Правовой статус и международная правосубъектность международных организаций
Содержание страницы:
78. Правовой статус и международная
правосубъектность международных организаций
Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть
имеют право заключать различные соглашения в пределах своей компетенции. Как устанавливает
ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями
или между международными организациями 1986 г., «правоспособность международной
организации заключать договоры регулируется правилами этой организации». Пункт 1
ст. 2 Конвенции гласит, что «правила организации» означают, в частности, учредительные
акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся
практику организации.
Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических
отношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства
в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями
между собой. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями
и иммунитетами, которые закреплены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946
г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947
г., и др.
Как субъекты международного права, международные организации несут ответственность
за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с требованиями
об ответственности.
Каждая международная организация имеет в своем распоряжении финансовые ресурсы,
которые хотя и состоят в большей части из взносов государств, членов, но расходуются
исключительно в общих интересах организации.
79. Функции международных организаций
Выделяют три основных функций международных организаций: контрольную,оперативную,регулятивную.
Контрольная функция заключается в осуществлении контроля за соответствием поведения
государств нормам мп. Для этого организация имеет право собирать и анализировать
соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во
многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими
норм международного права и актов организации в соответствующей области, особенно
в области прав человека.
Оперативная функция состоит в достижении целей организации путем непосредственной деятельности,
собственными средствами организации. Организации оказывают экономическую, научно-техническую
и другую помощь, консультационные услуги. Значительное развитие в этом аспекте получили
операции ООН по поддержанию мира.
Регулятивная функция заключается в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила
поведения государств-членов.
80. Создание и прекращение деятельности
международных организаций
Международные организации как вторичные, производные субъекты международного
права создаются (учреждаются) государствами.
Процесс создания новой международной организации проходит три этапа:
1) принятие учредительного документа;
2) создание материальной структуры организации;
3) созыва главных органов, свидетельствует о начале функционирования организации.
Согласованное волеизъявление государств, которое касается создания международной
организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре,
а также в решении уже существующей международной организации.
Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих
целях чаще всего используются специальные подготовительные органы. Такова практика
создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ. Подготовительные органы учреждаются на основе
отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации
либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются
состав органа, его компетенция и функции. Деятельность данного органа направлена
на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, обработки всего
круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки
дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам
этой повестки дня.
Следующий этап формирования решения — внесение проблемы в повестку дня органа,
принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется
за 60 дней до открытия очередной сессии, дополнительные пункты вносятся за 30 дней,
новые срочные пункты — менее чем за 30 дней или во время очередной сессии. Генеральный
комитет, руководящий работой сессии, рассматривает предварительную повестку дня
вместе с дополнительными пунктами и по каждому пункту дает рекомендацию о включении
в повестку дня, или отклонения, или перенос на следующие сессии. Затем Генеральная
Ассамблея принимает повестку дня. В специализированных учреждениях ООН обычно исполнительные
органы готовят повестку дня пленарных органов. После внесения вопроса в повестку
дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение
специально создаваемых комиссий или комитетов.
Решающим этапом принятия решения является голосование.
Прекращение существования организации происходит путем согласованного волеизъявления
государств-членов. Чаще ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола
о роспуске. Так, 1 июля 1991 на совещании Политического консультативного комитета
в Праге государства — участники Варшавского договора Болгария, Венгрия, Польша,
Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первичных участника Варшавского договора вышли
из него раньше: Албания в 1968 году, ГДР в 1990 году в связи с объединением Германии)
— подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и
взаимной помощи от 14 мая 1955 и Протокола о продлении срока его действия, подписанного
26 апреля 1985 Протокол о роспуске.
81. Устав ООН: цели и принципы деятельности,
членство
Устав ООН — это универсальная межд. организация, созданная для поддержания
международного мира, общей безопасности и для содействия развитию всестороннего
сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на Конференции
в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.
Цели ООН
изложены в ст. 1 Устава:
1) поддерживать международный
мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения
или устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений
мира, осуществлять мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и
международного права, улаживание или решения международных споров или ситуаций,
которые могут привести к нарушению мира;
2) развивать дружественные отношения
между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов,
а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
3) осуществлять международное
сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного
и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и
основным свободам, несмотря на расы, пола, языка и религии,
4) быть центром для согласования
наций в достижении этих общих целей.
Согласно ст. 2 Устава для достижения
указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:
1) суверенное равенство всех
членов Организации
2) добросовестное выполнение
взятых на себя обязательств;
3) решение международных споров
мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и
безопасность;
4) содержание в международных
отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности
или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим способом,
не совместимым с целями ООН;
5) предоставление ООН ее членами
всемерной помощи во всех действиях, совершаемых ею в соответствии с Уставом;
6) обеспечение того, чтобы государства,
не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава
7) невмешательство ООН в дела,
входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Первоначальными членами ООН
являются государства, Которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию
ООН или подписав ранее декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписавшего
и ратифицировали Устав ООН.
Членом ООН может быть любое
миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства
и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в
члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета
Безопасности.
82. Совет Безопасности ООН, ее функции.
Членство. Порядок принятия решений
Совет Безопасности является
одним из главных органов ООН, выполняет основную роль в поддержании международного
мира и безопасности и в соответствии с п. 1 ст. 24 Устава ООН действует от имени
всех членов ООН.
Совет Безопасности уполномоченный
расследовать любой спор или ситуацию, чтобы определить, может ли продолжение этого
спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. На любой стадии
такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы
урегулирования.
Совет Безопасности определяет
существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает
рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления
международного мира и безопасности. Совет может потребовать от государств выполнения
тех временных мер, которые она сочтет необходимыми.
Решения Совета Безопасности
являются обязательными для всех членов ООН. Совет Безопасности принимает решение
о необходимости применения вооруженных сил, при этом государства-члены ООН обяжут
предоставить в распоряжение Совета Безопасности: безопасности необходимы для поддержания
мира вооруженные подразделения.
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай)
и 10 непостоянных, избираемых сроком на 2 года.
Решения
в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы
голоса девяти членов Совета. Из других вопросов решения считаются принятыми, когда
за них поданы голоса девяти членов Совета Безопасности, включая совпадающие
голоса всех постоянных членов, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться
от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных
членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).