Условия и порядок возмещения убытков землевладельцам и землепользователям
Содержание страницы:
Условия и порядок возмещения убытков
землевладельцам и землепользователям
Условия
и порядок возмещения убытков собственникам земли и землепользователям существенно
отличаются от общеизвестных гражданско-правовых основ их компенсации. Так, согласно
ст. 157 ЗК возмещения убытков собственникам земли и землепользователям осуществляют
органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, граждане и юридические
лица, использующие земельные участки, а также указанные органы и лица, деятельность
которых ограничивает права собственников и землепользователей или ухудшает качество
земель, расположенных в зоне их воздействия, в том числе вследствие химического
и радиоактивного загрязнения территории, засорения промышленными, бытовыми и иными
отходами и сточными водами.
Порядок
определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям, утвержденный
постановлением Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 284. Согласно п.
1 указанного Порядка собственникам земли и землепользователям возмещаются убытки,
причиненные изъятием (выкупом) и временным занятием земельных участков, установлением
ограничений по их использованию, ухудшением качества почвенного покрова и иных полезных
свойств земельных участков или приведением их в непригодное для использования состояние
и неполучения доходов в связи с временным неиспользованием земельных участков.
Размеры
убытков определяются комиссиями, созданными Киевской и Севастопольской городскими,
районными государственными администрациями, исполнительными комитетами городских
(городов областного значения) советов.
В состав
комиссий включаются представители соответствующих государственных администраций,
исполнительных комитетов городских советов (председатели комиссий), владельцы земли
или землепользователи (арендаторы), которым причинены убытки, представители предприятий,
учреждений, организаций и граждане, которые будут их возмещать, представители государственных
органов земельных ресурсов и финансовых органов, органов по делам градостроительства
и архитектуры исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских (городов
районного значения) советов, на территории которых находятся земельные участки.
В случае,
когда убытки причинены ухудшением качества земель или приведением их в непригодность
для использования по целевому назначению, в состав комиссий включаются также представители
санитарно-эпидемиологических и природоохранных органов. Результаты работы комиссий
оформляются соответствующими актами, которые утверждаются органами, которые создали
эти комиссии.
Согласно
п. Порядка возмещению подлежат: стоимость жилых домов, производственных и других
зданий и сооружений, включая незавершенное строительство, стоимость плодоягодных
и других многолетних насаждений, стоимость лесных и древесно-кустарниковых насаждений,
стоимость водных источников (колодцев, прудов, водоемов, скважин т. п. ), оросительных
и осушительных систем, противоэрозионных и противоселевых сооружений; понесенные
расходы на улучшение качества земель за период использования земельных участков
с учетом экономических показателей, на незавершенное сельскохозяйственное производство
(вспашка, внесение удобрений, посев, другие виды работ), на разведывательные и проектные
работы, другие убытки собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов,
включая и неполученные доходы, если они обоснованы.
Причиненные
убытки определяются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью на момент
причинения ущерба, произведенных затрат на улучшение качества земель с учетом рыночной
или восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость определяется на основе
нормативов и индексов восстановительной стоимости, приведенные в письме Госстроя
Украины и Госкомзема Украины от 26 марта 1999 г. № 7/250 «О возмещении убытков
собственникам земли и землепользователям».
Необходимо
обратить внимание и на круг субъектов в ст. 157 ЗК, которые обязаны возмещать земельно-правовые
убытки. Безусловно, ими могут быть причинителя вреда, к которым применяются гражданско-правовые
основы компенсации причиненного вреда. Однако в данной земельно-правовой норме речь
идет о возмещении вреда, причиненного в большинстве случаев правомерными действиями.
В таких случаях по требованиям земельного законодательства, убытки возмещаются выгодоприобретателями,
т. е. субъектами, в интересах которых принимались соответствующие решения или осуществлялись
определенные действия. Так, несмотря на то, что изъятие (выкуп) земель производится
по решению соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления,
убытки землевладельцев и землепользователей, возмещаются не указанными органами,
а юридическими или физическими лицами, в интересах которых принято решение об изъятии
(выкупе) земель.
Убытки
возмещаются предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, которые причинили,
за счет собственных средств не позднее одного месяца после утверждения актов комиссий,
а при изъятии (выкупе) земельных участков — после принятия соответствующим советом
решения об изъятии (выкупе) земельных участков в период до выдачи документа, удостоверяющего
право на земельный участок предприятия, учреждения, организации или гражданина.
При изъятии (выкупе) земельных участков с целью отнесения их к землям запаса убытки
собственникам земли и землепользователям, в том числе арендаторам, которые приняли
решение об изъятии (выкупе) земель.
В п.
6 Порядка предусматривается возможность договорного определения размера компенсации
убытков самими заинтересованными сторонами. Так, при временном занятии земельных
участков для изыскательских работ убытки определяются договором между владельцами
земли или землепользователями и предприятиями, учреждениями и организациями — заказчиками
изыскательских работ по выражением размеров убытков и порядка их возмещения в договоре.
При недостижении согласия размеры ущерба определяются комиссиями, создаваемыми Киевской,
Севастопольской городскими, районными государственными администрациями, исполнительными
комитетами городских (городов областного значения) советов. их решения могут быть
пересмотрены судом при решении соответствующих исков.
Согласно
п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения
судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» при невыполнении
предприятиями, учреждениями, организациями, временно использовали земельные участки
для проведения геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательских
работ, предусмотренных ст. 97 ЗК, обязанности привести земельный участок в прежнее
состояние за свой счет в установленный срок, они должны согласно ст. 211 ЗК, ст.
ст. 22, 623, 166, 192 ГК, возместить собственнику или землепользователю причиненный
ущерб в размере стоимости работ, необходимых для приведения земельного участка в
такое состояние. Для определения размера этого вреда суд в случае необходимости
может назначить экспертизу.
Причины возникновения, основные виды
и правовые основания решения земельных споров
Начавшаяся
в 90-х годах в нашей стране экономическая реформа с целью перехода национальной
экономики к рыночным основам, прежде вызвала существенные изменения оснований и
условий землевладения и землепользования. Земельная реформа, которая проводится
на основе разнообразия прав на землю и их равноправного функционирования, перехода
к различным формам хозяйствования на земле и формирования многоукладной экономики,
значительно повлияли на характер и содержание земельных отношений. А последние существенно
изменили причины возникновения и виды земельных споров, вытекающих из земельных
и связанных с ними отношений.
Принципами,
на которых основываются рассмотрение и разрешение земельных споров положения Конституции,
в частности ст. 8 (о прямое действие конституционных норм), ст. 14 (о гарантировании права собственности на землю), ст. 124 (о распространении юрисдикции на все правоотношения,
возникающие в государстве). Эти конституционные положения нашли свое дальнейшее
развитие в ЗК. В гл. 25 ЗК закреплено обособленную группу норм, определяющих условия
и порядок рассмотрения земельных споров.
Конечно,
законодательные основы рассмотрения и разрешения земельных споров является важной
гарантией защиты субъективных прав и законных интересов собственников земли и землепользователей.
При разрешении земельных споров имеет место не только правоприменительная деятельность,
связанная с урегулированием разногласий, возникающих при толковании земельного права.
Принятое решение по земельному спору может порождать отказ от неправомерных поступков,
признание субъективного права на земельный участок, пресечения действий, нарушающих
законные интересы землевладельцев, исполнение возложенных обязанностей в натуре,
возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства и т. д. .
Земельное
законодательство не содержит определения понятия земельных споров. Однако его можно
сформулировать на основании содержания норм ЗК. Исходя из этого, под земельными спорами следует понимать
неурегулированные разногласия, связанные с применением норм земельного законодательства
относительно владения, пользования и распоряжения земельными участками и реализацией
других прав на землю, которые возникают между субъектами земельных отношений и подлежат
разрешению в установленном законом порядке.
Земельные
споры могут возникать по разным причинам. Наиболее распространенными из них являются:
неврегульованисгь или неполнота урегулированности соответствующих отношений действующим
законодательством, внутренняя противоречивость самих норм земельного законодательства,
регулирующих однотипные отношения; противоречия между нормами земельного законодательства
и нормами других природноресурсових отраслей законодательства, регулирующих близки
по своему содержанию положения: не согласованность нормами-принципами правового
регулирования земельных отношений и нормами-правилами земельного законодательства;
недостаточная юридическая квалификация должностных лиц, применяющих земельно-правовые
нормы, разногласия в правопонимании и недостаточная правовая осведомленность участников
земельно-правовых споров.
В действующем
ЗК изменен не только расположение норм о земельных спорах, но и основания их разделения
на определенные виды. Его содержание позволяет распределять 4 вида таких споров:
1) споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, составляют
собственно земельные споры;
2) споры о разграничении территорий сел, поселков, городов,
районов и областей, по сути является административно- территориальными спорами;
3) споры по правилам добрососедства, установления ограничений по использованию земель
и земельных сервитутов;
4) споры, связанные с земельными отношениями.
К последним
можно отнести имущественные споры, связанные с землевладением или землепользованием,
споры о возмещении убытков и потерь собственников земли и землепользователей, споры,
связанные с платой за землю и некоторые другие споры. В отличие от предыдущего ЗК,
действующий земельный закон не выделяет такие споры в отдельные виды. Однако это
не означает, что они исчезли или утратили свое значение. Наоборот, указанные споры
остаются распространенными на практике и решения вызывает значительные трудности.
В литературе
нет единого мнения относительно правовой природы споров, связанных с отказом конкретного
органа удовлетворить заявление или ходатайство о предоставлении земельных участков.
На основании земельного законодательства, действовавшим ранее, И. 0. Иконицька относила
такие споры к земельным. По утверждению М. М. Осокина, основанного
на обновленном содержании земельного законодательства, споры, возникающие по поводу
отказа компетентного органа в предоставлении земельного участка, не являются земельными. Последний подход к правовой природы указанных
споров является более реальным, поскольку они не связаны с нарушением субъективного
права на конкретный земельный участок. Предметом спора здесь не конкретный земельный
надел, а решения соответствующего властного органа . Кроме того, обжалование в суде такого решения
рассматривается не в порядке искового внедрения, а в порядке производства по делам,
возникающим из административно-правовых отношений, которые не отличаются от рассмотрения
других оспариваемых решений органов исполнительной власти, местного самоуправления
и их должностных лиц.