Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

МП, що застосовується в період збройних конфліктів

МП, що застосовується
в період збройних конфліктів: поняття, історія, джерела, принципи, субєкти

Международное гуманитарное право, именуемое в некоторых нормативных правовых актах как «право
вооруженных (военных) конфликтов» или «право войны», представляет собой применяемую
в период военных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных
договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся
обычаев ведения военных действий.

Цель международного гуманитарного права — облегчить, насколько
возможно, бедствия и лишения, приносимые военными действиями, как их непосредственным
участникам, так и лицам, непосредственно не принимающим в них участие, а также защитить
объекты, не имеющие военного значения.

Предмет регулирования данной отрасли права включает межгосударственные
отношения, возникающие по поводу:

начала и окончания войны или вооруженного конфликта;

нейтралитета государств, не участвующих в войне (вооруженном
конфликте);

ограничения воюющих в выборе способов (методов) и средств ведения
боевых действий;

защиты жертв войны и культурных ценностей во время войны (вооруженного
конфликта); условий военной оккупации; ответственности государств и физических лиц
за нарушение норм международного гуманитарного права.

Основными принципами международного
гуманитарного права
являются принципы гуманизма; недопустимости дискриминации жертв
войны; международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности
физических лиц за нарушение норм права; ограничения воюющих в выборе способов и
средств ведения боевых действий; разграничения военных и гражданских объектов; защиты
законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц; ненападения
на гражданское население.

Основными источниками международного
гуманитарного права,
которые реализуют
данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются:

Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и
зажигательных пуль 1868 г.;

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907
г.;

Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих,
ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц,
потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.;

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в
действующих армиях 1949 г.;

Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время
войны 1949 г.;

Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям
1949 г. о защите жертв войны;

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления
запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении
1972 г.;

Конвенция о запрещении разработки, производства и применения
химического оружия 1993 г.;

Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного
оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней.

В настоящее время Российская Федерация является участником практически
всех международных договоров в области международного гуманитарного права.

Положения и нормы международного гуманитарного права базируются
на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава
вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов,
которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления,
как война или вооруженный конфликт. Поэтому в содержании основных документов международного
гуманитарного права всегда присутствуют определения тех или иных ключевых понятий,
характеризующих те или иные субъекты военного конфликта, а также те или иные его
стороны и отношения между ними. К основным субъектам международного гуманитарного
права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант»,
а также «лицо, находящееся под защитой», статус которых определен Женевскими конвенциями
и дополнительными протоколами к ним.

 

 

Види збройних
конфліктів. Застосування норм міжнар. гуманітарного права до різних видів збройних
конфліктів

Различают международные вооруженные конфликты и воору­женные конфликты немеждународного
характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. междуна­родными вооруженными
конфликтами признаются такие конфлик­ты, когда один субъект международного права
применяет вооружен­ную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в
меж­дународном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности,
борющиеся за свою независимость, междуна­родные организации, осуществляющие коллективные
вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также
вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства
и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права
на само­определение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным пра­вительством является,
как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей
стороной», когда они:

— имеют свою организацию;

— имеют во главе ответственные за их поведение органы;

— установили свою власть на части территории;

— соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает приме­нение к ним национального
уголовного законодательства об ответст­венности за массовые беспорядки и т.п. На
захваченных в плен рас­пространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать
в правоотношения с третьими государствами и международными орга­низациями, получать
от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой
ими территории могут создавать органы управления
и издавать
нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило,
свидетельствует о приобретении конфликтом качества меж­дународного и является первым
шагом к признанию нового государ­ства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие
под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие
на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими
организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием,
осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять
непре­рывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера облада­ют следующими признаками:

— применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские
подразделения;

— коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обста­новку внутренней
напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;

— определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных
за их действия;

— продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спо­радические
выступления слабоорганизованных групп не могут рас­сматриваться как вооруженные
конфликты немеждународного ха­рактера;

— осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера сле­дует относить все
гражданские войны и внутренние конфликты, воз­никающие из попыток государственных
переворотов и т.д. Эти кон­фликты отличаются от международных вооруженных конфликтов
прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного
права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное
правитель­ство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории
другого государства. Однако на практике осуществля­ются определенные вооруженные
мероприятия, получившие назва­ние «гуманитарной интервенции». Именно так, например,
были оха­рактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предприня­тые с целью
приостановления происходивших там внутренних кон­фликтов, сопровождавшихся массовыми
человеческими жертвами.

 

 

Международно-правовая регламентация
окончания военных действий и состояния войны

Окончание военных действий и состояния войны — это акты, отличающиеся один
от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям,
которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются
перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных
действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного
конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными
частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило,
оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых,
эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров
и т. д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае
общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий.
Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны
в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно
не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом
случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение
оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими
из этого международно-правовыми последствиями. В качестве примеров можно назвать
Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении
огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении
мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для
них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных
в установленные сроки.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение
участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на
основании ст. 40 Устава ООН, о «временных мерах», которые могут включать,
в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение
определенной территории и т. д.

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907
года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой
отказаться от него и даже в крайнем случае немедленно возобновить военные действия
(ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по
собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения
за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция — это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части.
Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли,
самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция
отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального
равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция.
Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт
о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической
Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии.
Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных
сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

Согласно обычной норме международного права, нарушение условий капитуляции
составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства
воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания.
Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание
виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между
воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают
широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных
и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление
действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских
отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира
между воюющими.

Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое
оформление в виде ряда мирных договоров 1919 — 1920 годов, которые составили так
называемую Версальскую систему мирных договоров. После второй мировой войны страны
антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной
конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Практике известны и другие способы прекращения состояния войны, например
односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом
инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны
с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955
г.

Состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации.
Например, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении
состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией «прекращалось
состояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские, дружественные
отношения».

Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется,
в частности, в случае с Германией — ее расколом на два государства, а с Японией
— существованием неурегулированного территориального вопроса.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+