Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Участие в гражданском процессе прокурора

Участие
прокурора в гражданском процессе

Прокурор отличается спецификой участия в гражданском процессе, что
связано с особым положением органов в системе власти. Особая роль прокуратуры (по
сравнению с другими государственными органами) получает выражение в 2 аспектах.

Во-первых, прокуратура осуществляет эту деятельность в случае совершения правонарушений.

Во-вторых, она представляет интересы граждан или государства в присущих только ей
процессуальных формах, в форме представительства.

Принятие Конституции в 1996 г. коренным образом изменило роль прокурора
в гражданском процессе. В частности, ст. 121 Конституции предусматривает новую функцию
прокуратуры — представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях,
определенных законом. Однако на прокуратуру не возлагается функция судебного надзора.

Единственной процессуальной формой, в которой может выступать прокурор
в гражданском процессе, является представительство (ч. 2 ст. 45 ГПК), что включает
и возможность обращения в суд с заявлениями о защите прав, свобод и интересов других
лиц, государственных или общественных интересов и участие в этих делах, как это
предусмотрено ч. I ст. 45 ГПК.

Поэтому прокурор может подавать заявления в суд в защиту «чужих»
интересов, представляя те или иные интересы гражданина, государства, которые могут
быть как истцами, так и ответчиками или третьими лицами, которые заявляют самостоятельные
требования относительно предмета спора.Выступать как «нейтральная» лицо
он не может.

Единственным исключением из этого правила есть предписания ст. 281
ГПК, а также ст. 22 Закона Украины от 22 февраля 2000 г. «О психиатрической
помощи», в которых предусмотрено, что дело по заявлению о предоставлении психиатрической
помощи в принудительном порядке или о прекращении предоставления амбулаторной психиатрической
помощи, госпитализации в принудительном порядке рассматривается в присутствии лица,
в отношении которого решается такие вопросы, ее представителя при обязательном участии
прокурора, врача-психиатра или представителя психиатрического учреждения, подавшего
заявление. Фактически этим предполагается вступление прокурора в гражданский процесс
для дачи заключения по делу (ст. 35 Закона «О прокуратуре»), хотя такая
форма участия прокурора в гражданском процессе не предусмотрена ч. 2 ст. 45 ГПК.

Прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина
или государства от имени государства на любой стадии и медленного пронесу (ч. 2
ст. 45 ИИПК. Ч. 1 ст. 36-1 Закона «О прокуратуре»).

Представительная деятельность прокурора в процессе происходит в конкретных
формах.

В юридической литературе существуют различные взгляды на формы представительства
прокуратурой интересов гражданина и государства в суде. Например, считается, что
судебно-представительская функция прокуратуры должна быть закреплена в 3 основных
формах: обращение прокурора в суд с целью защиты нарушенных прав и законных интересов
граждан и государства, участие прокурора в рассмотрении дел в судах; досудебное
производство «.

По мнению других, представительство прокуратуры в суде также 3 формы,
но другие, а именно: обращение в суд в установленном законом порядке; поддержание
исковых требований в суде, нарушение апелляционного и кассационного производства
и участие в рассмотрении дел в апелляционной и кассационной инстанциях.

Согласно ст. 36-1 Закона «О прокуратуре» такими формами представительства
являются: а) обращение прокурора в суд с исками или заявлениями о защите прав и
свобод других лиц, неопределенного круга лиц, прав юридических лиц, когда нарушаются
интересы государства, или о признании незаконными правовых актов , действий или
решений органов и должностных лиц, б) участие прокурора в рассмотрении судами дел
в) внесение прокурором апелляционного, кассационного представления на судебные решения
или заявления об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

Как видим, законодательно определены 3 формы представительства прокурором
интересов государства и гражданина в суде.

Однако считаем, что существует 2 формы представительства прокурором
интересов государства и гражданина в суде. Так, указанные в Законе «О прокуратуре»
формы представительства прокурора в процессе могут охватываться одной формой — обращение
в суд с исковым заявлением или с заявлением об открытии производства по делу, то
есть обращение прокурора в суд с иском или заявлением в интересах государства или
физических лиц ( ч. 2 ст. С, ч. I ст. 45 ГПК), право апелляционного обжалования
(ст. 292 ГПК), подачи кассационной жалобы (ст. 324 ГПК); обжалования судебных решений
и определений по вновь открывшимся обстоятельствам, участие в рассмотрении этих
дел.

Характерным признаком такой формы является то, что прокурор подает
апелляционную, кассационную жалобы на основании того, что принимал участие в рассмотрении
дела лично в предыдущих инстанциях, а значит, подпадает под категорию «другие
лица, участвующие в деле», упоминаемый в ст . ст. 292 324 ГПК.

Таким образом, первая форма представительства прокурором интересов
граждан и государства — подачи искового заявления, заявления об открытии производства
— характеризуется тем, что прокурор сам решает вопрос о необходимости инициирования
процесса и подает в суд иск, заявление, в случае необходимости обжалует решение
или определение суда в деле, в котором сам участвовал. Рассмотрение этих дел предусмотрено
в исковом, приказном и отдельном производствах.

Исключением из правила о факультативность инициирования процесса по
делу является ст. 33 Закона «О прокуратуре», которая имеет императивный
характер и устанавливает, что в целях защиты интересов государства, а также граждан,
которые по состоянию здоровья и по другим уважительным причинам не могут защитить
свои права, прокурор или его заместитель представляет поддерживает представленный
пострадавшим гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного злочином1.

В случае, если прокурор не участвовал в рассмотрении дела в предыдущих
инстанциях, он может подать соответствующие жалобы на основании ч. 2 ст. 45.ЦПК
— по праву осуществлять представительство на любой стадии процесса.

Таким образом, второй формой представительства прокурором является
вступление прокурора в гражданский процесс на любой стадии для представительства
интересов граждан и государства, если прокурор не участвовал в рассмотрении дела
в предыдущих инстанциях.

Вторая форма представительства прокурором интересов граждан и государства,
исходя из ч. 2 ст. 45 ГПК, характеризуется тем, что прокурор независимо от участия
в рассмотрении дела в суде первой инстанции наделен правом обжалования решений суда
как в апелляционном, так и в порядке.

Конечно, вступление прокурора в гражданский процесс на любой стадии
вовсе не означает его право, например, вступить в дело, которое рассматривается
судом первой инстанции, на стадии судебных дебатов.

По вопросу о правовой природе представительства прокурором существует
несколько точек зрения. Некоторые процессуалисты рассматривают представительство
прокурором интересов гражданина или государства как один из видов представительства
в суде. Причем ряд исследователей находит место прокурора представителя среди законных
представителей в классификации процессуального представительства. По мнению других,
представительство прокурором — это представительство особого рода, предусмотренное
Конституцией, которое осуществляется на основании соответствующего заявления в суд
(искового заявления) и служебного удостоверения, так и называется официальным представительством.
В рамках такой точки зрения предлагается также называть представительство прокурором
официальным представительством, основанный непосредственно на Конституции4. М.И.
Штефан говорит о представительстве прокурором как об официальном представительстве
конституционного уровня.

Анализ действующего законодательства и различных научных подходов дает
основания сделать вывод, что представительство прокуратурой интересов гражданина
или государства в суде нельзя отнести к представительству на основании закона, договора
или административного акта.

Прокурорское представительство по представительство, предусмотренное
ст. 38 ГПК, по своей природе является гражданским процессуальным, поскольку в суде
прокурор совершает процессуальные действия в защиту нарушенных или оспариваемых
прав, свобод и интересов граждан и государства, однако оно существенно отличается
от закрепленного действующим законодательством института представительства в суде.

Во-первых, представительство в судах интересов граждан или государства
в случаях, предусмотренных законом, является самостоятельной формой деятельности,
осуществляется особым органом, не имеет личного интереса, выступает от имени государства
в интересах гражданина, государства, общества. Во-вторых, прокурор осуществляет
представительство интересов гражданина или государства в суде от своего имени, поэтому
получение доверенностей на ведение дела, в отличие от судебного представителя, ему
не требуется.

В-третьих, прокурор не состоит в материально-правовой связи с лицом,
ресниц представляет. В-четвертых, прокурор может представлять в суде интересы гражданина
или государства лишь при наличии оснований, указанных в законе. В-пятых, прокурор
наделен всеми процессуальными правами и обязанностями лица, в интересах которого
он действует, за исключением права заключать мировое соглашение, ограничить процессуальные
права прокурора лицо, которое он представляет, не может, а судебный представитель
наделен всеми процессуальными правами и обязанностями лица, в интересах которого
он действует, без исключений, если иное не предусмотрено доверенностью.

С вопросом правовой природы прокурорского представительства связаны
и проблемы определения процессуального положения прокурора в гражданском судопроизводстве.
Для защиты прав граждан, интересов общества и государства с иском в суд может обратиться
прокурор как и другие лица, указанные в ст. 45 ГПК, который действует как должностное
лицо и который не является субъектом спорных материальных правоотношений. Согласно
принципу диспозитивности прокурор наделяется правами, которые дают ему возможность
добиваться восстановления нарушенных субъективных прав, свобод и охраняемых законом,
т.е. обеспечивать права заинтересованных лиц.

Однако возможно возникновение коллизии между позициями субъектов, определенных
ст. 45 ГПК, и материально заинтересованного лица в процессе рассмотрения дела. Эта
коллизия будет решаться в пользу стороны по делу. Согласно ч. З ст. 46 ГПК если
лицо, имеющее гражданскую процессуальную дееспособность и в интересах которого подано
заявление, не поддерживает заявленных требований, суд оставляет заявление без рассмотрения.

Процессуальная правосубъектность прокурора не может сводиться к стороне
истца. Стороной в процессе может быть только лицо, имеющее материально-правовой
интерес в деле и по которой судебное решение может установить наличие или отсутствие
прав и обязанностей. Чтобы быть истцом, недостаточно инициировать открытие производства
по делу.Прокурор в отличие от стороны по делу имеет не личное материально-правовую
заинтересованность, а государственную (служебную), процессуальную, он не является
участником спорного материального правоотношения, защищает не свои права и интересы,
а права и интересы других лиц, решения суда по иску прокурора распространяется не
на него, а на лицо, в интересах которого было открыто производство по делу; органы
прокуратуры освобождаются от уплаты судебных расходов.

Часть I в. 46 ГПК четко указывает, что органы и другие лица, которые
в соответствии со ст. 45 ГПК обратились в суд в интересах других лиц или в государственных
или общественных интересах, имеют процессуальные прана и обязанности лица, в интересах
которого они действуют, за исключением права заключать мировое соглашение.

Прокурора нельзя считать истцом в процессе, поскольку в этом случае,
в частности лица, которые принимают участие в деле, не могли бы заявить прокурору
отвод, или к нему мог бы быть предъявлен встречный иск.

Итак, представительство прокуратурой интересов гражданина или государства
в суде — это процессуальная деятельность, согласно которой прокурор, реализуя определенные
Конституцию и законами Украины полномочия, совершает в суде процессуальные действия
с целью защиты интересов государства или гражданина.

Согласно ч. 5 ст. 36-1 Закона «О прокуратуре» прокурор самостоятельно
определяет основания для представительства в судах, форму его осуществления. Это
положение подтверждено Решением Конституционного Суда Украины от 8 апреля 1999 №
З-рп/99 по делу о представительстве прокуратурой Украины интересов государства в
арбитражном суде. Конституция и ГПК наделяют прокурора правом обращения с исками
о защите физических лиц и государства, но делать это он может в случаях, специально
предусмотренных законом. Соответствующие основания указанные в ст. 36-1 Закона «О
прокуратуре», приказах Генерального прокурора Украины.

Основанием представительства в суде интересов гражданина является его
неспособность из-за физического или материального состояния, преклонного возраста
или по другим уважительным причинам самостоятельно защитить свои нарушенные или
оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия, а интересов государства
— наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и других интересов
вследствие противоправных действий (бездеятельности) физических или юридических
лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством.

Прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав и интересов несовершеннолетних,
нетрудоспособных иждивенцев, безвестно отсутствующих лиц, если родители, усыновители,
опекуны или попечители, а также органы местного самоуправления уклоняются от их
защиты. Вместе с предъявлением иска прокурор вправе принять предусмотренные законом
меры по привлечению виновных должностных лиц к ответственности (п. ч. 2 ст. 20 Закона
«О прокуратуре»).

Приказ Генеральной прокуратуры Украины от 29 ноября 2006 «Об организации
представительства прокурором в суде интересов гражданина или государства и их защиты
при исполнении судебных решений» определяет порядок осуществления представительства
в суде.

Основания представительства прокурором в суде определяют, в частности,
ст. 12 Закона от 5 октября 1995 г. «О борьбе с коррупцией», ст. 21 Закона
от 5 апреля 2001 г. «О политических партиях в Украине», ст. 8 Закона от
13 декабря 2001 «О животном мире», ст. 22 Закона «О психиатрической
помощи», ст 30-32 Закона от 16 июня 1992 «Об объединении граждан»,
ст. 34 Закона от 16 апреля 1991 «О внешнеэкономической деятельности»,
ст. 16 Закона от 23 апреля 1991 г. «О свободе совести и религиозных организациях»,
ст. 37 Закона от 25 июня 1991 «Об охране окружающей природной среды»,
ст. 42 (обращение в суд с иском о признании брака недействительным), ст. 165 (обращение
в суд с иском о лишении родительских прав), ст. 170 (отобрании ребенка у родителей
без лишения их родительских прав), ст. 240 (обращение в суд с иском об отмене усыновления
или признания его недействительным) СК.

 

 

Участие в гражданском процессе
органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических
лиц в качестве защитников прав, свобод и интересов других лиц

Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов
местного самоуправления возможна в 2 процессуальных формах.

Так, ч. 1 ст. 45 ГПК предусматривает возможность в случаях, установленных
законом, обращаться в суд с заявлениями о защите прав, свобод и интересов других
лиц или государственных или общественных интересов и принимать участие в этих делах
органам государственной власти, органам местного самоуправления.

Часть 3 ст. 45 ГПК предусматривает, что органы государственной власти
и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле или
участвовать в деле по своей инициативе для представления выводов на выполнение своих
полномочий. Участие указанных органов в гражданском процессе для представления выводов
по делу является обязательным в случаях, установленных законом, или если суд признает
это необходимым.

Относительно других лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК, т.е. физических
и юридических лиц, которые могут в случаях, установленных законом, обращаться в
суд с заявлениями о защите прав, свобод и интересов других лиц или государственных
или общественных интересов и принимать участие в этих делах, их участие в процессе
ограничивается представлением искового заявления или заявления и участием в рассмотрении
конкретного дела.

В отличие от прокурора, который, как уже отмечалось ранее, самостоятельно
определяет основания для представительства в судах и форму его осуществления, органы
государственной власти и местного самоуправления управомоченные подавать исковые
требования в защиту прав и свобод других лиц лишь в случаях, предусмотренных законом,
если это соответствует их функциям.Такие случаи предусмотрены, в частности, действующим
семейным законодательством. Например, органы опеки и попечительства управомоченные
предъявлять иски: о признании брака недействительным (ст. 42 СК), о лишении родительских
прав (ст. 165 СК); об отобрании детей без лишения родительских прав (абз. 2 ч. 2
ст. 170 СК) о признании усыновления недействительным или об отмене усыновления (ст.
240 СК).

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает возможность
органа опеки и попечительства, наркологического или психиатрического учреждения
обращаться в суд с заявлением об ограничении гражданской дееспособности физического
лица (ст. 237 ГПК). Заявление о признании наследства выморочным в случаях, установленных
ГК (ст. 1277), подается в суд органом местного самоуправления по месту открытия
наследства (ст. 274 ГПК).

В соответствии со ст. 21 Закона «Об охране окружающей природной
среды» общественные объединения в области окружающей среды имеют право обращаться
в суд с исками о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства
об охране окружающей природной среды, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных
соединений.

Таким образом, основанием для участия в процессе органов государственной
власти, органов местного самоуправления и лиц, которым законом предоставлено право
защищать права и свободы других лиц, есть соответствующие нормы материального права,
а также инициатива этих органов.

Указанные в ч. 1 ст. 45 ГПК органы государственной власти и другие
лица участвуют в гражданском процессе так же, как и прокурор, — путем подачи искового
заявления, заявления.

Открытие производства по гражданскому делу в суде по инициативе указанных
в ст. 45 ГПК органов государственной власти и местного самоуправления, физических
и юридических лиц возможно при наличии определенных предпосылок. Прежде всего, необходимо,
чтобы у лица, в интересах осуществляется обращение в суд, было право на предъявление
иска (подачи заявления), в частности отсутствие оснований в открытии для отказа
производства, указанных в ч. 2 ст. 122 ГПК. Вместе с тем необходимо, чтобы как предпосылка
права на возбуждение производства по делу существовала прямое указание в законе
о возможности предъявления иска в интересах других лиц лицами, указанными в ст.
45 ГПК.

Статья 46 ГПК предусматривает, что указанные в ст. 45 ГПК органы и
лица, обратившиеся в суд в интересах других лиц или государственных или общественных
интересах, имеют процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого они
действуют, кроме права заключать мировое соглашение.

Правовое положение субъектов, указанных в ст. 45 ГПК. — Лиц, которые
защищают «чужие» интересы, иногда рассматривают как разновидность общественного
представительства. Но институт защиты интересов в порядке ст. 45 ГПК нельзя отождествлять
с институтом в гражданском процессе. Участие органов государственной власти и других
субъектов, указанных в ст. 45 ГПК, осуществляется только в случаях, прямо указанных
в законе, с целью защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц или государства,
что обусловлено возложенными на них обязанностями. Такая защита осуществляется по
собственной инициативе указанных лиц, ни поручения или просьбы заинтересованного
лица не требуется, право на предъявление иска предоставлено этим лицам не стороны
спорного материально-правового отношения или третьим лицом, заявляющего самостоятельные
требования относительно предмета спора, прежде всего, законом .

Судебное представительство отличается от участия органов государственной
власти и других субъектов, которые принимают участие в деле с целью защиты прав
других лиц, также по основаниям участия, кругом лиц, имеющих право быть представителями,
формами участия, объемам и порядком оформления полномочий.

По объему процессуальных прав и характером совершения отдельных процессуальных
действий указанные лица подобные других лиц, участвующих в деле, однако гражданское
процессуальное законодательство называет их самостоятельными субъектами гражданских
процессуальных отношений и тем самым определяет их самостоятельное процессуальное
положение.

По своему процессуальному положению указанные органы имеют ряд общих
с истцом признаков, но истцами не является, поскольку не находятся с ответчиком
в спорных материально-правовых отношениях, не являются субъектами спорных материальных
правоотношений и участвуют в делах не в своих собственных интересах, а в интересах
других лиц. Вместе с тем они имеют процессуальные права, направленные на распоряжение
предметом спора (ч. 1 ст. 46 ГПК).

На таких лиц не распространяются субъектные пределы действия законной
силы судебного решения. Так, ч. З ст. 223 ГПК указывает: если дело рассмотрено по
заявлению лиц, определенных ч. 2 ст. Из него Кодекса, решение суда, то вступившее
в законную силу, является обязательным для лица, в интересах которого было начато
дело.

Отказ указанных лиц от представленной ими заявления или изменение заявленных
ими требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подано
заявление, права требовать от суда рассмотрения дела и решения требования в первоначальном
объеме (ч. 2 ст. 46 ГПК). Это правило является гарантией защиты прав материально
заинтересованных лиц в процессе и проявлением диспозитивности гражданского процессуального
права.

Итак, процессуальное положение органов государственной власти, местного
самоуправления и других указанных в ст. 45 ГПК лиц в тех случаях, когда они подают
исковое заявление или заявление об открытии производства по делу, аналогично процессуальному
положению прокурора, осуществляет представительство интересов гражданина или государства.Юридическая
заинтересованность указанных органов по своему характеру близка к заинтересованности
прокурора.

Относительно второй формы участия органов государственной власти и
местного самоуправления в гражданском процессе — предоставление выводов по делу
в целях осуществления возложенных на них обязанностей — надо отметить, что действующее
гражданское процессуальное законодательство не содержит указания о том, при рассмотрении
каких именно гражданских дел участие органов государственной власти и местного самоуправления
для предоставления заключений обязательна. Норма ч. ст. 45 ГПК является отсылочной.

В судебной практике часто встречаются дела с участием органов опеки
и попечительства.

Обязательное участие указанных органов предусмотрена в некоторых делах
особого производства. Например, участие представителей органов опеки и попечительства
является обязательным при рассмотрении дела о предоставлении несовершеннолетнему
лицу полной гражданской дееспособности (ст. 244 ГПК), в делах о признании гражданина
ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 240 ГПК), наличие заключения органов
опеки и попечительства требуется по делам об усыновлении (ч. 2 ст. 253 ГПК).

Относительно других категорий дел участие в процессе органов местного
самоуправления действие предоставления заключения предусмотрена нормами материального
права. В частности, ч. 4 ст. 19 СК содержит правило, согласно которому при рассмотрении
судом споров относительно участия одного из родителей в воспитании ребенка, места
проживания ребенка, лишение и восстановление родительских прав, свидание с ребенком
матери, отца, которые лишены родительских прав, отобрании ребенка от лица, удерживающего
его у себя не на основании закона или решения сулу, управления родителями имуществом
ребенка, отмена усыновления и признание его недействительным обязательным является
участие органа опеки и попечительства.

Введение в процесс органов государственной власти и местного самоуправления
или привлечения их в процесс по инициативе суда оформляется постановлением. Заключение
органа государственной власти или органа местного самоуправления подается в суд
в письменной форме. Он составляется на основании предварительного изучения материалов
дела и исследования, осуществляется органом государственной власти или местного
самоуправления и подписывается руководителем этого органа. Заключение указанных
в ч. З ст. 45 ГПК органов имеет важное значение для правильного разрешения дела,
но не является обязательным для суда. Одновременно суд в решении должен указать
основания, по которым он не согласен с выводом.

Участвуя в процессе для дачи заключения по делу, органы государственной
власти и органы местного самоуправления не являются инициаторами возбуждения производства
по этому делу и, соответственно, имеют меньший объем процессуальных прав. Они не
могут изменить предмет иска, основания иска, уточнить исковые требования и т.п.,
эти процессуальные права принадлежат заявителям.

Представители органов государственной власти и местного самоуправления,
вступившие в процесс по собственной инициативе или привлеченные судом для дачи заключения
по делу, пользуются процессуальными правами лиц, участвующих в деле (ст. 27 ГПК).

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+