Современный период развития земельного законодательства и права в Украине


Современный период развития земельного законодательства и права в Украине


На основе Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 и в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле Верховный Совет УССР 18 декабря 1990 приняла ЗК.

Связь между ЗК и Декларацией является тесным. Так, в соответствии с разд. VI Декларации "Экономическая самостоятельность" земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах УССР, провозглашались собственностью народа Украины, материальной основой суверенитета последней и должны были использоваться с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.

Согласно ст. 6 ЗК, земля предоставлялась гражданам Украины в пожизненное унаследованное владения для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий, садоводства, дачного и гаражного строительства, традиционных народных промыслов. Во всех остальных случаях в соответствии со ст. 7 этого Кодекса земля предоставлялась гражданам и юридическим лицам в постоянное или временное пользование. В ст. 8 ЗК был введен институт аренды земли.

Верховной Радой Украинской ССР 18 декабря 1990 было принято постановление "О земельной реформе". Согласно ей все земли УССР с 15 марта 1991 объявлялись объектом земельной реформы. Основной задачей реформы стало перераспределение земель с одновременной передачей их в частную и коллективную собственность, а также в пользование предприятиям, учреждениям и организациям с целью создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель.

В развитие положений вышеупомянутого постановления Верховная Рада Украины ЗО января 1992 приняла Закон "О формах собственности на землю", которым устанавливались частная, коллективная и государственная формы собственности. Согласно этому Закону 13 марта 1992 была принята новая редакция ЗК, которая подтвердила указанные выше формы собственности на землю и определил порядок передачи земель в частную собственность. В тот же день Верховной Радой было принято постановление "Об ускорении земельной реформы и приватизации земли". Основные задачи земельной реформы сводились к приватизации земли, ее передачи в частную собственность гражданам Украины и в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным и садоводческим обществам.

Важное значение для регулирования земельных отношений в условиях рыночной экономики имеют также законы Украины "О плате за землю" и от 6 октября 1998 г. "Об аренде земли" (в редакции Закона от 2 октября 2003 p.). Воплощая в жизнь положения Конституции, которая начала принципиально новый подход к регулированию экономических, в том числе земельных, отношений в условиях рыночной экономики, они позволили использовать аренду земли и плату за землю как инструменты осуществления земельной реформы и создали условия для общеотраслевой кодификации земельного законодательства.

Действующий ЗК был принят 25 октября 2001 и вступил в силу с 1 января 2002 г. Он содержит 10 разделов, 37 глав и 212 статей и является основой дальнейшего развития украинского земельного законодательства, поскольку закрепляет принципиально новые принципы и подходы к регулированию земельных отношений.

Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 10 января 2002 г. № 6-р "Об утверждении плана подготовки проектов законодательных и других нормативно-правовых актов, вытекающих из Земельного кодекса Украины" в развитие положений действующего ЗК были приняты законы Украины от 15 мая 2003 г. "О личном крестьянском хозяйстве", от 22 мая 2003 г. "О землеустройстве", от 19 июня 2003 г. "Об охране земель", от 19 июня 2003 г. "О государственном контроле за использованием и охраной земель", от 11 декабря 2003 "Об оценке земель" и от 5 февраля 2004 г. "О разграничении земель государственной и коммунальной собственности".

На современном этапе развития земельного законодательства процесс кодификации не завершено. Ряд первоочередных законопроектов, указанных в вышеупомянутом распоряжении Кабинета Министров Украины не принято. Это, в частности, законопроекты "О рынке земель", "О государственном земельном (ипотечном) банке", "О государственном земельном кадастре", "Об изъятии земель права частной собственности", "Об особенностях создания и деятельности ипотечных учреждений".


Статистика
0  
Всього матеріалів 4282
0  
Всього коментарів 0
0  
Користувачів 26
Наші партнери
Оновлення new
  • Умови застосування видачі або передачі злочинця
  • Підставою видачі  є вчинення особою суспільно-небезпечного діяння, яке відповідно до законодавства України та законодавства запитуючої держави є
  • Універсальний принцип закону України про кримінальну відповідальність
  • Космополітичний (універсальний ) принцип передбачають поширення чинності кримінального законодавства України на суспільно небезпечні діяння, вчинені
  • Реальний принцип закону України про кримінальну відповідальність
  • Реальний принцип чинності закону про кримінальну відповідальність засновується на загальновизнаних нормах і принципах міжнародного права, сутність
  • Територіальний принцип закону України про кримінальну відповідальність
  • Територіальний принцип  випливає із суверенітету держави, влада якої поширюється на всю її територію. Особами, які вчинили злочин на території
  • Особливості регламентації за кримінальним правом України перейняття кримінального провадження
  • Україна може перейняти кримінальне провадження, в якому судовими органами іноземної держави не ухвалено вирок, щодо громадян України та іноземців,
Коментарі
Інформація
Голосування
Чи доводилося Вам стикатися з випадками корупцiї у ВНЗ?