Функционально-психологический анализ следственной деятельности
Функционально-психологический анализ следственной деятельности
Реальная
ситуация уголовного преступления, как правило, определяется высокой степенью сложности
и неопределенности. Поэтому планируя процесс его расследования, следователь базируется
не на реальной ситуации, а на ее информационной модели. В качестве
такого модельного представления выступает следственная
ситуация — динамическая информационная система, отражающая с различной степенью
адекватности, разнообразные логико-познавательные связи между установленными и еще
не установленными обстоятельствами, тактико-психологические отношения участников
(сторон) уголовного производства, а также организационно управленческого структуру
и уровень упорядоченности процесса расследования .
Указанным
определяется типология компонентов следственной
ситуации:
- компоненты
информационного характера; - компоненты
процессуального и тактического характера; - компоненты
материального и организационно-технического характера; - компоненты
психологического характера.
Соотношение
между компонентами реальной ситуации и модельного представления достаточно сложное
и неоднозначное:
— Объективно
сложная ситуация правильно отражена в сложной следственной ситуации;
— Объективно
сложная ситуация неадекватно отражена как простая следственная ситуация;
— Объективно
простая ситуация неадекватно воспринимается как сложная следственная ситуация;
— Объективно
простая ситуация правильно осознается как простая следственная ситуация.
Указанными
соотношениями обусловленные возможные ошибки в ориентации уже на начальных этапах
расследования.
В психологическом
плане следственная ситуация проблемной ситуацией, что
детерминирует всю познавательную активность следователя. Функциональным
центром познавательной деятельности следует считать решения различных умственных
задач, которые делятся на два основных вида: идеальные и реальные.
Идеальные
задача — это следственные версии, выдвигаемые после сбора первоначальной информации
и составляют собой разноуровневые модели. Идеальное
умственная задача, как частичная версия, направленное на организацию конкретных
информационно-поисковых действий.
При
расследовании уголовных преступлений следователь решает несколько типов реальных
задач:
- задачи
по определению источников информации; - задачи
по организации следственных и оперативно-розыскных действий; - задача
по координации деятельности; - задачи
по экономизации процессуальных сил и определения сроков расследования; - задачи
по организации профилактических мероприятий.
Первый тип задач определяет действия по нахождению НЕ столько же информации, сколько
надежного ее источники. Исходное условие этого типа задач содержится в проблемной следственной
ситуации как источнике первоначальной информации по меньшей мере факта преступления
(город события, свидетели, потерпевшие, вещественные доказательства). Детализация
умственной деятельности следователя на этом этапе возможна по нескольким основаниям. Во-первых,
неопределенность в условиях практического отсутствия первоначальной информации может
производить множество взаимно противоречивых версий или же ни продуктивной. Во-вторых,
выделение смысловых информационных зон осложняется значительным объемом избыточной
информации, что, в свою очередь, приводит к выдвижению нескольких однопорядковых
версий. Внешняя непротиворечивая согласованность фактов, условий и обстоятельств
(возможно, они и не касаются факта преступления) через ее очевидность приводит следователя
к верификации в неверном направлении.
Второй тип задач подразделяется на несколько подтипов:
а) задачи по избранию эффективной
следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия для получения доказательной
информации;
б) задачи по системе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
в) задачи
по структуре организации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
(их планирование и реализация).
Третий тип задач направлен на координацию действий при расследовании уголовных
преступлений. Координация как согласованная система действий, направленных на достижение
цели, в следственной деятельности связана с концентрацией отдельных действий и их
взаимообусловленность. Кроме того, она объединяет усилия нескольких лиц или ведомств.
Координация
определяет также межличностное и ролевую взаимодействие работников, принимающих
участие в расследовании преступления, причем можно выделить по крайней мере три
формы такого взаимодействия:
а) поручение оперативным подразделениям проведения
оперативно-розыскных мероприятий;
б) поручение
оперативным подразделениям на выполнение следственных (розыскных) действий;
в) содействие
оперативных подразделений работе следователя при производстве отдельных следственных
(розыскных) действий.
Четвертый тип задач предполагает экономизации процессуальных усилий и определение
сроков деятельности. Следователю предоставлены определенные процессуальные средства обнаружения,
фиксации и исследования доказательств, процессуального принуждения и тому подобное. Одновременно
выдвигаются достаточно жесткие требования по срокам как всего расследования, так
и проведения отдельных следственных (розыскных) действий.
Содержание пятого
типа задач — профилактическая деятельность следователя, имеет целью, с одной
стороны, установление причин и условий, способствующих совершению преступления,
а с другой — осуществление мероприятий, направленных на их ликвидацию.
В процессе
решения любого типа задач следователь реализует следующую совокупность функций:
целевые
— установление фактов, выдвижение версий и др .;
обеспечивающие
— создание условий для эффективных действий;
контрольные
— соотнесение, проверка полученных результатов, решения следователя задачи.
В процессе
расследования преступления имеет решающее значение личность следователя с присущими
ей структурными компонентами, а именно:
— Уровень
моральных качеств, принципов и ценностей;
— Уровень
интеллектуально-познавательных качеств;
— Характерологические
свойства;
— Психофизиологические
качества.
Профессиограмма
следователя, таким образом, представляет собой многоуровневую иерархическую структуру,
в которой отражаются психодинамические и индивидуально-психологические свойства
и качества, реализуемых в профессиональной деятельности.Они сопровождаются и окрашиваются
определенными психическими состояниями, которые влияют на динамику и эффективность
достижения конечного результата.
Такие
состояния дифференцируются в зависимости от:
а) роли личности и ситуации — личностные
и ситуативные;
б) доминирующих компонентов деятельности — интеллектуальные, эмоциональные,
волевые;
в) степени выраженности — глубокие и поверхностные;
г) срока
течения — кратковременные и длительные;
д) воздействия
на личность — положительные и отрицательные, стенические и астенические;
е) степени
адекватности — адекватные и неадекватные и др.
Так,
оптимизируют деятельность следующие состояния:
- профессиональный
интерес, состояние творчества, вдохновения — вызывает энергичность, повышает работоспособность,
улучшает восприятие и мыслительные процессы; - состояние
готовности к проведению определенной следственного действия — способствует активизации
познавательных процессов и наблюдательности, остроте ощущений, высокому уровню саморегуляции;
состояние
решимости — побуждает к сложным волевых усилий и самоконтроля.
Негативно
влияют на эффективность деятельности:
- психическая
напряженность — дезорганизует поведение, вызывает затруднение мышления, приводит
к пассивности; - тревожность
— вызывается сложной ситуацией или неожиданными изменениями, неудачами и ошибками; - фрустрация
— возникает в ситуации актуального или потенциального противоборства, конечно завершается
агрессией (на объект или самого себя); - персеверация
— ригидность. Сочетание инерционности, стереотипности с упорством, сопротивления
изменениям как следствие шаблонности мышления и чрезмерной типизации расследованных
дел.
Влияние
негативных эмоциональных состояний может минимизироваться рациональной организацией
и выработкой индивидуального стиля деятельности, при котором недостатки компенсируются
развитием профессионально важных качеств личности и усвоением эффективных методов
и средств.
Анализ
существующих индивидуальных стилей деятельности позволяет выделить следующие типы
личности следователя:
1 тип
— следователь-организатор. Умело распределяет полномочия, легко устанавливает межличностные контакты,
успешно руководит действиями следственно-оперативной группы;
2 тип
— следователь-мыслитель. Не склонен к руководству, продуктивно генерирует версии, является профессионалом
в оценке информации по делу, предпочитает самостоятельной, интеллектуально-насыщенной
труда, обладает развитым производительным мышлением и воображением;
3 тип
— следователь-коммуникатор. Легко устанавливает и поддерживает социальные контакты, в процессе
расследования основное внимание уделяет коммуникативным следственным действиям (допрос,
очная ставка);
4 тип
— следователь-следопыт. В структуре профессиональных качеств доминируют информационно-поисковые,
в частности, высокий уровень наблюдательности. Склонен
работать «по горячим следам», обладает широкими криминалистическими познаниями.
Функционально-психологическая
структура следственной деятельности представлена информационно-поисковыми и информационно-коммуникативными
следственными действиями.
Информационно-поисковые — это действия,
основу которых составляет информационный поиск и оперирования информацией о событиях
преступления (осмотр места происшествия, опознания, следственный эксперимент и обстоятельств
события, обыск); информационно-коммуникативные —
группа следственных действий, основанных на коммуникативной деятельности, то есть
осуществляются в условиях постоянного контакта и диалога между участниками процесса
расследования (допрос, очная ставка).