Право международных организаций
Содержание страницы:
Право междунар. организаций: понятие,
источники, история междунар. организаций. Право междунар. орган. в системе Мп.
Поскольку данная отрасль международного права соотносится с теми организациями,
которые являются формой сотрудничества государств и имеют межгосударственный
(межправительственный) характер, право международных организаций можно определить
как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных
(межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру,
полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Впервые сам термин «международная межправительственная организация»
был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе,
принятом 15 марта 1940 г
Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса
и деятельности всех международных организаций, нет. Один из аспектов статуса организаций
затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях
с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г., ратифицированной
СССР в 1978 г., но до сих пор не вступившей в силу. Определенное значение для данной
отрасли имеет еще один общий многосторонний акт, уже рассмотренный в гл. 9, — Венская
конвенция о Праве договоров между государствами и международными организациями
или между международными организациями, принятая в 1986 г.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями
в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Таковы — Устав
Организации Объединенных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946
гг., Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., Устав Организации африканского
единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых
случаях в качестве учредительных актов применяются конвенции, в числе которых Конвенция
Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную
организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.
К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации,
применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации,
имея в виду ее производное и функциональное состояние (см. гл. 2). В учредительном
акте фиксируются цели и задачи организации., ее организационная структура, полномочия
и порядок деятельности ее органов, решаются административные, бюджетные и иные
вопросы. Важное место в акте занимают нормы о членстве — о первоначальных членах,
порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из
организации. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной
частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта
(например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций).
К категории источников права международных организаций относятся договоры,
заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории
которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации
и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например,
Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания
центральных учреждений ООН, Соглашение между Республикой Беларусь и Содружеством
Независимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного
секретариата СНГ на территории Республики Беларусь.
Известны также договоры между организациями и правительствами государств,
в которых создаются представительства той или иной организации и (или) осуществляются
определенные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении
в Российской Федерации Объединенного представительства ООН.
Классификация
междунар. орган. Различия в юридической природе межправительственных (межгосударственных)
и неправительственных орган. (Негосударственных). Междунар. орган. общей и специальной
компетенции
Международная организация — это объединение государств в соответствии
с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества
в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других
областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные
от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется
волей государств-членов.
Из этого определения можно выделить следующие признаки любой международной
организации:
— Членство трех и более государств.
При наличии меньшего количества государств возникает их союз, но
не международная организация, создаваемая с целью коллективного решения определенных
задач;
— Уважение суверенитета государств-членов организации и невмешательства
во внутренние дела.
Этот признак является основной функциональному признаку международной
организации, так как в процессе ее деятельности все государства, которые являются
членами организации, имеют равные права и несут равные обязанности в качестве субъектов
международного права независимо от размера своей территории, численности населения,
уровня экономического развития и других признаков, характеризующих государство.
Вмешательство во внутренние дела государства-члена организации никоим образом не
допускается, за исключением случаев, когда таким государством нарушены международные
обязательства, взятые в рамках этой организации в соответствии с ее уставными положениями;
— Создание в соответствии с международным правом.
Этот признак имеет констатируя значение, потому что любая международная
организация должна быть создана на правомерной основе. А это означает, прежде всего,
что учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам
и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens. Если международная
организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному
праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан несущественным
и действие его прекращено в кратчайший срока:
— Основания на основе международного договора.
Обычно международные организации создаются на основе международного
договора (конвенции, соглашения, протокола и т.д.)., Объектом такого договора является
поведение как субъектов договора, так и самой международной организации. Сторонами
учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными
участниками международных организаций также и межправительственные организации.Например,
Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций;
— Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.
Международные организации создаются для координации усилий государств
в той или иной профильной области, например в политической (ОБСЕ), военной (НАТО),
научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической
(Европейский Союз), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития,
Международный валютный фонд), а (Международная организация труда), в сфере медицины
(Всемирная организация здравоохранения) и во многих других отраслях. Одновременно
на международной арене являются организации, уполномоченные координировать деятельность
государств практически во всех отраслях, например ООН и др..Таким образом, международные
организации наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации,
конференции, совещания, семинары и т.д.) выступают в качестве органа сотрудничества
по специфическим проблемам международных отношений;
— Наличие соответствующей организационной структуры (постоянные органы
и штаб-квартира).
Этот признак, характеризующий институциональную строение международной
организации, является одной из важнейших. Она как бы демонстрирует и подтверждает
постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других
форм международного сотрудничества. На практике этот признак проявляется в том,
что межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных
государств и необходимую систему главных (основных) и вспомогательных органов. Обычно
высшим органом организации является сессия (ассамблея, конгресс), которая созывается
один раз в год (иногда один раз в два года). В качестве исполнительных органов выступают
совета. Административный аппарат возглавляется исполнительным секретарем (генеральным
директором) организации. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные
органы с различным правовым статусом и компетенцией;
— Наличие прав и обязанностей организации. Особенностью компетенции
международной организации является то, что его права и обязанности производные от
прав и обязанностей государств-членов. Таким образом, ни одна организация без согласия
государств-членов не может начать действий, затрагивающих интересы своих членов.
Права и обязанности любой организации в общей форме закрепляются в ее учредительном
акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями.
Эти документы устанавливают и закрепляют намерения государств-членов и их волю относительно
границ и сфер деятельности международной организации, далее должны быть ней реализованы.
Государства также вправе запретить организации начать те или иные действия, и организация
не может превысить свои полномочия;
— Самостоятельные международные права и обязанности организации.
Несмотря на то, что международная организация наделяется государствами-членами
правами и обязанностями, в процессе ее деятельности она начинает приобретать свои,
отличные от исходных, права и обязанности. Таким образом, речь идет о возникновении
в международной организации автономной воли, отличной от воль государств-членов.
Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе
самостоятельно выбирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных
на нее государствами-членами;
— Установление порядка принятия решений и их юридической силы.
Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации
характерно принятие решений в специально разработанной процедуре. Каждая из международных
межправительственных организаций имеет свои правила процедуры. Кроме того, юридическую
силу решений, принятых в рамках международной организации, устанавливают сами государства-члены
международной организации.
Уже отмечалось, что в международном праве существует два вида международных
организаций:
— Международные межправительственные организации (ММУО) — организации,
созданные на основе международного соглашения. Именно им государства делегируют
определенную часть своих суверенных прав. Однако международная правосубъектность
этих организаций остается ограниченной, так как они действуют в рамках только тех
полномочий, передали им государства;
— Международные неправительственные организации (МНПО) — организации,
создаваемые международной общественностью с целью установления международного сотрудничества
по актуальным вопросам международной жизни.
В свою очередь, ММУО можно классифицировать на нескольких основаниях:
1. По предмету деятельности — политические, экономические, кредитно-финансовые,
военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и др..
2. По кругу участников:
— Универсальные — их членами являются практически все государства
мира (например, Организация Объединенных Наций);
— Региональные — их членами являются государства определенного географического
региона мира (например, Организация Американских государств);
— Субрегиональные — их членами являются группы государств внутри
географического региона (например, Организация Черноморского экономического сотрудничества);
— Межрегиональные — в их работе принимают участие государства различных
географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству
в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства
Средней Азии).
3. За порядком приема новых членов:
— Открытые — согласно уставным документам их членом может быть любое
государство;
— Закрытые — конкретные участники этих организаций и их количество
заранее оговариваются в уставных документах таких международных организаций.
4. По сферам деятельности:
— Организации с общей компетенцией — они вправе рассматривать любой
вопрос международной жизни (например, ООН, ОБСЕ);
— Организации со специальной компетенцией — круг рассматриваемых
ими вопросов заранее оговорено в их уставных документах и касается определенной
сферы международной жизни (например, ВОЗ, МОТ).
5. По целям и принципам деятельности:
— Правомерные — они создаются в соответствии с международным правом;
— Противоправные — они создаются с нарушением общепризнанных норм
международного права с целями, противоречащими интересам международного мира и международной
безопасности.
В МНПО можно выделить определенные признаки международных организаций
(создание в соответствии с международным правом, наличие определенной организационной
структуры, наличие прав и обязанностей и др.)., А также применить к ним некоторые
простирающиеся видовые признаки ММУО прежде градацию по предмету деятельности. По
этому признаку МНПО делятся на следующие группы:
— Политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные
организации;
— Женские организации, а также организации по охране семьи и детства;
— Молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительные организации;
— Организации в области прессы, кино, радио, телевидение;
— Организации местных (региональных) властей. Следует, однако, иметь
в виду, что субъектами международного права являются только ММУО. Таким образом,
международная межправительственная организация — это добровольное объединение суверенных
государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного
договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации
деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую
систему главных и вспомогательных органов, обладает автономной волей, отличной от
воль ее членов.
Особая значимость деятельности международных организаций, их роль
в обсуждении и решении наиболее сложных вопросов международных отношений вызвали
необходимость возникновения в международном праве отдельной отрасли — права международных
организаций. Нормы права международных организаций — является преимущественно нормами
договорного характера, а именно право организаций — одной из наиболее кодифицированных
отраслей международного права. Источниками этой отрасли является учредительные документы
международных организаций. Сюда входят Венская конвенция о представительстве государств
в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.,
Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями
или между международными организациями 1986 года соглашения о привилегиях и иммунитетах
международных организаций и др..
Однако, несмотря на то, что международные организации, являющиеся
производными субъектами международного права, имеют самостоятельную волю, отличную
от простой совокупности воль государств, участвующих в организации, их воля, в отличие
от воли государств, не является суверенной.Таким образом, право международных организаций
образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации,
взаимодействие ее с другими субъектами международного права, участие
в международных отношениях.
ООН. История
создания. Устав ООН — многосторонний междунар. договор современности. Цели и принципы
деятельности ООН
Создание Организации Объединенных Наций. Первым шагом к созданию ООН
стала союзническая декларация, подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года, в которой
союзники обязались «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне,
так и в мире».
14
августа 1941 президентом США Франклином Делано Рузвельтом и премьер-министром Соединенного
Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее Соединенное Королевство) Уинстоном
Черчиллем был подписан документ, в котором они предложили свод принципов международного
сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи «где-то
на море», известный как Атлантическая хартия.
1 января
1942 представителями 26 союзных государств, воевавших против стран «оси», была подписана
Декларация Объединенных Наций, в которой они заявили о поддержке Атлантической хартии. В этом документе впервые была официально использовано
название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом.
В декларации,
подписанной в Москве С октября 1943 года в ходе специальной конференции (Московская
конференция), правительства Советского Союза, Соединенного Королевства, Соединенных
Штатов Америки и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации
для поддержания мира и безопасности.
Эта
цель была вновь подтверждена на встрече руководителей США, СССР и Соединенного Королевства
на встрече в Тегеране 1 декабря 1943 (Тегеранская конференция).
Первые
контуры ООН были очерчены на конференции в особняке, известном под названием «Думбартон-Окс»,
в Вашингтоне. На двух сериях заседаний,
проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944, Соединенные Штаты Америки, Соединенное
Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функции этой организации.
11
февраля 1945 после встреч в Ялте (Ялтинская конференция) Рузвельт, Черчилль и Сталин
заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания
мира и безопасности».
25
апреля 1945 делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных
Наций по вопросам международных организаций (Конференция в Сан-Франциско). Делегаты подготовили Устав из 19 глав и 111
статей, который был единогласно принят 25 июня 1945. На следующий день делегаты подписали его в доме
Мемориала ветеранов войны.
24
октября 1945 Устав ООН ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности,
большинством других подписавших его и вступил в силу. Таким образом, Организация Объединенных Наций
была создана, а 24 октября стало днем ООН.
С начала
1946 начинают создаваться и активно действовать основные органы ООН:
10
января 1946 в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне открывается первая
Генеральная Ассамблея, на которой было представлено 51 государство; 17 января 1946
в Вестминстерском дворце впервые собирается Совет Безопасности и принимает свои
правила процедуры;
24
января 1946 Генеральная Ассамблея принимает первую резолюцию. Ее главные темы: мирное использование атомной
энергии и ликвидация атомной и других видов оружия массового уничтожения;
1 февраля
1946 Трюгве Ли (Норвегия) становится первым Генеральным Секретарем ООН;
10
декабря 1948 Генеральная Ассамблея принимает Всеобщую декларацию прав человека;
24
октября 1949 заложен первый камень нынешнего дома Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке.
Организация
Объединенных Наций и ее органы пять раз удостаивались Нобелевской премии мира:
1954:
Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев
(УВКБ ООН) за помощь беженцам в Европе;
1965
Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за помощь в спасении жизни
детей во всем мире;
1969:
Международная организация труда (МОТ) за достигнутые успехи в установлении норм,
защищающих права работающих и обеспечивают их безопасность;
1981:
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев за помощь беженцам в Азии;
1988:
силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира за миротворческие операции.
Кроме
того, Нобелевской премии мира в связи с деятельностью ООН были удостоены:
1945:
Кордёл Халл, бывший государственный секретарь США, за руководящую роль в создании
ООН;
1949:
лорд Джон Бойд Орр, Великобритания, первый генеральный директор Продовольственной
и сельскохозяйственной организации (ФАО);
1950:
Ральф Бунча, США, посредник ООН в Палестине, за руководящую роль в заключении соглашений
о перемирии, подписанных в 1949 году Израилем, Египтом, Иорданией, Ливаном и Сирией;
1957:
Лестер Пирсон, бывший государственный секретарь Канады, председатель Генеральной
Ассамблеи, за работу на благо дела мира на протяжении всей жизни и за руководящую
роль в усилиях ООН по урегулированию кризиса вокруг Суэцкого канала;
1961:
Дат Хаммаршельд, Швеция, Генеральный Секретарь ООН, за помощь в урегулировании кризиса
в Конго;
1974:
Шон Макбрайд, Ирландия, Комиссар ООН по
Намибии.
Задачи,
цели и принципы ООН нашли свое закрепление в Уставе организации, подписанном 26
июня 1945 в Сан-Франциско.
Преамбула
к Уставу Организации Объединенных Наций содержит следующее:
«Мы,
народы объединенных наций, преисполненные решимости
— Спасти
грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству
невыразимое горе, и
— Вновь
утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой
личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций,
и
— Создать
условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам,
вытекающим из договоров и других источников международного права, и
— Содействовать
социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях
— проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и
— Объединить
наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и
— Обеспечить
принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись
не иначе, чем в общих интересах, и
— Использовать
международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех
народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей.
В соответствии
с этим наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе
Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились
принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную
организацию под названием «Объединенные Нации ».
В статье
2 Устава ООН закреплены демократические принципы этой организации:
— Суверенное
равенство членов ООН;
— Добросовестное
выполнение ими обязательств по Уставу ООН;
— Решение
международных споров только мирными средствами;
— Отказ
от угрозы силой или ее применения в любых целях, несовместимых с Уставом ООН;
— Обязанность
членов ООН предоставлять ей всемерную помощь во всех действиях, осуществляемых в
соответствии с Уставом, и воздерживаться от помощи государствам, против которых
ООН принимает принудительные меры;
— Обеспечение
Организацией Объединенных Наций такого положения, чтобы государства, не входящие
в ООН, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом;
— Невмешательство
ООН во внутренние дела государств.
Членство
в ООН. Членами ООН могут быть миролюбивые
государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые,
по мнению ООН, могут и желают эти обязательства выполнять. Исходными членами ООН была 51 государство.
Прием
новых членов в ООН осуществляется по рекомендации Совета Безопасности Генеральной
Ассамблеей большинством в 2/3 голосов. В
том же порядке производится исключение из ООН государств, систематически нарушающих
Устав, и приостановлении осуществления прав и привилегий, вытекающих из членства
в ООН, в отношении государств, против которых ООН принимает меры превентивного или
принудительного характера.