Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Реальный принцип закона Украины об уголовной ответственности

(Вступление в уголовного права)

  • тяжкие преступления против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины;
  • особо тяжкие преступления против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины.

Это положение отражает реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Этот принцип основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права, сущность которых заключается в том, что любое государство имеет право наказывать деяния, совершенные иностранцами за пределами ее территории и нарушают ее уголовные законы, если эти деяния посягают на основные права и свободы ее граждан или ставят под угрозу интересы государства, например

  • по ст. 115 «Умышленное убийство» УК Украины — в случае убийства гражданина Украины на территории другого государства
  • по ч. 2 ст. 258 «Террористический акт» УК Украины — за совершение за пределами Украины террористического акта по предварительному сговору группой лиц с целью провокации военного конфликта между Украиной и другим государством.

Согласно Закону Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 № 3773-VI, иностранец лицо, не состоящее в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств; лицо без гражданства лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином.


Согласно ч. 4, 5 ст. 12 «Классификация преступлений» УК Украины, тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более двадцати пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок не более десяти лет; особо тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере более двадцать пять тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, лишение свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы. Введение реального принципа в уголовное законодательство Украины является одной из форм реализации конституционного положения ч. 3 ст. 25 Конституции Украины, обязывающее государство гарантировать заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.

Понятие «преступление против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины» является оценочным и должно определяться с учетом всех конкретных обстоятельств дела. Однако основным критерием отнесения преступлений к этой категории есть общий, родовой и непосредственный объекты, а при определении преступлений против прав и свобод граждан Украины — также наличие соответствующего потерпевшего.

В частности, преступлениями против прав и свобод граждан Украины следует признавать предусмотренные УК Украины преступления против жизни и здоровья человека, против свободы, чести и достоинства личности, против половой свободы и половой неприкосновенности личности, а также некоторые преступления против конституционных, трудовых и других личных прав граждан, против собственности и некоторые другие. Так, преступлениями против интересов Украины могут быть признаны преступления против основ национальной безопасности Украины, определенные преступления против общественной безопасности, в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизации, против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и преступления против журналистов, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Согласно абз. 2 п. 3 Решение Коснтитуцийного Суда Украины от 8 апреля 1999 № 3-рп / 99 «в деле по конституционному представлению Высшего арбитражного суда Украины и Генеральной прокуратуры Украины относительно официального толкования положений статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Украины (дело о представительстве прокуратурой Украины интересов государства в арбитражном суде)», для решения дела существенным представляется выяснение понятия «интересы государства». В процессе исследования установлено, что государственные интересы закрепляются как нормами Конституции Украины, так и нормами других правовых актов. Интересы государства отличаются от интересов других участников общественных отношений. В основе первых всегда есть потребность в осуществлении общегосударственных (политических, экономических, социальных и других) действий, программ, направленных на защиту суверенитета, территориальной целостности, государственной границы Украины, обеспечение его государственной, экономической, информационной, экологической безопасности, охрану земли как национального богатства защита прав всех субъектов права собственности и хозяйствования и тому подобное.

Применение космополитического (универсального) принципу, что и реального, к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, возможно при условии, если такие лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Украины.

Следует отметить, что иностранцы или лица без гражданства, не проживающие постоянно в Украине, также подлежат в Украине ответственности согласно УК Украины, если:

Ø они за пределами Украины поступили в соучастии с должностными лицами, которые являются гражданами Украины. При этом согласно ст. 26 «Понятие соучастия» УК Украины соучастием в преступлении является умышленное совместное участие нескольких субъектов преступления в совершении умышленного преступления. Руководствуясь ч. 3, 4 ст. 18 «Субъект преступления» УК Украины, служебными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственно й власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным должностным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом; служебными лицами также признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, другие лица, которые осуществляют функции государства для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебном, должностные лица международных организаций (работники междуна й организации или любые другие лица, уполномоченные такой организацией действовать от ее имени), а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, и судьи и должностные лица международных судов., примечания к ст. 364 «Злоупотребление властью или служебным положением» УК Украины, служебными лицами в статьях 364 «Злоупотребление властью или служебным положением», 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-2 «Незаконное обогащение», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу» УК Украины лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимающие постоянно или временно в органах государственной властей, органах местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления , центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или уполномоченным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом. В Законе Украины «О гражданстве Украины» от 18.01.2001 № 2235-III определено, что гражданами Украины являются: все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины; лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков, которые на момент вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украины» (1636-12 ) (13 ноября 1991 года) проживали в Украине и не были гражданами других государств; лица, прибывшие в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», и дети таких лиц, которые прибыли вместе с родителями в Украину и на момент прибытия в Украину не достигли совершеннолетия, если указанные лица подали заявления об оформлении принадлежности к гражданству Украины; лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с законами Украины и международными договорами Украины. Вышеупомянутые лица в п. 1 являются гражданами Украины с 24 августа 1991, указанные в п. 2, — с 13 ноября 1991, а в п. 3 — с момента внесения отметки о гражданстве Украины;

Ø любой из преступлений, предусмотренных в статьях 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-3 «Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 368-4 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу» и 369-2 «Злоупотребление влиянием »УК Украины»;

Ø если они предлагали, обещали, предоставили неправомерную выгоду таким должностным лицам, или приняли предложение, обещание неправомерной выгоды или получили от них такую выгоду. В соответствии с примечанием ст. 354 «Подкуп работника предприятия, учреждения или организации» УК Украины, под предложением в статьях 354 «Подкуп работника предприятия, учреждения или организации», 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-3 «Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 368-4 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу», 369-2 «Злоупотребление влиянием», 369-3 «Противоправный влияние на результат и официальных спортивных соревнований», 370 «Провокация» УК Украины следует понимать высказывания работнику предприятия, учреждения или организации, лицу, которое предоставляет публичные услуги, или должностному лицу намерен о предоставление неправомерной выгоды, а под обещанием — выражение такого намерения сообщению о времени, место, способ предоставления неправомерной выгоды. Согласно ст. 364-1 «Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы» УК Украины, в статьях 364 «Злоупотребление властью или служебным положением», 364-1 «Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», 365-2 «Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги», 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», 368-3 «Подкуп должностного лица юридического лица частные го права независимо от организационно-правовой формы», 368-4 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги», 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу», 369-2 «Злоупотребление влиянием», 370 «Провокация подкупа» УК Украина под неправомерной выгодой следует понимать денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или неденежного характера, которые предлагают, обещают, предоставляют или получают без законных на то оснований.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+