Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и классификация причин и условий конкретного преступления

Понятие и классификация причин и условий конкретного
преступления

Преступление, как и любая другая
поведение человека, является следствием определенной взаимодействия человека и социальной
среды. По преступного поведения имеют в виду, как правило, не общество вообще, а
конкретное микросреда, где человек життедие, под влиянием которого формируются ее
социальные позиции, нравственные ценности, происходят становление и развитие его
личности. Эта среда часто отличается тем или иным неблагополучием: в нем случаются
деформации обыденного сознания, существуют стереотипы позорного поведения.

В связи с этим нельзя не отметить,
что в нашей действительности, в некоторых институтах социализации людей, среди отдельных
слоев населения, в ряде социальных групп имеют место явления, недостатки, а порой
серьезные упущения, совокупность которых следует рассматривать как обстоятельства
неблагоприятного развития, становления личности, т.е. процесса социализации личности.

Изучение причин борьбы с преступностью
в нашей стране позволяет назвать некоторые из следующих обстоятельств:

1. Прежде всего с такими обстоятельствами
мы сталкиваемся в первичном очаге общества — в семье. Наше общество и государство
не могут взять на себя полностью заботу о воспитании детей. Оно, по-прежнему сосредоточено
в такой малой социальной группе, как семья, которая была и остается первой и важнейшей
воспитательным учреждением молодежи. Действительно, семьи первично принадлежит решающая
роль в становлении личности, формировании его потребностей, нравственных ценностей,
привычек, взглядов, ее оценок об окружающем мире, человек, о дозволенное и недозволенное,
добро и зло, оценке собственных поступков. Впрочем, в некоторых семьях происходят
определенные негативные явления и процессы, мешающие им правильно выполнять свою
социальную функцию по воспитанию детей. Среди таких явлений и процессов можно назвать:
ранние психологически неподготовленные браки между лицами, не достигшими социальной
зрелости; необдуманный подход и неоправданную поспешность, проявляющие молодые люди
при образовании семьи, и это часто делает ее необеспеченной и неполноценной;непрочность
семейных связей и нездоровые отношения между супругами; нездоровые взаимоотношения
между родителями и детьми; распад семьи; отсутствие обстановки эффективного осуждения
разного рода неблагополучия в семье общественности; неумение или нежелание со стороны
отдельных родителей воспитывать детей, отсутствие у многих (особенно у матерей)
свободного времени для этого; применения неправильных методов и приемов воспитания;
аморальная, противоправное поведение или взрослых членов семьи, дают плохой пример
детям (пьянство, проявление злобы, жестокости, пошлости, систематическое осуществление
противоправных поступков, нарушение правил совместного проживания); привлечения
родителей или взрослых членов семьи (иногда неоднократное) к уголовной ответственности
и т. Воспитание в таких семьях, естественно, осуществляется ненормально. В них часто
вырастают закоренелые циники, жестокие, немилосердные, безпринципови, распущены
индивиды, люди с искаженными потребностями, вредными привычками. Определенное количество
таких семей, как показывает практика, относится к так называемым неблагополучных
семей, «поставляют» несовершеннолетних преступников. Более одной трети осужденных
подростков и несовершеннолетних воспитывались именно в таких семьях. Однако случаи
неблагоприятного формирования личности встречаются и в семьях внешне вполне респектабельных.
Впрочем в некоторых из них господствуют бездуховность, потребительская психология,
стремление к накоплению; в них детям дают уроки крайнего индивидуализма, эгоизма,
неуважения к людям и разного рода социальных запретов и т. Есть немало примеров
совершения преступлений выходцами из подобных семей.

2. Следующей социальной учреждением,
призвана способствовать надлежащему формированию личности, является школа. В школьный
период, когда подросток включается в множество новых общественных связей, процесс
его социализации в су спильства протекает наиболее активно: интенсивно познается
внешний мир, усваивается положительный опыт предыдущих поколений, уточняются обязанности
перед обществом и государством. Школа — это та среда, которая существенно влияет
на выработку основы мировоззрения несовершеннолетних, их жизненной позиции; закладывает
правильное представление о чести, достоинстве, порядочности. Она призвана осуществлять
нравственное и трудовое воспитание учащихся, воспитывать в них уважение к старшим,
культуру поведения в обществе, организованность, дисциплину, требовательность друг
к другу, доброту и принципиальность, правдивость, уважение к закону. Ее обязанность
состоит в том, чтобы укреплять связь с родителями, распространять среди них педагогические
знания, добиваться единства требований семьи и школы в воспитании детей. Однако
на этом этапе становления личности, к сожалению, случаются определенные недостатки
и упущения, которые не дают возможности школьным коллективам достигать поставленных
целей. В частности, во многих школах ненадлежащим проводится воспитательная работа,
не практикуется при этом индивидуальный подход к учащимся; отмечается большая наполненность
классов; на низком уровне находится школьная дисциплина; наблюдается неудачный подбор
педагогических кадров (в некоторых школах работают учителями лица, лишенные педагогических
способностей, и которые не имеют достаточного объема знаний); слабая материально-техническая
база; отсутствуют тесные контакты с родителями; формально и бессмысленно организуется
досуг учеников. Перечисленные и другие негативные обстоятельства в своей совокупности
не способствуют правильному развитию и становлению личности школьников, особенно
из числа уже социально запущенных подростков, и «выталкивают» их из круга нормальных
отношений внутри класса, порождают безнадзорность, ориентируют их на контакты с
уличными делинквент, готовят к противоправного поведения.

3. Негативную роль в формировании
личности часто играет ближайшее бытовое окружение, под которым понимают один из
разновидностей микросреды (вне семьи, школы, трудового коллектива), в котором человек
длительное время находится, взаимодействует с ее членами, совместно преследует недозволенные
цели, подчиняясь соответствующим привычкам и нормам, даже иногда вопреки собственным
взглядам и оценкам на такие целенаправленности. Нездоровое ближайшее окружение,
безусловно, искажено влияет на человека. Ведь бывает так: положение в семье, школе,
трудовом коллективе было и остается благополучным, но ближайшее окружение пагубно
влияет на индивида.

Криминогенными обстоятельствами
в этом случае могут быть: выбор нежелательных товарищей, осуждающих форм развлечений
и аморального проведения свободного времени (например, систематические совместные
выпивки, азартные игры, бессмысленные сборища во дворах, подъездах, подворотнях,
грубое нарушение общественного порядка и т. Д. ); длительная участие в неформальных
группах с антисоциальным уклонением (например, уличных компаниях), в которых сложились
специфические нормы и образцы поведения, самоутверждения в них, усвоение негативной
групповой психологии, неизбежно ослабляет влияние положительного среды. Особенно
это проявляется в отношении несовершеннолетних, поскольку в раннем, юношеском возрасте
происходит наиболее интенсивное криминогенное заражения.

4. Определенное отрицательное
значение в неблагоприятном нравственном формировании людей имеют и обстоятельства
материального порядка: материальная необеспеченность отдельных слоев населения,
их неудовлетворительное бытовой устройство; низкие заработки и пенсии, отсутствие
постоянной работы, дороговизна лекарств и медицинской помощи, невозможность удовлетворения
элементарных потребностей;существенное отличие материального положения граждан;
чрезмерная занятость женщины по месту работы и ее отягощенность домашним хозяйством,
вредит воспитанию детей; временное совпадение сложных жизненных обстоятельств материального
порядка и т. д. Безусловно, не исключена возможность совершения преступлений вследствие
перечисленных обстоятельств, так называемых «деликтов через лишения». Их доля в
структуре преступности незначительно. Они обычно имеют ситуационный характер. Как
показывает практика, преступное посягательство совершают преимущественно лица достаточно
состоятельные.

Раскрывая характер и роль обстоятельств
материального порядка в совершении общественно опасных деяний, необходимо подчеркнуть,
что они действуют косвенно. Между ними, с одной стороны, и фактом совершения преступления
— с другой, обычно нет четкой связи. Они влияют на преступника косвенно только через
систему его моральных свойств, негативно отражаются на его сознания и соответственно
на поведении. Однако было бы неправильным недооценивать их в процессе становления
личности виновного.

5. Следует отметить, что имеют
место просчеты в работе и упущения в отдельных средствах массовой информации (телевидение,
радио, кино, эстрада, книжная продукция), которые сейчас массовой формой воспитания
многих людей.

Мы являемся свидетелями того,
как с экранов кино и телевидения, с эстрадных подмостков, на радиопередачах, в литературных
публикациях до сих пор широко пропагандируются жестокость, культ силы, неуважение
к личности и ее достоинства, порнография, цинизм, экстремизм, вандализм, межнациональная
вражда, блатная субкультура (это в стране, где миллионы людей прошли через исправительно-трудовые
колонии, лагеря и тюрьмы). Все это, конечно же, производит непосредственно провоцирующее
влияние на отдельных индивидов.

Перечисленные и другие неблагоприятные
обстоятельства (явления и процессы) в своей совокупности, которая растянута во времени,
порождают у отдельных людей антиобщественные взгляды, привычки, нравы, обусловливающие
их антисоциальную направленность. Эти взгляды и привычки в конкретных индивидов
становятся глубокими и устойчивыми под влиянием сложной психологической деятельности,
происходит в них.В результате складывается внутренняя готовность лица к совершению
общественно опасных деяний, возникает высокая вероятность их совершения.

На основании изложенного можно
дать следующее определение причины совершения конкретного (единичного) преступления:
под непосредственной причиной совершения конкретного (единичного) преступления следует
понимать те негативные социальные явления и процессы, под влиянием которых у виновного
лица возникают глубокие и устойчивые антиобщественные взгляды, привычки, обусловливающие
вследствие криминогенной мотивации ее внутреннюю готовность совершить преступное
посягательство.

 

 

Криминогенная значение конкретной жизненной ситуации

Каждый человек постоянно находится
в определенной жизненной ситуации, которая влияет на его отношения с другими людьми,
затрагивает его интересы и тем самым обусловливает его поведение в данный момент.
Это также один из каналов влияния внешней социальной среды на индивида.

Роль сит уации в разных случаях
неодинакова. В связи с этим с позиции криминологии представляется необходимым по
характеру воздействия на человека разделять их на благоприятные (некриминогенни)
и неблагоприятные (криминогенные). К благоприятным относятся те ситуации, которые
либо положительно влияют на поведение человека, или не наносят никакого влияния
на ее намерение совершить общественно опасное деяние, устраняют появление преступных
мотивов и целей.

Под неблагоприятной (криминогенной)
ситуацией понимают ту конкретную жизненную ситуацию, которая сложилась в момент
совершения преступления или незадолго до этого, и во взаимодействии с его причинами
и условиями вызывает окончательную решимость лица совершить данное преступление.
Если лицо, в сознании которой уже сформировались устойчивые и глубокие взгляды и
привычки, оказывается в такого рода ситуации, у нее есть большие шансы поступить
преступное посягательство.

Среди криминогенных ситуаций
в качестве примера можно привести следующее: ситуация, возникшая в результате действий
самого виновного (довел себя до состояния сильного опьянения, затеял ссору и т.
Д.); ситуации, которые сложились в результате неправомерных действий других лиц
(обман с их стороны, угрозы, издевательства и т. д.); интенсивные семейные скандалы
и конфликты; физиологические и эмоциональные многодневные биоцикла, в результате
которых наступают невнимательность, депрессия и др.); экстремальные состояния лица
по болезни, усталость; ситуации, вызванные стихийными бедствиями (наводнения, пожара);
проблемные, конфликтные ситуации и т.

Проблемные ситуации — это те, в рамках которых существуют препятствия, трудности на пути
к поставленной виновным цели. При решении подобных ситуаций некоторые люди игнорируют
средства и правила, выработанные для этих случаев обществом и предпочитают неправомерным
способам преодоления препятствий. Конфликтные ситуации предусматривают столкновение
интересов, позиций, стремлений виновного и других лиц, в результате чего возникают
серьезные противоречия сторон, вызывающие сложные формы борьбы для достижения желаемого.

Криминогенная ситуация по своему
содержанию — категория объективная. Она определяется фактическими явлениями, происходящими
в действительности, которая окружает человека. Вместе с тем она имеет личностное
значение, поскольку оценка ситуации тесно связана с мотивационной сферой личности,
ее индивидуальными особенностями. Надо учитывать и то, что в конкретной ситуации
виноват, как правило, действует в соответствии с ранее приобретенного опыта, привычек,
на социальную направленность его личности. Нельзя не учитывать наличие у некоторых
индивидов дефектов восприятия внешней среды.

Объективное содержание конкретной
криминогенной ситуации и субъективное ее значение для индивида могут в значительной
степени разойтись. В связи с этим преступление зачастую несоответствующей реакцией
на сложившуюся ситуацию. Человек под влиянием напряженной ситуации иногда совершает
поспешные необдуманные действия при отсутствии критического восприятия происходящих.

Криминогенная ситуация не принадлежит
ни к понятию причины, ни к понятию условия совершения преступления. Она в некоторых
случаях соответственно влияет на них, играя при этом роль мотива к совершению преступления.
Не каждый человек, чье сознание поражено асоциальными взглядами и привычками, готова
всякий раз совершить преступление. Для этого нужен своего рода «толчок», который
бы вызвал окончательную решимость совершить преступное посягательство. Таким толчком
и является криминогенная ситуация, которую следует рассматривать как внешнее побуждение
к действию, как повод к преступлению.

Подобная специфическая категория
в системе детерминации явлений и процессов с философской точки зрения вполне объяснено.
Мотив следует отличать от привода. Если мотив порождается поведением третьих лиц
или объясняется особенно неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в жизни
человека, или являются результатом экстремальных условий, то повод создается самим
виновным и сознательно используется им для совершения преступления или для оправдания
своих действий. Привод — есть не что иное, как ложный, надуманный мотив.

Следовательно, отдельный (конкретный)
преступление является следствием воздействия на индивида криминогенных причин, условий
и криминогенной ситуации. Причина проявляется в том, что под ее действием в него
возникают готовность, высокую степень вероятности совершить преступное посягательство.
Условие способствует развитию причине и вследствие этого у лица возникает намерение
совершить общественно опасное деяние. Криминогенная ситуация, наконец, вызывает
окончательную решимость совершить преступление.

Указанные формы воздействия внешней
среды на субъекта преступления накладываются на внутренне личностные элементы его
сознательной и волевой деятельности — на психические процессы и состояния, которые
находятся в постоянной динамике.

Такое сочетание и взаимодействие
объективного и субъективного, социального и психологического в лице конкретного
человека составляет суть понятия «механизм» индивидуального преступного поведения.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+