Юридические последствия международно-противоправного деяния
Содержание страницы:
128. Юридические последствия
международно-противоправного деяния
Основными юридическими последствиями международно-противоправного
деяния являются обязанность несущей ответственность стороны прекратить противоправное
деяние и предоставить полное возмещение за причиненный этим деянием ущерб. В тех
случаях, когда противоправное деяние представляет собой серьезное нарушение обязательств,
вытекающих из императивных норм международного права, оно может влечь за собой дополнительные
последствия, как для несущей ответственность стороны, так и для других субъектов.
В частности, все государства в таких случаях обязаны сотрудничать с целью прекращения
нарушения, не признавать созданную им ситуацию законной и не оказывать помощь или
содействие несущей ответственность стороне в сохранении сложившейся ситуации.
Соответствующее положение в Статьях об ответственности
государств имеет следующий вид:
Статья 28. Юридически последствия международно-противоправного
деяния
Приведенная статья не исключает возможности того, что международно-противоправное
деяние может приводить к возникновению юридических последствий между несущим ответственность
государством и лицами или образованиями, не являющимися государствами.
129. Понятие и источники международного
уголовного права
Международное уголовное право — это система принципов и норм, регулирующих
сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными
договорами, как отрасль международного права оно стало формироваться в XIX в. и
совершенствоваться по мере обобщения опыта государств в борьбе против рабства, фальшивомонетничества,
наркопреступлений, нарушений законов и обычаев войны и т. д. Круг его норм первоначально
ограничивался вопросами подсудности, действием национальных норм уголовного права
в пространстве и недопустимости их распространения на территории других государств,
выдачи преступников и т. п.
Среди основных принципов международного уголовного
права выделяются следующие:
- запрещение агрессивной войны;
- неотвратимость уголовного наказания за совершение
любого деяния, которое по международному праву считается преступным; - если государство не устанавливает наказания за
действия, которые международным правом отнесены к категории преступлений против
мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное
лицо от международной уголовной ответственности; - должностное положение лица, совершившего международное
преступление, не освобождает его от личной ответственности; - исполнение лицом преступного приказа своего правительства
или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор
был фактически возможен.
В настоящее время создана целая система многосторонних
универсальных договоров в области международного уголовного права:
- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида
и наказании за него 1948 г.; - Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией
проституции третьими людьми 1949 г.; - Дополнительная конвенция об упразднении рабства,
работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.; - Международная конвенция о пресечении преступления
апартеида и наказании за него 1973 г.; - Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом
воздушных судов 1970 г.; - Конвенция о наркотических веществах 1961 г.;
- Конвенция о психотропных веществах 1971 г.
130. Ответственность физических лиц по
международному уголовному праву
В современном международном праве признается индивидуальная
уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против
мира и безопасности человечества.
Ответственность физических лиц за международные
преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны
с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления,
несут международную ответственность, а физические лица — уголовную ответственность.
Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства
или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких
лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.
Официальный статус лица (глава государства или
правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.
После окончания второй мировой войны для суда
над главными военными преступниками были созданы два Международных военных трибунала:
в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание
Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на
территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных
уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении
преступления геноцида и наказании за него 1948 года и Международной конвенции о
пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. В вязи с разработкой
проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества в Комиссии
международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.
Международное право исходит из неприменения срока
давности к ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости
срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968
года указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные
в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо
от времени совершения преступления.
Если по соответствующему соглашению не создано специального
международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано
либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было
совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.
131. Международные уголовные суды
Международный
уголовный суд — первый
постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит
преследование лиц, ответственных за геноцид, военные
преступления, преступления против человечности и агрессию. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально начал свою работу с 1 июля 2002
года.
В отличие
от других международных специальных (ad hoc) и смешанных уголовных судов,
МУС является постоянным учреждением. Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом
другом месте. МУС не входит в официальные структуры
Организации Объединённых Наций, хотя
может возбуждать дела по представлению Совета
Безопасности ООН.
Суд является постоянно действующим органом и обладает юрисдикцией
в отношении физических лиц, виновных в совершении: преступления геноцида; преступлений
против человечности; военных преступлений; агрессии.
132. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
Экстрадиция
Сотрудничество
государств при расследовании по уголовным делам осуществляется через центральные
органы юстиции государства. Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую
помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством
запрашиваемой Договаривающейся Стороной, в частности: составления и пересылки документов,
проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения
экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного
преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения
судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных
надписей, а также путем вручения документов.
При исполнении
поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство
своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные
нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству
запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
После выполнения
поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению;
в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет
об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы
запрашивающему учреждению.
Выдача преступников — по общему правилу, это передача физического лица, совершившего
уголовное преступление, одним государством (запрашиваемым), на территории которого
он находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого было
совершено преступление или гражданином которого является преступник, в целях привлечения
его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу
приговора в отношении данного лица.
Правовыми
основаниями экстрадиции являются двусторонние соглашения о правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам.
В практике
сотрудничества государств в области выдачи преступников выделяются различные способы
закрепления условий выдачи:
- закрепляется
перечень преступлений, за совершение которых предполагается выдача преступника; - в зависимости
от тяжести совершенного преступления; - смешанный способ (предусматривающий два выше указанных способа).