Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и источники права вооруженных конфликтов

138. Разоружение

Одним из
наиболее эффективных международно-правовых средств сохранения мира и предотвращения
войны являются разоружение и ограничение вооружений.

В настоящее
время имеется целый комплекс международно-правовых норм, способов и методов для
успешного решения проблемы разоружения и сокращения вооружений как в полном объеме,
так и по частям. Устав ООН определяет порядок и задачи решения этой проблемы. Основными
органами по разоружению в рамках ООН являются: Комиссия ООН по разоружению, которая
готовит рекомендации по проблемам разоружения, разрабатывает общие принципы переговоров
по разоружению, следит за выполнением решений специальных сессий Генеральной Ассамблеи
ООН по разоружению; Конференция ООН по разоружению.

Договоры
о запрещении ядерных испытаний.
5 августа 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании
был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом
пространстве и под водой. Договор имел подлинно универсальный характер: он был открыт
для подписании всеми государствами, и любое из них могло к нему присоединиться.

Для достижения
объекта и цели Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении
ядерных испытаний (ст. II). Ее членами являются все государства-участники. Местопребывание
— г. Вена (Австрия).

Органы Организации:
Конференция государств-участников, Исполнительный совет, Технический секретариат,
который включает Международный центр данных.

Конференция
государств-участников — главный орган Организации. Состоит из всех государств-участников,
имеющих по одному представителю.

Договор
о нераспространении ядерного оружия.
XXII сессия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила
проект Договора, который был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в столицах трех
государств: Москве, Вашингтоне и Лондоне. Договор является универсальным, поскольку
в нем могут участвовать все без исключения государства.

В Договоре
разграничиваются обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства
государств, не обладающих им.

Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. Институт демилитаризации содержит группу международных
договоров, которые запрещают размещение и использование всякого оружия или его наиболее
опасных видов на определенной территории.

 

 

139. Понятие и источники права вооруженных
конфликтов

Право вооруженных конфликтов можно определить как совокупность создаваемых
путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах,
международных и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование
определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту
прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность
государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых
актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские
конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение
средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право
Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя,
и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

Право вооруженных конфликтов содержит большое
количество международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной
ответственности за агрессию и за нарушение норм права вооруженных конфликтов. Это
Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления
геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности
к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

 

 

140. Понятие и виды вооруженных конфликтов

Различают международные вооруженные конфликты и воору­женные
конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. междуна­родными вооруженными конфликтами признаются такие конфлик­ты, когда один субъект международного права применяет вооружен­ную
силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в меж­дународном вооруженном
конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость,
междуна­родные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию
мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными
являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального
господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего
права на само­определение.

Вооруженные конфликты немеждународного
характера
— это
все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты,
происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами
или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным
командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет
им осуществлять непре­рывные и согласованные военные действия и применять положения
Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера облада­ют
следующими признаками:

  • применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил,
    включая полицейские подразделения;
  • коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обста­новку
    внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми
    конфликтами;
  • определенная степень организованности повстанцев и наличие
    органов, ответственных за их действия;
  • продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спо­радические
    выступления слабоорганизованных групп не могут рас­сматриваться как вооруженные
    конфликты немеждународного ха­рактера;
  • осуществление повстанцами контроля над частью территории
    государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного
характера
сле­дует
относить все гражданские войны и внутренние конфликты, воз­никающие из попыток государственных
переворотов и т.д.

 

 

141. Начало войны и его правовые последствия.
Цели войны. Театр войны

В соответствии с Гаагской Конвенцией об открытии военных действий
1907 г. государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться
без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или
форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением
войны.

Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным
странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.
Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия,
означает начало юридического состояния войны.

Между государствами перестают применяться многие нормы МП
(в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими
государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта.
Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам
учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое
государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны — территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство
над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в
качестве театра войны территорию нейтральных государств.

 

 

142. Правовое положение участников
вооруженных конфликтов

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на
территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные
силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население).
В свою очередь, МП различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам
воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Комбатанты
— это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие
боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают
статус военнопленных. Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил,
непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — военные корреспонденты,
юристы, духовенство, интенданты.

Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих
сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора
сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен, разведчики пользуются
статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц,
которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в
районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется. Не
являются комбатантами наемники (см. главу 19). От наемников следует отличать добровольцев
(волонтеров) — иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений
(а не материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны
и включаются в личный состав вооруженных сил.


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+