Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Особенности возмещения вреда, причиненного природной среде

Особенности возмещения вреда,
причиненного природной среде: соотношение экономического ущерба и экологического
ущерба

Ущерб,
причиненный окружающей среде, природным ресурсам в процессе осуществления хозяйственной
деятельности или в результате загрязнения окружающей природной среды или нанесения
вреда природным объектам, как правило, относится к категории внедоговорных обязательств.
В теории она именуется экологическим ущербом. Под ней понимают ухудшение качественного
состояния окружающей среды в целом, отдельных природных ресурсив. Основною целью
ответственности за причиненный вред является обеспечение наиболее полного обновления
(компенсация ) этих прав за счет лица, причинитель вреда, или других лиц, на которых
в соответствии с законодательством возложена обязанность возмещения вреда. Необходимым
условием возникновения обязательств по возмещению причиненного вреда является наличие
самого вреда. Экологический вред может проявляться в различных формах: загрязнение
окружающей естественно ¬ го среды, истощение отдельных природных ресурсов, разрушения
экологических связей и систем, вред, причиненный здоровью и имуществу физических
и юридических лиц, нанесения ущерба природопользователями и прочее. Экологический
вред может быть возмещен такими способами:


Возобновление имущества в натуре (воспроизведение уничтоженных природных ресурсов);
возмещение убытков, причиненных природным компонентам (восстановление природных
ресурсов);


Возмещение убытков природопользователями;


Компенсация расходов, направленных на оздоровление окружающей среды и улучшения
его качества. Определение размера ущерба, причиненного окружающей среде, осуществляется
по специальным правилам, установленным экологическим законодательством: согласно
таксам, методиками исчисления размера ущерба или, при их отсутствии, по фактическим
затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных
убытков, в том числе упущенной выгоды ( неполученных доходов).

Об
экологических правоотношений под « убытками » понимают имущественные потери, финансовые
расходы, неполученные доходы природопользователей. Лица, которым причинен такой
вред, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления
здоровья, качества окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния,
пригодного для ис ¬ вания по целевому назначению. Следует отметить, что возмещение
в установленном порядке ущерба, причиненного нарушением экологического законодательства,
относится к экономических мер обеспечения охраны окружающей среды ( ст. 41 Закона
Украины « Об охране окружающей природной среды» ). Особенность гражданско — правовой
ответственности за вред, причиненный окружающей среде или природным ресурсам, состоит
в том, что должны быть возмещены как будущие расходы природопользователей на восстановление
соответствующих природных ресурсов, так и государственные расходы по восстановлению
качества окружающей природной среды. Общие вопросы о возмещении вреда, причиненного
экологическим правонарушением, регулируются гражданским законодательством. В частности,
ст. 1162 ГК Украины устанавливаются общие основания ответственности за причиненный
ущерб.

 

 

 

Предупреждение экологических
правонарушений: устранение законодательных пробелов и улучшения работы природоохранных
органов

Профилактика
в правовой охране природы признается общей направленностью природоохранной политики
нашего государства. Более того, ей принадлежит ведущее место в системе природоохранных
мероприятий, поскольку она помогает предотвращению экологических правонарушений.

Профилактика
экологических правонарушений основывается прежде всего на экологическом законодательстве,
профилактический потенциал которого значительно возрос в связи с принятием ряда
новых законов, посвященных охране различных объектов природы. В экологическом законодательстве
существует разветвленная система правовых актов и норм, направленных на профилактику
экологических правонарушений. Такие нормы есть в Земельном, Водном, Лесном кодексах,
в законах Украины « О животном мире », « Об охране атмосферного воздуха », « О природно-заповедном
фонде Украины » и других экологически -правовых актах.

В
Земельном кодексе Украины профилактическое значение имеют статьи, определяющие правовой
режим всех составных частей государственного земельного фонда (земель сельскохозяйственного
назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, других земель); статьи,
предусматривающие защиту и гарантии прав собственников земли и землепользователей,
а также осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

В
Водном кодексе профилактическое значение имеют статьи, предусматривающие:


государственный учет вод;


установления нормативов в области использования и охраны вод;


условия сброса сточных вод в водные объекты;


запрет ввода в действие предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние
вод.

Многие
нормы профилактического направления содержит Лесной кодекс Украины, в частности
нормы, регулирующие организацию лесного хозяйства, размещения, проектирование, строительство
и ввод в действие сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство
лесов и другие нормы.

В
законодательных актах о животном мире к профилактическим нормам относятся:


Охрана среды обитания, условий размножения, путей миграции животных;


Предотвращение гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации
транспортных средств;


Охрана, воспроизводство и использование редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных.

В
Законе Украины « Об охране атмосферного воздуха» есть нормы, которые регулируют
стандартизации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха, выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, контроль в области охраны
атмосферного воздуха.

Профилактике
экологических правонарушений способствует проведению экологической экспертизы. Согласно
Закону Украины « Об охране окружающей природной среды » ее проведение является обязательным
в процессе законотворческой, инвестиционной, хозяйственной и иной деятельности,
влияющей на состояние окружающей природной среды.

Экологической
экспертизе подлежат проекты законодательных и нормативно — правовых актов, предпроектные,
проектные материалы, проекты нормативно — технических и инструктивно — методических
документов, проекты создания новой техники, технологий материалов, веществ, хозяйственные
решения и другие объекты и комплексы, реализация которых может привести к нарушению
норм экологической безопасности и негативного влияния на состояние окружающей природной
среды и здоровья людей.

Экологической
экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных
пунктах и регионах, а также экологически опасные действующие объекты и комплексы,
в том числе военного и оборонного назначения.

Более
детально вопрос проведения экологической экспертизы регулируются Законом Украины
« Об экологической экспертизе » от 9 февраля 1995

Профилактике
экологических правонарушений способствует мониторинг окружающей природной среды.
Создание системы государственного мониторинга предусмотрено Законом Украины « Об
охране окружающей природной среды». Мониторинг осуществляется с целью обеспечения
сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии окружающей природной
среды, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций
для принятия эффективных управленческих решений.

Кабинет
Министров Украины своим постановлением от 23 сентября 1993 утвердил «Положение о
государственном мониторинге окружающей природной среды», согласно которому основным
задачам системы государственного мониторинга относятся:

а
) наблюдения за состоянием окружающей природной среды;

б)
анализ состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений;

в)
обеспечение органов государственной власти систематической и оперативной информацией
о состоянии окружающей природной среды, а также прогнозами и предупреждениями о
возможных его изменения;

г)
разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.

Наблюдение
за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения осуществляют Министерство
экологии и природных ресурсов, другие специально уполномоченные государственные
органы, а также предприятия, учреждения и организации, деятельность которых приводит
или может привести к ухудшению состояния окружающей среды.

Специально
уполномоченные государственные органы вместе с соответствующими научными учреждениями
обеспечивают организацию ко ¬ роткострокового и долгосрочного прогнозирования изменений
окружающей среды, которые должны учитываться при разработке и выполнении программ
и мероприятий по экономическому и социальному развитию государства, в том числе
по охране окружающей природной среды, использования и воспроизводства природных
ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Мониторинг
соответствующих объектов природы предусматривают Земельный кодекс, Закон Украины
« О животном мире », Закон Украины « Об охране атмосферного воздуха » и другие.

Профилактика
экологических правонарушений достигается также посредством информирования о состоянии
окружающей природной среды, которое предусмотрено Законом Украины « Об охране окружающей
природной среды». Этим Законом на Министерство экологии и природных ресурсов, его
органы на местах и другие специально уполномоченные государственные органы возлагается
подготовка и представление ежегодно Верховной Раде Украины Национального доклада
о состоянии экологически ¬ го среды в государстве, а также обеспечение «заинтересованных
государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан
информацией о состоянии нав ¬ бывшего среды, случаи и причины его экстремального
загрязнения, рекомендациями о мерах, направленных на уменьшение его негативного
влияния на природные объекты и здоровье населения «.

Профилактическое
направление имеют меры запретительного характера, которые закреплены в экологических
законодательных актах. В частности, запрещается самовольный захват земельных участков,
изъятие особо ценных продуктивных земель для несельскохозяйственных нужд использование
земель не по целевому назначению.

Запрещается
ввод в действие объектов и применение технологий, не обеспечивающих требований защиты
земель от деградации или нарушения. При размещении, проектировании, строительстве
и вводе в действие новых и реконструированных объектов, зданий и сооружений и внедрении
новых технологий должны предусматриваться экологические и санитарно -технические
требования по охране земель.

Запрещается
осуществление проектов хозяйственной и иной деятельности без оценки их влияния на
состояние вод, сброс любых сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории
лечебных, сброс в водные объекты отходов, мусора.

Согласно
Закону Украины « Об охране атмосферного воздуха » запрещается строительство и ввод
в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов,
не соответствующих требованиям по охране атмосферного воздуха.

Наряду
с нормами экологического права профилактике экологических правонарушений способствуют
нормы других отраслей права, в частности, административного, гражданского, уголовного.
Эти нормы предусматривают меры юридической ответственности за нарушение требований
экологического законодательства. В зависимости от совершенного преступления может
наступить административная, гражданско — правовая или уголовная ответственность.

Чтобы
перестроить сознание потенциальных нарушителей законодательства об охране природы,
изменить их отношение к окружающей природной среде, следует применять на практике
меры юридической ответственности, даже самой незначительной. Экологическое правонарушение
не должно остаться незамеченным, общественность или должностное лицо обязательно
должны отреагировать на него. Профилактическое значение наказания обусловливается
не жестокостью, а его неотвратимостью.

Значительным
недостатком является то, что в экологических отношениях неотвратимость наказания
не обеспечивается должным образом. Редко практикуется публичное осуждение правонарушений
и правонарушителей, не создано атмосферы нетерпимости к ним.

Для
предотвращения многих нарушений экологического законодательства не нужно создавать
какие-то новые правовые или организационные формы. Достаточно эффективно использовать
комплекс тех мер социального, экономического, организационного и воспитательного
характера, которые уже существуют.

Не
менее важно заботиться об эффективности профилактики и ее действенность. Государство
и общество имеют незаурядные возможности для проведения профилактической работы,
но в полной мере они не используются.

При
организации профилактики в первую очередь нужно учитывать характер правонарушений
и их причины. Причинами экологических правонарушений являются недостатки в экономической,
организационной, правовой, воспитательной сферах деятельности. Без устранения причин,
приводящих к экологическим правонарушениям, трудно обеспечить соблюдение требований
экологического законодательства.

При
организации и проведении профилактической работы важно учитывать также данные прогнозирования
состояния окружающей среды в ближайших и длительную перспективу.

Важным
профилактическим мероприятием в экологической сфере является формирование устойчивой
эколого — правового сознания человека. Ведь все экологические правонарушения всегда
учиняються человеком:

хозяйственным
руководителем, иным должностным лицом, просто гражданином. Поэтому экологическое
воспитание человека является непременным условием предотвращения экологическим правонарушением.

Эколого
-воспитательная работа заслуживает внимания еще и потому, что с древних времен человечество
воспитывалось на потребительском отношении к природным богатствам и безнаказанности
по их использованию.

Несмотря
на большое значение в профилактике правонарушений в экологической сфере, им уделяется
недостаточно внимания в научных исследованиях и на практике.

Усиление
охраны окружающей среды требует повышенного внимания к теоретическому обоснование
вопросам профилактики. Изучение и анализ причин правонарушений в области экологических
отношений является слабым местом как для экологического, так и для других отраслей
права. Причины правонарушений изучаются в основном в отношении уголовных преступлений,
а этого явно недостаточно, их надо выявлять и изучать относительно нарушений экологического
и всех других видов законодательства. Ведь укрепление законности необходимо не только
в сфере деятельности уголовного права, но и в других областях общественной жизни.

Теоретические
исследования проблем профилактики правонарушений должны стать исходной посылкой
организации профилактики на научной основе.

Проблема
профилактики правонарушений многогранна. Она охватывает не только теоретические,
но и широкий круг практических вопросов. Очень важно, чтобы профилактическая работа
проводилась более масштабно и целенаправленно. Проведение профилактической работы
входит в обязанности всех государственных органов, но прежде всего ее обязаны проводить
правоохранительные органы, которые имеют для этого все возможности.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+