Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Условия прекращения права постоянного землепользования

Условия прекращения
права постоянного землепользования

Прекращение
права постоянного землепользования землями государственной и коммунальной собственности
может осуществляться в порядке их изъятия для общественных нужд. Удаление как способ
прекращения права постоянного землепользования предусмотрено в ст. 149 ЗК, в которой
разграничены полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления
разных уровней о прекращении права землепользования. Это объясняется государственной
или коммунальной принадлежности земель и законодательным делегированием правомочий
собственности органам исполнительной власти и местного самоуправления.

Согласно
указанной норме, земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из
земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных
и других потребностей по решению органов государственной власти и органов местного
самоуправления. Удаление осуществляется с согласия землепользователей на основании
решений Кабинета Министров Украины, Совета министров АРК, местных государственных
администраций, сельских, поселковых, городских советов в соответствии с их полномочиями.

Сельские,
поселковые и городские советы изымают земельные участки коммунальной собственности
соответствующих территориальных громад, находящиеся в постоянном пользовании, для
всех нужд, кроме особо ценных земель, которые изымаются или выкупаются ими с учетом
требований ст. 150 ЗК. Верховная Рада АРК, областные и районные советы наделены
полномочиями изымать земельные участки совместной собственности соответствующих
территориальных громад, находящиеся в постоянном пользовании, для всех нужд.

За районными
государственными администрациями на их территории закреплено право изъятия земельных
участков государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в
пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд, а также за пределами
населенных пунктов для: сельскохозяйственного использования; ведения водного хозяйства,
кроме случаев, определенных ЗК; строительства объектов, связанных с обслуживанием
жителей территориальной громады района (школ, больниц, предприятий торговли и т.
д. ), кроме случаев, прямо предусмотренных ЗК.

Областные
государственные администрации на их территории изымают земельные участки государственной
собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в пределах городов областного
значения и за пределами населенных пунктов для всех нужд, кроме случаев, когда их
удаление отнесено к полномочиям районных государственных администраций и Кабинета
Министров Украины. Изымают Киевская и Севастопольская городские государственные
администрации земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном
пользовании, в пределах их территорий для всех нужд, кроме случаев, когда такое
изъятие отнесено к полномочиям Кабинета Министров Украины.

Совет
министров изымает земельные участки государственной собственности, находящиеся в
постоянном пользовании, в пределах городов республиканского (АРК) значения и за
пределами населенных пунктов для всех нужд, кроме случаев, предусмотренных ЗК.

Кабинет
Министров Украины изымает земельные участки государственной собственности, находящиеся
в постоянном пользовании, — пашню, многолетние насаждения для несельскохозяйственных
нужд, леса площадью более 1 га для нелесохозяйственных нужд, а также земельные участки
природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, кроме случаев, когда
их удаление отнесено к компетенции районных и областных государственных администраций,
Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и Совета министров
АРК, а также в случаях, предусмотренных ст. 150 ЗК по особо ценных земель.

Предоставление
указанным органам исполнительной власти и местного самоуправления права изъятия
земельных участков государственной и коммунальной собственности, находящиеся в постоянном
пользовании их предприятий, не лишает их как землепользователей, права на судебное
разбирательство такого изъятия. Так, согласно ч. 10 ст. 149 ЗК в случае несогласия
землепользователя с изъятием земельного участка вопрос решается в судебном порядке.
Таким образом, судебное разбирательство прекращении права постоянного землепользования
является гарантией от незаконного и необоснованного изъятия земельных участков.

 

Порядок согласования изъятия и выкупа
земельных участков

Согласование
вопросов, связанных с изъятием и выкупом земельных участков, является необходимым
подготовительным стадией прекращения права собственности или права землепользования.
Изъятие и выкуп земельных участков затрагивают права и интересы не только их владельцев,
но и других лиц, которые являются смежными землепользователями. Поэтому согласование
вопросов изъятия и выкупа земельных участков нельзя относить к выполнению чисто
формальных требований земельного законодательства.

Согласно
ст. 151 ЗК юридические лица, заинтересованные в изъятии или выкупа земельных участков,
обязаны до начала проектирования согласовать с собственниками земли и землепользователями
и сельскими, поселковыми, городскими советами, государственными администрациями,
Советом министров АРК, Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Украины место
расположения об объекта, размер земельного участка и условия его изъятия (выкупа)
с учетом комплексного развития территории, которое обеспечивало бы нормальное функционирование
на этом участке и прилегающих территориях всех объектов, условия проживания населения
и охрану окружающей среды.

Выбор
земельных участков для размещения соответствующих объектов проводится юридическими
лицами, заинтересованными в их отводе. Органы исполнительной власти или органы местного
самоуправления обязаны в порядке, определенном законодательством Украины, предоставлять
информацию юридическим лицам, заинтересованным в отводе земельных участков, о возможных
вариантах размещения объектов в соответствии с утвержденной градостроительной документации
и документации по землеустройству. Порядок выбора земельных участков для размещения
объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Согласовании
мест расположения объектов, размеров предполагаемых для изъятия (выкупа) земельных
участков и условий их отвода осуществляется соответствующими сельскими, поселковыми,
городскими советами, государственными администрациями, Советом министров АРК, Кабинетом
Министров Украины в соответствии с их полномочиями по изъятию этих участков, а также
Верховной Радой Украины. Согласовании мест расположения объектов на особо ценных
землях, а также мест расположения объектов собственности других государств и международных
организаций осуществляется Верховной Радой Украины.

Зависимости
от принадлежности земельного участка на праве государственной или коммунальной собственности,
юридические лица обращаются с ходатайством о согласовании мест расположения объектов
в соответствующий сельский, поселковый, городской совет или местной государственной
администрации. Ходатайства в отношении объектов, изъятие которых осуществляется
Кабинетом Министров Украины, подаются в Совет министров АРК, областной, Севастопольской
городской государственной администрации. К ходатайству прилагаются необходимые материалы
и расчеты.

Соответствующий
сельский, поселковый, городской совет или местная государственная администрация
согласно своим полномочиям рассматривает ходатайство и в пятидневный срок со дня
регистрации ходатайства направляет его вместе с представленными материалами, на
рассмотрение органов земельных ресурсов, природоохранных, территориальных органов
исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и санитарно-эпидемиологических
органов, органов градостроительства и архитектуры и охраны культурного наследия.
Указанные органы в течение 2 недель со дня получения ходатайства предоставляют свои
выводы соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету или местной государственной
администрации, с учетом полученных заключений в течение 10 дней принимают решение
о согласовании места расположения того объекта, под который имеют право самостоятельно
изымать земельный участок, или принять мотивированное решение об отказе.

Если
согласование места расположения объекта осуществляется районной, областной государственной
администрацией, Советом министров АРК, Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой
Украины, сельский, поселковый, городской совет готовит свое заключение и представляет
материалы на согласование в Верховную Раду АРК, областной, Киевской или Севастопольской
городской, районный совет или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную
администрацию. Районная государственная администрация рассматривает в месячный срок
материалы согласования места расположения объекта, под который имеет право изымать
земельный участок, или представляет свое заключение в Совет министров АРК или областной
государственной администрации. Совет министров, областная государственная администрация
рассматривают представленные материалы и согласовывают место расположения объекта,
под который имеют право изымать земельный участок.

О согласовании
места расположения объекта провалится Кабинетом Министров Украины, представляются
Советом министров ЛРК, областной, Киевской или Севастопольской городской государственной
администрацией со своим заключением центральному органу исполнительной власти по
земельным ресурсам, который рассматривает эти материалы и в месячный срок представляет
свои предложения в Кабинета Министров Украины.

Кабинет
Министров Украины рассматривает эти материалы и принимает соответствующее решение,
а по вопросам, которые согласовываются Верховной Радой Украины, представляет ей
свои предложения. Предложения об изъятии особо ценных земель из коммунальной собственности
готовит Верховная Рада АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские советы
и подают их в Верховную Раду Украины.

О согласовании
места расположения объекта должны включать: выкопировку из генерального плана или
другой градостроительной документации населенного пункта, копию плана земельного
участка с нанесением на ней вариантов размещения объекта с указанием общей площади,
которую необходимо изъять. Указываются также состав угодий земельного участка, изымаемого
и условия его отвода.

В случае
отказа собственника земли или землепользователя, сельского, поселкового, городского
совета, органов государственной власти в согласовании места расположения объекта
эти вопросы разрешаются в судебном порядке. В случае удовлетворения иска об обжаловании
отказа собственника земли или землепользователя, сельского, поселкового, городского
совета и органов государственной власти в согласовании места расположения объекта
решение суда является основанием для разработки проекта отвода земельного участка.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+