Понятие субъектов аграрного права и их классификация
Содержание страницы:
Понятие субъектов аграрного
права и их классификация
Переход к рыночной экономике
в Украине обозначен экономическими преобразованиями, реформированием законодательной
и исполнительной власти, необходимостью перестройки аграрного сектора на основе
формирования частной и коллективной собственности, развития предпринимательства,
равноправием различных форм ведения сельскохозяйственного производства. Осуществление
этих преобразований, а также в целом аграрной реформы вызывает необходимость формирования
соответствующих производителей сельскохозяйственной продукции (продуктов питания,
сырья, растительного и животного продовольствия). Такими производителями являются
аграрные предприниматели, в основном новые их виды и типы, ранее практике хозяйствования
в аграрном секторе были неизвестны. Это — частные производственные формирования,
крестьянские (фермерские) хозяйства, арендные предприятия, сельскохозяйственные
кооперативы, союзы крестьян, сельскохозяйственные общества и совместные предприятия,
межхозяйственные общества и объединения и др. Они выступают носителями субъективных
прав и обязанностей и наделены специальной правосубъектностью. Правосубъектность
предоставляет правовую возможность производителям аграрного сектора участвовать
в аграрных правоотношениях, то есть быть их субъектами. Анализ основных признаков
правосубъектности предпринимателей АПК позволяет дать следующее определение понятия
участников аграрных правоотношений — субъектов аграрного права.
Субъекты аграрного права
— это производители сельскохозяйственной продукции, обладающие обособленным имуществом,
наделенные специальной правоспособностью и дееспособностью (правосубъектностью),
хозяйственная деятельность которых осуществляется при использовании земли как основного
средства производства для обеспечения населения города и села необходимыми продуктами
питания, сырьем и продовольствием растительного и животного происхождения.
Производителей сельскохозяйственной
продукции, как правило, законодательство называет «предприятиями» и «предпринимателями».
В условиях рыночной экономики они могут быть основаны на любой форме собственности
и самостоятельно выбирать организационно-правовую форму (Законы Украины «О собственности»,
«О предприятиях в Украине»). При этом аграрном предприятию (предпринимателю) присущи
такие основе черты и принципы деятельности:
— Основным предметом их деятельности
является производство сельскохозяйственной продукции; все другие виды сельскохозяйственной
деятельности (в том числе переработки и реализации продукции) имеют вспомогательный
характер;
— Основным средством производства
является, прежде всего, земля, а также другие природные ресурсы.
Производство сельскохозяйственной
продукции (кроме животноводства) имеет сезонный характер. С учетом этих и других
признаков можно дать следующее его определение.
Аграрное предприятие — это субъект аграрных правоотношений, самостоятельно владеет и распоряжается обособленным
имуществом, в комплексе которого основным средством производства является природное
тело — земля, которая используется им для производства сельскохозяйственной продукции
(предмета его деятельности), а также переработки сырья растительного и животного
происхождения, выполнение других работ и оказание услуг для удовлетворения потребностей
бытового и социально-культурного характера как непосредственно своих работников,
так и работников сферы обслуживания.
Основной признак субъектов
аграрного права, как и субъектов других отраслей права (хозяйственного, гражданского
и др.) — Наличие обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является
самостоятельный баланс, наличие которого дает владельцу возможность заниматься непосредственно
предпринимательской деятельностью.
Поскольку субъекты (предприниматели)
аграрных правоотношений основываются на различных формах собственности, классифицировать
их следует именно по критерию форм собственности, которые легли в основу «их
создания. Конечно, это не единственный критерий классификации, ее можно проводить
по другим признакам, например, по сфере и предметом, а также в зависимости от того,
как определяется их правовой статус, на базе какого закона.
По формам собственности субъекты
аграрного права делятся на четыре взаимосвязанные группы.
К первой группе следует отнести
субъектов, основанных на частной собственности (крестьянские (фермерские) хозяйства
и т.п.).
Вторую составляют субъекты,
основанные на коллективной форме собственности, то есть союза крестьян, сельскохозяйственные
производственные кооперативы и т.д., а также производители (предприниматели) корпоративного
типа: акционерные общества, ассоциации, концерны, общества с ограниченной ответственностью,
арендные формирования и др.
К третьей группе относятся
основанные на государственной форме собственности и такие субъекты, как государственные
предприятия (научно-исследовательские организации, сельскохозяйственные совхозы-техникумы
и т. Др.).
Четвертую группу субъектов
аграрного права составляют формирования, основанные на смешанной форме собственности,
то есть на нескольких формах собственности в их сочетании: частной и государственной,
государственной и коллективной, частной, государственной и коллективной, в том числе
с иностранным инвестором и т.п.. К последним можно отнести, в частности, субъектов
сферы сервиса, которые могут быть основаны на любой форме собственности (аграрные
предприятия агротехнологического и другого сервиса, а также финансово-кредитного,
коммерческого и страхового сервиса). Например, сервисные предприятия по технологическому
обслуживанию и выполнению ремонтных работ могут основываться на частной, государственной
или смешанной формах собственности.
Правосубъектность аграрных
предприятий кооперативного и корпоративного типов
В зависимости от организационно-правовых
форм субъектов аграрного права разграничиваются на две группы: предприятия кооперативного
и предприятия корпоративного типа.
Аграрные предприятия кооперативного
и корпоративного типа имеют как общие черты, так и отличные. Общими их чертами является
то, что это — юридические лица, которые имеют специальную правоспособность и дееспособность,
могут приобретать права и юридических обязанностей, быть истцами и ответчиками в
суде. Особенность аграрных предприятий кооперативного типа заключается в том, что
они, прежде всего, объединяют трудовую деятельность, то есть каждый член такого
предприятия должен лично в нем работать. Все члены такого предприятия имеют право
принимать участие в управлении деятельностью предприятия (по принципу: один член
кооператива — один голос).От каждого работника такого предприятия зависит применение
мер поощрения и взыскания. Это и отличает черты предприятия кооперативного типа
от предприятий корпоративного типа.
Физические и юридические
лица, участвующие в деятельности сельскохозяйственного общества, должны обязательно
сделать личный имущественный вклад в уставный фонд общества. Взносами участников
могут быть не только денежные средства, но и дома, оборудование, ценные бумаги,
право на пользование природными ресурсами, а также право на интеллектуальную собственность
человека. Этим аграрные предприятия корпоративного типа отличаются от предприятий
кооперативного типа.
Существенной особенностью
правосубъектности предприятий корпоративного типа является то, что они в первую
очередь объединяют капитал, а не свою трудовую участие.
Хозяйственные общества создаются
на основе заключения учредительного договора, который имеет решающее значение для
участников такого предприятия в связи с тем, что договор регламентирует отношения
между участниками хозяйственного общества в зависимости от их доли в уставном фонде
предприятия. Согласно ст. 12 Закона Украины «О хозяйственных обществах» они выступают
владельцами переданного им имущества, участниками продукции, полученной прибыли.
Правовой статус государственных
сельскохозяйственных предприятий
Государственные сельскохозяйственные
предприятия — это предприятия, которые не являются собственниками закрепленного
за ними имущества. Оно находится в государственной собственности и предоставляется
им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не только для производства
важнейших видов сельскохозяйственной продукции, но и специальных видов растений,
например для нужд медицинской, парфюмерной и других отраслей народного хозяйства.
Основная часть государственных
предприятий — это предприятия, которые в первую очередь обеспечивают научно-технический
прогресс в сельском хозяйстве и обслуживающих предпринимателей — производителей
сельскохозяйственной продукции. Государственными являются разнообразной специализации
племенные заводы, опытно-селекционные станции, зверосовхозы, животноводческие комплексы,
предприятия по воспроизводству ценных видов рыб и животных, совхозы-техникумы и
колледжи, различные учебно-исследовательские или учебно-производственные хозяйства
и т. Др.
Государство, как собственник
имущества, сохраняет за собой право решения таких вопросов, как: право создания,
реорганизации и ликвидации предприятий, определение их специализации, осуществления
контроля за целевым использованием имущества, получением доли прибыли и т.п..
Одновременно имея такие полномочия
в отношении государственных предприятий, государство, его органы не вправе вмешиваться
в хозяйственную деятельность, не противоречащую действующему законодательству, предмету
и целям деятельности этих предприятий.
С учетом специализации, природно-климатических
и других условиях они самостоятельно определяют и устанавливают внутрихозяйственную
производственную структуру. По согласованию с координационными и регулирующими отраслевыми
органами государственные предприятия имеют право принимать участие в различных научно-производственных
объединениях, акционерных и других хозяйственных обществах, а также различного вида
кооперативах.
Предприятия, основанные на
праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно регулировать режим труда и отдыха,
устанавливать их продолжительность в напряженные периоды, сверх объемов, предусмотренных
трудовым законодательством, но в соответствии с его конституционными принципами,
разрабатывать и применять формы и системы оплаты труда в соответствии с конкретными
видов и участков производства. Однако это не исключает необходимости осуществления
контроля за правильным расходованием средств на оплату труда и другие Цели потребительского
характера.
Для трудовых отношений на
этих предприятиях характерны определенные особенности. Лица, работающие в государственных
сельскохозяйственных предприятиях, по социальному положению являются рабочими и
служащими, их правовой статус определяется следующими нормативными актами: Кодексом
законов о труде, а также законами Украины «О предприятиях в Украине», «О предпринимательстве»,
«Об оплате труда »,« Об отпусках »,« О страховании ».
Юридические права, обязанности
и законные интересы работников составляют основу правового статуса работников сельскохозяйственного
предприятия. По объему основных прав и обязанностей правовой статус работников государственных
сельскохозяйственных предприятий не отличается от правового статуса работников и
служащих предприятий других отраслей народного хозяйства. То есть они обладают всем
объемом трудовых прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Украины для граждан
нашей страны.
Но работа в этой области
имеет определенную специфику. Сезонный характер многих работ в растениеводстве и
животноводстве обосновывает в разные периоды хозяйственного года разную потребность
в сельскохозяйственных кадрах. Именно поэтому в государственных сельскохозяйственных
предприятиях различают постоянных, сезонных и временных работников. Объем их трудовых
прав и обязанностей разный.
В период напряженных полевых
работ потребность сельскохозяйственных предприятий в трудовых ресурсах значительно
увеличивается, в другие периоды — сокращается. Эта закономерность определяет особенности
правового регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников сельского
хозяйства.
Общие результаты работы трудового
коллектива сельскохозяйственного предприятия определяют итоги хозяйственного года,
когда собран урожай и завершено естественно-биологический цикл производства продукции
растениеводства и животноводства. Такая закономерность предусматривает применение
своеобразных видов, систем и форм оплаты сельскохозяйственного труда и поощрения
трудящихся в достижении конечных результатов. Сейчас в сельскохозяйственных предприятиях
применяется подрядно-премиальная, аккордно-премиальная системы оплаты труда, дополнительная
оплата и различные формы премирования (деньгами и натуральной продукцией), которые
соответствуют специфике сельскохозяйственной деятельности.
Применение сельскохозяйственных
машин и оборудования, минеральных удобрений, пестицидов, использование животных,
других живых организмов в процессе общественного производства определяет особые
правила охраны здоровья работников сельского хозяйства, правила инструктирования
относительно безопасных методов труда, установления своеобразных правил контроля
за соблюдением требований техники безопасности и производственной санитарии.
Учитывая особенности функционирования
сельскохозяйственного производства, законодательство предоставляет работникам государственных
сельскохозяйственных предприятий дополнительные права и возлагает на них обязанности,
характеризующие профессионально-отраслевые условия их труда. Тем самым их правовой
статус приобретает черты, которые отличают его от статуса работников других отраслей
народного хозяйства.
Вместе с тем объем уставных
прав и обязанностей работников сельского хозяйства достаточно широк. Работники государственных
хозяйств имеют правоведения личного подсобного хозяйства, определенные льготы и
преимущества в переселении, пользовании общественным жилищным фондом, коммунально-бытовыми
учреждениями сельскохозяйственного предприятия. Наличие прав и обязанностей, связанных
с их участием в сельскохозяйственном производстве и проживанием в сельской местности,
определяют те особенности, которые придают правовому статусу работников государственных
сельскохозяйственных предприятий черты особой правовой категории.
Порядок создания, реорганизации
и ликвидации предприятий кооперативного и корпоративного типа и государственных
и коммунальных сельскохозяйственных предприятий
Сельскохозяйственные предприятия
кооперативного и корпоративного типа образуются их учредителями на принципах добровольности
членства физических и юридических лиц, беспрепятственном выходе из них, обязательной
трудовом участии членов в хозяйственной Деятельности производственных кооперативов,
демократическом характере управления, распределения прибыли между членами кооператива
соответственно их участию в деятельности предприятия.
Сельскохозяйственные предприятия
кооперативного типа считаются созданными и приобретают права юридического лица со
дня государственной регистрации, они самостоятельный баланс, счета в банковских
учреждениях, печать с ‘их наименованием, действуют на основе устава, который принимается
на общем собрании членов предприятия.
Согласно ст. 4 Закона Украины
«О хозяйственных обществах» в основе порядка создания и действия предприятий кооперативного
типа, кроме устава, лежит договор. Этим они отличаются от предприятий корпоративного
типа.
Государственные сельскохозяйственные
предприятия создаются в соответствии со ст. 5 Закона «О предприятиях в Украине»
по решению собственника имущества или уполномоченного им органа.
Все сельскохозяйственные
предприятия прекращают свою деятельность путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация
или ликвидация предприятия проводятся по решению собственника с соблюдением требований
антимонопольного законодательства.
Реорганизация предприятия
происходит путем слияния с другим предприятием, присоединения одного предприятия
к другому, разделения предприятия, в случае выделения из предприятия одного или
нескольких новых предприятий, превращения одного предприятия на другое.
При реорганизации предприятия
все его права и обязанности переходят к его правопреемникам.
Предприятие ликвидируется
в случае:
1) истечения срока, на который
оно создавалось, или цели, которая ставилась при его создании;
2) по решению собственника
или высшего органа управления предприятия;
3) на основании решения суда
или хозяйственного суда;
4) по иным основаниям, предусмотренным
законодательством Украины. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной
комиссией.
Эта комиссия помещает в официальной
печати публикацию о его ликвидации, оценивает имеющееся имущество, рассчитывается
с кредиторами, составляет ликвидационный баланс.
Если ликвидируется негосударственное
сельскохозяйственное предприятие, то его денежные средства распределяются между
членами этого предприятия после расчетов с наемными работниками, бюджетом, банковскими
учреждениями, владельцами облигаций.
Правовой статус крестьянских
(фермерских) и частно-арендных предприятий
Крестьянское (фермерское)
хозяйство является одним из видов предпринимательской деятельности граждан Украины.
Создать крестьянское (фермерское) хозяйство может каждый дееспособный гражданин
по достижению 18 лет, имея соответствующие документы, подтверждающие его способность
заниматься сельским хозяйством. Крестьянское хозяйство является семейным хозяйством,
его членами могут быть супруги, ‘их родители, дети по достижении 16 лет и другие
родственники.
Граждане получают для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок. Они выращивают на ней сельскохозяйственную
продукцию, которой самостоятельно распоряжаются, платят налоги согласно действующему
законодательству Украины.
Деятельность крестьянского
(фермерского) хозяйства может быть прекращено в случае:
1) решения членов хозяйства
о прекращении его деятельности;
2) признание хозяйства банкротом;
3) если не осталось ни одного
члена хозяйства или наследника, который желал бы продолжать деятельность хозяйства;
4) прекращение права собственности
на землю или права пользования земельным участком.
В сельском хозяйстве могут
образовываться также приватноорендни предприятия. Такие предприятия учреждаются
и действуют на базе как собственных, так и арендованных имущества и земли с целью
получения прибыли. Учредительными документами такого предприятия является учредительный
договор между участниками и одобрен ими устав предприятия.
Это предприятие считается
созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации,
которая осуществляется явочным принципу.