Персонал консульства
Содержание страницы:
Персонал
консульства. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский корпус. Привилегии
и иммунитеты. Консульский округ
Согласно Венской конвенции о консульских сношениях
1963 персонал консульских учреждений делится на три категории:
1) консульские должностные лица, находящиеся на
консульской службе и выполняют консульские функции;
2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую
работу;
3) обслуживающий персонал.
Консульские должностные лица должны быть, как
правило, гражданами представляемого государства. Граждане государства пребывания
или третьих государств могут назначаться на консульские должности представляемым
государством, только с точно выраженного согласия государства пребывания (статья
22).
Суверенным правом государства пребывания есть
право в любое время сообщить представляемом государстве, о том, что та или иная
консульское должностное лицо является persona non grata или что любой работник консульского
персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство, должна
отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении (статья 23).
Власти государства пребывания (обычно министерство
иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, подтверждающие их должностное
положение и наличие привилегий и иммунитетов в соответствии с международным правом.
Функции работников консульского учреждения прекращаются
по следующим основаниям:
а) сообщение государства пребывания представляемым
государством о том, что ее функции прекращаются (отзыв)
б) аннулирования экзекватуры (объявление persona
non grata);
в) сообщение государством пребывания представляемого
государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского
персонала.
Иммунитет
и привелегии
Консульское
право – совокупность международно-правовых принципов
и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и
определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских
привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях
1963 г., в двусторонних консульских конвенциях (схема 14).
Помещения,
занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях
власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае
пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”.
Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.
Связь
консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством
своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях
и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение
на основе взаимности освобождается от всех общегосударственных и местных налогов
и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных
пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные
средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается
эмблема представляемого государства.
Вопрос
о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается
не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное
(функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания:
они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении
консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские
должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены
для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением
ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения
или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким
же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Имея
в виду современный характер и тенденции развития института консулов, представляется,
что консульское право следует определять как совокупность принципов и норм, регулирующих
консульскую деятельность, статус и функции консульских учреждений. В настоящее время
консульское право составляет часть дипломатического права, образуя вместе с ним
единую отрасль современного международного права.
В
широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав
дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать
международные договоры.
Большая
часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике
консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие
государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому. На основе
анализа практики государств следует признать, что современный консул в первую очередь
– это направленный государством за границу административный агент, нотариус, отчасти
даже судья, имеющий сложные и обширные полномочия.
Назначение консулов определяется статьями 10-15 Венской конвенции
1963 года. Поскольку консулы обладают определенными правами в отношении своих граждан,
а также поскольку граждане государства пребывания имеют определенные связи с направляющим
государством, назначение консулов и их принятие требует особого соглашения между
государством пребывания и направляющим государством. Этим проблемам Венской конвенцией
было уделено особое внимание, и ниже мы коснемся их с некоторыми изъятиями.
Для того чтобы консул мог выполнять свои обязанности,
необходимы два государственных документа. Представляемое государство снабжает его
документом, удостоверяющим его назначение и именуемым иногда консульской доверенностью
или патентом, в котором указывается его статус и примерные границы территории, на
которой он будет выполнять свои функции. Выдавая консулу экзекватуру, государство
пребывания подтверждает его право на свободное выполнение своих обязанностей, предусмотренных
местным законодательством и консульской конвенцией по таким вопросам, а также право
на пользование положенными ему привилегиями и иммунитетами.
Государство может отказаться принять консула.
Более того, в статье 12 указанной Конвенции оговаривается, что в данном случае государство
не обязано сообщать направляющему государству причины отказа.
До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения
может быть временно допущен к выполнению своих функций. В этом случае он обычно
должен быть представлен своим предшественником.
Полномочия консула, таким образом, ограничиваются
действием законов двух стран. В то время как при его назначении на него возлагаются
обязанности в соответствии с законами его страны, осуществление этих обязанностей
ограничивается законами страны пребывания.
Статья 18 предусматривает, что консул может выполнять
консульские функции по поручению нескольких государств, если государство пребывания
не имеет возражений. В статье 15 Венской конвенции содержатся подробные правила,
касающиеся назначения временного консульского агента, и условия, на которых он может
пользоваться привилегиями и иммунитетами, положенными ему по занимаемой должности.
Статья 17 предусматривает в принципе возможность
совершения главой консульского учреждения дипломатических актов в государстве, в
котором его правительство не представлено; статус поверенного в делах не дает ему
права на дипломатические иммунитеты. Указанная статья дает также право консулам
действовать в качестве представителя своего государства при любой межправительственной
организации и определяет иммунитеты, которыми они могут пользоваться.
Консульский корпус
Оперативный персонал всех консульских
учреждений, находящихся в каком-то определенном пункте (порт, город) государства
пребывания. Во главе К.к. стоит старшина, старший по рангу и по времени получения
консульской экзекватуры. Он имеет в основном церемониальные функции, в которые входит:
представительство всего К.к. при коллективных выступлениях; защита прав членов К.к.
в случае их нарушения властями страны пребывания; ознакомление вновь прибывших членов
К.к. с особенностями и традициями государства пребывания; разрешение возможных внутренних
проблем в рамках К.к. К.к. не должен использоваться для каких-либо совместных политических
действий в отношении государства пребывания. В К.к., где это уместно, входят нештатные
(почетные) консулы и работники консульских отделов посольств. В широком смысле в
К.к. входят члены семей упомянутых консульских работников, на которых распространяются
соответствующие привилегии и иммунитеты.
Дипломатический
протокол
Дипломатический протокол создает соответствующие условия для того,
чтобы отношения между государствами, правительствами и их представителями могли
развиваться в дружественной, мирной атмосфере и в обстановке взаимоуважения Сейчас
в международном общении участвует почти 300 государств, каждое из которых имеет
свои социально-экономическое и общественно-политическое устройство, историю, культуру,
язык, религию, традиции Нормальное общение бы уло бы невозможным, если бы все они
не придерживались общих принципов взаимоотношений, в первую очередь таких, как уважение
государственного суверенитета и национальной независимости, невмешательства во внутренние
спра вы другого государства, соблюдения равенства между государствами, территориальная
целостность, соблюдения условий международных соглашений и договоров, строгое выполнение
взятых на себя обязаннь
Дипломатический протокол — совокупность общепринятых в международных
отношениях правил, определяющих порядок осуществления различных дипломатических
актов, формы отношений между дипломатами и руководящими где ержавнимы деятелями
разных стран
Дипломатический протокол является важным инструментом
реализации основных принципов внешней политики государства Принцип суверенитета
государства, например, выражается в таких протокольных нормах, как выполнение гимна,
проявление почестей государственному флагу и т.п. Здесь надо особенно учитывать,
чтобы флаг был поднят правильно с учетом его цвета или других важных символов (в
некоторых странах, например, перевернутый государственный флаг означает состояние
войныи).
Принцип равенства государств проявляется в соблюдении
альтернативы в подготовке двусторонних договоров и соглашений, по-дежурного старшинства
на официальных мероприятиях, упорядоченной рассадки дипломатических представителями
икив согласно их классам и рангам.
Агреман (от французского «agrement» — согласие) на назначение посла и экзекватура
на назначение консула, церемониал вступления дипломатов на должности, форма одежды,
оформления и использования визитных карточек — все это необходимые атрибуты посольского
и консульского права государствомава держав.
Заключение международных договоров или присоединение
к ним, порядок их действий также оговариваются соответствующей процедуре и церемониалом.