Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Правовое регулирование хозяйственно-торговой и связанной с ней деятельности

Понятие и функции хозяйственно-торговой
деятельности и ее легализация

1) Ст.
263 ГК Украины определяет хозяйственно-торговую деятельность как деятельность,
осуществляемая субъектами хозяйствования в сфере товарного обращения, направленная
на реализацию продукции производственно-технического назначения и изделий народного
потребления, а также вспомогательную деятельность, обеспечивающая их реализацию
путем предоставления соответствующих услуг.

Хозяйственно-торговая деятельность осуществляется как внутренняя
торговля или внешняя торговля
в зависимости от рынка (внутреннего или внешнего),
в пределах которого осуществляется товарное обращение.

Формы, в которых может осуществляться хозяйственно-торговая деятельность,
установленные ч. 3 ст. 263 ГК Украины, согласно которой выделяютматериально-техническое снабжение и сбыт; энергоснабжения; заготовку; оптовую торговлю;
розничную торговлю и общественное питание; продажа и передачу в аренду средств производства;
коммерческое посредничество в осуществлении торговой деятельности и другую вспомогательную
деятельность по обеспечению реализации товаров (услуг) в сфере обращения.

В зависимости от формы осуществления хозяйственно-торговой деятельности
она опосредуется хозяйственными договорами, примерный перечень которых содержит
ч. 4 ст. 263 ГК Украины. Это хозяйственные договоры поставки, контрактации
сельскохозяйственной продукции, энергоснабжения, купли-продажи, аренды, мены (бартера),
лизинга и другие договоры.

В зависимости от рынка (внутреннего или внешнего), в пределах которого
осуществляется товарное обращение, в. 263 ГК Украины отмечает, что хозяйственно-торговая
деятельность выступает как внутренняя торговля или внешняя торговля. Хозяйственно-торговая
деятельность может осуществляться субъектами хозяйствования в таких
формах: материально-техническое
снабжение и сбыт; энергоснабжения; заготовка; оптовая торговля; розничная торговля
и общественное питание; продажа и передача в аренду средств производства; коммерческое
посредничество в осуществлении торговой деятельности и другая вспомогательная деятельность
по обеспечению реализации товаров (услуг) в сфере обращения.

Торговая деятельность в Украине регулируется
Законом Украины «О защите прав потребителей», «О потребительской
кооперации», «О внешнеэкономической деятельности», «Об обеспечении
санитарного и эпидемического благополучия населения», «О лекарственных
средствах», «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного
сырья «, другими актами законодательства.

Подробно общие правила осуществления торговой деятельности регулирует
подзаконный нормативно-правовой акт — Порядок занятия торговой деятельностью
и правила торгового обслуживания населения, утвержденные
постановлением Кабинета
Министров Украины от 15.06.2006 г.. № 833. Эти Порядок и правила определяют общие
условия осуществления торговой деятельности, основные требования к торговой (торгово-производственной)
сети и торгового обслуживания граждан, приобретающих товары для собственных бытовых
нужд у предприятий (их объединений), учреждений, организаций независимо от форм
собственности, граждан-предпринимателей и иностранных юридических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность на территории Украины в сфере торговли.

Торговая деятельность может осуществляться в сферах розничной и оптовой
торговли, а также в торгово-производственной (общественное питание) сфере.

Можно выделить следующие основные признаки хозяйственно-торговой
деятельности:

— Участниками такой деятельности является исключительно субъекты хозяйствования
(см. Комментарий к ст. 55);

— Такая деятельность осуществляется в сфере товарного обращения и направлена
на реализацию продукции производственно-технического назначения и изделий народного
потребления (см. Комментарий к ст. 262);

— До хозяйственно-торговой деятельности входит также вспомогательная
деятельность, обеспечивающая реализацию продукции производственно-технического назначения
и изделий народного потребления путем предоставления соответствующих услуг (например,
предоставление услуг по перевозке, предоставления услуг по хранению и т.д.).

Для осуществления торговли некоторыми товарами в соответствии с действующим
законодательством необходимо
наличие
лицензий.
В сфере лицензирования,
о приобретении лицензии на алкогольные и табачные изделия, важно определение предприятием
формы осуществления хозяйственной деятельности (оптовой или розничной торговли),
поскольку это имеет принципиальное значение для приобретения лицензии. Лицензии
на оптовую и розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями приобретаются
отдельно.

В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании подлежат лицензированию
следующие виды хозяйственной деятельности:

— производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными
напитками и табачными изделиями;

— деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ
и прекурсоров;

— торговля, производство и ремонт огнестрельного оружия невоенного
назначения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра
свыше 4,5 мм и скоростью полета пули свыше 100 м / с;

— производство, оптовая и розничная торговля лекарственными средствами;

— производство, оптовая и розничная торговля ветеринарными медикаментами
и препаратами;

— торговля пестицидами и агрохимикатами (только регуляторами роста
растений);

— производство и продажа специальных средств, заряженных веществами
слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны;

— разработка, изготовление и торговля специальными техническими средствами
для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации;

— предоставление услуг в области криптографической защиты информации
(кроме услуг электронной цифровой подписи), торговля криптосистемами и средствами
криптографической защиты информации (согласно перечню, который определяется Кабинетом
Министров Украины);

— торговля племенными (генетическими) ресурсами, проведение генетической
экспертизы происхождения и аномалий животных;

— деятельность, связанная с торговлей пиротехническими средствами;

— торговля жидким топливом из биомассы и биогаза.

Законом о лицензировании установлен порядок выдачи, переоформления,
приостановления, аннулирования и возобновления действия лицензий, учета выданных
лицензий и размер платы за их выдачу. Для получения лицензии согласно ст. 10 этого
Закона необходимо подать заявление установленной формы в орган, выдающий лицензииК заявлению о выдаче лицензии прилагается выписка из Единого государственного
реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.
Орган, выдающий
лицензии, принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в срок не
позднее
10
рабочих дней 
со дня получения заявления и документов, прилагаемых к
заявлению (в. 11 Закона о лицензировании). Орган лицензирования должен оформить
лицензию не позднее чем за три рабочих дня со дня поступления документа, подтверждающего
внесение платы за выдачу лицензии (в. 14 вышеуказанного Закона).

 

 

Понятие и правовые основы розничной торговли 

Розничная торговля — это одна из форм хозяйственно-торговой деятельности, осуществляемая субъектами
хозяйствования, и, одновременно, форма организации товарного рынка. Она является
неотъемлемой составляющей внутренней торговли.

Под розничной торговлей понимают предпринимательскую
деятельность по продаже товаров и услуг на основании устного или письменного договора
купли-продажи непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного
некоммерческого использования независимо от формы расчетов. Подоплека розничной
торговли составляет торговая деятельность.

Торговая
деятельность
— Это инициативная, самостоятельная деятельность юридических
лиц и граждан по осуществлению купли и продажи товаров народного потребления с целью
получения прибыли.

В процессе торговой деятельности розничная торговля решает двуединую задачу: удовлетворяет
меняющиеся и растущие потребности конечного потребителя в товарах и услугах и обеспечивает
создание прибыли предприятия.

В отличие от оптовой продажи, то есть от закупки товаров для последующей
перепродажи или профессионального использования, поводом для покупки в розничной
торговле является удовлетворение собственных потребностей покупателя и его
семьи в купленных товарах или услугах.

Для розничной торговли характерны следующие признаки:

— Она является самостоятельной, инициативной, осуществляемой на свой
риск деятельностью юридических лиц и граждан с целью получения прибыли;

— Главным содержанием торговой деятельности является продажа товаров,
при этом могут выполняться сопутствующие работы и предоставляться различные услуги.
К сопутствующим работам относятся фасовки, упаковки, подгонка и т.д.. Услуги розничной
торговли довольно многочисленные, например уход за детьми, подарочное оформление
покупок, доставка покупок и т.д.;

— Товары реализуются непосредственно гражданам или другим конечным
потребителям для личного некоммерческого использования;

— Товары реализуются за наличные или другими, приравненных к ней платежными
средствами (кредитные карты банков, перечисления со счетов вкладчиков банков и т.п.);

— В розничной торговле могут продавать только товары определенного
ассортимента (продовольственные и непродовольственные товары, водочные и табачные
изделия, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, некоторые химические
вещества, транспортные средства и номерные агрегаты, ювелирные изделия, отдельные
виды оружия, боеприпасов и специальных средств, некоторые другие товары). Этот ассортимент
уже, чем в торговле, но гораздо шире, чем в сфере общественного питания;

— Для розничной торговли важно наличие торгового места. Под торговым
местом понимают обособленное, специально оборудованное место для осуществления розничной
продажи товаров с обязательным соблюдением действующих правил торгового обслуживания
населения и порядка расчетов с покупателями;

— Розничная торговля основательно регламентирована законодательными
и нормативно-правовыми актами;

— Договоры купли-продажи в розничной торговле имеют публичный характер.
Публичным является договор, в котором одна сторона — предприниматель взяла на себя
обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг каждому,
кто к ней обратится.

Гражданским кодексом Украины и специальными законодательными и нормативно-правовыми
актами о защите прав потребителей определены дополнительные правовые возможности
физических лиц — покупателей, не предусмотренные в общих правилах купли-продажи:
получение гарантий надлежащего качества и безопасности товаров; необходимой,
доступной и достоверной информации о качестве, количестве и ассортименте товаров;
возмещение убытков, причиненных некачественными товарами и т.п..

Субъекты хозяйствования (предприниматели) могут осуществлять торговую
деятельность только
после
государственной регистрации их как субъектов предпринимательской деятельности,
а
в случаях, предусмотренных законодательными актами, при наличии у них специального
разрешения (лицензии) на торговлю отдельными видами товаров.

По месту выполнения различают:

— Магазинную розничную торговлю, на которую приходится большая часть
розничного товарооборота. Осуществляется в магазинах, расположенных в отдельных
зданиях или помещениях и имеют торговый зал для покупателей;

— Мелкорозничную торговлю, включая передвижную. Осуществляется через
сеть нестационарных торговых объектов, не имеющих торговых залов: лотки, палатки,
автоматы, автомагазины т.д. Через мелкорозничную торговую сеть разрешена реализация
продовольственных и непродовольственных товаров только простого ассортимента. Розничная
торговля через мелкорозничную торговую сеть является одной из форм внемагазинной
продажи товаров.

По методам обслуживания выделяют:

— Продажа товаров с прилавка. Характеризуется личным контактом продавца
и покупателя в магазине;

— Магазины самообслуживания. Контакт с продавцом, как правило, анонимный,
покупатель имеет возможность легкого, свободного и самостоятельного выбора товара
из многих, расположенных в торговом зале;

— Торговлю по образцам;

-Торговлю по каталогам;

— Посылочной торговли;

— Торговлю по предварительным заказам;

— Электронную торговлю.

Общей для последних пяти форм розничной торговли является ограниченность
непосредственного контакта продавца с покупателем;
не играет существенной
роли удаленность покупателя, широкий ассортимент предлагаемых товаров с полной информацией
о ценах и качестве дает покупателю возможность принять в спокойной обстановке решение
о покупке.

По праву собственности на продаваемый товар, различают:

— Комиссионное розничную торговлю. Реализует товары, принятые от юридических
и физических лиц на комиссионных началах, то есть право собственности на товар сохраняется
за комитентом до момента его продажи покупателю;

— Фирменную розничную торговлю. Фирменная торговля — это продажа товаров
непосредственно ее производителями, а также обособленными структурными подразделениями
этих товаропроизводителей, не имеющих статуса юридического лица.

По форме расчетов можно выделить:

— Розничную торговлю за наличные и другими приравненных к ней платежными
средствами;

— Торговлю в кредит и по безналичному расчету. Торговля по безналичному
расчету относится к розничной лишь в случаях, предусмотренных действующими нормативными
актами.

Формы организации розничной торговли влияют на выбор типа предприятия
сферы торговли, которое реализует потребительские товары в розницу и оказывает услуги,
предназначенные исключительно для конечных потребителей.

Основными актами гражданского и хозяйственного законодавстваУкраины
является Гражданский кодекс Украины № 435-IV и Господарськийкодекс Украины № 436-IV,
принятые Верховной Радой Украины 16сичня 2003 года.

В ст. 39 третьей главы Хозяйственного кодекса Украины «Защита прав
потребителей» определены основные права потребителей.

Государство создает условия для получения потребителями потрибнихзнань
по реализации их прав. Конкретные права потребителей, механизм реализации защиты
этих прав и отношения между потребителем-лями товаров (услуг) и производителями
(продавцами) регулируются законом Украины «О защите прав потребителей» и другими
законодательного актами.

Важными правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере розничной
торговли, являются Указы Президента Украины касательно усиления государственной
защиты прав потребителей и государственного регулирования отношений в сфере торговли, 
а также правила торговой обслуживания населения и другие нормативно-право-е акты,
принятые Кабинетом Министров Украины.

Правила продажи отдельных видов товаров регламентирующих поря-док
приема, хранения, подготовки к продаже и продажу их через розничную торговую сеть,
а также определяют вимогистосовно соблюдения прав потребителей относительно надлежащего
качества то-вара и уровня торгового обслуживания.

В Правилах продажи продовольственных товаров, разработанных
и по-утвержденных МВЭ Сторгом, указано, что они распространяются на все субъекты
хозяйствования, независимо от форм собственности, которые осуществляют на территории
Украины розничную продажу продоволь-чих товаров.

Субъект розничной торговли пищевыми продуктами должен иметь санитарные
правила, зарегистрированный санитарный журнал и санитарные книжки работников.

Отдельными правилами регламентируется розничная торговля тю-тюновимы
изделиями.

Продажа алкогольных напитков регулируется отдельными «Правиламы
розничной торговли алкогольными напитками», утвержденными Кабинета Министров № 854
от 30.07.1996 года.

 

 

Поставка продукции и ее правовое обеспечение 

Часть
1 ст. 264 ГК устанавливает два вида хозяйственных договоров, с помощью которых опосредуется
такая форма хозяйственно-торговой деятельности как материально-техническое снабжение
и сбыт, — поставка и купля-продажа. Причем эти договоры касаются материально-технического
снабжения и сбыта как продукции производственно-технического назначения, так и изделий
народного потребления, независимо от того, являются ли они результатом собственного
производства, приобретены у других субъектов хозяйствования.

Законодательством могут быть предусмотрены особенности поставки отдельных
видов продукции производственно-технического назначения или изделий народного потребления.

Основные требования относительно заключения и выполнения договоров
поставки устанавливаются положениями ГК (статьи 179-187,193-201,265-270), другими
законодательными актами (в том числе ГК).

Договор поставки — это хозяйственный
договор, по которому одна сторона — поставщик — обязуется передать (поставить) в
обусловленные сроки (срок) второй стороне — покупателю — товар (товары), а покупатель
обязуется принять указанный товар (товары) и уплатить за него определенную денежную
сумму.

Предметом поставки являются товары,
под которыми следует понимать как продукцию производственно-технического назначения,
так и изделия народного потребления.

Договор поставки может заключаться как на усмотрение сторон (регулируемый
договор), так и в соответствии с государственным заказом (планируемый договор).

В отличие от ч. 1 ст. 712 ГК, которая признает стороной договора поставки
(продавцом, поставщиком) только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность,
и тем самым не учитывает участие в процессе хозяйствования казенных предприятий,
ГК таких ограничений не устанавливает. Поэтому сторонами договора поставки могут
быть субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 ч. 2 ст. 55 ГК: а)
хозяйственные организации, государственные, коммунальные и другие предприятия, другие
юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность; б) граждане Украины,
иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность,
и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Заключая договор, стороны должны учитывать положения ч. 4 ст. 265 ГК
Украины, которой установлено, что условия договоров поставки должны излагаться сторонами
в соответствии с требованиями Международных правил толкования терминов «Инкотермс».

По общему правилу поставка товаров без заключения договора поставки
не допускается. Исключения (случаи и порядок) могут быть предусмотрены законом.

По общему правилу (ч. 1 ст. 266 ГК) предметом поставки является продукция
производственно-технического назначения и изделия народного потребления, определенные
родовыми признаками. Для обозначения наименования продукции и изделий применяются
их наименования, указанные в стандартах, технических условиях, документации к образцам
(эталонов), прейскурантах или товароведных справочниках.

Предметом поставки могут быть также продукция, изделия, определенные
индивидуальными признаками.

Одним из существенных условий договора поставки является общее
количество товаров, подлежащих поставке
. Порядок определения количества
товаров зависит от того, заключается договор по усмотрению сторон, или на основании
государственного заказа. В первом случае стороны самостоятельно согласовывают количество
товара, подлежащего поставке, во втором она определяется исходя из государственного
заказа.

Количество товара, подлежащего поставке, может быть установлена в соответствующих
единицах измерения (штуки, тонны, квадратные метры, кубические метры и т.д.) или
денежном выражении (в том числе в иностранной валюте).

Общее количество и долевое соотношение товаров (ассортимент, сортамент,
номенклатура) по сортам, группам, подгруппам, видам, маркам, типам, размерам определяются
спецификацией по согласию сторон, если иное не предусмотрено законом. Спецификация
является неотъемлемой частью договора поставки.

Договоры поставки по сроку действия подразделяются
на:

а) разовые;

б) краткосрочные (на один год);

в) долгосрочные (на срок более одного года).

В случае если в договоре срок его действия не определен, он считается
заключенным на один год. Следует, однако, иметь в виду, что окончание срока действия
договора не влечет за собой прекращение обязательства, а потому сторона, не исполнившая
обязательства, не освобождается от ответственности за его невыполнение и, как правило,
от исполнения обязательства в натуре.

В рамках действия договора поставки стороны устанавливают в нем сроки поставки .
Критерием установления тех или иных сроков необходимость ритмичного и бесперебойного
снабжения товаров потребителям для их нормального функционирования, если иное не
предусмотрено законодательством. Необходимость согласования и соблюдения сроков
поставки вызвана рядом причин: равномерным выпуском продукции покупателем
сырья или комплектующих изделий, равномерным обеспечением подрядчика строительными
материалами, равномерным продажей товаров торговым предприятием и др.

Законом установлены дополнительные требования к содержанию долгосрочного
договора поставки. Если в таком договоре количество поставки определено лишь на
год или меньший срок (например, квартал), стороны должны предусмотреть в договоре
порядок согласования ими сроков поставки на следующие периоды (год, квартал) до
окончания срока действия договора (например, за 30 дней до окончания ). Если такой
порядок не предусмотрен, договор считается заключенным на один год.

Стороны в договоре поставки могут предусмотреть поставку товаров отдельными
партиями
. В этом случае сроком (периодом) поставки продукции производственно-технического
назначения является, как правило, квартал, а изделий народного потребления, как
правило, — месяц.

Стороны могут согласовать в договоре также график поставки (месяц, декада, сутки и т.д.). При этом поставка товаров осуществляется, как правило,
путем централизованной доставки их автомобильным транспортом. Обязанность обеспечить
доставку товара на склад покупателя (торговое предприятие) возлагается на поставщика,
который может использовать для этого как собственный автотранспорт, так и автотранспорт
общего пользования, заключая при этом договор централизованного автомобильной перевозки
с автотранспортным предприятием. Графики поставки чаще всего применяются сторонами
при поставках хлебобулочных и кулинарных изделий, молочных продуктов и т.д. предприятиям
розничной торговли.

В договоре поставки по соглашению сторон может быть предусмотрен порядок
отгрузки товаров любым видом транспорта 
(способ поставки), а также выборка товаров
покупателем.

Выборка товаров покупателем со склада поставщика (как производителя,
так и оптовой снабженческой организации) осуществляется в соответствии с порядком
и сроками передачи-приемки, устанавливаемые сторонами в договоре.

Как установлено ч. 1 ст. 268 ГК, качество товаров, поставляемых
должна соответствовать стандартам, техническим условиям, другой технической документации,
устанавливающей требования к их качеству, или образцам (эталонам), если стороны
не определят в договоре более высокие требования к качеству товаров.

Наряду со стандартами и техническими условиями требования к качеству
товаров могут устанавливаться исходя из
образцов (эталонов), под которыми
понимают готовое изделие (комплект изделий), утвержденный как представитель конкретного
товара и предназначен для сопоставления (сравнения) с ним товаров по внешнему виду
и другим признакам . Как правило, образцы (эталоны) распространяются на непродовольственные
товары серийного и массового производства.

В договоре может быть предусмотрена поставка товаров более высокого
качества по сравнению со стандартами
, техническими условиями, образцами
(эталонами).

Номера и индексы стандартов, технических условий или другой документации
о качестве товаров, на которые ссылаются стороны, определяя в договоре условия о
качестве товаров, указываются в договоре Если указанную документация не опубликована
в общедоступных изданиях, ЕЕ копии должны прилагаться поставщиком к экземпляру договора
покупателя на его требованию. Так же к договору должен прилагаться технический описание
образца (эталона).

В случае отсутствия в договоре условий относительно качества товаров
последняя определяется соответственно цели договора или к обычному уровню качества
для предмета договора или общих критериев качества. При этом продавец (поставщик)
обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого
рода обычно используется. Если поставщик при заключении договора был поставлен покупателем
о конкретной цели приобретения товара, поставщик обязан передать покупателю товар,
пригодный для использования в соответствии с цели (ч. 2 ст. 673 ГК).

Качество поставляемых товаров поставщик должен засвидетельствовать
должным товаро-сопроводительным документом, который направляется вместе
с товаром, если иное не предусмотрено в договоре.

Товаросопроводительные документы — это документы,
которые направляются вместе с товарами и содержат данные об этих товарах. Товаросопроводительным
документам является товаротранспортные накладные, счета-фактуры (инвойсы), отгрузочные
спецификации, упаковочные листы, грузовые таможенные декларации, документы контроля
за доставкой товаров и т.п..

Последствия поставки товаров, не отвечающих требованиям к их качеству,
установленным стандартом, техническими условиями или образцом (эталоном), предусмотренные
ч. 5 ст. 268 ГК, согласно которой в случае поставки товаров более низкого качества покупатель
вправе
: а) отказаться от принятия и оплаты товаров; 6) если товары уже
оплачены покупателем, — требовать возврата уплаченной суммы. При этом не имеет значения,
подлежат недостатки поставленных товаров устранению или нет.

В тех случаях, когда недостатки поставленных товаров могут быть устранены
без возвращения их поставщику, покупатель имеет право требовать от поставщика устранения
недостатков в местонахождении товаров или устранить их своими средствами за счет
поставщика. Однако этим правом покупатель может и не воспользоваться, прибегнув
к применению указанных выше последствий.

Реализуя предоставленное им законом (ч. 1 ст. 268 ГК) право, стороны
могут определить в договоре более высокие требования к качеству товаров, чем те,
которые установлены стандартами, техническими условиями, образцами (эталонами).
Если поставленные товары отвечают стандартам или техническим условиям, но окажутся
более низкого сорта (очевидно, более низкого качества), чем было определено договором,покупатель вправе: а) принять товары с оплатой по цене, установленной
для товаров соответствующего сорта; б) или отказаться от принятия и оплаты поставленных
товаров.

Законом установлена обязанность поставщика (производителя) по распоряжению
товарами, в случае если покупатель (получатель) отказался от принятия товаров, не
соответствующих по качеству стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам)
или условиям договора. В этом случае поставщик (производитель) обязан распорядиться
товарами в десятидневный срок, а относительно товаров, которые быстро портятся,
в течение 24 часов с момента получения сообщения покупателя (получателя)
об отказе от товаров.

Невыполнение поставщиком (производителем) в указанный срок своего долга
распоряжение товарами дает право покупателю (получателю) реализовать их на месте
или возвратить производителю. Товары, которые быстро портятся, подлежат во всех
случаях реализации на месте.

Оперируя термином «недостатки поставленных (проданных) товаров»,
ни ГК, ни ХК не раскрывают содержания этого понятия.Анализ положений ГК и ХК дает
основания для вывода о том, что термин «недостатки» употребляется в этих
законах для обозначения несоответствия товаров требованиям по качеству (в том числе
и о сроке годности).

Обычно недостатки поставленных товаров оказываются покупателем при
обычном их приеме по качеству.

Статья 269 ГК выделяет три вида гарантийных сроков: 1)
гарантийный срок эксплуатации; 2) гарантийный срок годности; 3) гарантийный срок
хранения.

Гарантийный срок эксплуатации — это срок, в
течение которого гарантируется использование товара, в том числе комплектующих изделий
и составных частей, по назначению при условии соблюдения потребителем правил пользования
и в течение которого производитель (продавец, исполнитель) выполняет гарантийные
обязательства.

Согласно ч. Ст. 269 ГК гарантийный срок эксплуатации исчисляется со
дня ввода изделия в эксплуатацию, но не позднее одного года со дня получения изделия
покупателем (потребителем), а по изделиям народного потребления, реализуемые через
розничную торговлю, — со дня розничной продажи вещи, если иное не предусмотрено
стандартами, техническими условиями или договором.

Согласно ч. 1 ст. 677 ГК законом или иными нормативно-правовыми актами
может быть установлен срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Поэтому ч. Ст. 677 ГК содержит
требование, согласно которому продавец обязан передать покупателю товар, на который
установлен срок годности, с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению
до истечения этого срока.

Гарантийный срок хранения — это срок, в
течение которого потребительские свойства товара не должны ухудшаться при условии
соблюдения требований нормативных документов.

Гарантийный срок годности и хранения товаров исчисляется со дня изготовления
товара.

Правовые последствия обнаружения в течение гарантийного срока недостатков
поставленных товаров следующие: поставщик (производитель) обязан за свой счет устранить
дефекты изделия, выявленные в течение гарантийного срока, или заменить товары.Однако
поставщик (производитель) освобождается от этой обязанности, если докажет, что дефекты
возникли вследствие нарушения покупателем (потребителем) правил эксплуатации или
хранения изделия.

Статья 270 ГК устанавливает важную для договорных отношений поставки
требование комплектности поставляемых товаров.Комплектность товаров должна соответствовать
требованиям стандартов, технических условий или прейскурантов.

Комплект, — это совокупность
определенных деталей, узлов, самостоятельных изделий или других предметов, предусмотренных
нормативно-технической документацией, согласно которой все они должны составлять
одно целое. Соблюдение поставщиком условий договора о комплектности имеет большое
значение для обеспечения возможности использования товаров по прямому назначению.

Сторонами договора поставки выступают поставщик
и покупатель. Поставщиком, как уже отмечено, может быть как производитель, так и
посредническая организация; покупателями — любые организации — юридические лица,
которые приобретают товары для осуществления как хозяйственной, так и другой деятельности,
не связанной с личным потреблением. Физические лица — предприниматели могут приобретать
товары по договору поставки для предпринимательских целей.

 

 

Особенности поставок для государственных нужд и закупок за государственные
средства

Генеральный заказчик — орган государственной
власти, государственное, коммунальное учреждение или организация, определенные соответственно
Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, местными
государственными администрациями или исполнительными органами местных советов ответственными
за организацию и проведение процедур закупок в интересах заказчиков по рамочным
соглашениям в соответствии с настоящим Законом;

— государственная закупка (далее — закупка)
— приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном настоящим
Законом;

— договор о закупке — договор, который
заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки
и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права
собственности на товары;

— заказчики — органы государственной
власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица (предприятия,
учреждения, организации) и их объединения, обеспечивают потребности государства
или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной
или коммерческой;

— предмет закупки — товары, работы
или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки, на
которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационных,
ценовые предложения) или предложения на переговорах (в случае применения переговорной
процедуры закупки). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном
уполномоченным органом. Для проведения процедуры закупки должно быть не менее двух
предложений, кроме случаев применения заказчиком переговорной процедуры закупки;

— рамочное соглашение — договор, который
заключается одним или несколькими заказчиками (генеральным заказчиком) в письменной
форме в порядке, установленном настоящим Законом, с одним или несколькими участниками
процедуры закупки с целью определения основных условий закупки отдельных товаров
и услуг для заключения соответствующих договоров о закупке в течение срока действия
рамочного соглашения;

Статья 4 Планирование закупок и другие предпосылки
осуществления процедур закупок

1 Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план,
изменения к нему направляются в органы, осуществляющие казначейское обслуживание
бюджетных средств, или обслуживающего банка по месту обслуживания заказчика в течение
пяти рабочих дней со дня их утверждения.

2 Годовой план, изменения к нему обязательно бесплатно публикуются
на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок (далее — веб-портал Уполномоченного
органа) в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменения
к нему. Годовой план и изменения к нему также обнародуются заказчиком на собственном
веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств.

Статья 5 Недискриминация участников

— Отечественные и иностранные участники принимают участие в процедурах
закупок на равных условиях.

— Государственное регулирование и контроль в сфере закупок осуществляют Уполномоченный орган и другие органы согласно их компетенции.

— Общественный контроль обеспечивается через свободный доступ ко всей
информации о государственных закупках, подлежащей обнародованию в соответствии с
настоящим Законом.

Статья 10 Обнародование информации о закупке

1 Заказчик безвозмездно подает для публикации на веб-портале Уполномоченного
органа в порядке, установленном настоящим Законом, информацию о закупке, а именно:

— объявления о проведении процедуры закупки — не позднее чем за 20
рабочих дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных
предложений, если настоящим Законом для отдельных процедур закупки не установлен
иной срок;

— обоснование применения переговорной процедуры закупки — одновременно
с объявлением о проведении процедуры закупки;

— документацию конкурсных торгов или квалификационную документацию
— не позднее чем за 20 рабочих дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов
или квалификационных предложений, если настоящим Законом для отдельных процедур
закупки не установлен иной срок;

Веб-портал Уполномоченного органа должен соответствовать установленным
законодательством требованиям по защите информации, являющейся собственностью государства,
обеспечивать свободный и бесплатный доступ к нему.

Ответственность за полноту и достоверность обнародуется на веб-портале
Уполномоченного органа, несут председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам
заказчика.

2 Информация, указанная в части первой настоящей статьи, может дополнительно
публиковаться на выбор заказчика в других средствах массовой информации, на веб-сайтах
заказчика (при наличии) или веб-сайтах соответствующих органов власти, органов местного
самоуправления.

4 Объявление о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры
закупки в сроки, установленные в части первой настоящей статьи, обязательно дополнительно
размещаются на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая
стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

— для товаров — 200 тысячам евро;

— для услуг — 300 тысячам евро;

— для работ — 500 тысячам евро.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+