Характеристика мер административно-процессуального обеспечения
Законодательством об административной ответственности предусмотрены следующие меры процессуального обеспечения (ст.259-266 КУоАП):
- доставки нарушителя;
- административное задержание;
- личный досмотр и досмотр вещей;
- изъятие вещей и документов;
- отстранения водителей от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и обзор их на опьянение.
1. Под доставкой правонарушителя необходимо считать принуждения (меры обеспечения производства), что ограничивает свободу действий и передвижения лица, затрагивает его честь и достоинство. При доставлении лица его заставляют идти (пешком или на транспорте) в милицию или в штаб по охране общественного порядка.
2. Административное задержание состоит из принудительного, кратковременного ограничения свободы действий (прежде всего, передвижения) граждан в виде содержания их под наблюдением в помещении милиции или другом определенном законодательством месте в течение установленного законом срока (ст.263 КУоАП) с целью установления личности правонарушителя, осуществления его проверки по учетам, прекращение противоправного поведения, составления протокола. Он применяется только органами (должностными лицами) правомочными осуществлять административное задержание: органами внутренних дел; пограничными войсками; должностными лицами военной автомобильной инспекции. Административное задержания преимущественно может длиться не более 3:00.
3. Личный досмотр и досмотр вещей проводятся с целью выявления, закрепления необходимых доказательств правонарушения и обеспечения дальнейшего привлечения к ответственности.
Право на их производство предоставлено уполномоченным на то должностным лицам:
а) органов внутренних дел;
б) военизированной охраны;
в) гражданской авиации;
г) таможенных учреждений;
д) пограничных войск.
Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с задержанным и в присутствии двух понятых того же пола. Право на досмотр вещей, кроме вышеупомянутых, предоставлено должностным лицам:
а) природоохранных органов;
б) органов лесоохраны;
в) органов рыбоохраны;
г) органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
4. Изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право проводить административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей с целью обеспечения доказательств, а также в зависимости от результатов рассмотрения дела, обеспечения их конфискации, возмездного изъятия, уничтожения или возвращения владельцу. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении, административное задержание или досмотр вещей.
5. Отстранение водителей от управления транспортными средствами, речными и маломерными судами и обзор их на состояние опьянения применяются милицией в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что они находятся в таком состоянии.
Признаками нахождения лица в состоянии опьянения являются:
1) Наличие признаков алкогольного опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков, а так же признание в этом самого лица.
2) Наличие признаков наркотического или иного опьянения: приведенные выше признаки алкогольного опьянения (кроме запаха алкоголя изо рта), а также суженные или очень широкие зрачки.