Проблема международной правосубъектности физического лица
Содержание страницы:
33. Проблема международной правосубъектности
физического лица
Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной
правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения
индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы
по защите своих прав.
Под физическими лицами принято понимать граждан данного государства, иностранцев, лиц без гражданства и лиц, имеющих
двойное гражданство. Все они вместе составляют населения, проживающего на территории
определенного государства, подчинены ее юрисдикции.
Если считать, что субъект международного права — это лицо, на которое распространяется
действие международно-правовых норм, эти нормы наделяют субъективными правами и
обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права.
Существует множество международно-правовых норм, которым напрямую могут руководствоваться
физические лица (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах
ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные
протоколы I и II к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведение
в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).
34. Понятие признания в международном праве
Проблема признания государства возникала в случае его образования на бывшей
зависимой территории в результате деколонизации. В настоящее время оно возникает
чаще всего при территориальных изменениях: при объединении двух и более государств
или при их распаде (разделении, выделении).
Особенно актуально признание при получении независимости, при социальных
революциях, а также при нелегитимных средствах изменения политического режима (в
результате военного переворота, при установлении диктатуры или возникновении нового
государства в результате вооруженной интервенции другого государства — например,
«Турецкой Республики Северного Кипра»).
Признание нового государства является политическим актом и не регламентируется
МП. Оно осуществляется обычно посредством заявления государства, которое
признает намерение вступить с ней во взаимоотношения как с суверенным государством,
в частности — установить с ней дипломатические отношения. Правоотношения признания
и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного
публичного права. В то же время, признание как юридический факт является базой для
всех последующих отношений между субъектами международного права, и дипломатические,
и консульские отношения устанавливаются после признания.
35. Теории признания
Существует две противоположные
теории на проблему признания государств: конститутивная и декларативная
Согласно конститутивной теории только
признание придает дестинаторам (адресату) соответствующего конституирующего (правопорождающие)
качества государству — международную
правосубъектность, правительству — способность представляться субъектом международного
права в межгосударственных отношениях. Без признания со стороны группы ведущих
государств новое государство не может считаться субъектом международного права.
Согласно декларативной теории признания не предоставляет дестинаторам соответствующего
качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающее осуществление
с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный (явочный) характер
и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений
между субъектами международного права. Признание предполагает внутреннюю независимость
вновь возникшего государства.
Декларативная теория нашла свое закрепление в международно-правовых документах:
статья 9 Устава Организации американских государств, например, закрепляет, что политическое
существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже
в признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.
36. Виды признания
Различают признание государств и признание правительств.
Признание государств происходит, когда на международную арену выходит
новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения
или раздела государств и т. д. Основной критерий признания в данном случае — независимость
признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.
Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием
нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства,
Например: в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным
путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового
правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание
государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление.
В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства
в межд. отношениях.
Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания
была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство
часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает
представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание
правительств в изгнании используется достаточно редко.
В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как
признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание
не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления
создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных
полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало
признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ
в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения
помощи.
В современных условиях наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских
движений получить статус органов сопротивления и соответственно права и преимущества,
вытекающие из этого.
37. Формы признания
В международном праве существуют три основные формы признания – de facto, de
jure и ad hoc.
Признание de facto — это признание официальное, но не полное.
Оно означает выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство
достаточно долговечны или жизнеспособны. Оно может повлечь установление консульских
отношений, но это не является обязательным. Признание de facto является практическим
признанием, что включает в себя экономические и культурные контакты, при отсутствии
полных контактов, отсутствия дипломатического признания. Но и в этих отношениях
государство (правительство), в отношении которого произошло признание de facto,
вступает в международные отношения как суверен. Так, в 1960 году СССР признал de
facto Временное правительство Алжирской Республики.
Как правило, через некоторое время признание de facto трансформируется в
признание de jure. Признание de jure — полное, окончательное признание,
что означает установление между субъектами международного права международных отношений
в полном объеме и во всех отраслях международного общения. Признание de jure чревато
обменом дипломатическими представителями высшего класса, признание прав признанного
государства на распоряжение имуществом и другими ценностями, принадлежащих ей за
рубежом, признание его иммунитета от юрисдикции государства, и т.п.
Встречаются случаи, когда государства, правительства
вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо
конкретных вопросов, но в то же время не желают признавать друг друга. В этом случае
говорят о признании ad hoc. Признание ad hoc означает официальный
контакт с непризнанным государством для решения конкретной проблемы в двусторонних
отношениях (например, в случае необходимости возвращения самолета, который был угнан
террористами на территорию непризнанного государства). Иногда целью таких контактов
может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров
об окончании войны во Вьетнаме подписали в 1973 году известные Парижские соглашения,
хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях
не должно отражаться на юридической силе договора.