Унитарные и сложные государства
Содержание страницы:
28. Унитарные и сложные государства
Государства
как субъекты международного права могут быть по форме устройства простыми (унитарными) или сложными (союзными).
Унитарными государствами могут быть монархии (Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция и др.) и республики (Франция, Италия, Белоруссия,
Украина), демократические (Дания, Норвегия) и авторитарные государства (Армения,
Азейбарджан, Китай, КНДР).
Простые состоят только из административно-территориальных единиц,
а сложные кроме них включают еще автономии
отдельных территорий. Маленькие и относительно небольшие государства чаще всего
можно относить к простым (Мальта, Латвия, Эстония, Армения); но к ним могут быть
отнесены и довольно крупные (Польша, Казахстан, Белоруссия). К сложным относятся
и более крупные, и небольшие государства с пространственно «разбросанными» территориями
(Азербайджан, Аргентина, Китай, Никарагуа). Автономия, создаваемая для некоторых
регионов в государствах, может быть административной (издание газет, радиовещание,
судопроизводство на местном языке – Китай, Никарагуа) и политической (право издания
местных законов: Финляндия – для Аландских островов, населенных шведами, Дания –
для Фарерских островов и Гренландии, Азейбарджан – для Нахичевани, Украина – для
Республики Крым, Узбекистан – для Кара-Калпакии).
В централизованных унитарных государствах осуществляется строгая, симметричная
административно-территориальная соподчиненность центра и территориальных частей,
отсутствуют автономии последних. В строго централизованно унитарно государстве существует
вертикальная система назначенных органов управления сверху вниз. К такому типу приближаются
Китай, Белоруссия, Казахстан.
К децентрализованными унитарными государствам можно отнести довольно крупные
государства: Швецию, Португалию, Испанию, Францию, Украину, Италию, Великобританию,
Данию, в которых во всех звеньях административно-территориального деления имеются
избираемые органы и отсутствуют назначенные из центра чиновники общей компетенции,
призванные осуществлять административный контроль за местными органами управления.
29. Правосубъектность наций и народов,
борющихся за национальное освобождение
Отнесение
наций и народов в число субъектов международного права, как правило, возникает после
того, как они создают любой координирующий борьбу орган (например, таков Организация
освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает
от их имени.
Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен
в Уставе ООН.
Согласно
ст. 1 Международного
пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно
устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое,
социальное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться
своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства — участники
пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющихся
и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление
права на самоуправление и уважать это право.
Юридической
основой права наций на самоопределение является национальный суверенитет, что означает
реализацию каждой нацией своего права на самостоятельное и независимое существование
как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития
всех других сфер общественной жизни. Национальный суверенитет неприкосновенный
и неотчуждаемыми. В силу
этого международная правосубъектность наций и народов не зависит от волеизъявления
других участников международных
отношений.
В качестве
субъекта международного права нации и народы, борющиеся за свое самоопределение,
в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (например,
Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей
для участия в работе межправительственных организаций и конференций.
30. Международная правосубъектность
международных организаций
Международные организации создаются первичными субъектами международного
права на основе соглашения между ними, поэтому относятся к группе вторичных (производных)
субъектов международного права. Такие сделки являются Учредительными актами международных
организаций. В этих актах определяются цель и задачи организации, ее организационно-структурный
порядок и регулируются отношения организации с государствами-членами.
В отличие от государств, международные организации являются специфическим субъектом международного права.
Так, как они не обладают суверенитетом и своей территорией. Вступать в международно-правовые
отношения такая организация может лишь в пределах своей компетенции, определенной
в ее Учредительном документе — уставе (договоре, соглашении). Согласно учредительным
актам международных организаций государства-члены могут иметь свои представительства
при них, а представительство организаций в указанных государствах — относительно
редкое явление. Специальная правоспособность международных организаций заключается
также в том, что они не могут быть стороной в споре, рассматриваемом Международным
Судом ООН. Известно, что такой стороной может быть только государство.
По волеизъявлению государства-члена международная организация может прекратить
существование как субъект международного права. Например, Совет экономической взаимопомощи
(СЭВ) в 1991 г. была расформирована и потеряла международную правосубъектность.
31. Международная правосубъектность
Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца
Из неправительственных
международных организаций субъектом МП признан лишь Международный комитет красного креста (МККК). МККК основан в Женеве в 1863
г. и официально признан Женевскими конвенциями и Международными конференциями Красного
Креста и Красного Полумесяца. Будучи ассоциацией, деятельность которой определяется
гражданским законодательством Швейцарии, МККК является организацией с особым статусом.
Роль МККК заключается
в следующем: отстаивать и распространять Основополагающие принципы Движения:
гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность,
единство и универсальность.
Международный
Комитет Красного Креста (МККК) образован в 1863 г. по инициативе швейцарца Анри
Дюнана для оказания гуманитарной помощи жертвам вооруженных конфликтов. Со временем
деятельность МККК распространилась и на другие области: посредничество в конфликтных
ситуациях, предоставление помощи лицам, пострадавшим во время вооруженных конфликтов,
розыск пропавших без вести и услуги по воссоединению семей, содействие в подготовке
медицинского персонала для гуманитарных миссий, разработка норм международного гуманитарного
права, наблюдение за их выполнением и содействие распространению знаний по гуманитарному
праву.
МККК является
одним из трех компонентов всемирного краснокрестного движения — наряду с национальными
обществами Красного Креста (Красного Полумесяца) и объединяющей их Международной
Федерацией. Комитет состоит исключительно из швейцарских граждан (до 25 человек)
и пополняется путем кооптации. С 1 января 2000 г. его Президентом стал Я. Келленбергер,
который был переизбран на этот пост в 2003 г.
В правовой
системе Швейцарии МККК считается частной ассоциацией, статус которой регулируется
швейцарским гражданским правом. Однако на международной арене МККК признается специфическим
субъектом международного права, способным поддерживать отношения и заключать договоры
с государствами и межправительственными организациями. Юридическая основа такой
международной правосубъектности и деятельности МККК — Женевские конвенции 1949 г.
о защите жертв войны и дополняющие их протоколы 1977 г.
В Комитет могут
входить от 15 до 25 членов. Члены МККК переизбираются каждые четыре года.
Органами МККК
являются:
— Ассамблея;
— Совет Ассамблеи;
— Президент
и его заместители;
— Директорат;
— Контрольный
орган.
Штаб-квартира
МККК находится в Женеве.
32. Международная правосубъектность государственно-подобных
образований
К субъектам международного права
относятся также государственно-подобные образования — вольные города и Ватикан.
Вольный город представляет
собой политическое формирование, которому международным договором предоставляется
международно-правовой статус, позволяющий ему принимать участие в экономических,
административных и культурных международных отношениях.
Ватикан — это
город-государство, является резиденцией центра католической церкви — Святого Престола.
Святой Престол следует понимать как совокупность центральных органов с Папой Римским
во главе, в свою очередь город-государство Ватикан является геополитическим формированием,
созданным на основании договора между Святым Престолом и Италией от 11 февраля 1929 р. Согласно этому
договору, Ватиканское государство является собственностью Святого Престола, осуществляющий
над ней исключительную и неограниченную власть и суверенную юрисдикцию.
Ватикан обладает специфической
международной правосубъектностью.
Совместная международная правосубъектность
Святого Престола и города-государства Ватикан состоит из таких существенных элементов,
как способность к заключению договоров, право посольства и способность к членству
в международных организациях. Способность к заключению международных договоров реализуют
как Святой Престол, так и Ватиканское государство. В международных договорах политического
или гуманитарного характера стороной выступает Святой Престол, а в международных
договорах административного характера – Ватиканское государство.
Кроме Ватикана, существует также
проблема международно-правового статуса Суверенного Мальтийского Ордена. Когда Орден
владел территориальной властью, а потому был связан с государством, он признавался
субъектом международного права. В дальнейшем некоторые государства поддерживали
с ним дипломатические отношения, а в последние тридцать лет их количество возросло до примерно
одной трети международного сообщества.