Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Территориальный принцип закона Украины об уголовной ответственности

(Вступление в уголовного права)

  • граждане Украины;
  • иностранцы (за исключением дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые по законам Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не подсудны по уголовным делам судам Украины);
  • лица без гражданства.

В соответствии с Законами Украины «О гражданстве Украины» от 18.01.2001 № 2235-III, «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 № 3773-VI:

  • гражданин Украины — лицо, которое приобрело гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины;
  • иностранец — лицо, не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств;
  • лицо без гражданства — лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином.

В соответствии со ст. 2 Конституции Украины ее суверенитет распространяется на всю территорию, принадлежащую государству, которое осуществляет в своих пределах полные и исключительные полномочия, предусмотренные законодательством, в том числе принуждение, то есть установление и поддержание правопорядка, включая на своей территории деятельность публичной власти другого государства. Руководствуясь Законом Украины «О государственной границе Украины» от 04.11.1991 № 1777-XII, государственную границу Украины есть линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют границы территории Украины — суши, вод, недр, воздушного пространства.

К понятию «территория Украины» следует относить:

  • сушу, моря, реки, озера и другие водоемы, недра земли в пределах границы Украины, а также воздушное пространство над сушей и водным пространством, в том числе и над территориальным морем. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона, к территориальному морю Украины принадлежат прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Географические координаты этих точек утверждаются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины. В отдельных случаях другая ширина территориального моря Украины может устанавливаться международными договорами Украины, а при отсутствии договоров — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • военные корабли, приписанные к портам на территории Украины, находящихся под флагом Украины в открытом море, в территориальном море или портах других государств;
  • невоенные суда, приписанные к портам на территории Украины, находящихся под флагом Украины в открытом море;
  • иностранные невоенные суда, находящиеся в территориальном море или порту Украины. Согласно п. 5 ст. 28 вышеупомянутого Закона, в территориальном море и внутренних водах Украины органы Государственной пограничной службы Украины при выполнении возложенных на них задач относительно иностранных и украинских невоенных судов имеют право снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление и подлежат уголовной ответственности по законодательству Украины, передавать этих лиц органам досудебного расследования, если иное не предусмотрено международными договорами Украины;
  • военные воздушные суда Украины, приписанные к аэропортам на ее территории, которые под опознавательным знаком Украины находятся в открытом воздушном пространстве, в воздушном пространстве или на аэродроме другого государства;
  • невоенные воздушные суда Украины, приписанные к аэропортам на ее территории и находятся за пределами государства в открытом воздушном пространстве под опознавательным знаком Украины.

Также выделяют объекты, не являющиеся территорией Украины, но на которые при определенных условиях, предусмотренных нормами международного права и законодательством Украины, распространяются юрисдикция и сфера применения уголовного законодательства Украины. это:

  • континентальный шельф — поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к побережью или к островам Украины и находятся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этими пределами до такого места, где глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Поверхность и недра морского дна впадин, расположенных в сплошном массиве континентального шельфа Украины, независимо от глубины, является частью континентального шельфа Украины. Важно при этом отметить, что действие закона об уголовной ответственности в пространстве касается только случаев совершения преступлений, связанных с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных и живых ресурсов, проведением буровых работ, сооружением, эксплуатацией и использованием искусственных островов, установок и сооружений, осуществлением морских научных исследований, защиты и сохранения морской сферы; прокладкой и эксплуатацией подводных кабелей и трубопроводов (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года). Вместе с тем юрисдикция и сфера применения уголовного законодательства Украины не распространяются на воды, покрывающие континентальном шельфе и воздушное пространство над ним, режим которых регулируется международным правом;
  • исключительная (морская) экономическая зона Украины — это морские районы, внешне прилегающие к территориальному морю Украины, включая районы вокруг островов, принадлежащих ей. Ее ширина составляет до 200 морских миль, отсчитанных от тех же исходных линий, что и территориальное море Украины. Действие закона об уголовной ответственности в пространстве распространяется на случаи совершения в пределах зоны преступлений, связанных с нарушением правил: ведение рыбного промысла, ведения научных исследований, проведения работ и сооружения искусственных островов, установок, сооружений и установления зон безопасности вокруг них, предотвращения загрязнения морской среды и др. Суверенные права и юрисдикция Украины относительно морского дна исключительной (морской) экономической зоны и его недр реализуются в соответствии с законодательством Украины о континентальном шельфе и Кодекса Украины о недрах (ст. 2, 4 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16.05 .1995 № 162/95-ВР).

Преступление признается совершенным на территории Украины, если оно было начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины, независимо от того, где человек был предан суду в связи с его совершением. Указанное положение охватывает как случаи совершения всего действия на территории Украины, так и случаи совершения деяния как на территории Украины, так и на территории других государств. Преступление считается совершенным на территории Украины, если его, например, было начато за рубежом, а приостановлено или закончено на территории Украины или, наоборот, начато в Украине, а приостановлено или закончено на территории другого государства. Преступление считается совершенным также на территории Украины, если он подготовлен за ее пределами, а действия, его образующих, начатые или совершенные на ее территории, или если общественно опасное деяние было начато совершено за пределами Украины, а закончено или общественное опасные последствия наступили на территории Украины. Однако практически любая из государств, на территории которой была совершена определенная часть преступных действий, может применять в отношении лица, совершившего преступление, свои уголовные законы, если ответственность за такие преступления в них предусмотрена.

Таким образом, преступление (в форме приготовления, покушения, выполнение, подстрекательство, пособничество, организационной деятельности) признается совершенным на территории Украины в случаях:

  • когда он начат и закончен на территории Украины;
  • когда он начат за пределами Украины, а действия, образующие его, совершенные на территории Украины. (Например, если лицо за пределами Украины приобрела оборудование для изготовления поддельных билетов Национального банка Украины, а напечатала их на территории Украины, то местом совершения этого преступления следует считать территорию Украины);
  • когда исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины;
  • когда общественно опасные действия были начаты или совершенные за пределами Украины, а законченные или преступное последствие наступило на территории Украины (например, выстрел был произведен с территории Молдовы, а смертельное ранение лица произошло на территории Украины).

Преступление признается совершенным на территории Украины, если его исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины. Поэтому в соответствии со ст. 27 «Виды соучастников» УК Украины, преступление следует считать совершенным на территории Украины, если организационная деятельность, подстрекательство, пособничество были осуществлены за границей, а исполнитель действовал на территории Украины, а также в противоположных случаях, когда тот или иной соучастник действовал в Украине, а исполнитель преступления — за границей. Так, исполнителем (соисполнителем) является лицо, в соучастии с другими субъектами преступления непосредственно или путем использования других лиц, в соответствии с законом не подлежащих уголовной ответственности за содеянное, совершившего преступление, предусмотренное УК Украины; организатором является лицо, организовавшее совершение преступления (преступлений) или руководила его (их) подготовкой или совершением. Организатором также является лицо, создавшее организованную группу или преступную организацию или руководившее ею, или лицо, обеспечивала финансирование или организовывала сокрытие преступной деятельности организованной группы или преступной организации; подстрекателем является лицо, уговорам, подкупом, угрозой, принуждением или иным образом склонило другого соучастника к совершению преступления; пособником является лицо, советами, указаниями, предоставлением средств или орудий или устранением препятствий способствовала совершению преступления другими соучастниками, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, приобрести или сбыть такие предметы, или иным образом способствовать сокрытию преступления.

Конституция Украины в ч. 1 ст. 9 указывает, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Юрисдикция украинского государства по решению вопроса о преступность и наказуемость деяний, совершенных на ее территории, может подвергаться частичных ограничений на основании норм международного права:

  • Европейской конвенции о передаче производства по уголовным делам 1972 г.;
  • Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.;
  • Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями 1964 г.

Или же наоборот, дополняться еще и делегированными полномочиями договаривающихся государств по параллельного применения их законодательства в иностранном государстве (в Украине), то есть может основываться на одновременном применении национального (украинского) и иностранного законодательства (Минская конвенция стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 г.). Соответствующие полномочия в аналогичных случаях делегирует также украинское государство другим договаривающимся государствам.

Решение вопроса о преступность и наказуемость деяния, совершенного на территории Украины иностранным гражданином или лицом без гражданства, проживающего в другом государстве, в определенных случаях может происходить в соответствии с их национальным законодательством, если Украина передаст соответствующей договорной государству полномочия уголовного преследования таких лиц (так называемая передача уголовного производства). Передача уголовного производства предусмотрена Европейской конвенцией о передаче производства по уголовным делам от 15 мая 1972

В соответствии с международными договорами и законодательством Украины иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, исключены из-под юрисдикции судебных властей Украины (ч. 4 ст. 6 «Действие закона об уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных на территории Украины» УК Украины).

Приведем следующие примеры международных норм права:

  • Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г .;
  • Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. .;
  • Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946
  • другие международные договоры, в которых участвует Украина.

Приведем следующие примеры национального законодательства:

  • Закон Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 № 1906 IV;
  • Указ Президента Украины «О Положении о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10.06.1993 № 198/93;
  • и другие нормативно-правовые акты Украины предоставляют дипломатического иммунитета и исключают из-под уголовной юрисдикции Украины дипломатических представителей иностранных государств и определенный круг других иностранных граждан или частично, на основе взаимности, ограничивают уголовную юрисдикцию по консульских работников и других лиц.

Полным дипломатическим иммунитетом в соответствии с Указом Президента Украины «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10.06.1993 № 198/93 пользуются:

  • глава дипломатического представительства в Украине (посол, посланник, поверенный в делах);
  • члены дипломатического персонала дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, торговые представители, военные атташе, первые, вторые и третьи секретари, заместители торговых представителей, помощники военных атташе);
  • члены семей всех указанных лиц, проживающих вместе с ними и не являются гражданами Украины;
  • глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала, члены их семей «пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть арестованы или задержаны».

Иммунитеты для членов дипломатического персонала дипломатического представительства, предусмотренные вышеупомянутым Указом, распространяются на представителей иностранных государств, на членов парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, прибывающих в Украину для участия в международных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, а также на членов их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами Украины.

Ограниченным дипломатическим иммунитетом в соответствии с Указом Президента Украины «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10.06.1993 № 198/93 пользуются:

  • дипломатические курьеры;
  • члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств;
  • члены дипломатического персонала иностранных государств в других странах, следующих транзитом через территорию Украины;
  • работники консульских учреждений, к которым относятся консульские должностные лица (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент)
  • консульские служащие, осуществляющие административно-техническое обслуживание консульского учреждения;
  • работники обслуживающего персонала консульского учреждения;
  • другие лица.

Согласно абз. 2, 4, 5 п. 10 пп. 15, 16 вышеупомянутого Указа, дипломатический курьер пользуется при исполнении обязанностей личной неприкосновенностью и не может быть арестован или задержан. Это положение применяется также в отношении временных дипломатических курьеров, предназначенных для разового перевозки дипломатической почты. Иммунитеты, предоставляемые последним, прекращаются с момента доставки ими дипломатической почты призначенням. Члены административно-технического персонала и члены семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Украины или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции в таком же объеме, как и члены дипломатического персонала. Члены обслуживающего персонала, которые не являются гражданами Украины или не проживают в Украине постоянно, пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции только в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей (п. 3 ст. 37, ст. 38 «Венской конвенции о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961).

Стоит отметить, что вопрос об уголовной ответственности лиц, имеющих дипломатический иммунитет и совершившие преступления на территории Украины, решается дипломатическим путем. На этих лиц уголовная юрисдикция Украины в соответствии с абз. 3 ст. 13 Указа Президента Украины «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине» от 10 июня 1993 распространяется только в случае согласия представляемого государства, которое она согласно ст. 32 «Венской конвенции о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961, определяет лишением определенного лица дипломатического иммунитета от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+