Определение задержания и его дифференциации
Определение задержания и
его дифференциации
Вполне
понятна позиция законодателя усилить контроль за задержанием, которое в обычных
условиях могут применить и лица, которые в силу служебного положения обязаны вести
борьбу с преступностью, и рядовые граждане, которые нередко стали свидетелями того
или иного преступного посягательства. Подход
был выбран не самый простой, хотя и не оптимальный, а именно — детализировать процедуру
задержания, соблюдение которой и станет гарантией от неправомерного вмешательства
в право человека на свободу и неприкосновенность. Насколько
это оправдано покажет практика, однако анализ приведенных норм заставляет задуматься,
а не «перегнули» с защитой прав, как у нас часто бывает.
Действующий
уголовный процессуальный закон определяет задержания качестве временной меры пресечения,
который применяется на основаниях и в порядке, определенном УПК (ст.176 ч.2 УПК
Украины) и определяет три его вида. Это
задержание уполномоченным должностным лицом, санкционированное следственным судьей
или судом (ст.ст.188-191 УПК), задержания уполномоченным должностным лицом (ст.208
УПК Украины) и «законное» задержание, то есть лицом, не вообще служебной
или служебным, но не уполномоченным по статусу на подобные действия по объему своих
служебных прав и обязанностей (ст. 207 УПК). Не вдаваясь
в теоретические противоречивые аспекты такого определения задержания и его дифференциации,
обратим внимание именно на практические (прикладные) аспекты. Но перед
этим необходимо отметить, что законодатель соединил фактическое и юридическое задержания
во времени. Если раньше дискутивним был вопрос начала задержания (фактическое (физическое)
задержания или составления протокола), то теперь согласно ч.1 ст.209 УПК Украины,
лицо является задержанным с момента, когда она силой или через подчинение приказу
вынуждена оставаться рядом с уполномоченным должностным лицом или в помещении, определенном
должностным лицом.