Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Функционально-психологический анализ следственной деятельности


Функционально-психологический анализ следственной деятельности

Реальная
ситуация уголовного преступления, как правило, определяется высокой степенью сложности
и неопределенности.
Поэтому планируя процесс его расследования, следователь базируется
не на реальной ситуации, а на ее информационной модели.
В качестве
такого модельного представления выступает
следственная
ситуация — динамическая информационная система, отражающая с различной степенью
адекватности, разнообразные логико-познавательные связи между установленными и еще
не установленными обстоятельствами, тактико-психологические отношения участников
(сторон) уголовного производства, а также организационно управленческого структуру
и уровень упорядоченности процесса расследования
.

Указанным
определяется
типология компонентов следственной
ситуации:

  • компоненты
    информационного характера;
  • компоненты
    процессуального и тактического характера;
  • компоненты
    материального и организационно-технического характера;
  • компоненты
    психологического характера.

Соотношение
между компонентами реальной ситуации и модельного представления достаточно сложное
и неоднозначное:

— Объективно
сложная ситуация правильно отражена в сложной следственной ситуации;

— Объективно
сложная ситуация неадекватно отражена как простая следственная ситуация;

— Объективно
простая ситуация неадекватно воспринимается как сложная следственная ситуация;

— Объективно
простая ситуация правильно осознается как простая следственная ситуация.

Указанными
соотношениями обусловленные возможные ошибки в ориентации уже на начальных этапах
расследования.

В психологическом
плане следственная ситуация
проблемной ситуацией, что
детерминирует всю познавательную активность следователя.
Функциональным
центром познавательной деятельности следует считать решения различных умственных
задач, которые делятся на два основных вида: идеальные и реальные.

Идеальные
задача — это следственные версии, выдвигаемые после сбора первоначальной информации
и составляют собой разноуровневые модели.
Идеальное
умственная задача, как частичная версия, направленное на организацию конкретных
информационно-поисковых действий.

При
расследовании уголовных преступлений следователь решает несколько типов реальных
задач:

  • задачи
    по определению источников информации;
  • задачи
    по организации следственных и оперативно-розыскных действий;
  • задача
    по координации деятельности;
  • задачи
    по экономизации процессуальных сил и определения сроков расследования;
  • задачи
    по организации профилактических мероприятий.

Первый тип задач определяет действия по нахождению НЕ столько же информации, сколько
надежного ее источники.
Исходное условие этого типа задач содержится в проблемной следственной
ситуации как источнике первоначальной информации по меньшей мере факта преступления
(город события, свидетели, потерпевшие, вещественные доказательства).
Детализация
умственной деятельности следователя на этом этапе возможна по нескольким основаниям.
Во-первых,
неопределенность в условиях практического отсутствия первоначальной информации может
производить множество взаимно противоречивых версий или же ни продуктивной.
Во-вторых,
выделение смысловых информационных зон осложняется значительным объемом избыточной
информации, что, в свою очередь, приводит к выдвижению нескольких однопорядковых
версий.
Внешняя непротиворечивая согласованность фактов, условий и обстоятельств
(возможно, они и не касаются факта преступления) через ее очевидность приводит следователя
к верификации в неверном направлении.

Второй тип задач подразделяется на несколько подтипов:

а) задачи по избранию эффективной
следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия для получения доказательной
информации;

б) задачи по системе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

в) задачи
по структуре организации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
(их планирование и реализация).

Третий тип задач направлен на координацию действий при расследовании уголовных
преступлений.
Координация как согласованная система действий, направленных на достижение
цели, в следственной деятельности связана с концентрацией отдельных действий и их
взаимообусловленность.
Кроме того, она объединяет усилия нескольких лиц или ведомств.

Координация
определяет также межличностное и ролевую взаимодействие работников, принимающих
участие в расследовании преступления, причем можно выделить по крайней мере три
формы такого взаимодействия:

а) поручение оперативным подразделениям проведения
оперативно-розыскных мероприятий;

б) поручение
оперативным подразделениям на выполнение следственных (розыскных) действий;

в) содействие
оперативных подразделений работе следователя при производстве отдельных следственных
(розыскных) действий.

Четвертый тип задач предполагает экономизации процессуальных усилий и определение
сроков деятельности.
Следователю предоставлены определенные процессуальные средства обнаружения,
фиксации и исследования доказательств, процессуального принуждения и тому подобное.
Одновременно
выдвигаются достаточно жесткие требования по срокам как всего расследования, так
и проведения отдельных следственных (розыскных) действий.

Содержание пятого
типа
задач — профилактическая деятельность следователя, имеет целью, с одной
стороны, установление причин и условий, способствующих совершению преступления,
а с другой — осуществление мероприятий, направленных на их ликвидацию.

В процессе
решения любого типа задач следователь реализует следующую совокупность функций:

целевые
— установление фактов, выдвижение версий и др .;

обеспечивающие
— создание условий для эффективных действий;

контрольные
— соотнесение, проверка полученных результатов, решения следователя задачи.

В процессе
расследования преступления имеет решающее значение личность следователя с присущими
ей структурными компонентами, а именно:

— Уровень
моральных качеств, принципов и ценностей;

— Уровень
интеллектуально-познавательных качеств;

— Характерологические
свойства;

— Психофизиологические
качества.

Профессиограмма
следователя, таким образом, представляет собой многоуровневую иерархическую структуру,
в которой отражаются психодинамические и индивидуально-психологические свойства
и качества, реализуемых в профессиональной деятельности.Они сопровождаются и окрашиваются
определенными психическими состояниями, которые влияют на динамику и эффективность
достижения конечного результата.

Такие
состояния дифференцируются в зависимости от:

а) роли личности и ситуации — личностные
и ситуативные;

б) доминирующих компонентов деятельности — интеллектуальные, эмоциональные,
волевые;

в) степени выраженности — глубокие и поверхностные;

г) срока
течения — кратковременные и длительные;

д) воздействия
на личность — положительные и отрицательные, стенические и астенические;

е) степени
адекватности — адекватные и неадекватные и др.

Так,
оптимизируют деятельность следующие состояния:

  • профессиональный
    интерес, состояние творчества, вдохновения — вызывает энергичность, повышает работоспособность,
    улучшает восприятие и мыслительные процессы;
  • состояние
    готовности к проведению определенной следственного действия — способствует активизации
    познавательных процессов и наблюдательности, остроте ощущений, высокому уровню саморегуляции;

состояние
решимости — побуждает к сложным волевых усилий и самоконтроля.

Негативно
влияют на эффективность деятельности:

  • психическая
    напряженность — дезорганизует поведение, вызывает затруднение мышления, приводит
    к пассивности;
  • тревожность
    — вызывается сложной ситуацией или неожиданными изменениями, неудачами и ошибками;
  • фрустрация
    — возникает в ситуации актуального или потенциального противоборства, конечно завершается
    агрессией (на объект или самого себя);
  • персеверация
    — ригидность.
    Сочетание инерционности, стереотипности с упорством, сопротивления
    изменениям как следствие шаблонности мышления и чрезмерной типизации расследованных
    дел.

Влияние
негативных эмоциональных состояний может минимизироваться рациональной организацией
и выработкой индивидуального стиля деятельности, при котором недостатки компенсируются
развитием профессионально важных качеств личности и усвоением эффективных методов
и средств.

Анализ
существующих индивидуальных стилей деятельности позволяет выделить следующие типы
личности следователя:

1 тип
— следователь-организатор.
Умело распределяет полномочия, легко устанавливает межличностные контакты,
успешно руководит действиями следственно-оперативной группы;

2 тип
— следователь-мыслитель.
Не склонен к руководству, продуктивно генерирует версии, является профессионалом
в оценке информации по делу, предпочитает самостоятельной, интеллектуально-насыщенной
труда, обладает развитым производительным мышлением и воображением;

3 тип
— следователь-коммуникатор.
Легко устанавливает и поддерживает социальные контакты, в процессе
расследования основное внимание уделяет коммуникативным следственным действиям (допрос,
очная ставка);

4 тип
— следователь-следопыт.
В структуре профессиональных качеств доминируют информационно-поисковые,
в частности, высокий уровень наблюдательности.
Склонен
работать «по горячим следам», обладает широкими криминалистическими познаниями.

Функционально-психологическая
структура следственной деятельности представлена информационно-поисковыми и информационно-коммуникативными
следственными действиями.

Информационно-поисковые — это действия,
основу которых составляет информационный поиск и оперирования информацией о событиях
преступления (осмотр места происшествия, опознания, следственный эксперимент и обстоятельств
события, обыск); информационно-коммуникативные —
группа следственных действий, основанных на коммуникативной деятельности, то есть
осуществляются в условиях постоянного контакта и диалога между участниками процесса
расследования (допрос, очная ставка).


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+