Бібліотека Studies працює за підтримки агентства Magistr.ua

Дзен-буддизм, Церковь единения, Великое Белое Братство

Международное
общество сознания Кришны

Международное
общество сознания Кришны
Индуизм, будучи древнейшей из живых религий, не имеет
единого основателя. Самые ранние священные книги индуизма (Веды) датируются не позднее
чем началом II тыс. до н. э. Особенность индуизма в том, что на протяжении всей
своей истории он существовал как совокупность множества относительно самостоятельных
религиозных групп. Исследователи классифицируют их на основании преимущественного
поклонения либо Богу Вишну, либо Шиве, либо Кали.

Признавая, в соответствии с ортодоксальной индуистской традицией, авторитет
всех основных священных писаний древней Индии: Вед, брахман, араньяк, упанишад,
а также пуран и итихас, последователи Общества сознания Кришны основное внимание
уделяют тем из них, где подчеркивается монотеизм и примат любви к Богу (бхакти)

Окончательно вероучение, исповедуемое ныне Обществом сознания Кришны, сложилось
к XVI веку и записано в философских и богословских трудах ближайших последователей
великого религиозного реформатора средневековой Индии, проповедника бхакти, Шри
Чайтаньи (1486-1534гг.) Это учение получило название гаудия-вишнуизма (бенгальского
вишнуизма). В нем монотеистические положения БГ и БП получили дальнейшее развитие
и углубление.

В отличие от некоторых других школ вишнуизма, в бенгальском вишнуизме Кришна
считается главным и изначальным проявлением Бога.

Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны имеет несколько
ступеней посвящения. Первое посвящение дается кандидатам, которые, как минимум,
полтора года соблюдают (и намерены соблюдать всю жизнь) так называемые регулирующие
принципы, традиционные для вишнуитов. Их четыре: не употреблять в пищу мясо, рыбу,
яйца (однако рекомендуется употребление молока и молочных продуктов); не употреблять
никаких наркотиков и одурманивающих средств (включая даже такие слабые, как чай,
кофе и сигареты); не вступать в половые отношения вне брака; не участвовать в азартных
играх. Посвящение может дать только духовный учитель, гуру, получивший этот сан
либо от своего духовного учителя, либо от духовных братьев, обладающих этим саном.
В настоящее время в Международном обществе сознания Кришны около пятидесяти человек,
непосредственных учеников Бхактиведанты Свами, имеют сан духовного учителя.

Другим обязательным требованием для получения посвящения является индивидуальное
повторение на четках вишнуитской молитвы-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна
Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая представляет
собой обращение к Господу посредством произнесения Его имен. Кришна переводится
как “Всепривлекающий”, Рама – “Всерадующий”, Харе – обращение
к духовной энергии Господа, т.о. перевод молитвы звучит: “О Всепривлекающий,
Всерадующий Господь, о энергия Господа, польволь мне с любовью служить Тебе.”

Каждый готовящийся к посвящению должен повторять ежедневно 16 кругов
мантры Харе Кришна на четках, состоящих из 108 бусин, что занимает 1,5-2 часа. Эта
мантра-молитва, называемая “великой мантрой”, приводится в некоторых ортодоксальных
священных писаниях, в частности, в Упанишадах. Практика повторения мантр на четках
имеет очень древнее происхождение и является неизменным элементом духовной практики
всех школ вишнуизма, и даже шире, практически всех течений индуизма.

Другая, не менее традиционная, форма ритуальной практики – совместное
пение мантр, так называемый киртан. Киртан, хотя и является основной отличительной
чертой бенгальского вишнуизма, как форма поклонения также широко распространен во
многих штатах Индии, прежде всего в Махараштре, Ассаме, Ориссе, Тамилнаде и Манипуре.

Второе посвящение – традиционная церемония надевания священного шнура,
дается далеко не каждому. Для того, чтобы получить это посвящение, необходимо обладать
довольно глубокими познаниями в философии и теологии, проверяемыми специальными
тестами. Получение второго посвящения возводит человека в ранг священнослужителя
-брахмана – и формально позволяет ему проводить обряды, поклоняться на алтаре в
храме и проч.

Третье посвящение, возведение в монашеский сан саньяси, является уделом
и привилегией лишь очень немногих и дается с очень большой разборчивостью. Саньяси
дает обет целомудрия и отречения от мира. Традиционно титул саньяси принимали люди,
возглавлявшие духовные организации – матхи.

Храмовое поклонение последователей Общества сознания Кришны строится
на тех же принципах, что и поклонение во всех традиционных вишнуитских храмах. В
основе поклонения лежит представление о том, что арча (скульптурное изображение
Бога) является одним из Его проявлений в этом мире. По представлениям вишнуитов
Господь по Своей милости приходит в этот мир в образе арчи и принимает поклонение
верующих. Специальный ритуал установления арчи (Божества) одухотворяет арчу и делает
ее объектом поклонения. Это поклонение является неотъемлемой частью регламентированного
служения Богу (садхана-бхакти).

Для верующих-кришнаитов,
исповедующих последовательный монотеизм, характерно обращение лишь к Верховному
Господу в некоторых из его ипостасей, а также к его приближенным – святым и духовным
учителям, достигшим совершенства в служении Богу и, как считается, способным помочь
в этом другим. Согласно учению Чайтаньи, богослужебный ритуал сведен к простому
пению имен Бога, сопровождаемому несложной процедурой поднесения Господу воды, огня,
цветов, благовоний. Обращение к “другим богам”, духам и демонам не практикуется.

 

 

Дзен-буддизм

Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в
Китае и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего на передачу
сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания,
тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение
и сущность. Дзен-буддизм – это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном
виде воплощает всю философию Востока.

Дзен-буддизм не основан на логич. анализе, не учит,
а только указывает путь духовного развития личн. Целью его явл. приобретение внутр.
духовного опыта, просветление личн. посредством проникновения в истинную природу
ума, ставшего своим собств. господином, и достижение свободы от всех неестественных
помех и условностей. Работа в С. д.-б. означает прямое, без чего-либо неестественного
и внешнего вхождение в контакт со своим внутр. миром, т. е. духовное саморазвитие
на основе активизации потенциала субъектной психической активности личн. в процессе
систематич. тренировки ума.

Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические
потенции чел. раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенционалъным,
не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естеств., “самонеосознанным”.
Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью
ею, а “наитием”, т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития
и способностью “чувствовать” ситуацию. Эти качества легче всего проявляются
тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии
покоя ума. Достигается эта способность в результате систематич. практики “Дхьяна-дзен”,
что означает “сидеть в медитации”, которая, в отличие от др. ее видов,
не имеет объекта сосредоточения; это – нечто неуловимое, как “облако, кочующее
в небе” и выражается в форме “недействия”, “незанятости”,
что явл. не просто “спокойствием ума”, а особого рода “несхватыванием
ума”. В дзен-буддизме считается, что совершенный чел. пользуется своим умом,
как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но не
хранит.

Спонтанность мышления достигается спец. тренировкой
внимания, постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей
без какой-либо цели или оценки. Цель – тотальная ясность и бдительность активного
и пассивного сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале,
где ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать,
ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику никакой определ.
направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается к тому делу, которое возникает
перед ним как необходимое. В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения
– ученика ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция
должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и
действиях.

 

 

Церковь
единения

Основатель «Церкви единения» Сан Мунг Мун родился 6 января 1920 г. в крестьянской
семье последователей пресвитерианской церкви на севере Кореи. Учась в школе, он
посещал молитвенные собрания пятидесятников. В 1936 г. на Пасху его посетило видение:
сам Иисус Христос явился религиозному подростку и сообщил, что тот призван завершить
миссию, которую Иисус предпринял около 2 тысяч лет назад. Согласно одной из версий
повествования об этом событии, голос с неба изрёк: «Ты завершишь спасение людей,
являясь вторым пришествием Христа».

Так появился
ещё один пророк. В данном ему при рождении имени Ионг Мунг Мун он сменил первую
часть — Ионг (дракон) — на Сан (светящийся), что должно было намекать на его божественное
происхождение.

Как утверждают
сторонники Муна, будущий пророк, получивший в Японии специальность электрика, благодаря
своим выдающимся талантам, мог бы без труда получить диплом инженера, но делать
этого не стал, ибо твёрдо решил следовать по Божьему пути.

После окончания
второй мировой войны Мун, который жил в то время в Пхеньяне, угодил в тюрьму, якобы
по политическим мотивам, а по уточнению его критиков — за двоежёнство. Осенью 1950
г. он перебрался в Южную Корею и в 1954 г. основал «Церковь единения» — «Ассоциацию
Святого Духа для объединения мирового христианства», а несколько позднее (в 1957
г.) издал под своим именем прибавление к Священному писанию под названием «Божественные
принципы».

В 1955 г.
Мун вновь попал на скамью подсудимых. На этот раз по обвинению в полигамии и сексуальных
извращениях: против него свидетельствовали полтора десятка женщин. На одной из совращённых
им студенток университета «Рихва» в Сеуле, восемнадцатилетней Хан Хок Джа, Мун для
приглушения скандала вынужден был жениться. Эта, по выражению Муна, «свадьба агнцев»
состоялась в I960 г. В качестве свадебного подарка «пророк» преподнёс своей суженой
титул «мать мироздания» и трактат «Божественные принципы».

Что же представляют
собой «Божественные принципы» Муна Это смесь христианской догматики, восточных
культов и терминов, заимствованных из электротехники. Мун считает семью созданием
нечистой силы, т. к. Ева согрешила (в буквальном смысле) с Сатаной, принявшим облик
змея, и обрекла людской род на долгие страдания. Христос («второй Адам»), как и
наши прародители — Адам и Ева, был рождён безгрешным, но не успел выполнить свою
миссию — вступить в брак с идеальной земной женщиной и произвести на свет очищенных
от греха «совершенных» детей. Поскольку Мун также безгрешен, то вместе со своей
женой они составляют Подлинную семью. Только вступив в неё, человек может спастись.
А настоящие родители и родственники являются представителями «сатанинского», греховного
мира. И хотя Мун не принимает прямого участия в создании «совершенного потомства»,
он определяет совместимость молодых людей друг другу в сексуальном отношении и проводит
массовые бракосочетания, причём некоторые новобрачные встречаются за несколько дней
до свадьбы, а иные общаются через переводчика. Призывы вступить в «настоящую семью»
(недаром над входом в каждое здание «Объединённой церкви» висит приветствие: «Добро
пожаловать домой») оказываются привлекательными не только для юношей и девушек,
но и для одиноких пожилых людей.

Муниты —
непревзойдённые мастера вербовки адептов. Они редко черпают кадры среди людей, мятежно
настроенных, предпочитая им юношей и девушек добропорядочных, скрытных, неуверенных
в себе. Учебник по рекрутированию гласит: «Мы должны впечатлять людей нашим спокойствием,
нашей уверенностью в себе и концентрацией… Нужно глубоко верить в то, что мы говорим,
говорить с особой убедительностью… Нужно быть психологом и уметь читать лица».

История
человечества делится, по Муну, на три периода: эпоха Авраама — формирование рода
человеческого; эпоха Иисуса — развитие человечества; наконец, эпоха Муна, который
явился на землю, чтобы завершить священную миссию и освободить людей от Сатаны.

1 января
1972 г. Господь Бог снова посетил Муна и рекомендовал ему подготовить народ ко Второму
Пришествию. В начале 1974 г. Мун приехал в США и начал поездку по стране, разъясняя,
что Бог рассчитывает на Америку. Несколько конгрессменов пригласили Муна выступить
с речью на неофициальном приёме в палате представителей конгресса США. В печать
проникли сведения, что на этом приёме Мун заявил: «Главе церкви нужно много привлекательных
девушек. Мы прикомандируем по три девушки к каждому сенатору. Это означает, что
нам нужно их 300. Пусть девушки установят с ними добрые отношения».

Начиная
с 1976 г. «Церковь единения» не раз попадала в скандальные истории.
Так, выяснилось, откуда брались миллионы долларов, которые Мун тратил, в частности,
на создание только в США 40 дочерних организаций с целью привлечения новых членов.

Вербовка
новых членов «Церкви» велась вполне открыто, но лишь до того времени, пока жертва
не попадала в расставленные силки. Новичков — «детей» — подвергали последовательному
«обучению» в течение 7, 21, 40 и 120 дней. «Детей» ни на минуту не оставляли одних,
заставляли работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14—16 часов в сутки.
Молодёжи запрещаются контакты с родителями, которые представляют, по словам проповедников,
сатанинскую сторону, если они не признают «Церкви» Муна. В конце 70-х годов только
в США их было 10 тыс. человек.

Собственно
членами закрытых обществ следует считать лишь часть сторонников «Церкви единения»,
прежде всего руководящий персонал многочисленных управлений и центров обучения,
а также часть рядовых членов, которые проживают в казармах, принадлежащих «Церкви».
Для последних существуют определённые правила, регламентирующие их жизнь. Вот они:
«Ежедневные молитвы на протяжении многих часов; малокалорийное питание; постоянный
недостаток сна; коллективные песнопения; многоразовые чтения религиозных текстов;
преследование каждого члена секты — никто ни на мгновение не может остаться не только
один, но и вдвоём с кем-то; военная строгость во внешнем виде и поведении».

В начале
80-х годов «Церковь единения» имела различные промышленные предприятия во многих
странах. Ей принадлежат 150 корпораций, объединяющих предприятия в различных областях
сферы производства и обслуживания. От членов «Церкви», трудящихся на этих предприятиях,
требуют удовлетворяться низкой заработной платой. Это требование обосновывается
ссылками на то, что высокая прибыльность предприятий нужна для повышения престижа
«Церкви» и морали верующих. Сам же Мун представил ложную декларацию о размере своих
доходов, за что суд признал его виновным в уклонении от уплаты налогов (Мун «забыл»
упомянуть в налоговой декларации, что владеет в штате Нью-Йорк поместьем стоимостью
625 тыс. долл.).

В июле 1982
г. его приговорили к 18 месяцам тюрьмы и штрафу в 25 тыс. долл. Мун обжаловал это
решение в федеральном апелляционном суде, утверждая, что ему вынесен обвинительный
приговор только из-за его национальной принадлежности и приверженности религии.
В конечном счёте адвокаты сумели доказать, что деньги Муна принадлежат его «Церкви»,
которая как религиозная организация по американским законам освобождена от уплаты
налогов. Мун отсидел в тюрьме 1 год и был выпущен в марте 1985 г. досрочно за «образцовое
поведение».

Как утверждает
Мун, в начале 80-х годов в рядах его «Церкви» состояло 40 тыс. членов в США и 3
млн. в других более чем 100 странах. Мун пообещал, что получит власть над миром,
и сейчас имеет такое влияние, что его приглашают на введение в должность президента
США.

 

 

Великое Белое Братство («ЮСМАЛОС»)

Великое Белое Братство («ЮСМАЛОС») – религиозное объединение, созданное в Киеве, женщиной называвшей
себя Марией ДЭВИ Христос. Характер деятельности и учение дает все основания отнести
организацию к разряду тоталитарных сект.

В 1990 в Киеве году Марина Цвигун пережила клиническую смерть, после которой
стала считать себя живым воплощением Святого Духа. В 1991 году Цвигун познакомилась
с Юрием Кривоноговым, который возглавлял Центр Души «Атма». С помощью Кривоногова
Цвигун основывает сектантскую организацию «ЮСМАЛОС». Влияние секты быстро растет,
о чем свидетельствуют открытия ее представительств в России, Беларуси, Казахстане.

 

В 1992 году в отношении участников секты правоохранительные органы возбуждают
несколько уголовных дел. Цвигун, которая именуется среди своих последователей Марией
ДЭВИ Христос, предсказывает, что конец света произойдет в ноябре 1993 года. 10 ноября
1993 года последователи секты собрались в Софийском соборе Киева и принимаются ожидать
наступления конца света. Однако прибывшие на место представители правоохранительных
органов разгоняют сектантов, а несколько человек было задержано. 

В 1996 году Марина Цвигун приговаривается судом к
четырехлетнему лишению свободы в колонии строгого режима, другой лидер секты – Виталий
Ковальчук ( известный среди адептов как Иоанн-Петр Второй) – получает 5 лет тюрьмы,
Юрий Кривоногов осужден на 6 лет.

Не дожидаясь выхода из заключения, Цвигун, чтобы вернуть доверие последователей,
серьезно пострадавшее после несостоявшегося апокалипсиса, объявляет, что именно
Кривоногов заставлял людей продавать квартиры, называет его Антихристом и Иудой.
Отбыв наказание она выходит замуж за Виталия Ковальчука, одновременно она берет
новые имя и фамилию. Теперь по паспорту ее зовут Виктория Преображенская. Деятельность
секты возобновляется. Цвигун старается зарегистрировать общину как общественную
организацию.

Проживает Цвигун с мужем и ближайшими последователями недалеко от Киева,
в поселке Вишенки. У секты имеется свой сайт в Интернете, на котором появляются
новые откровения самозваной Марии ДЭВИ, ее стихотворные опусы и фотографии с мужем.
Учение секты пропагандируется посредством издаваемых брошюр и иллюстрированных журналов
На фотографиях Цвигун и Ковальчук обряжены в балахоны древнеегипетского типа, из
чего можно заключить, что секта поменяла свою псевдо-христианскую доктрину на другую.
В павильоне ВВЦ Цвигун выставляет собственные картины в галерее «Дома Солнца».

Согласно «учению «Белого Братства», Бог – это Мать, и эта Великая Праматерь
создала существующую вселенную. В реальности культ праматери сводится к поклонению
ее живому воплощению – Марине Цвигун. Отвергающим культ грозят великие бедствия
и мучения в аду. В вероучении «ЮСМАЛОС» можно обнаружить большое влияние христианских,
буддийских, иудейских взглядов. Последователи секты верят в скорое пришествие Антихриста
на Землю. Лидеры секты внушают своим последователям, что в грядущем «конце света»
лишь те, кто исповедуют культ Марии ДЭВИ, будут жить на новой преображенной Земле
и составят ее шестую расу.

 

 

Неоязычество

Неоязычество, или нативизм (от лат. nativus
— родной, природный) — это реконструкция дохристианских политеистических верований.
Говоря о славянском неоязычестве, о котором пойдет далее речь, соответственно, славянский
нативизм (или неоязычество) — это реконструкция дохристианских языческих верований
древних славян, возврат к богопочитанию Перуна, Велеса, Макоши и пр. на основе немногих
исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов
политеистических верований других народов и оккультизма. В современном неоязычестве
можно обозначить четыре взаимопроникающих течения: 1. народно-бытовое, 2. этническое, 3. экологическое,
4. националистическое. Народно-бытовое язычество преобладает в сельской местности
и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие
(сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире (домовые,
упыри, русалки и пр.). Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии,
которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может
и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ. Этническое
язычество — это политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их
отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми,
к примеру, являются шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока.
Экологическое языческое течение: организациям, относящимся к ним, присуще оккультное,
синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма.
К таковым относятся общины, входящие в «Круг Языческой Традиции». Националистическое течение включает религиозные
и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистические
мировоззрение с идеологией национализма. К первым, например, относятся общины «Союза
Славянских Общин» и «Древлеправославная церковь Инглингов». Ко вторым — организации
от националистических неоязыческих партий («Партия Духовного Ведического Социализма»)
до отдельных группировок скинхедов.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+