Понятие, цели и принципы права международной безопасности
Содержание страницы:
133. Понятие, цели и принципы права
международной безопасности
Право международной безопасности — совокупность правовых способов, соответствующих
основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых
государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру
и безопасности народов.
Юридическую основу современного права международной
безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения
силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.
Нормативный характер носят и специальные принципы
права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства
и одинаковой безопасности, не нанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная
безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное
право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях
и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный
арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:
- коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
- разоружение;
- мирные средства разрешения споров;
- меры по ослаблению международной напряженности
и прекращению гонки вооружений; - меры по предотвращению ядерной войны;
- неприсоединение и нейтралитет;
- меры по пресечению актов агрессии, нарушения
мира и угрозы миру; - самооборона;
- действия международных организаций;
- нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,
ликвидация иностранных военных баз; - создание зон мира в различных регионах земного
шара; - меры по укреплению доверия между государствами.
Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН —
«поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных
мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или
других нарушений мира».
134. Общая коллективная безопасность. Право
на самооборону и гуманитарная интервенция
Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств
всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения
и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности
лежит Устав ООН.
Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей
характеристики. Первый признак — принятие государствами — участниками системы по
крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
- не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
- разрешать все споры мирным путем;
- активно сотрудничать в целях устранения любой
опасности миру.
Второй признак — наличие организационного единства
государств — участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической»
формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение
консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения).
Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную)
и региональную.
Универсальная коллективная безопасность основывается
на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый
план выдвигаются не принудительные, а мирные меры.
Гуманитарная интервенция — применение военной силы против иностранного
государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной
катастрофы или геноцида местного населения.
Под понятие гуманитарной интервенции не попадают
следующие действия:
- миротворческие
операции, проводимые ООН с согласия
государства, на территории которого они предпринимаются; - акции с использованием вооруженной силы по просьбе
законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют
ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или
действительным согласием. - военные операции, предпринимаемые государством
с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью; - акции принудительного характера, не включающие
использование вооруженной силы.
135. Региональные международные организации в
системе коллективной безопасности
Организация американских государств
Организация американских государств (ОАГ) была создана на
основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г.
и Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. Членом
ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее
время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.
Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на американском
континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности,
организации совместных выступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.
Организация Североатлантического договора (НАТО)
Североатлантический договор был подписан в 1949 г. В настоящее
время количество членов НАТО — 16 Вопрос о том, является ли НАТО региональной
международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства
трех континентов.
Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и
7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет
рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет,
каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами,
включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение
как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном
районе.
Местопребывание НАТО — г. Брюссель (Бельгия).
Система коллективной безопасности в рамках СНГ
В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992
г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992
г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках
СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.
Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения
угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких
государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют
взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие
операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную
или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН.
Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается
Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.
136. ОБСЕ. НАТО
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ создана в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской
1990г. Венской и Хельсинкской декларациях 1992 г.
Цели ОБСЕ:
- содействие улучшению взаимных отношений, а также
создание условий по обеспечению длительного мира; - поддержка разрядки международной напряженности;
- признание неделимости европейской безопасности,
а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; - признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности
в Европе и во всем мире; - вклад в соблюдение прав человека, экономический
и социальный прогресс и благосостояние всех народов.
ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран,
подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея
дает оценку осуществлению целей ОБСЕ, обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета
Министров и на встречах на высшем уровне государств — членов ОБСЕ, разрабатывает
и содействует реализации механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов, оказывает
поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах-участниках.
Организация Североатлантического договора,
НАТО, Североатлантический Альянс — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949
года в США, «чтобы
защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами-членами НАТО стали 12
стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения
странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные
интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность.
Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена
НАТО или защиту от неё.
137. Меры укрепления доверия. Международный
контроль
Меры укрепления
доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность
норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления
мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания,
предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также
обеспечения процесса разоружения.
Особого
внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления
доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях
о пусках межконтинентальных баллистических ракет.
Меры доверия
предусмотрены и в отношениях с Китайской Народной Республикой. Имеются в виду два
документа:
Соглашение
между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного
сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской
границы, подписанное 24 апреля 1990 г. Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную
связь с институтом международного контроля. Механизмы контроля, зафиксированные в договорах,
сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, учреждению
государствами специальных контрольных органов, использованию национальных технических
средств контроля.
Успешному
осуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, как
оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией
и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений
1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящих
действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и
технических характеристиках.
Как метод
контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.