Превращение христианства в государственную религию
Зміст сторінки:
Превращение христианства в государственную религию
Римской империи
К середине I в. в христианстве
отчетливо проявились различные направления, каждое из которых вело ожесточенную
борьбу как друг с другом так и с другими идейными противниками. Автор «Апокалипсиса»
сообщает о ряде враждующих сект: щколаитах, последователях Валаама, эффесских лжеапостолах,
сторонниках Иезавели, филадельфийском «сатанинском сборище». Еще большее число сект
упоминается в сочинениях христианского апологета Юстина-мученика.
Раннехристианские общины
не знали догматики и культа позднейшего христианства. Им не были известны святая
троица и боговоплощение. Христос представлялся не богом или равным богу, а лишь
сыном божьим. Не было и представления о едином святом духе. Общины не имели специальных
мест для проведения богослужений, не избирали священнослужителей, не знали таинств,
икон. Общей для всех была вера в добровольную искупительную жертву, принесенную
раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.
По мере роста христианского
космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс
отхода от иудаизма и окончательного, разрыва с ним. В конце I — начале II в., особенно
после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления иудейства, этот разрыв
оформился окончательно.
В евангелиях не содержится
указаний на наличие и общинах оформившегося клира. Его появление относится к концу
II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин
В это нремя происходит дальнейшее обострение противоречий рабовладельческого общества.
Упадок торговли, производства, брожение среди рабов и недовольство разоренных крестьян
распространяются все шире. Теперь Рим озабочен не расширением своих границ, а защитой
их от непрерывных нашествий варваров. Безысходность положения порождает настроения
отчаяния и пессимизма в среде господствующих классов, не способных остановить распад
империи. Такой ситуации как нельзя лучше соответствовали идеи христианства, звавшие
добровольно и покорно идти навстречу неизбежной гибели. Этим главным образом и объясняется
изменение социального состава общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную
бедноту, то в конце Д1в. в их составе уже были ремесленники, торговцы, землевладельцы
и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно приходит к- управлению
имуществом и руководству богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые
на определенный срок, а затем пожизненно, Священники, дьяконы, епископы, митрополиты
вытесняют харизматиков и сосредоточивают в своих руках власть.
Изменение социального состава
общин определило и их социальную направленность. Наблюдается все больший отход от
прежних демократических тенденций и все более настойчивое стремление к союзу с императорской
властью. Христианство безоговорочно встает на защиту рабовладельческого строя.
Императорская власть в
свою очередь ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией.
Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую,
успеха не имели. Религиозные реформы Гелиогобала, Аврелиана, Диоклетиана, попытка
Юлиана Флавия реставрировать политеизм, а Августа — утвердить в качестве мировой
религии культ цезарей были безрезультатны. Нужна была новая религия, понятная всем
народам империи, независимо от их этнической или классовой принадлежности, способная
дать утешение угнетенным и духовную узду угнетателям.
Былые гонения или безразличие
Римского государства к христианству в начале IV в. сменились активной поддержкой
новой религии. В 313г. император Константин издал эдикт (указ) о предоставлении
христианам равных прав со всеми другими религиями, а в 324 г. официально объявил
христианство государственной религией Рим-, ской империи. В 325 г. под его председательством
собрался в городе Никее I вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную
роль в утверждении христианского вероучения.
Причины Расколов Церкви на три
главных направления
Угроза схизмы, что в переводе
с греческого означает “раскол, разделение, распри”, стала реальной для христианства
уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в экономике, политике, в личных
симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенности
вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи
воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее пояснить истинные
причины, которые, по их мнению, кроются в экономике и политике, в чем угодно, только
не в религиозной специфике происходящего. И на такой ноте церковь подошла к своему
главному расколу.
Раскол Римской церкви
Одним из самых крупных разделений
христианства было появление двух основных направлений – православия и католицизма.
Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями
развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной
борьбой между ними.
Предпосылки раскола возникли еще
в конце IV начале – V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо
от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой.
Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно
единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство
зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров,
которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил
под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли
пресвитеры Витус и Винцент. Таким образом, причиной раскола христианства было стремление
высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния.
Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе,
но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола
христианства. Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что
католицизм и православие имеют сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван
чисто историческими обстоятельствами.
Отделение протестантизма
На протяжении всего Средневековья
церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий
на Западе феодальный строй. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах
Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой
использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы,
и получая от них бесчисленные плоды .
Феодальная католическая церковь
могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная
основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии,
а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно
захватывавшего в свои руки экономику, — класса буржуазии. Ей нужна была новая религия,
которая отличалась бы от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной. Для
них католическая епархия становилась не только ненужной, но и просто вредной вся
дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями
и церковным землевладением.
В тех государствах, где сложилась
сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в
Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих
претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная
власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей
вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала
всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть
усиливало. Недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла
церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать
с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные
владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это,
а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии[9], и моральное
разложение духовенства, послужило к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября
1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них
доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением
грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не
являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской
церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов»
и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.
Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения
души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой
ему непосредственно Богом.
Папство первоначально не выказало
особой озабоченности его выступлением. Однако, выразив поддержку Яну Гусу и недоверие
церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений
с церковью. Вновь избранный император Священной Римской Империи Карл V вызвал Лютера
с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютеру дали два дня, чтобы дать
ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня он ответил: «На
том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Лютер был поставлен вне закона
на территории Священной Римской Империи.
Основу для раскола и отделения
церкви положил конфликт и недовольство церковью населения в отношении материальных
ущемлений и поборов. Но новый класс ради материальной выгоды поддержал протест,
и это сказалось на формировании протестантизма. И опять религиозные причины по своему
масштабу отходят на второй план по сравнению с жаждой власти и денег.
Итоги расколов церкви
На данный момент католическая
церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2008 год,
в мире насчитывалось 1,086 млрд. католиков. Их число постоянно увеличивается за
счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число
католиков постепенно уменьшается.
Католицизм исповедуют почти во
всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах,
а в Африке проживают около 115 миллионов католиков. До 1917 года в Российской империи,
по официальным сведениям, проживало более 10 млн. католиков. В современной России
существует около 300 приходов Римско-католической церкви.
Православие исторически традиционно распространено
на Балканах среди греков, румын и албанцев, в восточной Европе среди восточно- и
южнославянских народов, а также грузин, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди
некоторых иных народов Российской Федерации.
В православии отсутствует единая точка зрения, считать
ли «латинян» еретиками, исказившими
Символ веры путём самочинного
позднейшего предлога Filioque, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной
Апостольской Церкви. Но православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости
папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами
— по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской Церкви.
В настоящее время протестантизм
получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании,
Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Протестантизм — одна из немногих религий, бурно
распространяющихся по миру в наши дни. За последние 30 лет 15—20 % населения Бразилии,
15—25 % населения Чили, треть населения Гватемалы, от четверти до половины (по разным
оценкам) населения Южной Кореи приняли протестантизм. По информации члена Евразийского
исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет
перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.