Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Порядок и способы установления государственных границ

Государственные границы. Порядок и
способы установления государственных границ. Режим границ и пограничный режим

Территория одного
государства отделяется от территории другого государства с помощью государственных
границ.

В международной доктрине
имеются различные определения государственных границ. Одни авторы определяют государственные границы
как линию, устанавливает пределы сухопутной или водной территории государства, другие
— как юридически обоснованную условную линию, определяет границы не только поверхности,
но также и недр и воздушного пространства, а третьи — как фактические или воображаемые
линии на сухопутном, водном и воздушном пространствах и недрах, определяющие пределы
действия государственного суверенитета. Однако
в этих подходах, характеризующихся полиобьектнистю состав, можно найти точки соприкосновения:
под государственной границей понимается линия, которая не только устанавливает пространственные
границы государственной территории, но и пределы действия государственной власти.

Есть также и нормативные
определения государственных границ, содержащихся в национальном законодательстве
государств. Так, Закон Украины «О государственной
границе Украины» от 4 ноября 1991 определяет государственную границу как линию и
вертикальную поверхность, проходящую по этой линии, которые определяют границы территории
Украины, — суши, вод, недр, воздушного пространства.

Следует отличать
государственные границы, разделяющие и разграничивают территории сопредельных суверенных
государств, и административно-территориальные или административные границы, с помощью
которых осуществляется разграничение отдельных частей одного государства: административно-территориальных
единиц, субъектов федерации и т.п.

Главная задача государственных
границ заключается в определении пространственных пределов территориального верховенства
государства и в ограничении принадлежащей ей территории, которая составляет материальную
основу жизнедеятельности народа и самого государства. Должным образом закреплены и признаны, государственные
границы подтверждают право государства (титул) на эту территорию. В основе существования современных границ государств-членов
мирового сообщества лежат принципы нерушимости и неприкосновенности государственных
границ, неприкосновенности и целостности государственной территории, особая стабильность
договоров о границах.

Современное международное
право запрещает односторонние, а тем более насильственные действия связанные с изменением
границ. Однако оно не исключает возможности
мирного изменения границ по договоренности между сопредельными государствами, то
есть путем заключения международных соглашений, и в соответствии с принципами международного
права.Одновременно они могут быть установлены в результате издания внутригосударственного
акта. Так, статья 2 Закона Украины «О государственной
границе Украины», регулирующий порядок определения государственной границы, устанавливает,
что «государственная граница Украины определяется решениями Верховной Рады Украины,
а также международными договорами Украины».

Международному праву
известен феномен неопределенных границ, границ de facto, возникающие из-за отсутствия
демаркации. Такие границы имеют место в
Африке, на Азиатском континенте (например, в настоящее время отмечается полное отсутствие
юридического и даже фактической границы между Пакистаном и Афганистаном), а также
в случае наличия неурегулированного пограничного спора.

Существуют сухопутные,
водные и воздушные границы государства, различающиеся в зависимости от места прохождения.

По способам установления
различают границы:

а) астрономические
— они проводятся по меридианам и параллелям (например, такая граница проходит по
38 параллели между КНДР и Южной Кореей);

б) орографические
— проходящих по местности со счетом ее рельефа (такие кодоны есть между подавляющим
большинством сопредельных государств);

в) геометрические
— они прокладываются путем нанесения прямых линий (большинство таких границ существует
в Африке: между Египтом и Суданом, между Египтом и Ливией, Ливией и Чадом и др..,
они проходят также между Аляской (США) и Канадой и др.).. Сухопутные границы устанавливаются на основе
договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, обозначаются
на местности. Водные границы подразделяются
на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению
между прибрежными государствами: на судоходных реках — по середине главного фарватера
или по тальвегу (линии наибольших глубин), на несудоходных — по середине главного
рукава реки. На озерах и других водоемах
— по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного
водоема. Морскими границами государства
являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных
морей смежных или противоположных государств.Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного
государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права. Воздушными границами государственной
территории является боковые и высотные пределы ее воздушного пространства.Боковой
границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по
сухопутной и водной линиям государственной границы.Высотные пределы государственной
границы ограничиваются 110-115 км.

В соответствии со
статьей 3 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 государственную
границу Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, устанавливается:

1) на суше — по характерным
точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

2) на море — по внешней
границе территориального

моря Украины;

3) на судоходных
реках — по середине главного (фарватера или тальвегу реки, на несудоходных реках
(ручьях) — по их середине или по середине главного рукава реки, на озерах и других
водоемах — по прямой линии, соединяющей выходы государственной границы Украины к
берегам озера или иного водоема. Государственная граница Украины, проходит по реке
(ручью), озеру или другому водоему, не перемещается как при изменении очертания
их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную
сторону;

4) на водоемах гидроузлов
и других искусственных водоемах — соответственно линии государственной границы Украины,
проходившей на местности до их заполнения;

5) на железнодорожных
и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через пограничные

участки судоходных
и несудоходных год (ручьев), — по середине этих сооружений или по их технологической
оси, независимо от прохождения государственной границы Украины по воде.

В процессе установления
границы обычно различают два последовательных этапа:

— Делимитация — это
определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной
границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание
прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты
и схемы (делимитационные карты) по специально избранными и согласованными естественными
или искусственными точками или ориентирами (реками, ручьями, горными вершинами,
хребтами и т.д. ). Делимитационная карта
подлежит парафированию и подписанию, она также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся
сторон. В Украине проведена делимитация
государственных границ со всеми сопредельными государствами (в 1997 году подписан
договор о делимитации границ с Белоруссией, в 1999 году — с Молдавией), за исключением
Российской Федерации. Переговоры об этом
между двумя государствами находятся в начальной стадии; демаркация — проведение
линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными
знаками (пирамидами, столбами, буями, созданными знаками, маяками и т.п.). Работы по демаркации находятся под контролем
представителей сопредельных государств и осуществляются пограничными войсками. В соответствии со статьей 4 Закона Украины от
4 ноября 1991 года «государственную границу Украины на местности обозначается ясно
видимыми пограничными знаками, формы, размер и порядок установления которых определяются
законодательством Украины и международными договорами Украины». При демаркации составляется протокол — описание
прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого
пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики
огней и т.д.). Воздушные и подземные границы
не сказываются.В настоящее время идет процесс демаркации белорусско-украинской и
украинский-молдавской границы.

При обозначении линии
границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационные описания (особенно
вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями,
а в особых случаях — на дипломатических переговорах.

Следует иметь в виду,
что все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров
о территориальном размежевании, уступку, обмен, продажа территорий и подлежат утверждению
высшими органами государственной власти сопредельных государств Договаривающихся. В случае возникновения необходимости уточнения
территориальных границ сопредельных государств проводится редемаркации. Редемаркации осуществляется путем проверки ранее
демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных
пограничных знаков.Такая редемаркации была осуществлена, например, в районе реки
Араке на советско-турецкой границе в 1967-1972 годах.

Особую актуальность
проблематика государственной границы получила в связи с распадом Союза ССР и образованием
на его территории ряда независимых государств. Нужно прежде всего обратить внимание на достаточно
условный характер границ между бывшими союзными республиками СССР — ныне независимыми
государствами. Они были определены по административным
границам между союзными республиками, при этом не была проведена ни их делимитация,
ни демаркация. С учетом этих обстоятельств
26 мая 1995 государства-члены СНГ подписали Договор о сотрудничестве и охране границ
государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими
в Содружество. Основным положением, содержащимся
в этом договоре, было решение назвать границами только те, что являются участками
государственных границ участников Содружества Независимых Государств с государствами,
не входящими в Содружество. Такими государственными
границами Украины есть только границы с Румынией, Польшей, Венгрией и Словакией. Для достижения целей договора стороны приняли
на себя взаимную ответственность за обеспечение охраны своего участка границы с
учетом интересов безопасности сторон (статья 3). Одновременно с договором было согласовано Положение
о Совете командующих пограничными войсками (оно не было подписано Украиной, Молдавией
и Азербайджаном), в функции которого входит согласование усилий по реализации решений
Совета глав государств СНГ, касающихся пограничных вопросов. В 1995 году Советом глав государств СНГ была
принята Концепция охраны внешних границ, закрепила распределение границ на внутренние
и внешние. Согласно ей на внутренних границах
государств СНГ действует режим прозрачности границ. При их пересечении гражданами таких государств
не требуется предъявление каких-либо специальных документов, за исключением удостоверения
личности. Следует отметить, что подобное
разделение границ на внутренние (прозрачные) и внешние установлено Договором о Европейском
Союзе, заключенным в 1992 году в Маастрихте. В
настоящее время некоторые из государств СНГ, в частности Российская Федерация, готовятся
к вводу изменения порядка пересечения государственной границы для граждан СНГ, —
такое пересечение будет разрешено только при наличии иностранного паспорта. Если такие тенденции будут набирать силу, то
вскоре внутренние границы между государствами СНГ превратятся в границы внешние.

Для обеспечения неприкосновенности
государственных границ и, соответственно, своей территории государство на границе
устанавливает определенный режим, обычно называется режимом государственной границы. В соответствии с разделом II Закона Украины
«О государственной границе Украины» режим государственной границы Украины понимается
как порядок пересечения государственной границы Украины, плавания и пребывания украинских
и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних
водах Украины, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние
воды и порты Украины и пребывания в них, содержание государственной границы Украины,
проведение разных работ, промысловой и иной деятельности на государственной границе
Украины. Кроме этого Закона, режим, государственной
границы определяется другими актами законодательства Украины и международных договоров
Украины.

В соответствии со
статьей 22 Закона Украины от 4 ноября 1991 года, с целью установления на государственной
границе надлежащего порядка Кабинетом Министров Украины определяется пограничная
полоса устанавливается непосредственно вдоль государственной границы Украины, на
ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и других водоемов
с учетом особенностей местности и условий. В
пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха населения.

Согласно новой редакции
Закона Украины «О государственной границе Украины» от 18 июня 1996 года в пределах
территории района, города, поселка, сельсовета, прилегающей к Государственной границы
Украины или к побережью моря, которое охраняется пограничными войсками Украины,
как правило, устанавливаются контролируемые пограничные районы. В контролируемый пограничный район включаются
также территориальное море Украины, внутренние воды Украины и часть вод пограничных
рек, озер и других водоемов Украины и расположенные в этих водах острова.

В пограничной полосе
и контролируемом пограничном районов порядке, определенном Кабинетом Министров Украины,
устанавливается пограничный режим, включающий правила въезда, временного пребывания,
проживания, передвижения граждан Украины и других лиц, проведения работ, учета и
содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных
судов, их плавание и передвижение во внутренних водах Украины. Пограничный режим также распространяется и на
территорию района, города, поселка, сельсовета, прилегающей к государственной границе
Украины или к побережью моря, которое охраняется пограничными войсками Украины,
где пограничная полоса и контролируемый пограничный район не установлены.

Разрешение на въезд,
временное пребывание, проживание, проведение работ и пропуск в пограничную полосу
дают и осуществляют Пограничные войска Украины вместе а органами внутренних дел. В необходимых случаях Пограничные войска Украины
могут вводить дополнительные временные режимные ограничения на въезд и проведение
работ в пограничной полосе (статья 24 Закона). Статья 21 Закона Украины от 4 ноября 1991 устанавливает,
что для решения вопросов, связанных с поддержкой режима государственной границы
Украины, а также для урегулирования пограничных инцидентов на определенном участке
государственной границы Украины из числа офицеров пограничных войск Украины назначаются
пограничные представители Украины (в некоторых странах они именуются пограничными
комиссарами). Пограничные представители
Украины в своей деятельности руководствуются законодательством Украины и международными
договорами Украины. Не урегулированы ими
вопросы решаются в дипломатическом порядке.

Железнодорожное,
автомобильное, морское, речное, паромное, воздушное и другое сообщение через государственную
границу Украины осуществляется в пунктах пропуска, устанавливаемых Кабинетом Министров
Украины в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины. Пункт пропуска через государственную границу
Украины — это специально выделенная территория на железнодорожных и автомобильных
станциях, в морских и речных портах, аэропортах (аэродромах) с комплексом зданий,
сооружений и технических средств, где осуществляются пограничный, таможенный и другие
виды контроля и пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств,
грузов и другого имущества (статья 9 Закона).

Лица, транспортные
средства, грузы и другое имущество, которые пересекают государственную границу Украины,
подлежат пограничному и таможенному контролю, в соответствующих случаях осуществляется
также санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, контроль за
вывозом с территории Украины культурных ценностей и другой контроль. Пропуск лиц, которые пересекают государственную
границу Украины, осуществляется пограничными войсками Украины по действительным
документам на право въезда на территорию Украины или выезда из Украины. Соответствии с международными договорами Украины
Кабинетом Министров Украины может быть установлен упрощенный порядок пропуска лиц,
транспортных средств, грузов и другого имущества через государственную границу Украины.

Вылет украинских
и иностранных воздушных судов с территории Украины, а также их посадка после взлета
на территорию Украины ведутся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных
полетов, где есть контрольно-пропускные пункты пограничных войск Украины и таможенные
учреждения. Для морских (речных) судов
государственную границу открывается и закрывается в последнем порту отплытия или
прибытия.

В соответствии со
статьей 20 Закона Украины «О государственной границе Украины» нарушителями государственной
границы Украины являются:

1) лица, которые
пересекли или пытающиеся пересечь государственную границу Украины любым способом
вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или в пунктах пропуска
через государственную границу Украины, но с нарушением правил его пересечения;

2) лица, которые
проникли или пытаются проникнуть на украинском или иностранные транспортные средства
заграничного следования с целью незаконного выезда из Украины;

3) иностранные невоенные
суда и военные корабли, зашедшие в территориальное море или внутренние воды Украины
с нарушением установленных правил захода в эти воды. Иностранные подводные лодки и другие подводные
транспортные средства являются нарушителями государственной границы Украины и в
тех случаях, когда они пересекают государственную границу Украины в подводном положении
или находятся в этом положении во время плавания и пребывания в водах Украины;

4) воздушные суда
и другие летательные аппараты, которые пересекли государственную границу Украины
без соответствующего разрешения компетентных органов Украины или совершили другие
нарушения правил перелета через государственную границу Украины. Нарушением государственной границы Украины является
также пересечение его любыми другими техническими или другими средствами без соответствующего
на это разрешения или с нарушением установленного порядка.

 

 

Правовой режим междунар год. Правовое
регулирование судоходства по Дунаю

Исходя из того, что
Украина является придунайской государством, особый интерес представляет рассмотрение
международно-правового режима одной из крупнейших международных рек Европы — Дуная.

Следует отметить,
что международное регулирование судоходства на Дунае имеет свою историю. Впервые свобода судоходства по Дунаю была провозглашена
Парижскому мирному договору 1856 года, который определил, что она не должна подвергаться
иным ограничениям, кроме устанавливаемых полицейскими и карантинными правилами,
и другим сборам, кроме точно предусмотренных в приложениях к договору. С целью регулирования судоходства по Дунаю ниже
Изачи был учрежден специальный орган — Европейская дунайская комиссия, в которую
вошли представители Австрии, Великобритании, Пруссии, России, Сардинии, Турции и
Франции. Как говорит сам состав комиссии,
в то время основную роль в определении правового режима реки и порядка судоходства
по ней играли не-придунайские государства.

Дальнейшем прибрежных
государствами предпринимались попытки усилить свое влияние на регулирование судоходства
по Дунаю. В соответствии с положениями
мирных договоров 1919 и 1920 годов с Германией, Австрией, Болгарией и Венгрией и
на основании разработанной для их развития Конвенции о режиме Дуная 1921 управления
Дунаем в его нижнем течении (между Черным морем и Браилов) осуществлялось Европейской
дунайской комиссией в составе представителей Великобритании, Италии, Румынии и Франции,
а управление судоходством по Дунаю от Браилова до Ульма поручалось Международной
дунайской комиссии, в состав которой входили представители Австрии, Баварии, Болгарии,
Великобритании, Венгрии, Вюртемберга, Италии, Румынии, Франции и Югославии. Существенное влияние на современную международную
регламентацию судоходства по Дунаю сделали правовые последствия Второй мировой войны. Мирные договоры с придунайскими государствами
— бывшими сателлитами Германии —

Болгарией, Венгрией
и Румынией, содержали в себе положение о том, что «навигация по реке Дунай должна
быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств
на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового
судоходства». На этой основе в 1948 году
в Белграде было подписано Болгарией, Венгрией, Румынией, СССР, УССР, Чехословакией
и Югославией Конвенция о режиме судоходства по Дунаю. В I960 году к ней присоединилась Австрия. В настоящее время участниками Конвенции являются
все придунайские государства, кроме ФРГ.

Конвенция 1948 регулирующим
судоходство по Дунаю от города Ульма (ФРГ, в месте впадения в Дунай реки Иллер)
к Черному морю через Сулинское устье с выходом к морю через Сулинский канал (Румыния). Статья 1 данной Конвенции установила, что Дунай
открыт для свободного торгового судоходства всех стран мира на основе равенства
в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства. Свобода судоходства не распространяется на военные
корабли.

Плавание по Дунаю
военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль,
может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими
государствами (статья ЗО).Судоходство по реке военных корабли не-придунайских государств
запрещено.

Конвенция обязывает
придунайские государства содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии и не
создавать препятствий для его осуществления другими государствами (статья 3).

Для соблюдения условий
плавания по Дунаю, согласно Конвенции 1948 года, была создана Дунайская комиссия,
в состав которой входят представители государств-участников. В качестве наблюдателей на сессиях Дунайской
комиссии присутствовали представители ФРГ (имеет с 1957 года статус наблюдателя),
Европейской экономической комиссии ООН, Одерской комиссии.В настоящее время Дунайская
комиссия располагается в Будапеште (Венгрия).

В компетенцию Дунайской
комиссии, является юридическим лицом со всеми полномочиями, которые вытекают из
этого, входит контроль за соблюдением постановлений Конвенции и различные вопросы
обеспечения судоходства по Дунаю (составление планов и смет расходов основных работ
по судоходству, а также предоставление рекомендаций и консультаций придунайским
государствам относительно этих работ). Комиссия
устанавливает единую систему навигационной путевой обстановки на судоходной части
Дуная (издание справочников, лоций, навигационных карт и атласов для нужд судоходства
и т.д.), проводит унификацию правил речного надзора, координации гидрометеорологической
службы. Решение по конкретному вопросу
комиссия принимает большинством голосов при обязательном согласии государства, которой
это решение непосредственно касается.

На основе положений
Конвенции 1948 года была учреждена специальная речная администрация, осуществляющая
регулирование судоходства и проведение гидротехнических работ в низовьях Дуная. Созданы и действуют другие специальные органы. В 1985 году была принята Декларация о сотрудничестве
придунайских государств по вопросам водного хозяйства реки Дунай, особенно охраны
его вод от загрязнения. Декларация имеет
целью обеспечения рационального использования вод Дуная и защиту реки от загрязнения.

Следует отметить,
что в связи с распадом СССР, СФРЮ и ЧССР все более актуализируется вопрос о пересмотре
Конвенции 1948 года и возможные изменения членства в Дунайской комиссии.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+