Административное право и административное процессуальное право
Административный процесс представляет собой урегулированные нормами административно-процессуального права деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, других уполномоченных на то субъектов, направленную на реализацию норм административного материального права, а также материально-правовых норм других отраслей права в ходе рассмотрения индивидуально-конкретных дел.
Понятие «административный процесс» в административно-правовой науке принято рассматривать в широком и узком смысле.
В широком смысле административный процесс — это установленный законом порядок рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления, судами (общей юрисдикции или специально созданными) или специально уполномоченными на то органами (должностными лицами).
В узком понимании административный процесс рассматривается как производство по делам об административных правонарушениях и применения к правонарушителям административных взысканий.
Иногда понятие административного процесса в узком смысле понимается не только как рассмотрение дел об административных правонарушениях и применение административных взысканий к виновным, но и как рассмотрение дел с применением мер административного принуждения.
Административный процесс является видом юридического процесса и имеет все присущие последнему признаки.
Прежде всего, административный процесс осуществляют только уполномоченные на то субъекты. Законодателем четко регламентировано компетенцию государственных органов, их должностных лиц, органов правосудия и некоторых других органов по решению индивидуально-конкретных дел в ходе административно-процессуальной деятельности.
Упорядоченность административного процесса обусловлено наличием четкой системы действий по проведению операций с предписаниями норм права. Очевидно, что без действий по выбору и анализу предписаний правовых норм, без выяснения их содержания невозможно решение задач процесса и достижения его цели.
Процесс рассмотрения конкретного административного дела немыслим без промежуточного и конечного закрепления определенных фактов, которые играют роль своеобразных ступенек на пути к установлению юридических последствий. Только после их закрепления в соответствующих процессуальных документах такие факты становятся юридическими.
Урегулирование процессуальных действий субъектов административного процесса является залогом того, что конечный результат будет достигнут, а отсутствие надлежащей процессуальной регламентации означает по сути неуправляемость их действий, ставит под сомнение достижение реальной цели процесса.
Рассмотрение административного дела (в большей степени это касается дел, имеющих спорный характер) невозможно представить без установления определенных фактических данных и конкретных обстоятельств. Не случайно в ст. 245 КУоАП законодатель прямо ориентирует на своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении. Трудно представить решение этой задачи без использования разнообразных методов и средств юридической техники, достижений научно-технического прогресса. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в числе участников дел об административных правонарушениях выделяется такая процессуальная фигура, как эксперт, т.е. лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области человеческой деятельности.
И, наконец, важнейшим обстоятельством, характеризующим административный процесс, следует признать то, что административно-процессуальная деятельность всегда основывается на праве, связанная с реализацией материальных норм административного права, а в некоторых случаях — и норм других отраслей права, например, реализации отдельных норм такой сравнительно молодой отрасли права, как предпринимательское право относительно государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Административный процесс имеет и определенные особенности, позволяющие отграничить его от других видов юридического процесса, в частности уголовного и гражданского.
Административный процесс в основном связан с исполнительно-распорядительной деятельностью, тогда как уголовный и гражданский процессы регламентируют деятельность по отправлению правосудия по уголовным и гражданским делам. Однако это не означает, что административный процесс никак не связан с правосудием. Одна из форм его осуществления, а именно — рассмотрение судами определенных категорий дел об административных правонарушениях, представляет собой не что иное, как правосудие по административным делам.
Будучи урегулированной административно-процессуальными нормами долей управленческой деятельности, административный процесс имеет присущие только ему содержание, динамичность и взаимосвязь с нормами административного материального права, а также с нормами других материальных отраслей права (финансового, земельного, экологического и т.д.).
Субъектами административного процесса выступают государственные органы (должностные лица), органы местного самоуправления и их должностные лица, администрация государственных предприятий, учреждений и организаций, объединения граждан, их органы и должностные лица, владельцы, их представители и уполномоченные, граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства.
Особое место среди субъектов административного процесса занимают суды (судьи) и органы прокуратуры.