Понятие и перечень источников международного права
Содержание страницы:
Понятие и перечень
источников международного права
Понятие «источник права» впервые было
предложено римским ученым Титом Ливию, который в известной работе «История
Рима от основания города» называет Закон XII таблиц источником всего
публичного и частного права, которое, кстати, так и остается, но уже как исторический
источник.
Сложность определения этого понятия связана с его
многозначностью.
Источник права —
а) в материальном смысле — общественные отношения, обусловливающие содержание
норм права, формы собственности и др.
б) в идеологическом смысле — различные
правовые учения доктрины, правосознание и т.д.
в) как источника познания — все,
что включает в себе данные, с помощью которых можно узнать характер и
содержание права различных государств в разные периоды их истории
г)
исторические источники, которые раньше имели значение действующего права.
Источники
международного права — это формы, в которых
выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые
сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
Сами государства, международные организации и (в предусмотренных
случаях) некоторые другие субъекты, согласуя свои интересы, определяют не
только содержание международно-правовых норм, но и внешнюю форму их
существования. Надлежащая оценка источников международного права обусловлена
реальными процессами нормотворческой деятельности.
Традиционно сложились и на протяжении веков
применялись два источника международного права — международный договор и международный
обычай. Их широчайшее распространение в практике международных
отношений — с учетом, естественно, того уже отмеченного обстоятельства, что
кодификация и прогрессивное развитие международного права сопровождаются
вытеснением обычая из большинства сфер регулирования и его заменой договором,
— породило представление о том, что только они являются и способны быть
источниками международного права.
Между тем дипломатическая практика
государств, деятельность проводимых государствами международных конференций,
функционирование международных межправительственных организаций
свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в
виде актов международных конференций и совещаний и актов
международных организаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо
в принципе документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный
либо рекомендательный характер, а именно те акты, которые принимаются в целях
установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений государств,
самих международных организаций, а также других субъектов.
Применительно к современному состоянию
международного правового регулирования можно констатировать существование
четырех разновидностей источников международного права: международные
договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международных
организаций и международных органов.
В систему международно-правового
регулирования наряду с источниками, т. е, нормативными юридическими актами и
обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от самих
государств и международных организаций, а также от международных и национальных
судебных учреждений, иных организаций и органов, в том числе на уровне
отдельных государств.
Внутригосударственные законы не
рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают
интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его
внутренней компетенции Однако их содержание не безразлично для
международно-правового регулирования. Bo-первых, определенные законы,
соответствующие закономерностям межгосударственного общения, оказывают
позитивное влияние на создание новых норм международного права. Во-вторых,
наличие в нескольких или многих государствах родственных по содержанию законов
в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может
свидетельствовать о становлении международного обычая, признаваемого
государствами. В-третьих, в процессе взаимного общения государства должны
уважать законы друг друга, затрагивающие вопросы такого общения и не
противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права,
соизмерять свои действия с этими законами. В-четвертых, надлежащая реализация
многих международно-правовых норм обусловлена согласованными и
взаимодействующими с ними национальными законами.
Международный
обычай в системе источников международного права
Характеристика этого источника международного
права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН:
международный обычай — «доказательство всеобщей практики, признанной в
качестве правовой нормы».
Обычай приобретает юридическое значение в результате
однородных или идентичных действий государств и определенным образом
выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение.
Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное
основание признания обычая как источника права (таково, например, становление
в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств).
Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий
промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами
свободы использования космического пространства, позднее получившей
договорное закрепление).
Поскольку при переходе от обычая к договору
новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств
типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно
оба источника — и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно
к «своей» группе государств. Например, правила, регламентирующие
дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических
сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для
государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.
При этом во многих договорах формулируется
положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным
в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях
подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать
регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей
Конвенции».
При сопоставлении договора и обычая как
источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует
определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти
всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как
источника права переплетаются.
Международный
договор в системе источников международного права
Международный договор определяется Венской
конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение,
заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным
правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в
двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его
конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких
наименований, как «договор», «конвенция»,»
«соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при
этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для
всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного
договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными
организациями или между международными организациями (естественно, с учетом
своеобразия сторон в таких договорах).
Венская конвенция о праве международных
договоров пре-зюмирует возможность заключения договоров между государствами и
другими субъектами международного права или между такими другими субъектами
международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров
могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти
договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их
юридической силы.
Конвенция не исключает возможности заключения
международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так
называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым
временам, чем к современности.
Международный договор может, как это и
предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных
документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или
приложений, которые расцениваются как его составные части.
Международный договор характеризуется как основной источник
международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная
форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства
сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм.
Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области
международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи
договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и
взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного
законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о
праве международных договоров, признали «все возрастающее значение
договоров как источника международного права и как средства развития мирного
сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и
общественном строе».
Особое значение приобрели общие многосторонние договоры,
призванные регулировать отношения, которые представляют интерес для
международного сообщества государств в целом. Подлинная эффективность таких
договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без
какой бы то ни было дискриминации и обеспечением реальной универсальности
таких договоров.
Общие принципы права как
источник международного права
Понятие «общие принципы права» активно обсуждается
в связи со ст. 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд наряду
с конвенциями и обычаями применяет «общие принципы права, признанные
цивилизованными нациями». По этому поводу существуют разные мнения.
Сторонники широкого понимания считают, что это понятие охватывает общие
принципы естественного права и справедливости и что речь идет об особом
источнике международного права. Подобная точка зрения противоречит природе
международного права и не подтверждается практикой.
Приверженцы другой концепции полагают, что под общими
принципами следует понимать основные принципы международного права. Однако
понятие общих принципов права получило известность задолго до признания понятия
основных принципов международного права.
Наконец, согласно третьей концепции, под общими принципами
понимаются принципы, общие для национальных правовых систем. В основном речь
шла о правилах, отражающих закономерности применения норм в любой правовой
системе. Для международного права такие принципы важны в силу неразвитости в
нем процессуального права.
Чтобы принцип мог войти в систему международного права,
недостаточно, чтобы он был общим для национальных правовых систем, необходимо,
чтобы он был пригоден для действия именно в этой системе. Он также должен быть
включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке, в результате
подразумеваемого согласия международного сообщества. Став, таким образом,
обычными нормами, общие принципы не могут рассматриваться как особый источник
международного права.
То обстоятельство, что общие принципы права должны быть
общими не только для правовых систем государств, но и для регулирующих их
отношения международных норм, подтверждается практикой. В условиях европейской
интеграции судебная практика исходит из того, что общие принципы права — это не
только общие принципы национального права государств-членов, но также принципы
международного публичного права.
В целом можно сказать, что общие принципы права не играли
сколько-нибудь заметной роли в системе международного права. Положение коренным
образом изменилось после того, как в качестве общих принципов стали
утверждаться основные права человека и другие демократические нормы.
Сегодня общие принципы права служат инструментом сближения
международного и национального права, а также унификации конституционного права
государств на демократической основе. Эти моменты нашли отражение и в
Конституции России. Она не только включила общепризнанные принципы и нормы в
правовую систему страны, но и придала особый статус нормам о правах человека
(ч. 1 ст. 17).
Все это подводит нас к серьезной новелле в области
международного права — к становлению в нем особого общего принципа — принципа
демократии.
Односторонние акты
государств как источник международного права
Односторонние
акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты, выступления гос
деятелей и др.
Основным видом односторонних актов явл обязательства (напр
обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом
односторонних актов явл признание.
Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, гос-во уже не вправе поступать вопреки
своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано.
Акт обязательства — это одностороннее заявление
государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство
об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении
в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими
международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые
уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или
иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).
Признание акта обязательства государствами-адресатами
порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права, естественно,
в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями (в частности,
касающимися срока действия обязательства).
Акт обязательства в сочетании с актом его признания создает,
очевидно, ситуацию заключения межгосударственного соглашения (родовое понятие),
в отличие от заключения межгосударственного договора (понятие видовое).
Разумеется, односторонние юридические акты обязательства и их признание
выражают волю заинтересованных государств, а достигнутое тем самым соглашение
между ними выражает их согласованную и тем самым общую волю по поводу
установления новой или уточнения действующей международно-правовой нормы.
Добавим, что в пределах срока своего действия и при
соблюдении иных условий, сопровождающих одностороннее международное обязательство,
оно не не подлежит отмене или изменению, т.е. в сочетании с актом признания
создает относительно стабильное межгосударственное соглашение.
Акт признания — это акт (действие или
бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим
международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию,
созданную действиями другого государства, поскольку о наличии такой ситуации
ему известно или должно быть известно.
Особенностью признания является то, что оно может быть явно
выраженным посредством акта компетентного органа, обращенного к другому
государству (например, с предложением к вновь возникшему государству установить
с ним дипломатические отношения), или же вытекать из его молчаливого поведения,
свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные
обязательства в соответствии с действующими международными договорами или
обычноправовыми нормами общего международного права. Незаявление государством
протеста против созданной другим государством юридически значимой ситуации в
разумный срок обычно рассматривается как ее молчаливое признание, кроме случаев
юридической ничтожности признания, когда речь идет о действиях государства,
нарушающих императивные нормы международного права.
Следующим видом одностороннего акта явл протест (акт противоположный признанию). Этим актом гос-во
изъявляет свое возражение против определенной ситуации, претензий и всего того,
что может иметь правовые последствия.
Противоположный признанию акт протеста — это
заявление государства об отказе признать правомерной юридически значимую ситуацию,
созданную поведением другого государства, т.е. квалификация ее в соответствии с
действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправной.
Протест должен быть явно выражен и так или иначе доведен до сведения
государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других
заинтересованных государств.
Естественно, что протест должен быть юридически prima facie,
т.е. с достаточной степенью очевидности, обоснованным и в принципе может быть
оспорен государством, которому он адресован.
Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает,
что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого
момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер.
Особым случаем молчаливого отказа явл эстоппель (estoppel — лишение права возражения),
кот был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона
связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой
стороне, кот положилась на эти действия и вела себя соответственно.
Источниками международных обязательств государств являются,
далее, акты-предписания государствам — членам международных организаций
или органов, имеющие для таких государств обязательный характер в силу
учредительных актов этих организаций или органов или приобретшие такой характер
в силу четко установившейся практики данной организации или органа.
Акты
международных организаций как источник международного права
Статус актов международных
межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей
компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации
либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10,11,
13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена «делать
рекомендаций», а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета
Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной
деятельностью.
Сама по себе международная организация не
вправе превращаться в международного «законодателя». Вместе с тем государства
— члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой
деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции,
фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках
международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении
ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб,
причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах
человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников
(1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в
документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно
договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция,
приобретает значение источника международного права. Аналогичный метод
применяется и в других международных организациях универсального характера.
Несколько примеров: в рамках Международного агентства по атомной энергии были
приняты тексты Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и
Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации
(1986 г.), в рамках Международной организации труда — текст Конвенции о
племенных и ведущих коренной образ жизни народах в независимых странах (1989
г.), в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и
культуры — Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение,
незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности
(1970 г.). Вместе с тем выделяются своей особой юридической значимостью те
акты международных организаций, которым самими государствами-членами придается
нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами
организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное
осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного
права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного
права.
Можно считать общепризнанной обязательную
юридическую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14
декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам
и народам». Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием
действовавших в то время международно-правовых норм, а в соответствии с
целями и принципами Устава ООН установил новые императивные нормы относительно
полного запрещения колониализма и обязанности немедленного предоставления
независимости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI-XIII
Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус не самоуправляющихся
территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих
документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Декларации
равнозначны по юридической характеристике ссылкам на международные договоры.
Спорной считается в науке оценка резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. «Декларация о
принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами в соответствии с Уставам Организации
Объединенных Наций». Суждение о том, что роль Декларации сводится к
толкованию уже закрепленных в Уставе ООН принципов, вызывает возражение,
поскольку в Декларации осуществлена конкретизация принципов Устава,
сформулированы права и обязанности государств согласно каждому принципу. Такая
конкретизация есть не что иное, как нормотворчество. Соответственно акт
кодификации и конкретизации основных принципов есть по сути своей нормативный
акт, т. е. источник международного права.
Своеобразна нормотворческая роль Генеральной
Ассамблеи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Международного
Суда ООН. Согласно ст. 108 Устава и ст. 69 Статута поправки принимаются
Генеральной Ассамблеей и ратифицируются государствами — членами ООН. В
практике деятельности ООН такие резолюции, касавшиеся ст. 23, 27, 61, 109 и
имевшие нормативный характер, принимались трижды — в 1963, 1965 и 1971 гг.
Недавно в нормотворческую деятельность
включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограничивались
правоприменением. Значение источника международного права имеет утвержденный
его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с
целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения
международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.
Относительно деятельности некоторых других
международных организаций можно констатировать принятие ими
административно-регламентационных актов типа стандартов Международной
организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной
организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с
радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного
органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст.
160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут
восприниматься как нормативные положения.
В рамках ООН и других международных
организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней
жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного
характера, но и нормы взаимоотношений организации (ее органов и
государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о
взносах государств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких нормативных
положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом
какой-либо иной организации.