Понятие и виды гражданской юрисдикции
Содержание страницы:
Понятие и виды гражданской юрисдикции.
Соотношение гражданской юрисдикции с гражданской подсудности
Содержание
и направленность деятельности судебной власти определяются главной обязанностью
правового государства, который заключается в утверждении и обеспечении прав и свобод
человека (ст. Из Конституции).
Защита
субъективных гражданских прав и охраняемых интересов осуществляется в предусмотренном
законом порядке, т.е. путем применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты следует понимать комплекс
внутренних согласительных организационных мероприятий по защите субъективных прав
и охраняемых интересов. В правовой литературе
выделяют 2 основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикций
на форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите
нарушенных или оспариваемых субъективных прав. ее суть заключается в том, что лицо, права и
законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой
к государственным или иных органов (суда, третейского суда, вышестоящей инстанции),
которые уполномочены принимать необходимые меры для восстановления нарушенного права
и наказания правонарушителя. Одновременно
следует помнить, что идея гарантированного осуществления прав, возможность их восстановления
именно посредством судебной защиты добавляет праву судебной защиты приоритета по
сравнению с другими формами защиты, которые были развиты и закреплены в ГК (ст.ст.
15, 16), других законах Украина.
По общей
теории права под юрисдикцией понимается предусмотренная законом прерогатива государственного
органа (должностного лица) путем решения конкретных дел давать оценку поступков
участников этих дел и применять меры государственного примусу2. В рамках юрисдикционной формы защиты в свою
очередь выделяют общий и специальный порядок защиты нарушенных прав. По общему правилу защита гражданских прав и
охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. В соответствии со ст. С Закона «О судоустройстве и статусе судей»
судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и суд конституционной
юрисдикции. Защита гражданских прав и охраняемых
интересов осуществляется в судебном порядке судами общей юрисдикции, которые в свою
очередь специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных,
административных дел, а также дел об административных правонарушениях (ст. 18 Закона
«О судоустройстве и статусе судей»).
Средством
судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов является иск, то
есть обращена к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращена
к ответчику материально-правовое требование о выполнении возложенной на него обязательства
или признания наличия или отсутствия правоотношения — с другой . Судебный порядок защиты применяется почти во
всех случаях, кроме тех, которые указаны в законе.
Специальным
порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов следует признать
административный, который могут осуществлять Президент Украины, органы государственной
власти, органы государственной власти Автономной Республики Крым и органы местного
самоуправления.
Неюрисдикционная
форма защиты охватывает действие лиц по защите гражданских прав и охраняемых законом
интересов, которые осуществляются самостоятельно, без обращения за помощью к государственным
или других компетентных органов, в частности действия лица по самозащите (ст. 20
ГК), в состоянии необходимой обороны (ст. 1169 ГК) и крайней необходимости (ст.
1171 ГК).
В рамках
определения вопросам гражданской юрисдикции и подсудности рассмотрим юрисдикционную
форму защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав и интересов лиц. Конституция содержит основные положения по определению
сферы судебной власти и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, активная
деятельность Конституционного Суда Украины, который устраняет из законодательства
нормы, которые противоречат этому принципу, закрепила определенные Основным законом
тенденции по предоставлению судебной защиты всем без исключения правам ( ст.ст.
8, 29, 30-34, 55, 124 Конституции).
В соответствии
со ст. 124 Конституции юрисдикция судов
распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Эта конституционная норма получила свое раскрытие
и толкование в нескольких решениях Конституционного суда Украины.
Так,
в Решении Конституционного Суда Украины от 25 декабря 1997 г. № 9-зп по делу по
обращениям жителей города Желтые Воды Конституционный Суд разъяснил, что ч. 2 ст. 124 Конституции необходимо понимать так, что
юрисдикция судов, т.е. их полномочия решать споры о праве и другие правовые вопросы,
распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. В п. Решение Конституционного Суда Украины от
9 июля 2002 г. № 15-рп/2002 по делу о досудебном урегулировании споров отмечалось,
что положения ч. 2 ст. 124 Конституции
следует рассматривать в системной связи с положениями Конституции, которые предусматривают
защиту судом прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица,
устанавливают юридические гарантии их реализации, предоставляя возможность каждому
защищать права и свободы любыми не запрещенными законом средствами (ч. 5 ст. 55
Конституции). Есть каждый человек имеет
право свободно выбирать не запрещенный законом способ защиты прав и свобод, в том
числе судебную защиту.
Установление
законом или договором досудебного урегулирования спора по волеизъявлению субъектов
правоотношений не является ограничением юрисдикции судов и права на судебную защиту.
Согласно
п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О применении Конституции
Украины при осуществлении правосудия» с учетом конституционного положения о
том, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, юрисдикция которых
распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124 Конституции
), судам подведомственны все споры о защите прав и свобод граждан. Суд не вправе отказать лицу в принятии искового
заявления или жалобы только на том основании, что его требования могут быть рассмотрены
в предусмотренном законом досудебном порядке.Статьей 55 Конституции каждому человеку гарантировано право на обжалование
в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного
самоуправления, должностных и служебных лиц, а потому суд не должен отказывать лицу
в принятии или рассмотрении жалобы по основаниям, предусмотренным законом, это право
обмежуе1 .
Судебная
юрисдикция характеризуется структурно-функциональным характером судебной власти
и дифференцирует компетенцию ее органов в пределах их деятельности и существующей
судебной системы. Структурный характер
судебной власти проводится за разделением на инстанции — первую, апелляционную и
кассационную инстанции. Функциональный
характер судебной власти характеризуется ее построением по принципам территориальности,
специализации и инстанционности (ст. 17 Закона «О судоустройстве и статусе
судей»).
При этом
с созданием административных судов насущной является проблема разграничения компетенции
между судами гражданской, хозяйственной и, соответственно, административной юрисдикции. Рассмотрим лишь некоторые принципиальные положения,
на которые следует обращать внимание при отнесении дел к той или иной юрисдикции.
Согласно
ст. 15 ГПК суды рассматривают в порядке
гражданского судопроизводства дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых
прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных,
трудовых отношений, а также с других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение
таких дел проводится по правилам другого судопроизводства.
Согласно
Закону от 3 февраля 2011 в. 15 ГПК дополнена
ч. 4 следующего содержания: суды рассматривают дела об оспаривании решений третейских
судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских
судов, об оспаривании решений международного коммерческого арбитража, а также о
признании и предоставлении разрешения на выполнение решений международного коммерческого
арбитража.
Решение
отдельных вопросов разграничения компетенции между специализированными административными
и хозяйственными судами было предложено Верховным Судом Украины в информационном
письме от 26 декабря 2005 г. № 3.2.-2005 «О применении хозяйственными судами
Украины положений процессуального законодательства относительно разграничения компетенции
между специализированными административными и хозяйственными судами», а также
Высшим хозяйственным судом Украины в информационном письме от 7 февраля 2006 г.
№ 01-8/301 «О некоторых вопросах, связанных с разграничением компетенции хозяйственных
и административных судов».
До принятия
Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС) все гражданско-правовые
споры с участием субъектов властных полномочий (кроме жалоб на решения, действия
или бездеятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления,
должностных и служебных лиц, которые хотя и рассматривались по правилам ГПК 1963
г., однако в отношении которых были установлены специальные правила в его главе
СО-А) рассматривались в порядке гражданского судопроизводства. При этом с точки зрения теории гражданского
права, которая нашла свое законодательное закрепление в ст 1, 2 ГК, участие государства, территориальной
общины никогда не меняли природу отношений, т.е. если спорные правоотношения были
гражданско-правовыми, то участие субъектов публичного права не может изменять их
природу и сферу возникновения.
Согласно
ст.ст. 1, С ГПК в гражданском процессе
осуществляется защита нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или
интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства. Часть 2 ст.1 ГК исключает из круга регулирования
отношения именно административные, в которых гражданин находится в отношениях подчинения
определенному органу власти.Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 2 КАС в административные суды могут быть обжалованы
любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, кроме
случаев, когда относительно таких решений, действий или бездеятельности Конституцией
или законами Украины установлен другой порядок судебного производства.
Анализируя
судебную практику, которая сложилась, следует сделать вывод, что в отдельных случаях
судьями ошибочно осуществляется разделение гражданско-правовых споров на гражданско-правовые
дела и дела административной юрисдикции или осуществляется отнесение гражданско-правовых
споров в административной юрисдикции. Например,
по делам о признании недействительным распоряжения районной администрации (органа
опеки и попечительства) о выдаче разрешения на отчуждение имущества, принадлежащего
несовершеннолетнему, признании недействительным сделок, совершенных после издания
этого распоряжения, документов на имущество возникает вопрос об отнесении к публично-правовой
сферы такого рода споров. По нашему мнению,
на основании системного анализа ст.ст. 2,
3, 17 КАС, а также письма Верховного Суда Украины «О применении хозяйственными
судами Украины положений процессуального законодательства относительно разграничения
компетенции между специализированными административными и хозяйственными судами»,
ст.ст. 1, 2, 15 ГПК необходимо исходить
из характера самого спора, и в случае выявления спора о праве гражданском права
лица подлежат защите в порядке гражданского судопроизводства.
При этом,
если административный акт породил субъективные гражданские права и обязанности (например,
право собственности), то признание его недействительным должно происходить на основании
ст.ст. 16, 2! ГК по правилам ГПК в суде гражданской юрисдикции. В случае, если решение субъекта властных полномочий
гражданских прав не породило, административный акт является предметом оспаривания
заинтересованного лица в пределах административной юрисдикции. Такая позиция не только не противоречит решению
Конституционного Суда Украины от 1 апреля 2010 г. № 10-рп/2010 по делу по конституционному
представлению Высшего административного суда Украины относительно официального толкования
положений части первой статьи 143 Конституции Украины, пунктов «а», «б»
, «в», «г» статьи 12 Земельного кодекса Украины, пункта 1 части
первой статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины, но и наоборот,
позволит упорядочить судебную практику, не создавая искусственных споров между юрисдикционными
органами.
Суды
рассматривают гражданские дела в порядке искового, приказного и особого производства.
Согласно
ст. 16 ГПК не допускается объединение в
одно производство требований, подлежащих рассмотрению по правилам разных видов судопроизводства,
если другое не установлено законом.
Истец
может заявить несколько требований в одном исковом заявлении, если они связаны между
собой и подсудны суду общей юрисдикции. Подсудность
дел, связанных между собой, имеет место в случае их тесной взаимосвязи, наличие
которого позволяет рассмотреть все требования в одном процессе.
Понятие и виды гражданской подсудности
Если
гражданская юрисдикция — это определенная законом совокупность полномочий судов
по рассмотрению гражданских дел, отнесенных к их компетенции, то подсудность — это
разграничение компетенции по рассмотрению гражданских дел между отдельными судами.
Вопрос
о подсудности дел определяется ГПК, в частности: разд. II-по делам приказного производства; гл. 1 разд. III
— по делам искового производства; разд. IV
— по делам особого производства; разделами VI, VII — относительно заявлений (жалоб)
взыскателя, должника, других участников исполнительного производства, заявлений
(представление) государственного исполнителя по вопросам, связанным с исполнением
судебных решений; главами 1 и 2 разд.VIIИ — относительно заявлений об отмене решения
третейского суда и выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения
третейского суда; главами 1 и 2 разд. VIII
— относительно ходатайств о признании, обращение к исполнению решений иностранных
судов, ст. 404 — по заявлениям о восстановлении
утраченного судебного производства, ст. 414
— по делам с участием иностранных лиц.
В зависимости
от выполняемых судами функций, а также от административной территории, на которой
действует суд, подсудность делится па функциональную и территориальную.
Функциональная
подсудность — это компетенция отдельных звеньев судебной системы на основании функций,
которые ими выполняются.
По этой
подсудности функции суда первой инстанции выполняют местные суды, а именно: районные,
районные в городах, городские и районные суды (ст. 107 ГПК). В связи с этим законодательные акты, которые
по-другому определяют суды первой инстанции по определенным гражданским делам (например
ст. 25 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»),
в соответствии с ч. З ст. 2 ГПК не могут
быть применены. При поступлении заявления
в предусмотренного такими актами законодательства суд заявление возвращается лицу,
которое ее подало, на основании ст. 115,
п.4ч.3ст. 121 ГПК.
Функции
судов апелляционной инстанции выполняют судебные палаты по гражданским делам апелляционных
общих судов, в пределах территориальной юрисдикции которых находится местный суд,
который принял судебное решение, которое обжалуется (ст. 291 ГПК).
Кассационной
инстанцией по гражданским делам является Высший специализированный суд Украины по
рассмотрению гражданских и уголовных дел (ст. 323 ГПК).
ВСУ пересматривает
судебные решения по гражданским делам исключительно по основаниям, установленным
законом, а именно ст. 355 ГПК.
Судом,
пересматривает дело по вновь открывшимся обстоятельствам, выступает суд, который
принял решение, вынес постановление или выдал судебный приказ (ст. 363 ГПК).
Территориальная
подсудность — компетенция по рассмотрению гражданских дел однородными судами в зависимости
от территории, на которую распространяется их юрисдикция.
Территориальная
подсудность делится на несколько видов: общая, альтернативная, по определению суда,
по связи дел, исключительная.
Общая
территориальная подсудность (ст. 109 ГПК) определяется компетенцией суда по рассмотрению
дела в зависимости от местонахождения ответчика. Согласно этой статье иски к физическому лицу
предъявляются в суде по зарегистрированному в установленном законом порядке месту
его жительства или пребывания, а к юридическим лицам — по их местонахождению.
Место
жительства физического лица определяется в соответствии с положениями ГК и Закона
Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине». Так, согласно ст. Из Закона Украины «О свободе передвижения
и свободном выборе места проживания в Украине» местом пребывания физического
лица является административно-территориальная единица, на территории которой лицо
проживает сроком менее шести месяцев в году, а местом проживания — административно-территориальная
единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в год. Статьей 29 ГК предусмотрено, что местом жительства
физического лица является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания
в нем (общежитие, гостиница и т.п.) в соответствующем населенном пункте, в котором
физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно. Также отмечается, что физическое лицо может
иметь несколько мест проживания.
Местонахождением
юридического лица согласно ст. 93 ГК является
фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится
ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится
руководство) и осуществление управления и учета.
Общая
территориальная подсудность устанавливается как общее правило и применяется в том
случае, когда она не изменена либо не дополнена другим видом территориальной подсудности.
Альтернативная
территориальная подсудность (ст. 110 ГПК) по выбору истца (заявителя) предусматривает,
что дело подсудно не только суд по местонахождению ответчика, но и другому суду,
определенном законом.Альтернативная подсудность является льготной, она устанавливается
для четко определенной категории дел, которые имеют особо важное значение для граждан. В частности, иски о взыскании алиментов, о признании
отцовства ответчика, иски, возникающие из трудовых правоотношений, могут предъявляться
как по месту жительства ответчика, так и по месту жительства истца.
Иски
о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью
физического лица, или вреда, причиненного в результате совершения преступления,
могут предъявляться также по месту жительства истца или по месту причинения вреда.
По месту
жительства ответчика или по месту жительства истца могут предъявляться иски, связанные
с возмещением вреда, причиненного лицу незаконными решениями, действиями или бездеятельностью
органа дознания, досудебного следствия, прокуратуры или суда.
Иски
о защите прав потребителей могут предъявляться также по месту жительства потребителя
или по месту причинения вреда или выполнения договора.
Иски
о возмещении вреда, причиненного имуществу физических или юридических лиц, могут
предъявляться не только в суд по месту нахождения ответчика, но и в суд по месту
причинения вреда.
Иски
о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца также в случае,
если на его иждивении находятся малолетние или несовершеннолетние дети или если
он не может по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам выехать к
месту жительства ответчика. По договоренности
супругов дело может рассматриваться по месту жительства любого из них.
Если
истцу неизвестно место жительства ответчика, то иск может быть предъявлен по месту
нахождения имущества ответчика или по месту его пребывания или по последнему известному
месту жительства ответчика или постоянного его занятия (работы).
Иски
к ответчику, не имеющему в Украине места жительства, могут предъявляться по местонахождению
его имущества или по последнему известному месту его жительства или пребывания в
Украине. Местонахождение имущества и последнее
известное место жительства или пребывания ответчика должны быть в каждом случае
достоверно установлены.
Иски,
возникающие из договоров, в которых указано место выполнения или выкапывать которые
из-за их особенность можно только в определенном месте, могут предъявляться также
по месту выполнения этих договоров.
Правило
альтернативной подсудности применяется и в других случаях, предусмотренных ст. 110 ГПК. Истец
имеет право выбора между несколькими судами, которым подсудно дело, за исключением
дел, для которых установлено правило исключительной подсудности.
Подсудность
по решению суда предусматривает, что в некоторых делах подсудность дела конкретному
суду определяется постановлением судьи. Так,
подсудность гражданских дел, в которых одной из сторон является суд или судья этого
суда, определяется постановлением судьи суда высшей инстанции без вызова сторон. Но в случае, когда стороной в деле есть ВСУ,
его судья, подсудность определяется по общим правилам (ст. 108 ГПК). По решению судьи ВСУ определяется подсудность
дел с участием граждан Украины, если обе стороны проживают за ее пределами, а также
подсудность дел о расторжении брака между гражданином Украины и иностранцем или
лицом без гражданства, которые проживают за пределами Украины (ст. 111 ГПК).
Подсудность
по связи дел (ст. 113 ГПК) имеет место в том случае, когда между делами существует
объективная связь, который позволяет рассмотреть все их требования в одном процессе. Это создает лучшие условия для исследования
всех материалов по делу с целью своевременного и правильного ее решения. Так, иски к нескольким ответчикам, проживающим
или находящимся в разных местах, предъявляются по месту жительства или месту нахождения
одного из ответчиков по выбору истца. Встречный
иск как средство защиты ответчика против основного иска предъявляется в суде по
месту рассмотрения первоначального иска независимо от его подсудности. В связи с этим на него не распространяются правила
исключительной подсудности.Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на
предмет спора между сторонами, также предъявляют иск в суд, в производстве которого
находится спорная дело (ст. 125 ГПК).
Исключительная
подсудность устанавливается в случаях, предусмотренных законом, и означает, что
заявление может быть подано только в конкретно определенного суда. Правила исключительной подсудности невозможным
применение к этим споров других видов территориальной подсудности.
В соответствии
со ст. 114 ГПК иски по поводу недвижимого
имущества предъявляются по местонахождению имущества или основной его части. Иски о снятии ареста с имущества предъявляются
по местонахождению этого имущества или основной его части. По местонахождению наследственного имущества
или основной его части подаются иски кредиторов наследодателя до принятия наследства
наследниками. Исключительно в местный общий
суд по местонахождению перевозчика надо обращаться при возникновении спора относительно
договоров перевозки грузов, пассажиров, багажа или почты. Дела об аресте судна,
осуществляемого для обеспечения морского требования, рассматриваются судом по местонахождению
морского порта Украины, в котором находится судно, или порта регистрации судна.