Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Условия недействительности международных договоров и ее последствие

Условия недействительности международных договоров и ее
последствие

Венские
конвенции 1969 и 1986 гг. исходят из презумпции действительности международных
договоров, поскольку действительность договора или согласие участника на
обязательность договора может устанавливаться лишь на основе международного
права. Только действительный договор создает права и обязанности, которые в нем
предусмотрены.

В
международной практике встречались случаи, когда отдельные договоры объявлялись
недействительными. Венские конвенции 1969 и 1986 гг. содержат исчерпывающий
перечень оснований недействительности договоров. Основаниями недействительности
являются принуждение государства, его представителя, обман, ошибка,
противоречие договора нормам jus cogens и др.

Если
договор был заключен в результате принуждения государства посредством угрозы
силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН, он является
ничтожным.

Ничтожным считается договор, который заключен в
результате принуждения представителя государства действиями или угрозами,
направленными против него.

Таковым
будет и договор, если он в момент заключения противоречит императивной норме
общего международного права (норме jus cogens), т.е. такой норме, которая
признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение
от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой
такого же характера. Кроме того, если возникнет новая норма jus cogens, то
любой договор, который противоречит этой норме, будет также недействительным.

Недействительными
являются договоры, заключенные в результате подкупа представителя государства,
обмана контрагента или ошибки.

Однако не всякая ошибка может быть основанием для
недействительности договора, а только такая, которая касается факта или
ситуации, представлявших существенную основу согласия на обязательность
договора.

Если
согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение
какого-либо положения внутреннего права, касающегося компетенции заключать
договоры, то оно не может ссылаться на это как на основание недействительности
договора. Такая ссылка возможна лишь в том случае, когда это нарушение касалось
нормы внутреннего права особо важного значения и было явным. Однако нарушение
будет явным, когда оно является объективно очевидным для любого государства,
которое действовало добросовестно и в соответствии с обычной практикой.

Статья 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. устанавливает, что
действительность договора или согласие стороны на обязательность для нее
договора может оспариваться на основе положений данных Конвенций. Иными
словами, если сторона считает, что договор был заключен в результате
принуждения стороны или ее представителя, либо он противоречит норме jus
cogens, в результате подкупа, обмана, ошибки либо в нарушение нормы внутреннего
права особо важного значения относительно полномочий ее представителя, то
сторона может только оспорить действительность договора путем применения
положений указанных Конвенций.

 

Законодательство Украины о международных
договорах

В национальное законодательство Украины о международных
договорах входят такие нормативно-правовые акты:

— Конституция Украины от 28 июня 1996 года;

— Закон Украины от 22 декабря 1993 года «О международных
договорах»;

Закон Украины от 10 декабря 1991 года «О действии
международных договоров на территории Украины »;

— Постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня
1994 г. № 422 «О утверждении Положения о порядке заключения, исполнения и
денонсации международных договоров Украины межведомственного характера »и др..

Принятие Конституции Украины 1996 года стало важной
социально-политической событием, имевшей не только внутригосударственный, но и
международный аспект.

Одним из существенных аргументов, подтверждающих такой
международный аспект, стала конституционная регламентация международных договоров
Украины, определяет ее правовое поведение на международной арене.

В статье 9 Конституции Украины закреплено, что
действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано
Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательством
Украины.

Здесь же содержится положение о том, что заключение
международных договоров, противоречат Конституции Украины, возможно только
после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины.

Если эти положения можно назвать статуарным, то другие
статьи Конституции Украины включают в себя положения, скорее всего, имеют
процессуальный характер. Так, статья 26 Конституции содержит указание на то,
что права, свободы, а также обязанности иностранцев и апатридов, находящихся в
Украине на законных основаниях, могут быть ограничены международными договорами
Украины; статья 32 Конституции закрепляет полномочия Верховной Рады Украины на
предоставление в установленный срок согласия на обязательность международных
договоров

Украина и денонсации международных договоров Украины; в
статье 106 Конституции закреплены права Президента Украины на ведение
переговоров и заключение международных договоров Украины. Наконец, в статье 151
Конституции Украины закреплены права Конституционного Суда Украины на предоставление
заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных
договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную
Раду Украины для дачи согласия на их обязательность.

Следует отметить, что, исходя из конституционных
положений, международные договоры однозначно являются частью национального
законодательства Украины. Это следует и из Закона Украины от 10 декабря 1991
года «О действии международных договоров на территории Украина », согласно
которому заключенные и надлежащим образом ратифицированные Украиной
международные договоры составляют неотъемлемую часть национального
законодательства Украина и применяются в порядке, предусмотренном для норм
национального законодательства.

Однако из указанных положений нельзя сделать вывод о том,
обладают ли нормы международного договора (т.е. по сути нормы международного
права) приоритетом относительно норм национального законодательства. Заложенный
в Конституции и Законе механизм их имплементации (трансформация в форме прямой
рецепции) включает их в национальное законодательство и нивелирует их
приоритетность.

Следует иметь в виду, что в текущем законодательстве
Украины заключен другой механизм, имплементации. Например, в Законе Украины «О
внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О плате за землю» от 19
сентября 1996 года, и других закреплено положение о том, что если международным
договором Украины установлены иные правила, чем те, которые определены
настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

В профильном Законе Украины от 22 декабря 1993 года «О
международных договорах Украина »одновременно содержатся оба механизма
имплементации. В его статье 17 закреплено, что:

— Заключенные и надлежащим образом ратифицированные
международные договоры Украины составляют неотъемлемую часть национального
законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для
национального законодательства

— Если международным договором Украины, заключение
которого состоялось в форме закона, установлены иные правила, чем те, которые
предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного
договора Украины.

Таким образом, налицо коллизия требует разъяснения
Конституционного Суда Украина. Необходимо решить вопрос о допустимости
приоритета международного договора над внутренним (национальным) законом или о
допустимости приоритета норм международного права над нормами
внутригосударственного права.

В блок национального законодательства, регламентирующего
порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров Украины,
входит Закон Украины «О международных договорах Украины », принятый Верховной
Радой Украины 22 декабря 1993 года. Именно в этом законодательном акте, по
сравнению с другими нормативно-правовыми актами, подробно разработаны и
закреплены положения профильного характера, характеризующие восприятие Украины
норм права международных договоров, а также национальные особенности такого
восприятия.

Согласно преамбуле Закона Украины от 22 декабря 1993 года
«О международных договорах Украины »устанавливает порядок заключения,
исполнения и денонсации международных договоров Украины с целью надлежащего
обеспечения национальных интересов, осуществления целей, задач и принципов
внешней политики Украины, закрепленных в Конституции Украины. Он применяется ко
всем международным договоров Украины — межгосударственных, межправительственных
и межведомственных, регулируемых нормами международного права, независимо от их
формы и наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол, обмен
письмами или нотами, иные формы и наименования международных договоров).

В этом законе понятие «заключение международного договора
Украины» применяется в расширительном и многоаспектному смысле и охватывает
ведение переговоров с целью подготовки текста международного договора, принятия
текста международного договора или установления его аутентичности и выражения
согласия на обязательность международного договора для Украины.

Отличительной особенностью данного нормативно-правового
акта, подтверждающего его профильный характер, является системная классификация
международных договоров Украины, данная в статье 2 Закона. Согласно ей
международные договоры Украины заключаются с иностранными государствами и
международными организациями от имени:

а) Украины;

б) Правительства;

в) министерств и других центральных органов
государственной исполнительной власти.

От имени Украины заключаются международные договоры:

а) политические, территориальные, мирные;

б) касающиеся прав и свобод человека;

в) о гражданстве;

г) об участии Украины в межгосударственных союзах и
других межгосударственных объединениях (Организациях), системах коллективной
безопасности;

д) о военной помощи и о направлении контингента
Вооруженных Сил Украины в другую страну или допуска вооруженных сил иностранных
государств на территорию Украины;

е) об использовании территории и природных ресурсов
Украины;

ж) которым по соглашению сторон предоставляется
межгосударственный характер.

От имени Правительства заключаются международные договоры
по экономическим, торговым, научно-технических и других вопросов, касающихся
его компетенции.

От имени министерств и других центральных органов
государственной исполнительной власти Украина заключаются международные
договоры по вопросам, касающихся их компетенции.

Процессуальные стадии заключения международных договоров
Украины в основном не отличаются от аналогичных стадий, вытекающих из Венской
конвенции 1969 года, но имеют свою национальную специфику.

Так, предложения по заключению международных договоров
Украины представляются Правительства Украина Министерством иностранных дел
Украины (МИД Украины). Другие министерства и центральные органы государственной
исполнительной власти представляют Правительства Украины предложения по
заключению международных договоров Украины совместно с Министерством
иностранных дел Украины или по согласованию с ним.

Порядок представления предложений о заключении
министерствами и другими центральными органами исполнительной власти
международных договоров межведомственного характера определяется Правительством
Украины. В таких предложениях обосновывается необходимость заключения
международного договора, определяются возможные политические, правовые,
материальные и финансовые последствия его заключения, указываются субъекты
выполнения международного договора, предлагается состав делегации или
представитель Украины для ведения переговоров, принятия текста международного
договора или установления его аутентичности. К ним добавляется проект
международного договора и в случае необходимости проект рекомендации делегации
или представителя Украины.

Правительство Украины рассматривает внесенные предложения
и не позднее чем в десятидневный срок представляет их вместе с соответствующими
выводами Президенту Украины, а договорах, заключаемых от имени Правительства Украины,
принимает решение о заключении такого договора Украины.

Предложения по заключению международных договоров
Украины, которые устанавливают другие правила, чем те, которые содержатся в
законодательстве Украины, представляются в Правительство Украина по
согласованию с Министерством юстиции Украины (статья 3 Закона Украины от 22
декабря 1993).

В соответствии со статьей 4 Закона от 22 декабря 1993
года решение о проведении переговоров и о подписании международных договоров
Украины принимаются:

— В отношении договоров, заключаемых от имени Украины, —
Президентом Украины;

— В отношении договоров, заключаемых от имени
Правительства Украины, — Правительством Украины;

— В отношении договоров, заключаемых от имени министерств
и других центральных органов государственной исполнительной власти Украины, — в
порядке, установленном Правительством Украина.

В Украине есть свои отличия в сфере определения и
предоставления полномочий на заключения международного договора (статья 5
Закона от 22 декабря 1993 года).

Так, ведение переговоров о подготовке текста
международного договора, принятия его текста или установления подлинности
подписания международного договора Украины осуществляется только
уполномоченными на то лицами.

Президент Украины, Премьер-министр Украины и Министр
иностранных дел Украины имеют право вести переговоры и подписывать
международные договоры Украины без специальных полномочий в силу занимаемой
должности.

Глава дипломатического представительства Украины в
иностранном государстве или глава представительства Украины при международной
организации вправе вести без специальных полномочий переговоры о заключении
международного договора Украины соответствии с государством пребывания или в
рамках соответствующей международной организации.

Полномочия на ведение переговоров и подписание
международных договоров Украины даются:

— В отношении договоров, заключаемых от имени Украины, —
Президентом Украины;

— В отношении договоров, заключаемых от имени
Правительства Украины, — Правительством Украины или по его поручению — МИД
Украины;

— В отношении договоров межведомственного характера —
соответствующим министерством или другим центральным

органом исполнительной власти вместе с МИД Украины.

Делегация или представитель Украины, наделенные
полномочиями в соответствии с настоящего Закона, обязаны вести переговоры или
совершать иные действия согласно предоставленных им полномочий и с учетом
рекомендаций МИД Украины. Эти субъекты, за согласованию с МИД Украины,
представляют Президенту Украины или Правительства Украины отчет о выполнении
данных им рекомендаций. Отчет должен содержать выводы о следующие действия
Украины по заключению международного договора.

Ратификация международного договора, на особенностях
которой мы останавливались, также осуществляется на основе этого профильного
закона.

В нем же регламентирован порядок утверждения
международных договоров Украины, не требующих ратификации.

Он осуществляется:

— В отношении договоров, заключаемых от имени Украины, —
Президентом Украины. Решение Президента Украины об утверждении международного
договора Украины принимается в форме указа;

— В отношении договоров, заключаемых от имени
Правительства Украины, — Правительством Украины. Решение Правительства Украины
об утверждении международного договора Украины принимается в форме
постановления;

— Утверждение международных договоров Украины
межведомственного характера производится в порядке, определяемом Правительством
Украины (ст. 9 Закона от 22 декабря 1993 года).

Решение о присоединении Украины к международным договорам
или их принятия принимаются:

— В отношении договоров, требующих ратификации, —
Верховной Радой Украины в форме законов;

— В отношении договоров, не требующих ратификации, и
присоединение к которым или принятие которых осуществляется от имени Украины, —
Президентом Украины в форме указа;

— В отношении договоров, не подлежащих ратификации, и
присоединение к которым или принятие которых производится от имени
Правительства Украины, — Правительством Украины в форме постановления.

Решение о присоединении к международным договорам
межведомственного характера или их принятия принимаются в порядке, определяемом
Правительством Украины.

В случае, когда международный договор вступает в силу с
момента его подписания, согласие на обязательный характер его положений
выражается в форме подписания международного договора уполномоченным на это
лицом.

Профильный характер Закона Украины 1993 года «О
международных договорах Украины» подтверждает и детальную регламентацию
основных положений по выполнению международных договоров Украины, включающие в
себя соблюдение и обеспечение их выполнения, общий надзор за выполнением
международных договоров Украины и меры, принимаются в случае нарушения
международного договора Украины другими его участниками.

В соответствии со статьей 12 Закона 1993 года
международные договоры Украины подлежат неукоснительному соблюдению Украиной в
соответствии с нормами международного права. Согласно принципу добросовестного
соблюдения международных договоров Украины выступает за то, чтобы и другие
участники двусторонних и многосторонних договоров, в которых участвует Украина,
точно выполняли свои обязательства, вытекающих из этих договоров.

Президент Украины и Правительство Украины принимают меры
по обеспечению выполнения международных договоров Украины (статья 13).

В статье 14 Закона закреплено, что министерства и другие
центральные органы государственной и исполнительной власти Украины,
Правительство Автономной Республики Крым, другие государственные органы, к
компетенции которых относятся вопросы, регулируемые международными договорами
Украины, обеспечивают выполнение обязательств, взятых по международными
договорами украинской стороной, следят за осуществлением прав, вытекающих из
таких договоров для Украинской Стороны, и за выполнением другими международных
документов и обязательств.

Эти органы, а также предприятия, учреждения и организации
обязаны предоставлять Министерству иностранных дел Украины информацию,
касающуюся выполнения международных договоров Украины.

Общий надзор за выполнением международных договоров
Украины осуществляет МИД Украина. По требованию органов, применяющих
международные договоры Украины, МИД Украина должен предоставить официальную
информацию относительно вопросов, возникающих в связи с выполнением
международного договора Украины. В случае ненадлежащего исполнения
обязательств, взятых на себя по международным договорам украинской стороной,
МИД Украина информирует об этом Президента Украины или правительство Украины
для принятия необходимых мероприятий (статья 15).

В случае нарушения обязательств по международному
договору Украины другими его участниками МИД Украины, другие центральные органы
исполнительной власти Украина, Правительство Автономной Республики Крым по
согласованию с МИД Украины представляют Президенту Украины или Правительства
Украины предложения о принятии необходимые меры в соответствии с нормами
международного права. В случае существенного нарушение международного договора
Украины другими его участниками, а также в других случаях, предусмотренных
нормами международного права, такой договор может быть денонсирован в порядке,
установленном настоящим Законом (статья 16).

В отличие от Венской конвенции 1969 года, Закон Украины
1993 года содержит отличные положения по опубликованию международных договоров
Украины, имеющих национальные особенности. Но по вопросу регистрации
международных договоров Украины положение двух-документов совпадает (статья 80
Венской конвенции и 21 Закон Украины 1993 года).

Договоры, вступившие в силу для Украины, —
ратифицированные договоры и договоры, утверждении, принятии или присоединении к
которым осуществлено на основании решений соответственно Верховной Рады Украины
или Президента Украины, договоры, вступившие в силу с момента подписания их
Президентом Украины, публикуются в «Ведомостях Верховной Рады Украины », в
газете Верховной Рады Украины« Голос Украины »и в «Собрании действующих
международных договоров Украины».

Договоры, вступившие в силу для Украины, международные
договоры, не требующие ратификации, утверждении, принятии или присоединении
соответственно Верховной Радой Украины или Президентом Украины, а также
договоры, принятия или присоединения к которых было осуществлено на основании
решений Правительства Украины, публикуются в «Собрании постановлений
Правительства Украины »и в газете Правительства Украины. В настоящее время
международные договоры Украины публикуются в «Официальном вестнике Украины».

Порядок опубликования международных договоров Украины
межведомственного характера, вступили в силу, определяется Правительством
Украины.

Если международный договор Украины имеет аутентичный
текст на государственном языке Украины, — Публикуется аутентичный текст на
государственном языке Украины. В случае, когда международный договор Украины не
аутентичного текста на государственном языке Украина, — публикуется один из
аутентичных текстов на иностранном языке, а также официальный перевод на
государственный язык Украины, осуществленный МИД Украины.

Регистрация международных договоров, вступивших в силу
для Украины, осуществляется МИД Украины в Секретариате Организации Объединенных
Наций и в соответствующих органах других международных организаций.

Оригиналы текстов международных договоров Украины
сохраняются в МИД Украины. Порядок сохранения международных договоров Украины
межведомственного характера определяется Правительством Украины.

В Законе Украины 1993 года подробно разработан механизм
денонсации международных договоров Украины. Предложения о денонсации
международных договоров Украины представляются МИД Украины, другими
министерствами и ведомствами Правительства Украины соответствии с порядком,
установленным для внесения предложений о заключении международного договора.
Правительство Украины вносит соответствующие предложения Президенту Украина или
Верховной Раде Украины.

Денонсация международных договоров Украины осуществляется
законом Украины, указом Президента Украины, постановлением Правительства
Украины. Денонсация международных договоров Украина, ратифицированных Верховной
Радой Украины, договоров, принятии или присоединение к которым было
осуществлено на основании решений Верховной Рады Украины, осуществляется
Верховной Радой Украины в форме закона.

Следует отметить, что Верховная Рада Украины, в
соответствии со своими полномочиями, на практике осуществляет денонсацию
международных договоров. Так, 14 Октябрь 1998 парламент Украины принял Закон
Украины «О денонсации Гарантийного соглашения (Проект развития энергорынка
Украины) между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития ».

Территориальные международные договоры Украины и другие
международные договоры Украины денонсуються законом Украины, принимается двумя
третями голосов народных депутатов от фактического количества народных
депутатов Украины, полномочия которых признаны и не прекращены досрочно в
установленном законом порядке.

Денонсация международных договоров Украины, заключенных
Президентом Украины, которые не требующих ратификации, принятии или
присоединении Верховной Радой Украины, осуществляется Президентом Украины в
форме указа. Денонсация международных договоров, заключенных Правительством
Украины и не требующих ратификации, принятии или присоединении Верховной Радой
Украины, осуществляется Правительством Украины. Денонсация международных
договоров Украины межведомственного характера осуществляется в порядке, определяемом
Правительством Украины.

Верховная Рада Украины на протяжении тридцати дней должна
быть проинформирована о заключения и прекращения международных договоров
Украины, относительно которых ратификация или денонсация не предусмотрены.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+