Рецепция римского права
Рецепция римского права и его значение
для романо-германского права
Под правом
на рецепцию понимают как заимствования, восприятия какой-либо национальной правовой
системой принципов, институтов, основных черт иной национальной системы.
С римского
права были заимствованы разделение права на частное и публичное, имущественное и
личное право, понятие собственности и др. Также разрабатывались и вводились в ткань
права новые идеи, теоретические положения.
Изучение
римского права, процесс становления самой юридической науки стимулировались политическими
событиями того времени, прежде всего, борьбой между светской и церковной властью,
укреплением бюрократических структур власти.
Существовали
и другие предпосылки рецепции римского права в странах Западной Европы. Экономические
предпосылки были связаны с тем, что после потрясений и разрушительных войн в VI-VIII
вв. постепенно оживлялась хозяйственной жизни, рос торговый оборот, для регулирования
которого германского, французского обычного права стало недостаточно. Политические
предпосылки рецепции заключались в том, что буржуазные элементы городского населения,
что зарождались, были заинтересованы в сильном централизованном государстве.
Рецепцию
римского права связывают, прежде всего, с деятельностью Болонского университета,
в котором излагалось право многим студентам, приехавшим из разных стран. Процесс
обучения включал чтение источников и комментирования их профессорами. Причем комментирования
не имело лишь вспомогательный характер, а выливалось в толковании положений норм
права. Такие толкования назывались глоссами, а преподаватели — глоссаторами. Кроме
глосс, известных еще классическим юристам, средневековые глоссаторы создавали общие
предварительные замечания, обзоры той или иной части своды гражданского права, а
также сборники различных юридических правил.
Способствовала
рецепции римского права и католическая церковь. Причин тому было несколько: географическая
общность генезиса, совпадение классического периода римского частного права и времени
формирования христианства. Идеи справедливости, доброй воли, ответственность за
деликты и др., Заложенные в римском праве, также были очень близки христианству,
так же как и идея формирования частного права с учетом норм права природного.
Появление
школы глоссаторов была связана с утверждением положения о необходимости воссоздания
первоначального текста Кодекса Юстиниана, тем самым освободив его от тех наслоений
и комментариев, которые были даны в более поздний период. Воплощение данных идей
ярко отразилось в знаменитом труде Аккурсия, которая, по сути, была комментарием
в Кодекс Юстиниана. Основатели школы пост-глоссаторов (Луллий, Раван) предлагали
ввести новые методы познания права, выводятся из общих принципов права и его отдельных
положений.
А.И. Косарев предлагает такую периодизацию рецепции
римского права, которая представляется наиболее приемлемой.
I этап — это раняя рецепция. Ее относят к XII-XIII
вв. Она в основном проходила в форме изучения, преподавания и комментирования положений
классического римского права.
II этап — средневековая рецепция (XIV-XVII вв.).
Это период разложения средневековых и становления буржуазных отношений. Круглосуточно
проходила в форме прямого применения судами и должностными лицами, обладавшими гражданской
и уголовной юрисдикции, норм римского права. Средневековая рецепция характерна,
прежде всего, для Германии.
III этап — это рецепция периода утверждения буржуазных
отношений в Западной Европе (XIX — начало XX в.). Характеризуется созданием
систематизированных актов (кодексов, уложений и т. д.) на основе положений римского
права.
Итак, романо-германское
право формировалось на основе рецепции римского права. Систематизированное и приспособленное
к нуждам нового времени, оно все более отходило от права Юстиниана и становилось
систематизированным правом, основанным на рациональное начало.