Международный район морского дна
Содержание страницы:
Международный район морского дна (Район)
Конференция ООН по
морскому праву утвердила новый институт международного морского права — международный
район морского дна (Район) и определила режим его использования, что отразилось
в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (часть XI). Связано это было с успехами в научно-техническом
развитии, которые позволили осваивать не только ресурсы континентального шельфа,
но и глубоководные районы Мирового океана.
Под термином «Район»
понимается дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции,
то есть за пределами континентального шельфа.Термин «ресурсы» Района означает все твердые, жидкие или газообразные
минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, на его морском дне или
в его недрах (ст. 133). Деятельность в
Районе осуществляется с целью разведки и разработки его ресурсов. После того как ресурсы добытые, они рассматриваются
как полезные ископаемые.
Район и его ресурсы
объявлены общим наследием человечества (ст. 136). Поэтому ни одно государство не может претендовать
на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении любой части
Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо
не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление
суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются (п. 1
ст. 137).
Все права на ресурсы
Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный
орган по морскому дну (Орган). Эти ресурсы
не подлежат отчуждению. Однако полезные
ископаемые, добываемые в Районе, могут отчуждаться, но только в соответствии с положениями
части XI Конвенции 1982 г. и норм, правил и процедур Органа (п. 2 ст. 137).
В соответствии со
ст. 140 деятельность в Районе осуществляется
на благо всего человечества и с особым учетом интересов и нужд развивающихся, и
народов, не достигших полной независимости или в иного статуса самоуправления. Орган обеспечивает справедливое распределение
финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, через
соответствующие механизмы на недискриминационной основе.
Район открыт для
использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными,
так и теми, которые не имеют выхода к морю (ст. 141). При этом в Конвенции 1982 г. предусматривается,
что деятельность в Районе должна осуществляться с учетом необходимости защиты морской
среды (ст. 145) и интересов всех государств в области торгового и военного судоходства
и рыболовства (ст. 147).
По положениям ст. 139 государства-участники обязуются обеспечить,
чтобы деятельность в Районе, ведется ими, их государственным предприятиями, физическими
или юридическими лицами, имеющими национальность или находятся под эффективным контролем
этих государств-участников или их граждан, осуществлялась в соответствии с частью
XI Конвенции 1982 г. Если несоблюдение этих положений приведет к нанесению ущерба,
государства-участники несут ответственность за это.
В соответствии с
положениями Конвенции 1982 г. Орган призван организовывать и контролировать деятельность
по разведке и разработке ресурсов Района, осуществляемую Предприятием Международного
органа по морскому дну (Предприятием), или государствами-участник-ми, или государственными
предприятиями, находящимися под их контролем, или физическими или юридическими лицами
на основе контрактов на разведку и разработку ресурсов Района, выдаваемых Органом. Предприятие, как и владельцы контрактов, осуществляет
свою деятельность в Районе на основании утверждаемых Органом планов работы и несет
перед Органом те же обязательства, что и владельцы контрактов. Разведка и разработка ресурсов Района Предприятием
могут осуществляться вместе с развивающимися, или в рамках совместных предприятий
по освоению ресурсов Района. Эта система
разработки ресурсов Района получила название параллельной, так как в ней наряду
с Предприятием могут участвовать государства — участники Конвенции 1982 г. и субъекты
хозяйственной деятельности этих государств.
Орган проводить такую
политику в отношении деятельности в Районе, чтобы предотвращать ее монополизации
и способствовать расширению участия в освоении ресурсов всех государств, независимо
от их социально-экономических систем и географического положения.
Упомянутые выше принципиальные
положения по Района должны быть развиты и конкретизированы в нормах, правилах и
процедурах деятельности Органа.
Главными институтами
Международного органа по морскому дну является ассамблея, состоящая из членов Органа;
совет, избираемый ассамблеей и насчитывает 36 членов; секретариат. В начальный период после вступления Конвенции
1982 силу эффективная работа главных институтов обеспечивается такими вспомогательными
структурами органа: юридическим и технической комиссией, финансовым комитетом.
Общая политика Органа
определяется ассамблеей в сотрудничестве с советом. По общему правилу решение в Органе принимаются
консенсусом. Решение Ассамблеи или совета,
имеющие финансовые или бюджетные последствия, принимаются на основе рекомендаций
финансового комитета.
Дискуссии относительно
положений части XI Конвенции 1982 г. были, наверное, самыми острыми в процессе работы
III Конференции ООН по морскому праву. Суть
дебатов сводилась к следующему: развивающиеся, толковали концепцию общего наследия
человечества по Района так, что его ресурсы могут разрабатываться только под контролем
специального международного органа, который бы осуществлял их добычу и реализовывал
продукцию через свой производственное подразделение. Предприятие и распределяло бы доходы с особым
учетом развивающихся стран. Вместе индустриально
развитые государства, прежде всего США, обладавшие необходимыми техническими средствами
для разведки и разработки ресурсов дна Мирового океана, толковали концепцию общего
наследия человечества в том смысле, что она предполагает свободный доступ и эксплуатацию
ресурсов дна на основе свобод открытого моря.
В конечном итоге
было произведено компромиссное решение, и было положено в основу части XI Конвенции
1982 г. Положения настоящей части не удовлетворили США, ФРГ, Великобританию.По этой
причине указанные государства не подписали Конвенцию 1982 г., а в августе 1984 вместе
с пятью другими западными государствами заключили сепаратные соглашения с целью
создания режима разработки ресурсов Района вне Конвенции 1982
Названные противоречия
существенно тормозили процесс вступления Конвенции 1982 силу и осложняли ее эффективное
выполнение. В связи с этим 29 июля 1994
на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято Соглашение об осуществлении части
XI Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. В ст. 2 этого документа говорится, что положения соглашения
и части XI Конвенции 1982 г. толкуются и применяются совместно, как единый акт. В случае любого несоответствия между соглашением
и частью XI преимущественную силу имеют положения соглашения. В нормах соглашения были учтены результаты рассмотрения
доклада Генерального секретаря ООН об итогах проведенных в 1990-1994 гг неофициальных
межгосударственных консультаций по нерешенным вопросам, касающимся части XI и смежных
положений Конвенции 1982 г., и политико-экономические изменения, включая ориентированные
на рынок подходы, сказавшиеся на осуществлении части XI. До вступления в силу соглашение подлежит временному
применению (п. 1 ст. 7). В целом соглашение
направлено на создание более благоприятных условий для деятельности в Районе индустриальных
государств за счет сокращения преимуществ и льгот развивающихся, предусмотренных
в части XI Конвенции 1982 г.
В 1996 г. Международный
орган по морскому дну начал выполнения своих функций. Секретариат Органа находится в Кингстоне (Ямайка),
Дно
морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть открытого моря (Конвенция
об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений).
Возможность
использования дна и его недр в целях разведки-разработки или в военных целях поставила
в повестку дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной
Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за
пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка III
Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов морского права
рассматривался и был определен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован
в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., именуемой «Район».
Район определен
в ст. 1 Конвенции как дно морей и океанов
и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин «ресурсы»,
который означает «все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы,
включая полиметаллические конкреции insitu*
в Районе на морском дне или в его недрах». Ресурсы, извлеченные из Района,
рассматриваются как «полезные ископаемые».
Орган
является организацией, через посредство которой государства осуществляют и контролируют
деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех его членов.
Ресурсы
Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые, добытые в Районе, могут
быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического
положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов.
Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от
имени всего человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию
мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган обеспечивает
справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, полученных
от деятельности в Районе.
В
целях осуществления непосредственной разработки Района, транспортировки, переработки
и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе, Международный орган по морскому
дну создает Предприятие. Предприятие обеспечивается такими средствами и технологией,
которые могут потребоваться для выполнения им своих функций.
Государства,
государственные предприятия, физические или юридические лица осуществляют деятельность
в Районе на основе контракта с Органом.
В
настоящее время характеристика режима Района и его ресурсов включает положения дополнительного
акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г. Это Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции.
В целях определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в использовании
богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм Конвенции изменения и дополнения,
касающиеся деятельности Органа, Предприятия, установления принципов передачи технологии
глубоководной разработки морского дна и т. д.
Научные
исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические
и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо
всего человечества. Особое внимание уделяется преимущественным правам страны их
происхождения.
Конвенция
1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться исключительно в мирных
целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и океанов предусматривался режим
частичной демилитаризации. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов
и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971
г. касается только оружия массового уничтожения.
Деятельность
в Районе не должна затрагивать правового статуса вод, покрывающих Район, или правового
статуса воздушного пространства над этими водами.
Правовой режим международных
каналов
Международные каналы
К международным каналов
принадлежат искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые
для международного судоходства. Они находятся
под суверенитетом того государства, по территории которого пролегают. Правовой режим международных каналов определяется
нормами международного права и национального законодательства соответствующего государства. Наибольшее значение для международного судоходства
имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.
Суэцкий канал соединяет
Средиземное и Красное моря. Канал был открыт
для судоходства в 1869 г. В 1888 г. была принята Константинопольская конвенция по
обеспечению свободного пользования Суэцким каналом (действует до сих пор). Статья 1 Конвенции 1888 провозглашает, что Суэцкий
канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех
торговых судов и военных кораблей без различия флага.Договаривающиеся государства
обязались применять принцип равенства во всем, что касается пользования каналом,
и признали этот принцип одной из основ Конвенции (ст. 12).
Учитывая конвенциональное
положение об открытости канала в военное время, договаривающиеся стороны согласились,
что никакие военные действия не допускаются ни в канале, ни в его входных портах,
ни в районе 3 морских миль от этих портов, даже если бы Турция (Египет находился
тогда в зависимости от нее) была воюющей стороной (ст. 4).
В 1956 г. Египет
национализировал Всеобщую компанию морского Суэцкого канала, крупнейшим акционером
которой была Великобритания. При этом не
было заявлено о пересмотре международно-правового режима канала. Однако Великобритания и Франция видели в национализации
Суэцкого канала угрозу его международно-правовому статусу и начали против Египта
с Израилем военные действия. Следует отметить,
что Великобритания и Франция — участники Конвенции 1888 г., поэтому блокада канала
с их стороны фактически противоречила положениям ст. 1 Конвенции.
После ликвидации
кризиса в 1957 г. Египет выступил с декларацией, в которой подтвердил свое намерение
придерживаться Конвенции 1888 Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН
как международное соглашение.
Преодолев последствия
израильско-египетской войны 1967 г. Египет снова открыл канал для международного
судоходства.
При пользовании каналом
суда должны руководствоваться правилами, которые выдаются Администрацией Суэцкого
канала.
Панамский канал является
международным водным путем, который соединяет Атлантический и Тихий океаны и проходит
по территории Панамы. Канал сокращает мореплавателям
путь на 16 тыс. км.
Еще до сооружения
Панамского канала в 1901 г. был подписан договор между США и Великобританией о том,
что строительство канала происходить под протекцией США. В договоре предусматривалось, что в качестве
основы режима судоходства и нейтрализации будущего канала должны рассматриваться
положения Константинопольской конвенции о Суэцком канале 1888
Панамский канал был
построен в 1901-1914 гг. на условиях неравноправного договора между США и Панамой
от 18 ноября 1903 поэтому договору США получали на вечное время право пользования
определенными участками земли для строительства, эксплуатации и защиты канала.
У 1977 г. в Вашингтоне
были подписаны новые договоры между США и Панамой о Панамского канала, который является
юридическим основанием для восстановления над каналом и его зоной суверенных прав
центральноамериканской страны. Панамский канал контролировался США до 31 декабря
1999 г., после чего перешел под суверенитет Панамы.
Договор о постоянном
нейтралитете и режим Панамского канала дает право пользоваться каналом судам и военным
кораблям всех государств как в мирное, так и в военное время на ровной, недискриминационной
основе (ст. III). Вместе с тем договор
предусматривает право быстрого и ничем не обусловленного прохода американских и
панамских военных кораблей через канал. Нейтрализация
канала гарантируется Панамой и США.
Нильский канал —
международный канал, расположенный на территории ФРГ. Он соединяет Балтийское и Северное моря.Длина
канала — 98,7 км, глубина -11,3 г. В1939 г. Германия утвердила правила плавания
нильский каналом, с некоторыми изменениями действуют по сей день. Согласно правилам, плавание каналом разрешено
судам всех государств в любое время суток после уплаты установленного сбора. Проход иностранных военных кораблей допускается
на основании разрешения, запрашиваемого по дипломатическим каналам.
К международным принадлежит
также Коринфский канал, соединяющий Эгейское и Ионическое моря и проходит по территории
Греции из-за Коринфский перешеек. Он широко
используется судами, следующими в порты Адриатического моря с Эгейским-Черноморского
бассейна и наоборот. При этом маршрут сокращается
примерно на 200 морских миль. Режим судоходства
в Коринфский канал регулируется исключительно греческим законодательством. Канал открыт для торговых судов всех государств.
Правовой режим международных протоков
(проливов)
Пролив
— это естественный морской проход, соединяющий районы того же моря или моря и океаны
между собой. Хотя в мире существует многочисленная количество протоков, лишь часть
из них может быть отнесена к категории международных.
Определяющим
моментом для отнесения той или иной протоки к категории протоков, используемых для
международного судоходства, являются:
—
Расположение пролива на мировых морских путях;
—
Ее интенсивное использование в течение достаточно длительного периода для целей
мореплавания многими государствами ;
—
Такой пролив должна соединять морские просторы, пользующихся статусом открытого
моря, и быть или единственным, или всего коротким путем между такими пространствами.
Причем
из различных признаков международных проливов на первое место выдвигался критерий
важности для международного судоходства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года
установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства
:
—
Проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые
суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного
и быстрого прохода или пролета через пролив ( Ла-Манш, Магелланов, Сингапурская
и др..)
—
Пролива между островом и континентальной части ной прибрежного государства, в которых
применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные
и внутренние воды ;
—
Проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства,
в которых также приме совуеться право мирного прохода ;
—
Проливы, правовой режим которых регулируется специальными международными соглашениями
( Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д. ).
Независимо
от правового статуса вод пролива, а они могут принадлежать как к внутренним морским
водам, так и к территориальному морю прибрежного государства, в соответствии с общими
принципами международного права, в протоках обеспечивается свобода судоходства,
не затрагивает, однако, суверенитет прибрежного государства. С другой стороны, государства,
граничащие с проливом, не должны препятствовать транзитному прохождению или пролета
над проливами морских и воздушных судов других государств и должны соответствующим
образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства или пролета. В
проливах устанавливается режим мирного прохода. Вместе граничащие с международным
проливом, вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать
транзитный и мирный проходы судов и летательных аппаратов через пролив, в частности,
устанавливать правила относительно:
—
Безопасности судоходства;
—
Предотвращение загрязнения с судов ;
—
Недопущение рыболовства;
—
Погрузка и разгрузка товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных,
санитарных или иммиграционных правил и т.п.
Международные морские организации
Морская деятельность
становится все более сложной и разнообразной, она требует для бесконфликтного развития
значительных политических усилий и материально-технических затрат. Разногласия в социально-экономическом развитии,
географическом положении, технических возможностях государств приводят к тому, что
они не имеют единой позиции по вопросам освоения и использования Мирового океана. Эти обстоятельства обусловливают необходимость
создания и функционирования международных морских организаций, которые призваны
гармонизировать международные отношения в сфере морской деятельности и разрабатывать
на основе этого нормы международного морского права.
В настоящее время
действует большое количество международных организаций, чья деятельность прямо или
косвенно связана с Мировым океаном. Основное
звено этой группы составляют международные межправительственные организации универсального
или регионального характера. Среди них прежде всего выделяются Международная морская
организация (ИМО), Комитет по судоходству ЮНКТАД, Межправительственная океанографическая
комиссия ЮНЕСКО и Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).
Международная морская
организация (ИМО) является специализированным учреждением ООН по проблемам международного
судоходства, созданная в 1958 г. в соответствии с Конвенцией, принятой в 1948 г.
на Международной морской конференции. К
1982 году ИМО называлась Межправительственной морской консультативной комиссией
(ИМКО). По состоянию на 1 января 2010 г.
общее количество членов ИМО составляла 169 государств, включая Украину.
Структура организации:
1) ассамблея 2) совет 3) пять комитетов (по безопасности на море, по защите морской
среды, технического сотрудничества, по облегчению формальностей судоходства, юридический
комитет), а также девять подкомитетов, и 4) секретариат во главе с Генеральным секретарем.
К целям ИМО входит:
содействие сотрудничеству между государствами в области правительственного регулирования
и осуществления мероприятий по техническим вопросам международного торгового судоходства,
разработка и содействие принятию наиболее эффективных и практически достижимых норм
для обеспечения безопасности на море и эффективности судоходства; рассмотрение любых
вопросов судоходства по представлениям других специализированных учреждений ООН,
обеспечение правительств информации по рассмотренным вопросам.
К компетенции ИМО
также входят юридические вопросы ответственности судовладельцев и государств за
загрязнение моря, она выполняет роль аппарата сотрудничества правительств по разработке
и принятия международных административных, правовых и технических норм, направленных
на обеспечение охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и эффективности
судоходства.
ИМО разработала много
конвенций в сфере своих полномочий: Международную конвенцию по охране человеческой
жизни на море 1974 г., Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения
судов в море 1972 г.; Конвенцию по поиску и спасанию на море 1979 г.; Конвенцию
о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 и др.. Список конвенций ИМО с кратким изложением содержания
можно получить в отделе прессы и информации ИМО в Лондоне.
Ассамблея ИМО вместе
с комитетом по безопасности на море и комитетом по защите морской среды принимает
в дополнение к конвенциям рекомендации по различным вопросам (грузовые перевозки,
технологии, окружающая среда, радиосвязь, подготовка кадров и т.д..), Не является
обязательным Обязательно для государств-членов.
Ежегодно в конце
сентября отмечается Всемирный день моря, посвящается каждый раз новой теме из сферы
деятельности ИМО. Штаб-квартира ИМО находится
в Лондоне.
Комитет по судоходству
Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) — международный орган, в состав
которого входят государства, представляющих различные социально-экономические системы
и основные географические регионы мира. Полномочия
Комитета определены резолюцией 12 (1) Совета по торговле и развитию ЮНКТАД, принятой
на первой сессии 29 апреля 1965 Основная цель Комитета — содействие взаимопониманию
и сотрудничеству государств в области морских перевозок, согласование судоходной
политики правительств и региональных групп государств, изучения и разработка мероприятий
по решению экономических проблем международных морских перевозок, требующих межправительственного
сотрудничества. Комитет работает главным
образом над созданием таких условий для международного судоходства, при которых
оно могло бы наиболее эффективно способствовать росту мировой торговли государств,
особенно развивающихся.
Межправительственная
океанографическая комиссия ЮНЕСКО (МОК) была образована в 1960 г. Цель создания
комиссии заключается в содействии развитию научных исследований океанов, изучении
их ресурсов, разработке юридических аспектов проведения научных исследований Мирового
океана и освоения его ресурсов, в том числе подготовке необходимых международно-правовых
актов, регулирующих отношения государств в этой сфере. В 2003 г. членами МОК были 129 государств (в
1960 г. было только 40 государств-членов). В
деятельности МОК принимают участие почти все ведущие национальные правительственные
морские организации и научно-исследовательские институты стран — членов МОК.
Международная организация
мобильной спутниковой связи была создана на базе Международной организации морской
спутниковой связи (ИНМАРСАТ) путем внесения определенных изменений в Конвенцию о
ИНМАРСАТ 1976 г. в 1998 г. на 12-й сессии Ассамблеи ИНМАРСАТ. Изменения были вызваны тем, что Организация
добавила к ее первоначальной цели обеспечения воздушных и сухопутной мобильных спутниковых
служб, включая воздушный спутниковую связь для организации воздушного движения и
управления эксплуатацией воздушных судов. Первоначальная
цель организации состояла в обеспечении космического сегмента, необходимого для
улучшения морской связи, оповещения о бедствии и обеспечения охраны человеческой
жизни на море, повышения эффективности работы судов и управления ими, совершенствования
служб морской корреспонденции и возможностей радиопередач.
Членом ИНМАРСАТ может
быть любое государство. Деятельность организации строится на коммерческой основе.
Штаб-квартира находится в Лондоне.