Понятие, особенности и классификация источников аграрного права
Содержание страницы:
Понятие, особенности и классификация источников аграрного права
Источники аграрного права — это
результат правотворчества государственных органов как внешнее выражение воли народа,
закрепленной в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах, а
также локальных актах сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулирующих аграрные
отношения, которые складываются в процессе сельскохозяйственного производства, переработки
и реализации сельскохозяйственной продукции.
К источникам аграрного права
относятся законы, подзаконные акты, постановления, положения, правила, инструкции,
уставы. Аграрные правоотношения являются многогранными и характеризуются разновидностями
субъектов, к которым относятся сельскохозяйственные кооперативы, другие предприятия,
объединения, фермерские хозяйства, межхозяйственные образования. Нормы аграрного
права определяют их субъективные права, юридические обязанности, правовое положение,
условия и порядок их образования и ликвидации.
Аграрное законодательство составляют
нормативно-правовые акты, которые регулируют организационно-управленческое обеспечение
рационального использования земель сельскохозяйственного назначения субъектами аграрного
права. К нему относятся акты, направленные на надлежащую организацию ведения основных,
дополнительных и вспомогательных отраслей сельскохозяйственного производства: животноводства,
растениеводства, их составных частей (семеноводство, овощеводство, виноградарство,
племенное дело). Они закрепляют нормативно-правовые требования по охране здоровья
работников сельского хозяйства, соблюдение правил техники безопасности и производственной
санитарии в процессе сельскохозяйственного производства. Положения этих актов очерчивают
правосубъектность круга производственно-хозяйственных формирований как субъектов
аграрных отношений. Действие этих актов распространяется на товаропроизводителей
всех форм собственности.
Аграрное законодательство охватывает
нормативные акты относительно полномочий государственных органов, которые управляют
сельским хозяйством. Это положения, постановления, инструкции и другие акты, содержащие
перечень организационно-правовых и материально-технических мероприятий по выполнению
программ экономического и социального развития в области сельского хозяйства. Сюда
также входят нормативные акты, определяющие правовое положение научно-исследовательских
учреждений в сфере сельского хозяйства; акты, содержащие технологические правила
в зависимости от отраслей сельскохозяйственного производства; акты, касающиеся материально-технического
снабжения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
К этой категории относятся также
типовые договоры и положения, регламентирующие закупку сельскохозяйственной продукции,
правила техники безопасности и производственной санитарии, условия и порядок организации
и оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий, специалистов, механизаторов,
управленческого и обслуживающего персонала, других сельскохозяйственных работников.
Прочную правовую основу аграрной
реформы в Украине составляют такие источники, как законы Украины «О государственной
поддержке сельского хозяйства Украины», «О сельскохозяйственной кооперации»,
«О фермерском хозяйстве», «О личном крестьянском хозяйстве».
В осуществлении аграрной политики
в Украине значительную роль играет развитие разнообразных форм хозяйствования, предпринимательства,
конкуренции, разгосударствления и приватизации государственного и коммунального
имущества, в корне меняет отношение работников к результатам труда.
В связи с этим большое значение
также имеют указы Президента Украины «О мерах по реформированию аграрных отношений», «Об ускорении приватизации имущества в агропромышленном комплексе», за-кон
Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» и др .
Как разновидность источников
аграрного права следует рассматривать внутренне-хозяйственные локальные акты. Предмет
аграрного права составляют такие отношения, которые возникают в процессе хозяйственной,
управленческой, трудовой и социальной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно действующему аграрным законодательством их регулирования — прерогатива
(правомочность) конкретного предприятия как субъекта аграрного права. Правотворческая
правосубъектность сельскохозяйственных кооператива, других субъектов агропромышленного
комплекса в сфере внутрихозяйственных взаимоотношений призвана оптимально урегулировать
эти отношения путем принятия внутрихозяйственных локальных нормативных актов. Эти
акты по своему характеру, содержанию, правовой природе и юридической силе закрепляют
правовое положение сельскохозяйственных кооперативов и других субъектов аграрного
хозяйствования, а также правосубъектность участников локальных правоотношений.
К локальным актам как источников
аграрного права относятся нормативные акты органов государственной власти и органов
местного самоуправления, областных и районных управлений агропромышленного комплекса,
органов ветеринарной службы, земельных ресурсов и др.
Примерами локальных правовых
актов в сфере действия аграрного права является устав конкретного сельскохозяйственного
кооператива, положения об оплате труда в сельскохозяйственных предприятиях, положение
о совете производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий.
Важную роль в применении норм
аграрного права, в частности определяющих правосубъектность сельскохозяйственных
предприятий, межхозяйственных объединений, рабочих и служащих, играют правоохранительные
органы. Их деятельность осуществляется на основании действующего законодательства,
в том числе актов, которые являются источниками аграрного права. Эффективность правоприменения
в этих случаях в значительной мере обеспечивается постановлениями Пленума Верховного
Суда Украины по делам, стороной в которых выступают сельскохозяйственные предприятия
или межхозяйственные организации.
Большое значение в юридической
защите нарушенных имущественных прав и интересов сельскохозяйственных предприятий
предоставляется Высшему хозяйственному суду Украины. С целью надлежащего правоприменения
он направляет деятельность хозяйственных судов соответствующими указаниями, изложенными
в постановлениях и разъяснениях.
Особенностями аграрного права
являются:
— унифицированные
акты аграрного законодательства составляют ядро источников аграрного права. Они
юридической формой выражения аграрного права и направлены на интеграцию правового
регулирования аграрных отношений. Эти нормативно-правовые акты регулируют взаимосвязь
экономических, организационных и других мероприятий, направленных на реализацию
аграрных реформ. В унифицированных нормативно-правовых актах содержатся нормы, имеющие
общий характер;
— отсутствие
единого акта кодифицированного характера, то есть украинские правотворца еще не
разработали единый Аграрный кодекс Украины. Поэтому множество норм, регулирующих
данную сферу общественных отношений, являются нормами, содержащимися в Гражданском,
Хозяйственном, Земельном кодексах;
— значимость
локальных актов органов управления субъектов аграрного предпринимательства;
— реформирования
субъектов аграрного производства, создание новых сельскохозяйственных формирований,
наделяются большей свободой в осуществлении предпринимательской деятельности и регулировании
внутрихозяйственных отношений, регулируются локальными нормативными актами, которые
принимают органы управления, самоуправления сельскохозяйственных предприятий;
— использования правовых норм других отраслей права,
одновременно относятся к аграрного права, регулируя отдельные вопрос деятельности
су Объекта аграрного предприятия;
— рост роли международных норм права. На пути формирование
демократической государства одновременно осуществляют ориентация национального законодательства
на международное;
— сохранения рекомендательной правотворчества.
Характерной особенностью источников
аграрного права является их классификация на унифицированные и дифференцированные,
то есть на те, что относятся ко всем сельскохозяйственным формирований (унифицированные)
или их отдельных видов (дифференцированные).
В аграрном праве больше, чем
в других отраслях права, источниками права выступают акты санкционированной и делегированного
правотворчества.
Санкционированная деятельность
— это многогранная деятельность сельскохозяйственных предприятий, органов самоуправления
крестьян, фермерских и других хозяйств, одобренная государством в соответствующих
нормативных актах, то есть государство оказывает юридическую силу уже разработанным
нормативным актам сельскохозяйственных предприятий и органов самоуправления крестьян.
Разрешение государства сельскохозяйственным
кооперативам, акционерным и другим хозяйственным обществам, а также союзам, обществам,
объединениям и другим товаропроизводителям в аграрном секторе издавать нормативные
акты для регулирования аграрных отношений есть не что иное, как делегирована правотворчество.
В зависимости от юридической
силы источники аграрного права принято делить на законы, подзаконные и локальные
акты.
Конституция Украины как Основной
Закон составляет фундамент для развития аграрного права
Конституция — Основной Закон
гражданского общества и государства, имеющий высшую юридическую силу, через который
(согласно многовекового опыта и стремлений народа) утверждаются основы общественного
и государственного строя и механизмы их действия, направленные на укрепление государства
и обеспечения прав и свобод граждан. Положения Конституции Украины определяют права,
свободы и обязанности человека и гражданина, в полной мере распространяется и на
крестьян как участников агропромышленного производства во всех его формах организации.
Все без исключения законодательство Украины должно соответствовать положениям Конституции
Украины.
Конституция представляет базу
для текущего законодательства и формирования правовой системы государства. Текущее
законодательство развивает положения Конституции. Как юридическая база законодательства
Конституция — сердцевина всего правового пространства страны, виток формирования
ее правовой системы, ориентир ее совершенствования.
Конституция содержит нормы прямого
действия, соответствующие основным стандартам современного международного права
и не требуют каких-либо дополнительных законов и постановлений для его применения.
Конституция Украины признала
землю, ее недра, водные и другие природные ресурсы объектом права собственности
Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляются
органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На основании ст. 41 Конституции
Украины, в которой закреплено право каждого гражданина иметь свою собственность,
и ст. 42, где говорится о праве всех граждан Украины на свободу объединения в политические
партии и общественные организации, крестьяне имеют право объединяться в сельскохозяйственные
кооперативы, союзы крестьян, акционерные и другие хозяйственные общества и заниматься
любой, не запрещенной законом предпринимательской деятельностью .
Большую роль в аграрном праве,
как и в других отраслях, играют законы Украины — нормативные акты высшей юридической
силы.
Важное значение в регулировании
аграрных отношений имеют следующие законы:
— от
17 октября 1991 «О приоритетности социального развития села и АПК в народном господарстве»;
— от 19 января 1991 «О хозяйственные общества»;
—
От 19 июня 2003 «О фермерском хозяйстве»;
—
От 10 июля 1996 «Об особенностях приватизации имущества в АПК» ;
—
От 15 мая 2003 «О личном крестьянском хозяйстве»;
—
От 17 июля 1997 «О сельскохозяйственной кооперации»;
— От 17 сентября 2008 «Об акционерных обществах».
К источникам аграрного права
входят и другие законы, посвященные определенным общественным отношениям в аграрном
секторе. Такими, например, является Закон Украины от 26 декабря 2002 «О семенах
и посадочном материале» 8, который содержит основные положения, регулирующие производственном
ство, реализацию и использование семян и посадочного материала сельскохозяйственных,
декоративных, лекарственных и лесных растений, на которые утверждены государственные
стандарты.
Закона Украины от 21 апреля 1998
«Об охране прав на сорта растений» 9 и от 30 июня 1993 «О карантине растений» 10
регулируют отношения по поводу отчуждения и прекращения права на сорта растений
в Украине, а также содержат общие правовые, организационные и финансово-экономические
основы карантина растений, регламентирующие деятельность государственных органов,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, направленную на
предотвращение завоза и распространения отсутствующих на территории Украины опасных
вредителей, болезней, растений и сорняков.
Подзаконные нормативно-правовые
акты правительства и ведомств Украины имеют существенное значение в регулировании
общественных отношений аграрного сектора в Украине. Нормативно-правовые акты правительства,
министерств и ведомств Украины принимаются как по общим, так и по отдельным вопросам
агропромышленного производства, экономического и социального развития, социального
обеспечения и социального страхования, охраны здоровья работников сельского хозяйства.
Указы Президента Украины регулируют вопросы общегосударственного значения и по осуществлению
аграрной политики Украины, ускорения приватизационных процессов в АПК, на проведение
земельной реформы.
Исследованию этих целей способствует
Указ Президента Украины «О мерах по реформированию аграрных отношений». Он устанавливает
правомочия сельскохозяйственных товаропроизводителей относительно самостоятельного
распоряжения произведенной продукцией, определяет обязанности министерств и ведомств
по реформированию аграрных отношений.
Ускорению земельной реформы посвящен
Указ «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики».
Он предусматривает обеспечение всех членов КСП правом свободного выхода из этих
предприятий и создание на их основе частно-арендных предприятий, фермерских хозяйств,
хозяйственных обществ, сельскохозяйственных кооперативов, других субъектов хозяйствования,
основанных на частной собственности.
Среди источников аграрного права
важную роль играют нормативные акты правительства, в частности декреты, постановления,
положения, принимаемые по различным вопросам хозяйственной, финансовой, договорной
и другой деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Примером подзаконных актов, которые
принимает правительство государства, могут быть Постановление Кабинета Министров
Украины от 10 декабря 2003 «О порядке использования средств госбюджета, которые
направляются на приобретение отечественной техники и оборудования для АПК на условиях
финансового лизинга и мероприятия по операциям финансового лизинга».
________________________________________
Конституция Украины — правовая основа источников аграрного права
Конституция 1996 как Основной закон государства окончательно закрепила правовой статус государства Украина, определила основные направления развития политической и правовой систем, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления, основные политические, экономические и социальные права граждан, установила право государственной, коммунальной и частной собственности граждан и право собственности юридических лиц. В ней определен правовой статус и полномочия Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Конституции, в Украине признается и действует принцип верховенства права, Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей. Нормы Конституции являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции гарантируется. Все нормы Конституции являются источниками конституции права. Вышеперечисленные положения ст. 8 Конституции свидетельствуют, что Конституция является, с одной стороны, нормой прямого действия, а с другой — юридической основой для формирования и развития правовой системы Украины.
Конституция Украины должна быть положена
в основу всех законов, которые ей должны соответствовать. Из этого следует, что
она является первоисточником всей правовой системы и каждой отрасли права. Нормы
законов каждой отрасли права, в частности аграрного, должны рассматриваться сквозь
призму Конституции Украины. Они являются источниками отрасли аграрного права в той
мере, в какой они соответствуют Конституции. Если законы, другие правовые акты или
их отдельные положения или отдельные статьи законов, касающихся аграрного права,
не соответствуют Конституции, по решению Конституционного Суда Украины они, согласно
ст. 152 Конституции, признаются неконституционными и утрачивают силу со дня принятия
Конституционным Судом решения об их неконституционности. Итак, законы и другие нормативно-правовые
акты, касающиеся аграрного права, являются источниками аграрного права, поскольку
соответствуют Конституции Украины.
Законы — основные
источники аграрного права
Изложенное свидетельствует, что аграрное право как отрасль в системе права Украины имеет право на существование, поскольку для этого Верховной Радой Украины принят ряд унифицированных законов, которые являются основными для регулирования аграрных отношений. их можно назвать системой аграрных законов.
В аграрной сфере экономики вследствие специфики
ее существования имеет место многопрофильная система хозяйствования, непременно
связана с использованием земли, воды и других природных ресурсов, специальных материально-технических
и энергетических ресурсов, капитану и человеческого труда. Это обуславливает существование
различных подходов к организации производства сельскохозяйственной продукции, ее
переработки, хранения, реализации и потребления людьми, животными и другими живыми
существами. Все это требует интеграции всех отраслей хозяйственной деятельности
в аграрной сфере. В организационном плане такая интеграция происходит путем создания
единого агропромышленного комплекса Украины. Организационно-правовое объединение
Дифференцированными являются следующие законы: «О зерне и рынке зерна в деятельности сельского хозяйства, производства сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства), переработки сественной продукции, ее хранения и реализации является основой АПК и направлено на создание единого механизма функционирования аграрной сферы.
В законодательном плане возникла необходимость в принятии ряда унифицированных законов, направленных на интеграцию правового регулирования аграрных отношений в целях построения целостной органической системы внутренне комплексных отраслевых нормативно-правовых актов, наделенных единственным правовым содержанием. Унифицированные акты аграрного законодательства является источником аграрного права и формой воспроизведение норм, основой которых является интеграция регулирования аграрных отношений.
Исходя из этих позиций, аграрные законы целесообразно сгруппировать по предмету регулирования отдельных групп аграрных отношений, обеспечивая при этом их общее единство и единую направленность на обеспечение интегрированной деятельности всех элементов комплекса.
В этом плане можно условно выделить следующие группы законов Украины, касающихся АПК:
1) унифицированные акты об организационно-правовой перестройку структуры АПК, аграрную реформу и создание эффективных товаро производителей сельскохозяйственной продукции. К этой группе относятся законы, касающиеся организационной перестройки в АПК:
«О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О сельскохозяйственной кооперации», «О личном крестьянском хозяйстве», а также законы Украины от 10 апреля 1992 «О потребительской кооперации» и от 20 декабря 2001 «О кредитных союзах»;
2) унифицированные акты законодательства о правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения и земельной реформе;
3) унифицированные акты законодательства о селекции, семеноводство, животноводство и мелиорацию земель: законы Украины от 26 декабря 2002 «О семенах и посадочном материале», от 6 февраля 2003 «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них», от 15 декабря 1993″ О племенном деле в животноводстве «(в редакции Закона от 21 декабря 1999), от 25 июня 1992» О ветеринарной медицине «(в редакции Закона от 15 ноября 2001).
4) Эффективность аграрного законодательства обеспечивается сочетанием унификации и дифференциации в процессе его развития.
5) Дифференцированные акты аграрного законодательства
— это нормативно-правовые акты, разрабатываемые с учетом различий в статусе субъектов
аграрного предпринимательства.