Конституционные основы земельного права и их значение для развития земельного законодательства
Конституционные основы земельного права и их значение для развития земельного законодательства
Конституция как Основной закон страны
имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются юридическими нормами прямого
действия. Конституционные нормы являются юридической основой для формирования и
функционирования национальной правовой системы. Итак, Конституция является фундаментальным
источником всех отраслей права, в том числе и земельного.
Все конституционные нормы, регулирующие отношения
по использованию и охране земель можно условно разделить на 4 основные группы:
1) положения, устанавливающие основы правового
режима земли как природного объекта и природного ресурса: земля,
ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы являются объектами
права собственности Украинского народа (ст. 13); земля является основным национальным
богатством, находящимся под особой охраной государства; право собственности на землю
гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами
и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14);
2) положения, закрепляющие право граждан на землю:
никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности
является незыблемым; принудительное отчуждение объектов права частной собственности
может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости,
на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного
и полного возмещения их стоимости; каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться
своей собственностью; использование собственности не может наносить вред правам,
свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию
и природные качества земли (ст. 41); граждане имеют равные конституционные права
и свободы и равны перед законом (ст. 24); иностранцы и лица без гражданства пользуются
теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане
Украины, — за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными
договорами (ст. 26).
3) положения, определяющие компетенцию органов
государственной власти и местного самоуправления по использованию и охране земель. Эти положения
закреплены в нормах, регламентирующих общеправовую компетенцию органов государственной
власти и местного самоуправления, и не имеют четкой отраслевой конкретизации;
4) положения, закрепляющие природоохранные
положения: право
каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду; на возмещение причиненного
нарушением этого права вреда; на свободный доступ к информации о состоянии окружающей
природной среды, не может быть засекречена (ст. 50); правосубъектность государства
в сфере охраны окружающей природной среды, означает обеспечение экологической безопасности
и поддержание экологического равновесия на территории страны (ст. 16); обязанность
каждого гражданина не наносить вред природе, возмещать причиненные им убытки (ст.
66); ответственность владельца за ухудшение экологической ситуации и природных качеств
земли (ч. 7 ст. 41).