования земельным участком. Так, по ст. 141 ЗК основаниями его прекращения являются: добровольный отказ от права пользования земельным участком; изъятие земельного участка в случаях, предусмотренных земельным законодательством; прекращение деятельности государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций, использование земельного участка способами, которые противоречат экологическим требованиям, использование земельного участка не по целевому назначению; систематическая неуплата земельного налога или арендной платы.

Нетрудно обнаружить, что некоторые основания прекращения права пользования земельным участком схожи с основаниями прекращения права собственности на землю. К ним относятся, например, добровольный отказ от права пользования земельным участком и извлечения ее в случаях, предусмотренных ЗК.Однако условия и порядок их применения для прекращения права земельной собственности и прекращения права землепользования все же разные. Кроме того, несмотря на императивное содержание и исчерпывающую структуру приведенной нормы, в земельном законодательстве можно найти и другие основания прекращения права землепользования. Такие основания, например, предусмотренные в ст. 31 Закона "Об аренде земли". Среди них можно выделить сочетание в одном лице собственника земельного участка и арендатора; смерть физического лица-арендатора или осуждения его к лишению свободы и отказ других от выполнения заключенного договора аренды, ликвидация юридического лица-арендатора земельного участка и т.п..

Однако главное отличие приведенной земельно-правовой нормы от предыдущей заключается в том, что такие основания, как использование земли способами, которые противоречат экологическим требованиям, не по целевому назначению, а также систематическая неуплата земельного налога, законодателем отнесены к основаниям прекращения права землепользования.Следовательно, они не могут быть основаниями для прекращения права собственности на землю. Хотя это и не означает, что владельцы земельных участков, совершивших указанные правонарушения избавляют от правовых средств воздействия на них. Такие средства охватываются не только мерами юридической ответственности, но и нашли свое отражение в отдельных видах прекращения права земельной собственности и права землепользования.

Таким образом, все многообразие оснований прекращения прав на землю можно подразделять на общие основания, которые присущи прекращению права собственности и права землепользования, основания, которые присущи только прекращению права собственности на землю, и основания, которые касаются лишь прекращения права пользования земельным участком. Такое закрепление оснований прекращения прав на землю прямо предусмотрено действующим ЗК, правда, в несколько иной последовательности. Однако их дальнейшее рассмотрение в предложенной последовательности является более оправданным.

 

 


Способы и порядок прекращения права собственности на землю и права пользования земельным участком


Реализация оснований прекращения права собственности на землю и права пользования земельным участком происходит с наступлением определенных условий. При этом прекращение, как и приобретение одних прав может осуществляться в добровольном порядке, а для других - необходимо наступление специальных условий, они реализуются только в судебном порядке.

Добровольный порядок прекращения прав на землю имеет определенное распространение на практике, в связи с чем он получил соответствующее регламентацию в земельном законодательстве. Среди добровольных способов прекращения прав на землю особое место занимает добровольный отказ от использования земельного участка на соответствующей правовой основе. Добровольный отказ от права собственности на землю или права пользования земельным участком составляет свободное волеизъявление собственника или землепользователя, направленного на прекращение принадлежащего ему субъективного права относительно дальнейшего использования земельного участка на правовых основаниях, предусмотренных земельным законодательством. Из этого следует, что добровольный отказ, как способ прекращения прав на землю не является самовольным оставлением земельного участка. Для ее реализации предусмотрены соответствующие правовые требования, несоблюдение которых может квалифицироваться как правонарушение. Кроме этого, добровольный отказ от права собственности на землю или права землепользования должна быть принята видмовоодержувачем и получить соответствующее правовое оформление.

Несмотря на общность добровольного отказа от права собственности на земельный участок и права землепользования, их необходимо различать. Исходя из содержания ст. 142 ЗК, добровольный отказ от права собственности на земельный участок может осуществляться только в пользу государства или территориальной общины. Следовательно, в ней говорится об отказе от права частной собственности на земельный участок, который передается в государственную или коммунальную собственность.

Прекращение права земельной собственности на основании добровольного отказа осуществляется по заявлению владельца земли, подается в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. В случае согласия на его принятие, указанные органы заключают с собственником земли соответствующий договор о передаче права собственности на земельный участок, который подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Это означает, что добровольное волеизъявление, поступающей от собственника земельного участка требует такого же добровольного волеизъявления со стороны федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.Однако приведенные нормы ЗК не предусматривают возможных последствий отклонения добровольного отказа от права собственности на землю, а именно отказа от принятия земельного участка указанными органами. Думается, что в таких случаях действует положение ч. 2 ст. 13 Конституции о том, что "собственность обязывает" и влечет сохранение права собственности за предыдущим владельцем земельного участка.

Прекращение права постоянного пользования земельным участком в порядке добровольного отказа также осуществляется при условии подачи заявления владельцем соответствующего субъективного права. Она подается землепользователем собственнику земельного участка, так как в этом случае владелец известен. На основании заявления землепользователя собственник земли принимает решение о прекращении права пользования земельным участком, о чем уведомляет органы государственной регистрации прав на землю.

Следует отметить, что приведенные положения относятся к добровольного прекращения права постоянного пользования земельным участком, оставляя без внимания добровольном отказе от временного землепользования на арендных условиях, в том числе для концессионной деятельности. Условия досрочного добровольного отказа от дальнейшего использования земельного участка могут предусматриваться в договоре аренды земли или в концессионном договоре, в которых стороны заранее могут определить обстоятельства прекращения действия указанных договоров.

Отчуждение земельного участка по решению собственника земли можно отнести к добровольного порядка прекращения права собственности на нее. Оно может осуществляться непосредственно самим собственником или его представителем.Однако принятие решения о прекращении права собственности на земельный участок принадлежит только собственнику или уполномоченному им субъекту права. Способы реализации отчуждения права собственности на землю в таких случаях зависят от свободного волеизъявления ее владельца.

Среди разнообразных способов реализации прекращения права собственности на землю по решению собственника можно выделить земельно-правовые способы, например, передаче земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности в частную собственность граждан; гражданско-правовые способы, например, заключение договоров купли-продажи, мены или дарения; административно-правовые способы, например, передачу участков государственной собственности в коммунальную собственность или наоборот.Следует подчеркнуть, что такие способы имеют "двойную" правовую свойство: для обладателя субъективного права собственности на землю они являются основанием его прекращения, а для приобретателя - основанием возникновения такого права. При этом в одних случаях закон прямо предусматривает возможности их безвозмездного отчуждения, а в других только возмездное отчуждение.

Добровольное прекращение права собственности на землю может иметь место в случаях выкупа земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд, если владелец дает на это свое согласие. Такое прекращение права собственности присуще и отчуждению земельного участка иностранными гражданами и лицами без гражданства в течение установленного для этого срока. Оно может осуществляться на основании гражданско-правовых договоров. Если соответствующие условия по тем или иным причинам в добровольном порядке не реализованы, то предполагается принудительное прекращение права собственности на земельный участок.

Принудительный порядок прекращения прав на землю закреплен в единой норме ЗК, охватывающий как прекращение права собственности на землю, так и права пользования земельным участком. В других нормах детально регламентируются особенности их реализации для каждого способа прекращения права земельной собственности и права землепользования. Но поскольку принудительное прекращение субъективных прав на землю осуществляются не по воле ее собственника или землепользователя, общим для принудительных оснований, прекращающих право собственности на землю и право землепользования, является судебный порядок их применения.

Дифференцированный подход к рассмотрению содержания ст.143 ЗК позволяет выделить основания принудительного прекращения права собственности на землю и принудительное прекращение права землепользования. К принудительным оснований прекращения права собственности на земельный участок осуществляются в судебном порядке, относятся: неотчуждение земельного участка иностранными лицами права и лицами без гражданства в установленный срок в законом определенных случаях; выкупа (изъятия) земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд ; принудительного обращения взысканий на земельный участок по обязательствам собственника этого земельного участка; конфискации земельного участка и т.п.. При этом, если в приведенных первых двух случаях принудительное прекращение права земельной собственности может осуществляться в порядке гражданского судопроизводства без предоставления доказательств вины собственника, то в последних двух случаях оно может применяться как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве, с представлением доказательств вины собственника земли .

Принудительное прекращение права пользования земельным участком в судебном порядке может осуществляться в 2 случаях.Согласно смыслу ст. 143 ЗК оно применим в случае использования земельного участка не по целевому назначению и в случае использования земельного участка с нарушениями экологических требований, если допущенные нарушения законодательства не устранены в сроки, установленные специально уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. ЗК не связывает указанные случаи принудительного прекращения права землепользования с его видам и срокам, что позволяет говорить об их распространение как на постоянное, так и на временное арендное пользование земельными участками.

Хотя в общих основаниях не предусмотрено принудительное прекращение права землепользования за нарушение требований земельного законодательства, такая засада прекращения права землепользования предусмотрена в ст. 144 ЗК. Более того, в указанной земельно-правовой норме определен порядок ее осуществления, состоящий из нескольких стадий. Они реализуются посредством применения административных мер, предшествующих судебному разбирательству принудительного прекращения права землепользования за нарушение требований земельного законодательства.

Согласно ст. 144 ЗК в случае выявления нарушения земельного законодательства государственный инспектор по использованию и охране земель составляет протокол о нарушении и выдает лицу, допустившему нарушение, указание о его устранении в 30 - дневный срок. Если лицо, допустившее нарушение земельного законодательства, не выполнило в течение указанного срока указания государственного инспектора о прекращении нарушения земельного законодательства, государственный инспектор соответствии с законом налагает на такое лицо административное взыскание и повторно выдает указание о прекращении правонарушения или устранении его последствий в 30-дневный срок .

В случае неустранения нарушения земельного законодательства в указанный срок государственный инспектор по использованию и охране земель обращается в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с ходатайством о прекращении права пользования земельным участком.

Решение органа исполнительной власти или местного самоуправления о прекращении права пользования земельным участком может быть обжаловано землепользователем в судебном порядке.

 

 


Особенности применения специальных оснований прекращения права собственности на землю


Использование способов прекращения права собственности на землю характерны определенные особенности. Они предусмотрены в законе и подлежат применению согласно его требованиям. При этом в одних случаях закон прямо определяет условия и порядок применения этих способов, а в других ограничивается словосочетанием "в установленном законом порядке".

Прекращение права собственности на землю в силу требований закона предусмотрено в ст. 145 ЗК, в которой указано, что если к лицу переходит право собственности на земельный участок, согласно ЗК не может находиться в его собственности, этот участок подлежит отчуждению его собственником в течение года с момента перехода такого права. Такими лицами по действующему ЗК признаны, например, иностранные граждане и лица без гражданства, которым не могут принадлежать земли сельскохозяйственного назначения на праве собственности. Если же такие земельные участки все же становятся их собственностью, например, в случае принятия наследства, то они подлежат отчуждению. Таким образом, закон предусматривает возможность добровольного отчуждения участка его собственником в течение года.

Если земельный участок указанными лицами в течение установленного срока не отчужден, она подлежит принудительному отчуждению по решению суда. ЗК не определены причины неотчуждение земельного участка в течение установленного срока. Они могут быть связаны с невозможностью отчуждении земельного участка или нежеланием владельца осуществить его, что в итоге не имеет правового значения. Право собственности на землю прекращается в таких случаях в силу требований закона.

Однако земельное законодательство не определяет, кому принадлежит право подачи иска в суд, и в чьих интересах он подается, или является прекращение права земельной собственности по этому основанию возмездным, а также не дает ответа на некоторые другие вопросы, которые могут возникать при его реализации. Вместе лицу, лишена права собственности на указанный земельный участок, предоставляется право получить его в аренду. Это право бывшего собственника земли закреплено в ч. ст. 145 ЗК. Однако ее содержание не позволяет говорить о преимущественном праве таких лиц на аренду удаленной земельного участка.

Выкуп земельных участков для общественных нужд предусмотрен в ст. 146 ЗК. В ней определены земельные участки, которые подлежат выкупу, субъекты, которые осуществляют его, цели использования участков, которые выкупаются, условия и порядок осуществления выкупа т.д.. В частности, выкупу подлежат земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц. Выкуп осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право на выкуп земельных участков для следующих общественных нужд: под здания и сооружения органов государственной власти и органов местного самоуправления; под здания и сооружения и другие производственные объекты государственной и коммунальной собственности; под объекты природно -заповедного и другого природоохранного назначения; под объекты обороны и национальной безопасности; под строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий электропередачи, аэропортов, нефте-и газовых терминалов, электростанций и т.п.); под размещение дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств и международных организаций; под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общего пользования, необходимые для обслуживания населения. Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширению на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления.

В земельном законодательстве определены и порядок осуществления выкупа земельных участков для общественных нужд. Согласно ему собственник земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего выкупа должен быть письменно предупрежден органом, принимающим решение о его выкупе.Поскольку этот срок установлен законом, он не может быть сокращен по решению органа, который намерен осуществить выкуп земельного участка.

Выкуп земельного участка осуществляется с согласия его собственника. При этом между собственником и органом, который ее выкупает, заключается договор, что говорит об этом добровольное прекращение права собственности на землю. В случае отказа владельца, будут применяться положения ст. 143 ЗК об осуществлении принудительного выкупа земельного участка для общественных нужд в судебном порядке.

Важным условием выкупа земельных участков для общественных нужд является определение их стоимости. Согласно ч. ст. 146 ЗК стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с денежной и экспертной оценкой земель, проводимой по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины. Однако сейчас действует Закон "Об оценке земель", который в зависимости от цели и методов проведения оценки земель предусматривает несколько ее видов, в частности денежную оценку. В свою очередь в зависимости от назначения и порядка проведения, денежная оценка земельных участков может быть нормативной или экспертной. Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель. Экспертная денежная оценка земельных участков и прав на них проводится с целью определения стоимости объекта оценки и используется при осуществлении гражданско-правовых договоров относительно земельных участков и прав на них, кроме случаев, определенных действующим законодательством.

Несмотря на то, что после принятия Закона "Об оценке земель" указанные нормативные акты подверглись соответствующих изменений и дополнений, в них прямо не предусмотрено применение конкретной методики по оценке земельного участка при его выкупе для общественных нужд. Кроме этого, собственник земельного участка, выкупается для общественных нужд, может требовать ее рыночной оценки с учетом местоположения участка, наличия коммуникаций к ней, размещения инфраструктурных объектов и других факторов.Поэтому в случаях, когда собственник земли не согласен с выкупной стоимостью, вопрос решается в судебном порядке. Так, в ч. 4 ст. 146 ЗК, определено, что выкупная стоимость земельного участка может быть самостоятельным предметом судебного разбирательства.

Принудительное отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости является новой основанием прекращения права собственности на землю. По некоторым признакам оно несколько похоже с принудительным выкупом земельного участка для общественных нужд. Это проявляется в принадлежности отчуждаемых земельных участков на праве собственности гражданам или юридическим лицам, в осуществлении отчуждения при условии полного возмещения их стоимости и т.д.. Однако принудительному отчуждению земельных участков по мотивам общественной необходимости предшествует введения военного или чрезвычайного положения.Это отличает принудительное отчуждение от всех других оснований прекращения права собственности на землю.

Военное положение представляет особый режим, который вводится на всей территории страны или в отдельных ее местностях, в случае объявления войны, вооруженной агрессии, угрозы нападения и опасности государственной независимости Украины. Согласно ст. 106 Конституции военное положение может вводиться согласно представлению Президента Украины к Верховной Раде Украины как мера общественной необходимости.Следовательно, при введении такого положения земельные участки физических и юридических лиц могут быть отчуждены или изъяты в общественных и государственных интересах.

Чрезвычайное положение, согласно указанной конституционной нормы, также может вводиться на всей территории страны или в отдельных ее местностях по решению главы государства, но с последующим утверждением такого решения Верховной Радой Украины. Широкое определение чрезвычайного положения содержится в Законе Украины 16 марта 2000 г. "О правовом режиме чрезвычайного положения". Коротко его можно сформулировать как особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или отдельных местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим или материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан , и при котором допускаются временные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов юридических лиц, с указанием срока действия этих ограничений.

Официальное определение чрезвычайного положения охватывает также сферу действия законов Украины от 8 июня 2000 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" и от "13 июля 2000 г." О зоне чрезвычайной экологической ситуации ", в которых также подчеркиваются временный характер применения таких мер на отдельных территориях и объектах. Поэтому нельзя признать оправданным и обоснованным прекращение бессрочного права собственности на землю по мотивам общественной необходимости при введении временного чрезвычайного положения.

Не менее сомнительно порядок отчуждения или изъятия земельных участков физических и юридических лиц в условиях военного и чрезвычайного положения, определен в общей формулировке "в порядке, установленном законом", которое соответствует положениям ст. 41 Конституции. Однако в соответствии со ст. 143 ЗК выкуп (изъятие) земельного участка по мотивам общественной необходимости осуществляется в судебном порядке. Поэтому возникают сомнения в реальной гарантированности такого порядка прекращения права собственности на землю в условиях военного или чрезвычайного положения. Следует считать, что для принудительного отчуждения земель по мотивам общественной необходимости более допустимо их временное изъятие, которое может осуществляться в административном порядке. Оно определяется самим административным порядком введения военного или чрезвычайного положения.

Прекращение права собственности на земельный участок в случаях введения военного или чрезвычайного положения осуществляется при условии полного возмещения его стоимости.Это условие также воспроизводит конституционное положение и является достижением земельного законодательства. Однако ее закрепления, не говоря уже о реальное осуществление, например, в условиях военного положения, вызывает негативное восприятие с точки зрения норм морали. Другое дело, компенсация убытков собственникам земельных участков, которые возникли в результате чрезвычайных ситуаций, например, природного или техногенного характера, и подлежат возмещению в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством.

После прекращения действия обстоятельств чрезвычайного положения, в связи с чем было проведено принудительное отчуждение земельного участка, лицо, у которого она была изъята, вправе требовать возврата этого участка. Приведенное положение ЗК частично подтверждает вывод о временном характере принудительного изъятия земельного участка по мотивам общественной необходимости. В случае невозможности возврата собственнику принудительно отчужденного земельного участка, собственнику по его желанию предоставляется другой земельный участок.

Конфискация земельного участка, как основание принудительного прекращения права собственности на землю впервые предусмотрена в земельном законодательстве. Согласно ст. 348 ЗК земельный участок может быть конфискован исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. Несмотря на то, что земля в экономико-правовом смысле не принадлежат, приведена земельно-правовая норма текстуально совпадает с положениями ст. 41 Конституции. Конфискации земельного участка в судебном порядке, как основания принудительного прекращения права собственности на земельный участок, может происходить в уголовном, административном или гражданском судопроизводстве.

Согласно ст. 59 Уголовного кодекса (УК) Украины наказание в виде конфискации имущества заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Однако согласно ч. 2 ст. 52 УК конфискация имущества может применяться только как дополнительное уголовное наказание. В связи с тем, что уголовном осуждению подлежат только физические лица, конфискация в порядке уголовного судопроизводства может применяться только к земельных участков частной собственности физических лиц.

Некоторые особенности присущи применению уголовно-правовой конфискации объектов собственности. Так, если конфискуется часть имущества, суд должен указать, какая именно или перечислить предметы, конфискуются. Из этого следует, что применение конфискации земельного участка, находящегося в общей долевой собственности граждан, требует выделения, а участка, находящегося в их общей совместной собственности - определение и выделение доли участка, принадлежащего осужденному лицу и подлежит конфискации.

Земельные участки, принадлежащие на праве частной собственности физическим лицам, можно объединять и использовать для предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах. Проявлением этого, например, является объединение своих земельных участков гражданами для ведения фермерского хозяйства, предусмотренного в ст. 31 ЗК, передача членами сельскохозяйственного кооператива согласно ст. 20 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" принадлежащих им земельных участков кооператива как паевого взноса. При конфискации таких земельных участков, они также подлежат выделению из состава объединенных земельных массивов.

Согласно ч. 2 ст. 59 УК конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и может быть назначена только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК. Поскольку УК принимался ранее ЗК, конфискация земельного участка как дополнительное уголовное наказание не получила в нем закрепления. Поэтому для применения конфискации земельного участка качестве дополнительного уголовного наказания необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в УК.

Конфискация как основание для прекращения права собственности предусмотрена и в КоАП (кодекс админ. правонаруш.). Так, согласно ст. 29 КоАП конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда.

Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. При этом согласно ст. 25 КоАП конфискация может применяться как основное, так и дополнительное административное взыскание. КоАП предусмотрены меры административных взысканий за различные правонарушения, в том числе за правонарушения в области земельного законодательства. Но ни одна из статей не предусматривает конфискации земельного участка как основного или дополнительного взыскания, поэтому применение такой конфискации является проблематичным.

Статьей 346 ГК предусмотрено, наряду с другими основаниями прекращения права собственности, и конфискации. Согласно ст.354 ГК к лицу может быть применено лишение права собственности на имущество по решению суда как санкция за совершение правонарушения (конфискация) в случаях, установленных законом. Конфискованное имущество переходит в собственность государства безвозмездно. Объем и порядок конфискации имущества устанавливаются законом. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 139 ЗК обращения взыскания на земельные участки, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства, допускается в случаях, когда у собственников таких участков отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание, если иное не предложено собственником земельного участка.

Прекращение права собственности на ценные земли представляет особый интерес в связи с тем, что в этом случае имеет место прекращение права государственной или коммунальной собственности на землю. Это предусмотрено в ст.150 ЗК, практическая ценность которой заключается в том, что в ней закреплен перечень особо ценных земель. К ним согласно ч. 1 указанной статьи относятся: черноземы неэродированные несолонцеватые на лессовых породах; лугово-черноземные незасоленные несолонцеватые суглинистые почвы; темно-серые оподзоленные и черноземы оподзоленные на лессах и глинистые; бурые горно-лесные и дерновобуроземные глубокие и средне-глубокие; дерново-подзолистые суглинистые почвы; торфяники с глубиной залегания торфа более одного метра и осушенные независимо от глубины; коричневые почвы Южного побережья Крыма; дерновые глубокие почвы Закарпатья; земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений; земли природно-заповедного фонда; земли историко -культурного назначения. В развитие приведенного положения ЗК приказом Госкомзема от 6 октября 2003 г. № 245 был утвержден Перечень особо ценных групп почв. Изъятие таких земельных участков, как правило, не допускается, за исключением случаев, определенных законом.

Согласно ч. 2 ст. 150 ЗК земельные участки особо ценных земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, могут изыматься (выкупаться) для строительства объектов общегосударственного значения, в частности дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья , объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка согласовывается Верховной Радой Украины. После выкупа указанных участков предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, право государственной или коммунальной собственности на указанные земли прекращается.

Однако может иметь место и такое положение, когда особо ценные земли, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, изымаются (выкупаются) в государственную или коммунальную собственность. Согласование материалов изъятия или выкупа земельных участков этих земель, осуществляется Верховной Радой Украины по представлению Верховной Рады АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских советов. Полномочия указанных органов по изъятию и выкупа особо ценных земель корреспондируется с их правомочиями по изъятию и выкупа земельных участков, предусмотренные в главах 2 и ЗК.

Категорія: Земельне право (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter