Понятие и система принципов административного процессуального права
Содержание страницы:
Понятие и система принципов административного
процессуального права
Принципы административного процессуального права
— это основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание.
Можно дать и более конкретизированное определение принципов административного процессуального
права как основополагающих положений, с помощью которых определяются особенности,
специфика, назначение административно — процессуальной деятельности, урегулированной
нормами административного процессуального права.
Полную классификацию принципов административного
процессуального права подали AA Мельников, H.H. Полянский, В.М. Савицкий и Н.С.
Строгович. Они выделяют:
— Принципы судебного права;
— Принципы правосудия, которые в зависимости от
оснований классификации делятся на организационные и функциональные (их можно считать
и принципами административного процесса по сфере их деятельности).
По нормативным актам, в которых они закреплены,
можно выделить:
— Конституционные принципы;
— Принципы, закрепленные в отраслевом законодательстве.
Важно отметить универсальный характер многих правовых
принципов. Независимо от различных классификаций большинство общеправовых принципов
конституционными и получают свое отражение как в административном, так и в административном
процессуальном праве, например :
— Законности;
— Принцип приоритета прав и свобод человека и
гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты;
— Принцип единства системы государственной власти,
разграничения компетенции между центральными и местными органами государственной
власти;
— Принцип разделения законодательной, исполнительной
и судебной власти;
— Принцип обеспечения права граждан на участие
в государственном управлении;
— Принцип эффективного управления;
— Принцип равенства граждан перед законом;
— Принцип гуманизма.
Эта система конституционных принципов развитая
в специальных актах, регулирующих административный процесс, например, в Кодексе
Украины об административных правонарушениях. Они получили развитие и в Кодексе административного
судопроизводства Украины. Например, в ст. 7 КАСУ указано: «Принципами осуществления
правосудия в административных судах являются:
1) верховенство права;
2) законность;
3) равенство всех участников административного процесса перед законом и судом;
4)
состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств
по делу;
5) гласность и открытость административного процесса
6) обеспечение апелляционного
и кассационного обжалования решений административного суда, кроме случаев, установленных
настоящим Кодексом;
7) обязательность судебных решений».
Кроме того, некоторые конституционные принципы
не являются четко сформулированными в нормах административного процессуального права,
но их влияние на отрасль прослеживается довольно легко, поскольку многие отраслевых
институтов сформированы на основе и во исполнение таких принципов. Например, принцип
гуманизма реализуется в : — предоставлении значительных прав гражданину, обратившемуся
с жалобой, — предоставлении адвоката в случае неспособности гражданина самому оплачивать
услуги и т.д..
Заложенные в АПК принципы административного судопроизводства
направлены на решение следующих важных задач:
— Во-первых, они устанавливают права и обязанности
участников административно — судебного производства, что позволяет заинтересованным
лицам наиболее полно и точно соответствовать своему назначению в процессе рассмотрения
дела;
— Во-вторых, они устанавливают компетенцию субъекта
административно — судебной юрисдикции, необходимую для выполнения основного функционального
долга — объективного, основанного на точном соответствии закону рассмотрения дела
и вынесения обоснованного решения по нему.
Успешное решение этих задач создаст объективные
предпосылки для эффективной реализации возможностей судебной защиты прав и свобод
граждан в государственном управлении.
Принципы
организации правосудия
— Принцип
осуществления правосудия только судом, закрепленный в ст. 124 Конституции Украины,
которая определяет, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами.
Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или
должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения,
возникающие в государстве. Статья 1 КАСУ определяет юрисдикцию, полномочия административных
судов по рассмотрению административных дел, порядок обращения в административные
суды и порядок осуществления административного судопроизводства;
— Сочетание
единоличного и коллегиального принципов рассмотрения в решении административных
дел. Так, в соответствии со ст. 129 КУ, судопроизводство осуществляется судьей
единолично, коллегией судей или судом присяжных. В ст. 23 КАСУ «Осуществление
административного судопроизводства судьей единолично» указано, что все административные
дела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом, рассматриваются
и решаются судьей единолично.
В ст. 24 КАСУ «Осуществление административного
судопроизводства коллегией судей» указано, что административные дела, предметом
обжалования в которых являются решения, действия или бездеятельность Кабинета Министров
Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального
банка Украины, их должностного или служебного лица, избирательной комиссии ( комиссии
по референдуму), члена этой комиссии, рассматриваются и решаются в окружном административном
суде коллегией в составе трех судей. Административные дела рассматриваются и решаются
в окружном административном суде коллегией в составе трех судей также по ходатайству
одной из сторон о коллегиальном рассмотрении дела или по инициативе судьи в случае
их особой сложности. Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела подается в письменной
форме через канцелярию суда до начала судебного рассмотрения административного дела.
Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела, поданное после начала судебного разбирательства,
возвращается судом без рассмотрения.
— Принцип
независимости судей и подчинения их только закону, закрепленный в ст. 129 Конституции
Украины;
— Принцип
осуществления правосудия на принципах равенства всех граждан перед законом и
судом, закрепленный в ст. 24 Конституции Украины и ст. 10 КАСУ, согласно которой
граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не
может быть привилегий или ограничений прав участников административного процесса
по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола,
этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства,
по языковым или другим признакам;
— Принцип
гласности судебного разбирательства, закрепленный в ст. 12 КАСУ, согласно которой
лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, если суд решил
вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, не могут быть ограничены
в праве на получение в административном суде как устной, так и письменной информации
о результатах рассмотрения дела. Никто не может быть ограничен в праве на получение
в административном суде информации о дате, времени и месте рассмотрения своего дела
и принятые в ней судебные решения. Каждый имеет право знакомиться в установленном
законодательством порядке с судебными решениями в любой рассматриваемой в открытом
судебном заседании делу, вступившие в законную силу. Рассмотрение дел в административных
судах проводится открыто. Во время судебного разбирательства дела в судебном заседании
обеспечивается полное фиксирование судебного заседания с помощью звукозаписывающего
технического средства. Судебное решение, принятое в открытом судебном заседании,
провозглашается публично.
Другой блок принципов административного процессуального
права, связан с самим процессом осуществления правосудия, можно назвать «принципы,
определяющие процессуальную деятельность «. К ним относятся :
1) принцип
законности — межотраслевой принцип. Суть этого принципа заключается в требовании
не только строгого и надлежащего исполнения нормативно — правовой базы, соблюдение
запретов, содержащихся в ней, но и надлежащего ее применения в случаях, определенных
законодательством Украины, в частности, административными судами (судьями);
2) принцип
сочетания диспозитивности и публичности. Специфика административного процесса
заключается в том, что этому виду юридического процесса свойственно сочетание принципа
диспозитивности и принципа публичности. Истец ( заявитель) в административном процессе,
по общему правилу, имеет право отказаться от исковых требований во всех случаях,
кроме дел о признании нормативных актов такими, что не соответствуют закону, то
есть производства по всем делам, кроме указанной категории, должна основываться
на принципе диспозитивности. Обладатель нарушенного права самостоятельно решает,
обращаться ему в суд, определяет предмет и основания иска, поддерживает или отказывается
от своих исковых требований или заключает мировое соглашение. Ответчик в процессе
может признавать или не признавать исковые требования.
Однако в исках о признании нормативно — правовых
актов ограничивающими права, свободы и законные интересы, принцип диспозитивности
уступает место принципу публичности. То есть суд в каждом случае обнаружения в ходе
судебного разбирательства несоответствия правового акта закону, который может ограничить
или нарушить права, свободы или законные интересы субъектов, обязан, независимо
от того, поддерживает заявитель свои требования или отказывается от них, с целью
защиты общих публичных прав вынести решение о признании такого акта недействительным.
3) принципы
состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности является необходимым
условием для выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела
и вынесения обоснованного решения. Лица, участвующие в деле, имеют право и обязанность
собрать фактический материал и предъявить доказательства, подтверждающие или опровергающие
определенные факты, тогда как обязанностью суда является беспристрастное оценивания
предоставленного сторонами материала.
В соответствии с принципом равноправия, стороны
пользуются равными процессуальными правами, и административно — процессуальный закон
должен предоставлять им равные процессуальные возможности для защиты своих прав,
свобод и охраняемых законом. Стороны, независимо от их административно — правового
неравенства (субъекты, обладающие и не имеют властных полномочий), должны быть наделены
равными процессуальными правами. Любые преимущества одной стороны перед другой в
административном процессе должны быть исключены. Между тем, принцип равноправия
сторон в административном процессе имеет специфический смысл: обязанность доказывания
законности обжалованных действий и решений полностью лежит на ответчики.;
4) принцип
объективной истины приобретает реализации в совокупности статей действующего
законодательства. Например, в гл. 6 КАСУ определено, что доказательствами в административном
судопроизводстве являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает
наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц,
участвующих в деле, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
дела. Эти данные устанавливаются судом на основании объяснений сторон, третьих лиц
и их представителей, свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений
экспертов. Важно то, что специфика судебного познания обстоятельств административных
дел заключается в том, что оно осуществляется специальным органом — административным
судом. Субъектом познавательной деятельности здесь может быть не одно лицо, а коллегия,
состоящая из трех судей. С одной стороны, субъективная оценка и восприятие затрудняют
процесс познания, но с другой — дают дополнительные гарантии достоверности выводов
судов.;
5) принцип
непосредственности и устности судебного разбирательства в административном процессуальном
праве заключается в том, что, во-первых, суд при рассмотрении дела обязан непосредственно
исследовать доказательства по делу. В ст. 86 КАСУ определено, что суд оценивает
доказательства, имеющиеся в деле, по своему внутреннему убеждению, которое основывается
на их непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании. Никакие
доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает принадлежность,
допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность
и взаимную связь доказательств в их совокупности. Во-вторых, рассмотрение дела происходит
устно и, в чем находит выражение и проявление принцип непосредственности, при неизменном
составе судей. Принцип устности может рассматриваться как одна из гарантий принципа
гласности административного судопроизводства;
6) общепроцесуальный
принцип непрерывности также характерен для административного процессуального
права. Так, судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени,
назначенного для отдыха. В установленных законом случаях при невозможности продолжения
рассмотрения административного дела суд выносит определение о перерыве в рассмотрении
дела. Однако после устранения обстоятельств, повлекших перерыв, суд возвращается
к рассмотрению дела.