Общий порядок заключения трудового договора
Содержание страницы:
Общий порядок заключения
трудового договора
Трудовое
законодательство устанавливает единые требования к порядку заключения трудового
договора. Предусмотрено, в частности, что при заключении трудового договора работодатель
вправе потребовать от лица, нанимается на работу, трудовую книжку и документ, удостоверяющий
личность. Если лицо нанимается на работу впервые, и отсутствует трудовая книжка,
то она должна представить справку с места жительства. Для городских жителей таковы
справки из жилищно-эксплуатационной организации, а для жителей сельских населенных
пунктов — с сельсоветов. Такой порядок сохраняется со времен старой административной
системы, когда прописка была одной из форм контроля за перемещением граждан. Лица,
уволенные из Вооруженных Сил подают при поступлении на работу военный билет.
Статья
25 КЗоТ Украины запрещает при заключении трудового договора требовать от лиц, которые
устраиваются на работу, документы, предоставление которых не предусмотрено законодательством.
Поэтому нельзя требовать сведения о партийной, национальной принадлежности, а также
о происхождении человека и его прописку.
Вместе
с тем законодательство предусматривает представление дополнительных документов в
тех случаях, когда занятия должности или выполнения определенной работы требует
соответствующего образования или квалификации. Например, диплом об образовании,
водительское удостоверение и т.д.. Статья 24 КЗоТ Украины запрещает заключать трудовой
договор с гражданином, которому по медицинскому заключению предложенная работа противопоказана
по состоянию здоровья.
По
общему правилу лица моложе 18 лет принимаются на работу после обязательного медицинского
осмотра. Существует перечень категорий работников, которые могут быть приняты на
работу только после предварительного медицинского осмотра. Такие медицинские осмотры
при приеме на работу проводятся с целью установления физической и психофизиологической
пригодности лиц к работе по конкретно определенной профессии, специальности, должности,
для предотвращения заболеваний и несчастных случаев, выявления заболеваний, представляющих
угрозу заражения работников и продукции выпускается. Законом Украины «Об обеспечении
санитарного и эпидемического благополучия населения» 1 предусмотрено, что работники
предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных
сооружений, лечебно-профилактических, дошкольных и учебно-воспитательных учреждений,
объектов коммунально-бытового обслуживания, других предприятий, учреждений, организаций,
профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения
и может повлечь распространение инфекционных заболеваний, возникновение пищевых
отравлений, а также работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными
или опасными условиями труда, при поступлении на работу должны проходить обязательный
медицинский осмотр.
Все
расходы, связанные с организацией медицинского осмотра несет работодатель.
Одной
из гарантий для работников при заключении трудового договора является правило ч.
1 ст. 22 КЗоТ Украины, которым установлен запрет необоснованного отказа в приеме
на работу. Необоснованным отказом при наличии вакантного рабочего места считается
отказ со ссылкой на обстоятельства, которые не принадлежат к деловым качествам работника.
Например,
для некоторых категорий работников установлены дополнительные гарантии приема на
работу. В частности, Законом Украины «О занятости населения» предусмотрено бронирования
на предприятиях до 5 процентов общего количества рабочих мест для таких категорий
граждан: женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет; одиноким матерям, имеющим детей
в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида; молодежи, которой предоставляется первое
рабочее место, лицам предпенсионного возраста (мужчины — 58 лет, женщины — 53 года);
уволенным после отбывания наказания или принудительного лечения, при условии регистрации
в государственной службе занятости не позднее одного года после увольнения.
Этим
лицам запрещается отказывать в приеме на работу, если они направлены на предприятие
органами государственной службы занятости в счет установленной брони.
Трудовое
законодательство устанавливает запрет необоснованного отказа в приеме на работу
также:
* молодым
специалистам, окончившим высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных
на работу на данное предприятие;
* беременным
женщинам по мотивам беременности; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,
или ребенка-инвалида, а также одиноким матерям — при наличии ребенка в возрасте
до четырнадцати лет — по мотивам наличия ребенка;
* выборным
работникам по истечении срока их полномочия работникам, которым предоставлено право
возвратного приема на работу;
* инвалидам,
направленных органами Фонда социальной защиты инвалидов в счет брони;
* лицам,
которые были уволены в связи с призывом на срочную военную или альтернативную (невоенной)
службе;
* работникам,
приглашенным на работу в порядке перевода с другого предприятия.
Согласно
Конституции Украины не допускается какое-либо прямое или косвенное ограничение прав
или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора
в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой
и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений,
членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, рода и характера
занятий и места жительства.
Однако
законодательством Украины могут как исключение устанавливаться определенные ограничения
при приеме на работу некоторых лиц.
В
частности, работодатель имеет право вводить ограничения относительно совместной
работы лиц, являющихся близкими родственниками или свояками, на одном и том же предприятии.
Такое ограничение может устанавливаться только при условии, что родственники в связи
с выполнением трудовых обязанностей непосредственно подчинены друг другу. Статья
25 КЗоТ Украины дает перечень таких родственников и свойственников. К ним относятся
родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры, дети
супругов.
Что
касается предприятий государственной и коммунальной собственности, то такое ограничение
установлено еще постановлением Совета Народных Комиссаров УССР «О совмещении должностей
и службе родственников в учреждениях, предприятиях и организациях обобществленного
сектора» 1. Ограничения, предусмотренные указанным постановлением, не распространяются
на специалистов сельского хозяйства, работников линейных предприятий железнодорожного
транспорта (кроме главных бухгалтеров и кассиров), работников дорожно-эксплуатационных
предприятий (кроме главных бухгалтеров и кассиров), работников по обслуживанию линейных
и станционных сооружений связи, радио, телевидения, работников передвижных строительных
формирований (кроме главных бухгалтеров и кассиров) врачей учреждений здравоохранения,
научных и педагогических работников, лекторов и библиотекарей всех научных, учебных
и воспитательных заведений, артистов, художников и музыкантов, работников полевых
геологических экспедиций, партий, отрядов; специалистов лесного и водного хозяйства,
образования, медицинских работников, работников культурно-просветительных учреждений,
работников предприятий розничной торговли и общественного питания, работающих в
сельской местности, а также работников рыбоводных хозяйств.
Сам
порядок заключения трудового договора условно можно разделить на несколько этапов:
1)
обращение лица к работодателю с предложением (письменному заявлению) о заключении
трудового договора;
2)
рассмотрение заявления работодателем и принятия им решения;
3)
издания приказа или распоряжения о зачислении работника на работу;
4)
оформление трудовой книжки.
Некоторые
авторы рассматривают их как этапы оформления трудового договора. Однако оформлять
можно уже то, что заключено, оформлять же еще заключен трудовой договор было бы
нелогично.
Есть
придать форму можно самому договора, поэтому более правильным будет употребление
термина «этапы заключения трудового договора».
На
первом этапе работник, предварительно переговорив с работодателем, выясняет возможности
своего трудоустройства. После этого он подает заявление с просьбой принять его на
работу, где указывает должность или вид работы, которую может выполнять, и срок
начала работы. К заявлению прилагаются необходимые, предусмотренные законодательством
документы: об образовании, о состоянии здоровья и др..
За
последнее время в уже традиционных требований на данном этапе добавились еще и просьба
представить претендентом на должность так называемую curiculum vita или резюме о
себе. Здесь он указывает сведения о своей предыдущей трудовой деятельности, а также
собственные пожелания по использованию его в должности, на которую он претендует.
Во многих случаях работодатель проводит устное собеседование с претендентом на занятие
соответствующей должности.
Такая
практика заимствована из опыта ведущих фирм Западной Европы, и получает распространение
в Украине.
Представленную
заявление вместе с необходимыми документами рассматривает работодатель принимает
соответствующее решение. Во многих случаях процедура рассмотрения заявления требует
согласования с соответствующими отделами и службами предприятия. Статья 24 КЗоТ
Украины установила правило, согласно которому заключение трудового договора оформляется
приказом или распоряжением работодателя о приеме работника на работу.
Законодательство
не устанавливает обязательных требований к приказа или распоряжения о приеме на
работу. Однако, анализируя соответствующие правила, можно сделать вывод о существовании
некоторых обязательных элементов этого документа.
В
частности, в приказе или распоряжении необходимо указать: кто принимается на работу;
трудовую функцию работника, установить размер заработной платы, срок начала работы.
Если заключен срочный трудовой договор, то необходимо установить срок, на который
заключен договор. Согласно ст. 26 КЗоТ Украины в приказе необходимо оговорить условия
об испытании, если такое оговорено сторонами с указанием его продолжительности.
Также должны быть отражены и другие факультативные условия трудового договора. Приказ
также должен содержать номер и дату его издания. Работник обязан ознакомиться с
приказом под расписку. В случае отказа работника от ознакомления с приказом о приеме
на работу, об этом составляется акт, где указывается о таком отказе.
Трудовой
договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение о приеме работника
на работу не были изданы, но работник фактически был допущен к работе. Пленум Верховного
Суда Украины в своем постановлении «О практике рассмотрения судами трудовых споров»
уточнил, что фактический допуск к работе имеет место только тогда, когда работник
допущен к работе с ведома работодателя или им лично. Если же работа выполнялась
без ведома работодателя, то трудовой договор не считается заключенным.
До
начала работы работодатель обязан:
1)
разъяснить работнику его права и обязанности, проинформировать об условиях труда,
а также его права на льготы и компенсации за работу на вредных и опасных работах;
2)
ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным
договором;
3)
определить работнику рабочее место, обеспечить его необходимыми для работы средствами;
4)
проинформировать работника по технике безопасности, производственной санитарии,
гигиене труда и противопожарной охраны.
В
соответствии со ст. 20 Закона Украины «Об охране труда» допуск к работе лиц, не
прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, запрещается.
Указанные
действия работодатель должен совершить до того, как работник приступит к работе,
в том числе и при фактическом допуске к работе, оформляя об этом соответствующие
документы.
На
всех работников, работающих более пяти дней, заводится трудовая книжка. Она является
основным документом о трудовой деятельности работника. Порядок ведения трудовых
книжек регулируется «Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников»,
утвержденной приказом Минтруда Украины, Минюста Украины и Минсоцзащиты Украины от
29 июля 1993 № 58. Трудовые книжки заводятся на всех работников, включая работников,
являющихся совладельцами (владельцами) предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств,
сезонных и временных работников, внештатных работников при условии, что они подлежат
государственному социальному страхованию, а также на работников, работающих по трудовому
договору у физического лица.
Заполнение
трудовой книжки впервые производится работодателем не позднее недельного срока со
дня приема на работу работника. Трудовые книжки лиц, работающих по совместительству,
ведутся только по месту основной работы.
В
трудовую книжку заносятся:
1)
сведения о работнике: фамилия, имя и отчество, дата рождения;
2)
сведения о приеме на работу с указанием даты принятия и должности или вида работы,
переводе на другую постоянную работу, увольнении с указанием основания и даты увольнения;
3)
сведения о награждении государственными наградами Украины, а также о поощрении,
предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями
о дисциплине;
4)
сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях
и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях.
В
трудовую книжку не заносятся дисциплинарные взыскания, которые могут быть наложены
на работника, сведения о временных перевода, а также премии, предусмотренные системой
заработной платы, или выплата которых имеет регулярный характер. Все записи в трудовой
книжке вносятся работодателем после издания соответствующего приказа не позднее
недельного срока, а об увольнении — в день увольнения и должны точно соответствовать
тексту приказа в норме закона. Записи об увольнении, а также сведения о награждениях
и поощрениях заверяются печатью.
С
каждой записью в трудовой книжке о назначении на работу, увольнении работодатель
обязан ознакомить работника под расписку в личной карточке (форма № П-2), которая
ведется на каждого работника.
Обязанность
по обеспечению ведения на предприятии трудовых книжек возлагается на работодателя.
Он обязан постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовых книжек.
Сумму стоимости трудовой книжки работодатель вправе взыскать с работника. Трудовая
книжка хранится в отделе кадров предприятия в течение всего времени действия трудового
договора и выдается работнику надлежащим образом оформленной в день его увольнения.
В
последнее время, кроме трудовой книжки, на каждого работника заводится еще страховое
свидетельство. Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном
социальном страховании основанием для осуществления выплат по социальному обеспечению
является не трудовой стаж, а страховой стаж, т.е. период, в течение которого лицо
подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию и платила или
за него уплачивались страховые взносы.
Поэтому
не исключена возможность, что через некоторое время роль трудовой книжки падать,
и она будет полностью заменена на страховое свидетельство.
Страховое
свидетельство является единым для всех видов общеобязательного государственного
социального страхования документом строгой отчетности, который подтверждает право
застрахованного лица на получение услуг и материального обеспечения по общеобязательному
государственному социальному страхованию.
Свидетельство
выдается каждому лицу, подлежащему любому виду общеобязательного государственного
социального страхования, на основании анкеты застрахованного лица после обязательной
регистрации этого лица в органах Пенсионного фонда.
Анкета
заполняется работником в соответствии с предоставленным работодателем образца, подписывается,
заверяется подписью последнего и печатью и подается в орган Пенсионного фонда, где
он зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов.
Регистрация
застрахованных лиц, персонифицированный учет сведений о них и оформление страховых
свидетельств осуществляется органами Пенсионного фонда.
Лица,
которые на момент начала регистрации не работают, но раньше работали и платили сборы
на обязательное государственное пенсионное страхование и обязательное социальное
страхование, проходят регистрацию и получают страховое свидетельство в органах Пенсионного
фонда по месту жительства.
Страховое
свидетельство заполняется уполномоченным должностным лицом органа Пенсионного фонда,
удостоверяется подписью руководителя этого органа или его заместителя и печатью.
Номер
страхового свидетельства должен совпадать с идентификационным номером, предоставленным
конкретному физическому лицу как плательщику налогов и других обязательных платежей
Главной государственной налоговой инспекцией.
Орган
Пенсионного фонда в течение трех недель со дня получения анкеты оформляет страховое
свидетельство застрахованного лица или в случае необходимости внесения уточнений
к сведениям о ней направляет через страхователя застрахованному лицу соответствующий
запрос по форме, установленной Пенсионным фондом. Застрахованное лицо не позднее
чем через неделю со дня получения этого запроса уточняет в нем сведения о себе (в
случае необходимости подтверждает их документально), подписывает его и через страхователя
возвращает запрос соответствующему органу Пенсионного фонда.
Страховое
свидетельство хранится у застрахованного лица. Оно предъявляется в случае получения
услуг и материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному
страхованию, заключение трудового договора (контракта), договора гражданско-правового
характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, при приеме
на обучение, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
Виды трудовых договоров.
особенности составления отдельных видов трудовых договоров
Контракт способствует
углублению индивидуально — договорного регулирования трудовых отношений за счет
установки только необходимых, так и дополнительных условий труда, связанных с выполнением
сторонами принятых на себя обязательств. Индивидуальный характер контракта определяет
то, что условия оплаты труда работника по контракту является результатом договоренности
его сторон. Они могут отличаться от установленных для других работников и зависят
от выполнения условий контракта. Последний позволяет максимально учесть человеческий
фактор, поставить на первый план личность работника, повысить его правовой статус
по сравнению с действующим законодательством и коллективным договором. Его содержание
шире, более комплексным по сравнению с другими видами трудового договора, а форма
обязательно письменной. В контракте могут быть установлены специальные меры обеспечения
выполнения принятых на себя сторонами обязательств, не присущие другим видам трудового
договора. Контрактом могут устанавливаться дополнительные основания прекращения
трудовых отношений, не предусмотренные трудовым законодательством, а также меры
ответственности его сторон, в том числе по возмещению материального и морального
вреда, причиненного неправомерным расторжением контракта. Заключая контракт, стороны
могут определить определенный результат, который должен быть достигнут работником
в процессе его выполнения. Трудовые отношения по контракту имеют срочный характер,
но при определенных условиях он может быть преобразован в бессрочный трудовой договор
(ст. 39 КЗоТ).
Порядок
заключения контракта регулируется Положением о порядке заключения контракта с руководителями
предприятия, находящегося в государственной собственности, при найме на работу,
утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19 березня1993 г. № 203,
а также Положением о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу
работников, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 1994
№ 170.
В
соответствии со ст. 24 КЗоТ контракт заключается в письменной форме и подписывается
работодателем и работником, которого принимают (нанимают) на работу по контракту.
Он оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и хранятся
у каждой из сторон контракта. При подготовке текста контракта должна применяться
Типовая форма контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной
собственности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 2 августа
1995 № 597, или Типовая форма контракта с работником, утвержденная приказом Министерства
труда Украины от 15 апреля 1994 г.. № 23.
Трудовые договоры
об организованном наборе работников на работу на отдельных предприятиях
народного хозяйства заключаются с лицами, достигшими восемнадцати лет, изъявили
желание работать вне постоянного места жительства и по состоянию здоровья пригодны
выполнять физические работы, на которые они направляются. Это ограничение вызвано
тем, что такие договоры преимущественно заключаются на работы вне постоянного места
жительства. Договоры могут заключаться с мужчинами не страше 55 лет и с женщинами
не старше 50 лет, годные по состоянию здоровья.
Лица,
которые заключают такой договор, как правило, направляются на физические работы.
Поэтому перед принятием их на работу они приходят медицинский уход.
Особенностью
этих договоров является то, что они заключаются не с предприятиями или строениями,
где работники будут работать, а со службами занятости населения, которые выступают
от имени этих предприятий или строений.
Службы
занятости населения, заключая договоры о организованный набор рабочих, обязаны в
письменной форме четко определить основные права и обязанности работника. Прибыв
на место работы, работник может требовать предоставления ему именно тех прав и выполнять
только те обязанности, которые закреплены в письменной форме трудового договора,
а не данные ему в устной форме при его заключении.
Определенные
особенности имеет трудовой договор с государственным
служащим. Государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность
лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому
выполнению задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных
средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные
полномочия. Порядок прохождения государственной службы определяется Законом Украины
» О государственной службе» и нормативными актами, принятыми в его исполнение.
Особый
правовой статус государственного служащего как представителя государства, публичность
его трудовой функции предопределяют особый порядок заключения с ним трудового договора,
повышенную ответственность, существование определенных ограничений, в том числе
при приеме на работу.
Так,
не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе
и его аппарате лица, которые: признанные в установленном порядке недееспособными; имеют судимость, которая несовместима с занятием должности, в случае принятия
на службу будут непосредственно подчинены лицам, которые являются их близкими родственниками
или свояками. На государственных служащих распространяются ограничения, предусмотренные
Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».
Государственные служащие не могут принимать участие в забастовках и совершать другие
действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа.
Претендент
на занятие должности государственного служащего 3 — й — 7- й категорий подает по
месту будущей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера,
в том числе за рубежом, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее
на занятие должности государственного служащего 1 — й и 2- й категорий, должно подать
также сведения о принадлежащих ему и членам его семьи недвижимом и ценном движимом
имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.
Прием
на государственную службу на должности 3 — й -7- й категорий осуществляется на конкурсной основе. Данные о вакансиях должностей
государственных служащих подлежат публикации и распространению через средства массовой
информации не позднее чем за один месяц до проведения конкурса. Порядок проведения
конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих утвержден постановлением
Кабинета Министров Украины от 15 февраля 2002 № 169. Конкурсная комиссия на основании
рассмотрения представленных документов, результатов экзамена и собеседования с кандидатами,
успешно сдавшие экзамен, на своем заседании отбирает лиц для занятия вакантных должностей
государственных служащих. Решение о назначении на должность государственного служащего
принимает руководитель государственного органа на основании предложения конкурсной
комиссии в течение месяца со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией.
Перевод
на равнозначную или низшую должность в одном государственном органе, а также продвижение
по службе государственных служащих, зачисленных в кадровый резерв или успешно прошли
стажировку, может осуществляться без конкурсного отбора.
В
отличие от совместительства выполнения работы
по совмещению профессий (должностей) предусматривает выполнение работником
на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой,
определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности)
в пределах продолжительности рабочего дня или смены с доплатой в размерах, предусмотренных
коллективным договором. Как правило, доплата за совмещение профессий (должностей) максимальными размерами не ограничивается и определяется наличием полученной экономии
по тарифным ставкам (окладам) совмещаемых должностей.
Особенности
регулирования труда на условиях совмещения профессий определен в ст. 105 КЗоТ, а
также постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 № 1145. В отличие от
совместительства совмещение профессий (должностей) происходит на одном и том предприятии,
в учреждении, организации и не приводит к увеличению рабочего времени, то есть повышается
интенсивность труда работника.
Временное
заместительство — это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной
трудовым договором, обязанностей временно отсутствующего работника, если это вызвано
производственной необходимостью. Оно полагается на другого работника с его согласия
приказом (распоряжением) руководителя. Размер доплаты за временное заместительство
устанавливается в коллективном договоре предприятия. Доплата не предоставляется
штатным заместителям, если они выполняли обязанности отсутствующего работника предприятия,
учреждения, организации.
Совместительством считается
выполнение работником, кроме своей основной работы, другой регулярной оплачиваемой
работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том
же или на другом предприятии, в учреждении, организации или у физического лица по
найму. Различают два вида совместительства: внутреннее (по основному месту работы)
и внешнее (в другой работодателя). Согласия работодателя по месту основной работы
на заключение трудового договора по совместительству не требуется.
Законодательством
предусмотрены некоторые ограничения на работу по совместительству. Запрещается работать
по совместительству государственным служащим, прокурорским работникам, судьям, должностным
лицам государственных налоговых инспекций, народным депутатам за исключением преподавательской,
научной, медицинской или творческой деятельности. Согласно Положению об условиях
работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций,
утвержденного приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины,
Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 № 43, руководители государственных
предприятий, учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений
(цехов, отделов, лабораторий и т.п.) и их заместители не имеют права работать по
совместительству за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой
деятельности. В государственном секторе экономики руководители предприятий, учреждений,
организаций совместно с выборными органами профсоюзных организаций могут вводить
ограничения на совместительство отношении работников отдельных профессий и должностей,
занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, дополнительная
работа которых может повлечь последствия, негативно скажется на состоянии их здоровья
и безопасности производства. Ограничения также распространяются на лиц, не достигших
18 лет и беременных женщин. Для работников государственных предприятий, учреждений,
организаций продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех
часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Это не касается работников
других предприятий. Труд совместителей оплачивается за фактически выполненную работу.
Они имеют право на отпуск, предоставляется одновременно с отпуском по основному
месту работы. Увольнение с работы по совместительству производится по основаниям,
предусмотренным действующим трудовым законодательством, а также в случае принятия
на работу работника, не являющегося совместителем, или в случае установки или существования
ограничений на совместительство.